ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 2419
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29
Упражнение 14. Определите, какие понятия из приведенных ниже являются положительными, а какие отрицательными:
Пример: Незаконный – отрицательное.
Верность – положительное.
1) Законный.
2) Анархия.
3) Безволие.
4) Ананас.
5) Беспорядок.
6) Аноним.
7) Гуманизм.
8) Неявка.
9) Произвол.
10) Принципиальность.
11) Контратака.
12) Невесомость.
13) Антифашист.
14) Компетентность.
15) Контроль.
16) Недееспособность.
17) Антиквар.
18) Коррупция.
Упражнение 15. Выясните, относительными или безотноситель- ными являются следующие понятия:
Пример: Студсовет – безотносительное.
Начало – относительное.
1) Рабочий.
2) Левый берег.
3) Политики.
4) Ребенок.
5) Верх.
6) Опасность.
7) Причина.
8) Проблема.
9) Устав университета.
10) Положение.
11) Ректор.
12) Копия.
13) Глубже.
14) Истец.
15) Практика.
16) Ускорение.
17) Племянник.
18) Республика.
19) Клинические исследования.
20) Искусство.
Упражнение 16. Определите содержание данных понятий:
Пример: Растение – понятие нерегистрирующее, конкретное, положи- тельное, безотносительное, несобирательное.
1) Халатность.
2) Весна.
3) Студент нашей группы.
4) Волевое решение.
5) Разум.
6) Солнечное затмение.
7) Административное взыска- ние.
8) Равенство всех перед зако- ном.
9) Независимость экспертов.
10) Неизвестность.
11) Число.
12) Обоснованный риск.
13) Правдивость.
14) Невменяемость.
15) Язык логики.
16) Инженерное сооружение.
17) Ятрогения.
18) Медицинские науки.
30
Упражнение 17. Дайте полную логическую характеристику по- нятиям.
Пример: Педиатр – общее, нерегистрирующее, конкретное, положи- тельное, безотносительное.
1) Треугольник.
2) Близкий.
3) Ученость.
4) Учитель.
5) Слово.
6) Необходимость.
7) Мысль.
8) Халатность.
9) Гениальность А.С. Пушкина.
10) Ответственность.
11) Дядя.
12) Непричастность.
13) Укрывательство преступле- ний.
14) Святая ложь.
15) Геноцид.
16) Объект налогообложе- ния.
17) Лето.
18) Пеня.
19) Наемничество.
20) Диверсия.
21) Неисполнение приказа.
22) Поручительство.
23) Дезертирство.
24) Сестра.
25) Спутник Юпитера.
26) Экватор.
27) Закон Бойля-Мариотта.
28) Ненастье.
29) Дед Мороз.
30) Джек Лондон.
31) Океан.
32) К.Э. Циолковский.
33) Отдаленное место.
34) Мера.
35) Парад планет Солнечной си- стемы в 1982 г.
36) Рентгеновское излуче- ние.
37) Землетрясение.
38) Сосновая поляна.
39) Государство.
40) Условный знак.
41) Южная граница России.
42) Кавалерия.
43) Бережливость.
44) Примирение.
45) Учитель.
46) Победа.
47) Законность.
48) Море.
49) Кража.
50) Кремль.
51) Бескорыстие.
52) Здоровье.
53) Министерство иностранных дел России.
54) Активная жизненная позиция студента.
55) Подвиг.
56) Диктатура.
57) Сравнение.
58) Зазнайство.
59) Разбойное нападение.
60) Рассказ.
61) Прогресс.
62) Оригинал документа.
63) Созвездие Льва.
64) Опасность.
65) Батальон.
66) Признанный лидер.
67) Случайность.
68) Проливной ливень.
31
69) Атеист.
70) Круг.
71) Научно-практическая конфе- ренция.
72) Человек с ограничен- ными возможностями.
73) Индивид.
74) Годовой план.
75) Военный гарнизон.
76) Героическое поколение.
77) Крайняя нужда.
78) Небрежность.
79) Штраф.
80) Качество.
81) Система здравоохранения.
82) Невесомость.
83) Молитва.
84) Учитель.
85) Личная жизнь.
86) Невоспитанность.
87) Ограничение свободы выбора.
88) Форма.
89) Социальная справедливость.
90) Министр здравоохране- ния РФ
Упражнение 18. Проверьте, правильно ли дана логическая ха- рактеристика следующих понятий:
1) Больница – общее, нерегистрирующее, конкретное, положи- тельное, безотносительное.
2) Стоматолог – общее, регистрирующее, конкретное, положи- тельное, безотносительное.
3) Презумпция невиновности – единичное, регистрирующее, аб- страктное, положительное, безотносительное.
4) Пациент – общее, нерегистрирующее, абстрактное, отрица- тельное, безотносительное.
5) Частный случай – единичное, регистрирующее, абстрактное, положительное, безотносительное.
6) Общественный деятель – общее, нерегистрирующее, конкрет- ное, положительное, безотносительное.
7) Правозащитник – общее, нерегистрирующее, абстрактное, от- рицательное, безотносительное.
8) Экзаменуемый – общее, нерегистрирующее, конкретное, отри- цательное, безотносительное.
9) Свидетель – общее, нерегистрирующее, конкретное, положи- тельное, безотносительное.
10) Ребенок – общее, нерегистрирующее, конкретное, положи- тельное, соотносительное.
11) Гражданский подвиг – единичное, регистрирующее, конкрет- ное, положительное, соотносительное.
32
12) Абсолютный слух – единичное, регистрирующее, абстракт- ное, положительное, безотносительное.
13) Великая отечественная война 1941 – 1945г.г. – единичное, регистрирующее, положительное, безотносительное.
14) Коллегиальное решение – общее, нерегистрирующее, кон- кретное, положительное, соотносительное.
15) Наемничество – общее, нерегистрирующее, абстрактное, от- рицательное, безотносительное.
16) Война – общее, нерегистрирующее, конкретное, отрицатель- ное, безотносительное.
Упражнение 19. Укажите содержание и объем следующих по- нятий:
1) Квадрат.
2) Сегодняшний день.
3) Река.
4) Наводнение.
5) Столица Франции.
6) Киево-Печерская лавра.
7) Автобус.
8) Существительное.
9) Научная теория.
10) Квадрат.
11) Учебник.
12) Товар.
13) Неграмотность.
14) Четное число.
15) Юридический закон.
16) Логика.
17) Город.
18) Философия.
19) Образ Фамусова в коме- дии «Горе от ума».
20) Планета Солнечной систе- мы.
21) Ростральная колонна.
22) Русалка.
23) Автор романа «Престу- пление и наказание».
24) Памятник на площади Бор- цов за власть Советов.
25) Западный ветер.
26) Кодекс Гиппократа.
27) Факультет нашего уни- верситета.
28) Международная Ассоциация врачей.
29) Государство.
30) Правовое государство.
31) Демократия.
32) Медицинская сестра.
33) Деонтология.
34) Медицинская этика.
35) Врачебный долг.
36) Пациент.
37) Деменция.
38) Государственная Дума.
39) Юридическое лицо.
40) Конституция.
41) Президент.
42) Больница.
33
2.4. Задачи
Республиканцы и демократы
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М, 1985).
В одной фирме каждый служащий является либо республикан- цем, либо демократом. Как-то раз один из демократов решил перейти в республиканцы, и после того, как это произошло, в фирме оказа- лось ровно столько же республиканцев, сколько и демократов. Спустя несколько недель новоиспеченный республиканец решил вновь стать демократом, так что все вернулось в исходное состояние. Потом еще один республиканец также решил перейти в демократы – при этом демократов сразу стало вдвое больше, чем республиканцев. Сколько служащих в фирме?
Мудрецы и шляпы
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М, 1985).
Трое мудрецов заспорили, кто из них умнее и, не решив между собой спор, обратились за ответом к Логику. Тот предложил им за- дачу. «Перед вами пять шляп: две синие и три красные. Я надену на каждого из вас по шляпе – синюю или красную. Каждый будет видеть цвет шляп своих оппонентов, но не будет знать цвет собственной шляпы. Тот, кто первым угадает цвет своей шляпы, и является самым умным среди вас». С этими словами Логик надел на каждого из трех мудрецов красную шляпу. Долго раздумывали мудрецы над решени- ем поставленной задачи. Наконец, один воскликнул: «На мне крас- ная!». Воспроизведите ход его рассуждений.
Большие и малые птицы
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М, 1985).
Большие и маленькие птицы. Вот еще одна задача, которая ре- шатся как алгебраически, так и с помощью рассуждений; я и тут пред- почитаю здравый смысл. В зоомагазине продают больших и малень- ких птиц. Большая птица вдвое дороже маленькой. Леди, зашедшая в магазин, купила 5 больших птиц и 3 маленьких, Если бы она вместо этого купила 3 больших птицы и 2 маленьких, то потратила бы на 20 долларов меньше. Что стоит каждая птица?
Переправа
Два человека подошли к берегу реки. На берегу лодка, которая может поднять только одного. Как им переправиться на противопо- ложный берег?
34
ТЕМА 3
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
3.1. Методические указания к теме
Цель: а) закрепить приобретенные знания о типологии и харак- теристиках понятий, отношениях между ними, об определениях по- нятий; б) выработать практические навыки использования понятий в текстах документов.
Отношения между двумя понятиями выступают в виде их совме-
стимости (когда объемы понятий совпадают частично или полностью, например, «студент, спортсмен»») и несовместимости (когда объе- мы понятий не имеют ни одного общего элемента, например «круг и «квадрат»). При этом нельзя путать отношения совместимости в от- ношениях целого и части («факультет» и «университет» – понятия несовместимые).
Отношения совместимости выражается в виде тождества, подчи- нения и пересечения. Тождество – объем одного понятия полностью совпадает с объемом другого понятия; подчинение – объем одного понятия полностью входит в объем другого; пересечение – объемы понятий частично совпадают.
При подчинении подчиняющее понятие называется родом по от- ношению к подчиненному, а подчиненное – видом по отношению к подчиняющему.
Пример: понятие «животное» является родовым по отношению к видовому «слон».
Отношения между понятиями иллюстрируются с помощью так на- зываемых кругов Эйлера.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 35
Отношения совмеcтимости
Отношение тождества
Отношение подчинения
Отношение пересечения
A = B
A
B
A
B
А – «город на Неве»
В – «Неваград»
А – «музей»
В –«Русский музей»
А – «музей»
В – «памятник архитектуры»
35
Отношения несовместимости выражаются в соподчинении, про- тивоположности и противоречии.
Соподчинение – объемы понятий А и В произвольным образом входят в объем третьего родового понятия С. Противоположность – объемы понятий А и В занимают наиболее удаленные относительно некоего качества позиции. Противоречие – объемы понятий А и не-А
В полностью исчерпывают объем родового понятия С.
Отношения несовместимости
Отношение соподчинения
Отношения противоположности
Отношения противоречия
В
А
С
А
С
В
А
В
С
А – Русский музей
В – Эрмитаж
С – Музей
А – Белый
В – Черный
С – Цвет
А – Белый не-А – Небелый
С – Цвет
3.2. Вопросы для самопроверки
1) Проанализируйте отношения между понятиями.
2) Что такое подчинение понятий? Приведите примеры.
3) Что такое соподчинение понятий? Приведите примеры.
4) Какие понятия называются противными или противоположны- ми? Приведите примеры.
5) Какие понятия называются противоречащими? Приведите при- меры.
6) Что такое пересекающиеся понятия? Приведите примеры.
7) Какие понятия несравнимы?
8) Что необходимо для того, чтобы понятия можно было сравни- вать?
9) Какие понятия называются равнозначащими? Приведите при- меры.
10) Зачем в логике нужны круги Эйлера?
36
3.3. Упражнения
Упражнение 1. Употребляя слова «все», «некоторые», «каж- дый», укажите отношение по объему между следующими поняти- ями:
1) Прямоугольный треугольник – равнобедренный треугольник.
2) Равносторонний треугольник – равноугольный треугольник.
3) Прямоугольник – квадрат.
Упражнение 2. Являются ли совместимыми понятия?
1) Невиновный, осужденный.
2) Командная игра, спортив- ная игра.
3) Книга, тетрадь.
4) Любитель, спортсмен.
5) Грамм, единица измерения.
6) Слон, африканское живот- ное.
7) Книга, учебное пособие.
8) Диагноз, лаборант.
9) Компьютер, диск.
10) Кража, грабеж.
11) Преступление, преступ- ник.
12) Сладкий, несладкий.
13) Ревматолог, терапевт.
14) Авторучка, карандаш.
15) Способность, память.
16) Столетие, год.
17) Книга, библиотека.
18) Борьба, дзюдо.
19) Книга, учебник.
20) Дзюдо, каратэ.
21) Книга, пособие.
22) Варежки, шарф.
23) Волейбол, баскетбол.
24) Зерно, трава.
Упражнение 3. Подберите понятия, равнозначные данным:
Пример: Автор музыки итальянской оперы «Аида» – Дж. Верди.
1) Ромб.
2) Полдень.
3) Конституция.
4) Порицание.
5) Тарелка.
6) Первый космонавт.
7) Рука.
8) Автор романа «Тихий Дон».
Упражнение 4. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным:
Пример: Солист Большого театра – лауреат Государственной премии
России.
37
1) Слушатель.
2) Академия.
3) Народный судья.
4) Киноактер.
5) Браконьер.
6) Депутат.
7) Военнослужащий.
8) Первопроходец.
9) Инженер.
10) Рекордсмен.
Упражнение 5. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие:
Пример: Студент: подчиненное – студент университета; подчиняющее – учащийся высшего учебного заведения.
1) Комедия.
2) Завод.
3) Честность.
4) Озеро.
5) Улица.
6) Консульство.
7) Писатель.
8) Награда.
9) Пьеса.
10) Понятие.
11) Повесть.
12) Химический элемент.
Упражнение 6. Подберите понятия, соподчиненные данным:
Пример: Политический режим – демократический, авторитарный, то- талитарный.
1) Помещение.
2) Городской транспорт.
3) Ученое звание.
4) ВУЗ.
5) Болезнь.
6) Офицер.
7) Спортивная игра.
8) Музыкальный инструмент.
9) Поощрение.
10) Сделка.
Упражнение 7. Подберите понятия, противоположные и проти- воречащие данным:
Пример: Маленький: противоположное – большой; противоречащее – немаленький.
1) Холодный климат.
2) Красивый поступок.
3) Научный.
4) Гармоничный.
5) Большая река.
6) Смелый.
7) Легкая работа.
8) Глубокий.
9) Верность.
10) Друг.
11) Законный.
12) Права.
38
Упражнение 8. Определите вид отношений между понятиями и изобразите его с помощью круговых диаграмм Эйлера:
1) Законченная повесть, незаконченная повесть.
2) Строение, дом, деревянный дом, беседка, недостроенное стро- ение.
3) Трусливый человек, нетрусливый человек.
4) Карлик, великан.
5) Университет, биологический факультет.
6) Собака, хвост.
7) Точка, запятая, двоеточие, знаки.
8) Населенный пункт, город, город на Днепре, столица, город
Украины.
9) Спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, Луна, спутник Юпитера, Марс.
10) Пожар, причина пожара, взрыв атомной бомбы, поджог, мол- ния.
11) Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, дикое животное.
12) Главврач, врач, медицинский работник, благородный чело- век, нечестный человек.
13) Морское судно, крейсер, танкер, транспортное средство, гру- зовое транспортное средство.
14) Пудель, такса, собака, домашнее животное, лошадь.
15) Мяч, детский мяч, спортивное снаряжение, баскетбольный мяч, гантели.
16) Книга, учебное пособие, учебник, учебник по логике, книга
«Война и мир».
17) Медведь, панда, бурый медведь, животное, млекопитающее, крокодил.
18) Дом, деревянный дом, каменный дом, одноэтажный дом, не- достроенный дом.
19) Населенный пункт, село, город, город России, столица.
20) Предприниматель, депутат, отец, спортсмен, легкоатлет.
21) Память, способность, зрительная память, хорошая память, плохая память.
22) Велосипед, двухколесный велосипед, трехколесный велоси- пед, детский велосипед, спортивный велосипед.