Файл: Шекспир и шекспировский вопрос. Периодизация творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В заключительной главе романа, рисуя глубоко страдающего Шарля, автор изображает рядом с ним Омэ, выступающего как воплощение торжествующей пошлости. «Вокруг Шарля никого не осталось, и тем сильнее привязался он к своей девочке. Вид ее внушал ему, однако, тревогу: она покашливала, на щеках у нее выступали красные пятна.

А напротив благоденствовала цветущая, жизнерадостная семья фармацевта, которому везло решительно во всем. Наполеон помогал ему в лаборатории, Аталия вышивала ему феску, Ирма вырезала из бумаги кружочки, чтобы накрывать банки с вареньем, Франклин отвечал без запинки таблицу умножения. Аптекарь был счастливейшим отцом, удачливейшим человеком». В финале произведения раскрывается подоплека чрезмерной «гражданской активности» Омэ и суть его «политической принципиальности»: ярый оппозиционер оказывается давно «переметнулся» на сторону власти. «…Он переметнулся на сторону власти. Во время выборов он тайно оказал префекту важные услуги. Словом, он продался, он себя растлил. Он даже подал на высочайшее имя прошение, в котором умолял «обратить внимание на его заслуги», называл государя «наш добрый король» и сравнивал его с Генрихом IV».

Произведение «Госпожа Бовари» автор не случайно заканчивает именно упоминанием об Омэ. Для писателя он – «символ времени», тип человека, который только и может преуспеть в «мире цвета плесени».

Пессимистический конец романа приобретает отчетливую социально‑обличительную окраску. Гибнут все герои, обладающие хоть какими-то чертами человечности, зато торжествует Омэ.


17. Викторианство как феномен английской культуры и тип сознания. Творчество Ч. Диккенса. Основные темы и образы. Анализ произведения на выбор («Рождественская песнь в прозе», «Приключения Оливера Твиста», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Жизнь Дэвида Копперфилда»).

Викторианская литература — это литература, созданная во время правления королевы Виктории (1837-1901) (викторианская эпоха). Он образует связь и переход между писателями романтического периода и очень разной литературой 20-го века.

Понятие викторианства, связанное с викторианской эпохой, означает определенную идеологию, образ мыслей и жизни, духовную атмосферу, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом. В XX в. термин «викторианство» получил самое широкое толкование. Одно время оно сводилось лишь к позитивным сторонам викторианской культуры, к якобы устойчивым эстетическим и этическим нормам, которых нет в современном обществе. Однако если учесть деятельность писателей «блестящей плеяды», то станет ясно, насколько призрачными были представления о золотом веке читателей XX столетия, по-настоящему не вникавших в диалектику сложного и противоречивого времени, когда мирно уживались:

  • серьезный и глубокий критицизм,

  • осуждение эгоизма правящих классов с проповедью самоусовершенствования и альтруизма;

  • когда наряду с буржуазным практицизмом и расчетом культивировалась личная порядочность и честность, высокая ответственность и трудолюбие;

  • когда решался вопрос о всеобщем избирательном праве и рабочие впервые в истории выступили единой политической силой, способной отстаивать свои требования не стихийно, а организованно, сознательно и целеустремленно.

Представители эпохи: Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, три сестры Бронте, Джордж Элиот и Томас Харди.

Основные темы и образы: Викторианские романы, как правило, являются идеализированными портретами трудных жизней, в которых тяжелая работа, настойчивость, любовь и удача в конце концов побеждают; добродетель будет вознаграждена, а правонарушители соответствующим образом наказаны. Они, как правило, имели улучшающую природу с центральным моральным уроком в сердце. Хотя эта формула была основой для большей части ранней викторианской фантастики, ситуация становилась все более сложной по мере продвижения века.



В XIX столетии наивысшего расцвета в Англии достигает роман, связанный с активной политической и социальной жизнью страны, отражающий духовные потребности общества. «Домби и сын», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Рождественские повести» Ч. Диккенса, «Ярмарка тщеславия» У. М. Теккерея стали наиболее ярким художественным обобщением, символом эпохи.

Анализ произведения «Рождественская песнь в прозе»

Краткое содержание:

Эбинейзер Скрудж старый жадный старик, живущий свою жизнь скупо и скучно. Он никогда никому не помогает, но занят лишь своим бизнесом, постоянно подсчитывая свои доходы. Когда наступило время подготовки к очередному Рождеству, к нему пришли благотворители, которые просили помощи для детей неимущих семей и сирот. Старик бесцеремонно их прогнал, а на приглашение своего племянника на праздник ответил отказом.

В сочельник главный скряга города с неохотой отпускает домой Боба Крэтчита, своего клерка, домой. Недовольный и в дурном расположении духа он закрывает свою контору, и, подсчитывая в уме убытки своей компании, сам возвращается домой. Дома Скруджу является дух Марли Джейкоба, который умер в сочельник 7 лет назад. Он сообщает Скруджу, что когда Марли умер, ему пришлось очень тяжело из-за того, что при жизни он не сделал ни одного доброго дела. Из сострадания к Скруджу Марли решил послать ему троих разных добрых духов для того, чтобы Скрудж постарался переосмыслить свою жизнь.

Святочный дух появился в первые минуты после полуночи на следующую ночь. Этот дух взял старика с собой в прошлое, где тот был ребенком, а затем полных надежд и энтузиазма юношей. Скрудж наблюдал за прошлым собой с большим удовольствием и ностальгией. Но затем Дух показал ему, как юноша начал меняться и черстветь, становился скупым и озлобленным. Из-за этого Скруджа бросила девушка и вышла замуж за другого. Старику тяжело и больно было вспоминать это, поэтому он попросил Духа поскорее вернуть его домой.

Дух нынешних Святок, проводил скупого старика по городу, показав, как красиво он украшен и какое радостное настроение у всех людей. Они побывали в доме его клерка Боба, увидели, что, несмотря на бедность, в доме царили радость и веселье, и единственный тост, который был принят семьей с неохотой, был тост за начальника конторы отца. Он видит больного сына Боба, - Тима. В доме племянника тоже царило веселье, и племянник относился к нему с теплом и добротой.


Дух будущих Святок на третью ночь показал Скруджу будущее. Все говорили о смерти какого-то жадного старика и даже радовались его смерти. Главный герой увидел воров, которые грабили нажитое имущество этого скупца. Скрудж увидел гроб этого человека и понял, что это был он сам, - и никто не говорил о покойнике и одного доброго слова. Эбинейзер увидел и могилку маленького Тима, сына клерка Боба. Сердце его сжималось от боли. После этого Скрудж решил измениться. Он начал отдавать много денег на благотворительность и заботился о Тиме как о собственном сыне, повысив своему клерку зарплату, чтобы тот больше не жил в такой нищете как раньше.

Порой нам нужно посмотреть на свою жизнь со стороны, чтобы понять, что идет не так и попытаться ее изменить.

Анализ:

Замысел написать произведение на тему Рождества возник у художника по дороге в Манчестер, куда Ч. Диккенса пригласили выступить с докладом о важности обучения для работников фабрик и заводов. Тогда писатель решил написать сочинение именно для тружеников, чтобы даже самый бедный человек мог купить и прочитать хорошую книжку, чтобы у бедняков появилась вера и надежда в их жизни. "Рождественская песнь в прозе" стала началом серии "Рождественские книги", куда всего вошли три повести. Эти книги были напечатаны накануне Рождества. Чарльз Диккенс издавал их за свой счет, уверен, что образование и воспитание помогут решить проблемы бедности и преступности в обществе.

В первом куплете произведения призрак умершего Марли явился к Скруджу как напоминание о духовной смерти. Со слов Марли читатель узнает, что тот жалеет о прожитых зря годах. Он мало творил добра, за это его душа обречена, мучиться после смерти ("непрестанные угрызения совести"). Призрак Марли хочет обратить Скруджа к человечности и доброте, поэтому и обращается к нему, обещая дальнейшие встречи с другими Приведениями-Духами Прошлого, Настоящего и Будущего. Это должно помочь жестокому и жадному Скруджу переосмыслить свою жизнь и отношения с людьми.

Во втором куплете автор фантастики показал прошлое Скруджа. Герой встречается с первым Призраком - Духом Древнего Рождества (то есть Духом Прошлого). С его помощью Скрудж оглянулся на свой жизненный путь, и его душа вздрогнула от увиденного. Он вспомнил все, что любил, ценил, от чего отказался ради денег. Он предал свою семью, любимую, друзей - и все это ради обогащения. Однако можно ли считать золото настоящим богатством? Скрудж увидел свое настоящее лицо и ужаснулся, поэтому он хотел потушить свет, льющееся от первого Призрака, но истину нельзя затушить, скрыть, она пробивается сквозь мрак и темноту.


В третьем куплете перед Скруджем является второй Призрак-Дух Настоящего Рождества (то есть Дух Сегодняшний). Он показывает Скруджу жилье бедных людей, которые, несмотря на нищету, любят друг друга, в их домах царит понимание и уют. И Скрудж осознает, что при всей своей болтовне не имеет главного - духовных ценностей (любви, семьи, дружеских отношений). Он начал жалеть об этом, почувствовав себя очень одиноким. Герой меняется, начинает сочувствовать и понимать настоящую цену жизни и человечности. Третий куплет построен на контрасте. С одной стороны, здесь царит веселая атмосфера Рождества, а с другой в финале куплета появляются фантастические фигуры: мальчик Невежество и девочка Нищета, которые вещают трагедию. "Они - порождение Человека", - говорит Призрак, закликая их остерегаться. В такой фантастической форме писатель утверждает, что неуважение и бедность несут смерть всем, прежде всего детям. Это воплощает образ больного малыша Тима, судьба которого вызывает у читателей слезы.

В четвертом куплете Скрудж встречается с третьим Призраком - Духом Будущего Рождества (то есть Духом Будущего). Скрудж осознает важные для себя истины. Он обладал огромными богатствами, но был ли он счастливым? Ежедневно Скрудж работал и преумножал капитал, экономил деньги, обманывал людей ради собственного обогащения. И жил настоящей жизнью? Наверное, нет. Душа его была мертва. Поэтому в четвертом куплете произведения снова возникает мотив смерти, который постоянно звучит в повести. Писатель описывает вполне реальные смерти разных людей. Однако не менее ужасной является духовная смерть человека, то есть жизнь без заботы о ближних людях, милосердия, творения добра. Такой человек для всех мертв еще при жизни. Чтобы показать Скруджу ужасные последствия его бездуховного существования, Призрак переносит героя в будущее и показывает его собственную смерть.

Признаки фантастики

Роль фантастики в раскрытии духовного омертвения и преобразования человека. С помощью фантастики автор изображает возможное ужасное будущее Скруджа его смерть, которая никого не заботила. По нему никто не плакал, только бедняки пришли в его квартиру, чтобы взять несколько вещей.