Файл: Лекция 1 "Предварительное понятие истории философии".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как физический мир подчинен закону движения, так мир моральный подчинен зако- ну эгоистического интереса. Движимые себялюбием, люди стремятся только к собст-
100 венному благу, т.е. к счастью. Поскольку общество, по Гельвецию, есть лишь соб- рание отдельных лиц, это стремление к счастью квалифицируется либо как доброде- тель, если личный интерес человека согласуется с интересами общества в целом, ли- бо как преступление, если расходится с ними. Таким образом, эгоизм и стремление к счастью есть тот естественный источник нравственности, который в состоянии на- править к общему благу страсти отдельных лиц без вмешательства религии и церкви.
Для этого просвещенный государь должен только издать такие законы, которые смогли бы обеспечить совпадение личного и общественного интереса у наибольшего числа граждан. Этика – пустая наука, если она не сливается с политикой и законода- тельством. Но поскольку стремление к личному благу действует в человеке с необхо- димостью, говорить о свободе человеческой воли нельзя. “Добродетельный человек – не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, ибо такой человек невозможен, - утверждает Гельвеций, - а тот, чья силь- ная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным.”
2
С материалистическим учением о природе, обобщившим достижения естествознания своей эпохи, выступил барон Поль Анри Гольбах (1723-1789). Он полагал, что все- ленная или природа как таковая представляет собой систему, т.е. целое, состоящее из частей, каждая из которых так же является целым, системой. Эти частные системы необходимым образом зависят от общей системы природы, а она зависит от своих составляющих. Основой всеобщей взаимосвязи явлений выступает, по Гольбаху, не- прерывная цепь материальных причин и действий, замкнутая в безначальный и бес- конечный круговорот изменений, которые различные вещи, двигаясь, постоянно вы- зывают друг в друге. В силу движения, сообщаемого и получаемого по простым ме- ханическим законам притяжения, инерции и отталкивания, каждая вещь возникает, известное время существует и исчезает, распадаясь на составлявшие ее части. Из них тотчас складывается другая вещь, подвластная той же судьбе. Так в вечном созида- нии и разрушении своих частей утверждает себя великое целое природы.
Движения отдельных тел зависят от общего движения вселенной, а оно, в свою очередь, поддерживается массой этих частных движений. Поэтому нет нужды искать какой-то сверхъестественный источник движения или предполагать творение приро- ды из ничего. Согласно Гольбаху, во вселенной, этом огромном конгломерате всего существующего, нет ничего, кроме материи и движения. По отношению к нам мате- рия вообще есть все то, что каким-либо образом воздействует на наши органы чувств, утверждает он. Движение же есть способ существования материи, выра- жающийся в перемещении тел. Поскольку вне всеобъемлющего целого вселенной нет ничего, у природы нет конечной цели. В ней нет так же нарушающих необходи- мую механическую связь причин и следствий чудес, случайностей и свободных, т.е. самопроизвольных движений.
Человек, указывает Гольбах, есть часть и продукт природы. Он подобен всем другим ее продуктам и отличается от них лишь некоторыми особенностями своей ор- ганизации. Благодаря им человек может не только существовать, жить и чувствовать, но и мыслить, желать и действовать, т.е. сознательно преследовать свои цели. То, что именуют душой человека, на деле есть его внутренний орган – мозг. Человеческий мозг в силу своего специфического устройства способен воспринимать воздействия внешней среды на органы чувств и по-своему комбинировать их. Эти функции мозга
101
Гольбах называет сознанием и рассудком. Разум есть совокупность различных способностей мозга, а ум – умение их демонстрировать. Мышление, таким образом, является способом бытия материи, некоторым движением в человеческой голове.
Дух же, трактуемый метафизиками как нематериальная субстанция, просто не суще- ствует. “В ответ на жалобы, что этого механизма не достаточно для объяснения на- шей души, - отвечает Гольбах своим критикам, - мы скажем, что то же самое отно- сится ко всем телам природы, в которых наипростейшие движения, обычнейшие яв- ления и способы действия являются необъяснимыми тайнами, первых принципов ко- торых мы никогда не познаем.”
3
Ведь мы можем знать только то, о чем свидетельст- вуют наши чувства и опыт, а эти принципы скрыты от них.
В каждый момент своей жизни человек производит опыты. Каждое испытываемое им ощущение является фактом, запечатлевающим в мозгу идею, сохраняемую памятью.
Факты проверяются многократными экспериментами. Рассудок объединяет идеи в логически связанную цепь – науку, воспроизводящую, насколько это возможно, все- общую взаимосвязь явлений природы. Согласно Гольбаху, наука основывается толь- ко на истине, а сама истина заключается в верных сообщениях наших чувств о каче- ствах предметов, познаваемых нами опытным путем. Поэтому мышление и наука от- нюдь не освобождают человека от действия довлеющих над ним законов движения материи. Все во вселенной подчинено фатальности – жестко детерминировано, т.е. определено необходимой и неизменной связью причин и действий. Человек, по
Гольбаху, остается машиной. Машиной является и вся природа, к числу деталей ко- торой принадлежит человеческий род. Свобода человека есть не что иное, как скры- тая от него необходимость. Наука дает людям возможность познать управляющие ими законы. Следуя этим законам, люди обретают возможность достижения счастья, т.е. жизни в согласии с природой.
На заре своего существования люди, побуждаемые страхом перед явлениями природы, которых они не умели объяснить, с помощью воображения создали сверхъ- естественное существо – Бога. Придав своей выдумке человеческий облик, они вру- чили этому бесплотному призраку свою судьбу и стали поклоняться ему. Так, поже- лав блаженства на небе, человек лишил себя счастья на земле. По убеждению Голь- баха, историческая задача материализма состоит в том, чтобы, используя данные эм- пирических наук, рассеять туман религиозных предрассудков, которые навязываются обществу служителями церкви, и распространить атеизм, возвращающий людей к природе.
В учении об общественном договоре Жан-Жака Руссо (1712-1778) француз- ское Просвещение шагнуло чуть дальше натурализма материалистов. Этот успех был достигнут благодаря исследованию им проблемы происхождения государства и пра- ва. Согласно Руссо, несмотря на то, что фактически или исторически основанием го- сударства и права выступает насилие, их истинное основание есть свобода. “Право сильного” есть мнимое право, ибо уступка силе является лишь подчинением необхо- димости. Истинное право покоится на долге как свободном акте воли, обязывающем человека соблюдать принятый им закон независимо от любых обстоятельств.
Свобода есть сущность человека. Именно свобода отличает его от дикого зверя, которым управляют инстинкты, а также от раба, не имеющего ни прав, ни обязанно- стей и повинующегося приказам господина. Отказаться то своей свободы значит от-
102 казаться от своего человеческого достоинства, считает Руссо, и нет такого возна- граждения, которое могло бы возместить человеку потерю всего.
Свобода воли состоит в самоопределении человека. Она достигается им только путем подчинения своих чувств разуму, физических склонностей и побуждений – ве- лениям совести и долга. Именно на этой основе происходит переход человеческого рода из естественного состояния, в котором господствуют грубая сила и произвол отдельных индивидов, в состояние общественное или гражданское, где торжествуют закон и равенство прав всех людей.
Изменение способа существования человечества обусловлено возникновением государства. Оно представляет собой политическую организацию, чья мощь направ- лена на утверждение и защиту гражданской свободы. Государство учреждается соб- ранием индивидов, которые ради достижения всеобщего блага неформальным актом общественного договора добровольно отдают все свои особенные права под верхов- ную юрисдикцию всеобщей воли. Благодаря этой ассоциации толпа дикарей стано- вится народом – коллективным целым, сувереном, а каждый индивид превращается из тупого животного, занятого только собой, в человека и гражданина – мыслящее и живущее общественной жизнью существо.
Общественный договор, поскольку он заключается свободно, дает политиче- скому организму абсолютную власть над своими членами. Вместе с тем жизнь, сво- бода и собственность частных лиц остаются независимыми от всеобщей воли, кото- рая заботится исключительно о всеобщем благе и счастье. Руссо подчеркивает, что всеобщая воля не есть воля всех. Это не простая сумма воль частных лиц, а выявлен- ная всеобщим голосованием воля большинства, с которой как с волей народа по со- вести обязано согласиться меньшинство.
Всеобщая воля всегда права, и всякий, кто под влиянием частного интереса вы- ступает против решений большинства, является врагом народа. Он должен быть либо принужден к гражданской свободе, либо осужден как преступник. Руссо считает, что молчание народа следует понимать как его согласие с действиями правительства, на- правленными на достижение всеобщего блага. В противном случае народ может вос- стать и силой сместить назначенных ранее комиссаров, которые под видом служения его интересам на деле пекутся лишь о самих себе.
1
Дидро Д. Мысли к истолкованию природы. – Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1986. С. 340.
2
Гельвеций К.А. Об уме. – Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1973. С.413 3
Гольбах П.А. Система природы // Избр. произв. в 2-х тт. Т. 1. М., 1963. С. 153.
Лекция 29
Философия эпохи Просвещения:
немецкое просвещение
Христиан Вольф, Готхольд Эфраим Лессинг, Иоганн Готфрид Гердер
Немецкий просветитель Христиан Вольф (1679-1754) одним из первых начал писать свои произведения на родном языке. Основав влиятельную школу, он инициировал распространение философии в Германии. Философию, в отличие от религии, Вольф считал мирской мудростью. Она призвана служить счастью людей, невозможному без ясных и подтверждаемых опытом понятий о мире и человеке. Чтобы выполнить
103 свое назначение, философия должна стать основанием других наук - выявить пра- вильные принципы, точные методы и надежные критерии истинного познания. Для достижения этой цели Вольф предпринял дедуктивную систематизацию всего зна- ния, накопленного философией и эмпирическими науками к XVIII столетию. При об- работке этого гигантского материала он использовал принципы метафизики Лейбни- ца и Декарта, а также спинозовскую геометрическую манеру рассмотрения предмета.
Вольф полагал, что правильность каждого шага философской мысли и общезначи- мость ее выводов целиком обеспечиваются точностью определения исходных поня- тий и отказом от положений, не согласующихся с опытом и рассудком.
Ради удобства преподавания Вольф разделил философию на теоретическую и прак- тическую, разбив каждую из них на ряд относительно самостоятельных дисциплин. В теоретическую философию он включил формальную логику и метафизику. В составе метафизики Вольф выделил онтологию (учение о категориях как наиболее общих оп- ределениях сущего), космологию (учение об общем устройстве вселенной), рацио- нальную психологию (учение о сущности души) и естественную теологию (учение о доказательствах бытия Бога). Практическая философия распадается у Вольфа на ес- тественное право, мораль, международное право и экономику. Завершают вольфов- скую универсальную науку эмпирико-теоретические дисциплины (эмпирическая психология, телеология и догматическая физика), дисциплины эмпирико- практические (техника и экспериментальная физика) и математика, содержащая, кроме алгебры и геометрии, дифференциальное и интегральное исчисление, архитек- туру и военное искусство. В этом виде учение Х. Вольфа было признано в Германии официальной академической философией и положено в основу учебных программ многих немецких университетов и некоторых других высших учебных заведений Ев- ропы.
Выдающийся немецкий эссеист Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) в работе
“Воспитание человеческого рода”, написанной под влиянием Спинозы и Лейбница, представил историю человечества как путь от позитивной религии к религии естест- венной или рациональной. Согласно Лессингу, к позитивным религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Опираясь на авторитет откровения, они воспитывают людей до тех пор, покуда те не достигают самостоятельности, духовной зрелости.
Естественная религия содержит только такие вечные истины, которые уже воспитан- ный человек в состоянии сам постичь своим умом. Эта рациональная религия высту- пает на смену позитивной и должна стать источником истинной нравственности, ко- торая свободна от оков, налагаемых на человека каким-либо догматическим вероуче- нием, церковью или светской властью.
Идеи Лессинга развил Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). В своих знаменитых
“Идеях к философии истории человечества” он развернул мысль о том, что органиче- ское развитие природы по замыслу творца необходимым образом переходит в исто- рию человечества. В ней культуры различных народов, от первобытных до самых развитых, выступают ступенями восхождения человеческого рода к состоянию гу- манности, т.е. подлинной человечности, образованности и просвещенности.
Согласно Гердеру, человек по своей природе есть общественное существо. Он предназначен для общественной жизни, поскольку никто из индивидов не может стать человеком в одиночестве, благодаря лишь себе самому. Люди рождаются почти лишенными даже инстинктов, и только благодаря продолжающемуся всю жизнь об-
104 щению с другими людьми обретают человечность. Не будь этого принципа, не было бы и истории человечества как целого – непрерывной традиции воспитания че- ловеческого рода, связывающей воедино всех индивидов от первого до последнего.
Исторический процесс восхождения к гуманности представляет собой необходимое самораскрытие природы человека. Поэтому никакое насилие не может задержать или остановить его. Гердер убежден, что ни одна деспотия не в состоянии предотвратить тех постоянно совершающихся революций в историческом способе общественного бытия человека, которые уничтожают все отжившее и прокладывают дорогу к гар- моническому развитию всех человеческих сил и задатков.
Лекция 30
Классическая немецкая философия:
Иммануил Кант
Результатом всего предшествующего развития европейской философии стала клас- сическая немецкая философия, представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга и
Гегеля. Это произошло благодаря революции в мышлении, начатой немецкими идеа- листами в конце XVIII txtстолетия. Именно тогда ими была уяснена необходимость перехода от рассудочного образа мыслей, господствовавшего в философии с эпохи схоластики, к разумному способу мышления, который включает в себя мыслящий рассудок, но не сводится к нему. По содержанию этот переворот означал переход от представления об истине как объективном бытии природы к понятию истины, суще- ственным моментом которого выступила деятельность субъекта. Благодаря этому предметом познания прежде всего стал человеческий дух в его объективных опреде- лениях, что получило свое выражение в субъективном идеализме Канта и Фихте
Первым после Платона и Аристотеля содержательно различил чувственность, рассу- док и разум
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18