Файл: Шекспир и шекспировский вопрос. Периодизация творчества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Клавдий и Гамлет противопоставлены и в социальном плане: принца любит народ, он легко находит взаимопонимание с простыми людьми: актёрами, могильщиками, пираты пощадили его (об этом он сообщает в письме к Горацио). Поэтому Клавдий не может уничтожить принца в Дании, опасаясь народных волнений. Гамлет воспринимает короля как символ социального зла. После разговора с Призраком он думает не только о личной мести, но и о том, как восстановить справедливость:
«Век расшатался — и скверней всего,/ Что я рождён восстановить его!»
Герой смел, деятелен, способен на решительные поступки (разговор с Призраком), прозорлив (он понимает, с какой целью его отправляют в Англию, и находит путь к спасению). Гамлет — умелый фехтовальщик, он постоянно упражняется в этом искусстве и демонстрирует своё умение в поединке с Лаэртом.
Шекспир изобразил своего героя как всесторонне развитую личность и носителя гуманистических идеалов. Но после возвращения в Данию взгляды принца меняются — его гуманистические представления о мире и человеке переживают кризис. В разговоре с Розенкранцем и Гильденстерном сразу после их появления в Эльсиноре Гамлет рассказывает, что раньше он считал землю цветником мирозданья, небо — царственным сводом; теперь они кажутся ему бесплодной скалой и скоплением вредных вонючих паров. Также изменилось его представление о человеке. Раньше принц считал его чудом природы, теперь — лишь горсточкой праха.
Судьба Гамлета, изменение его взглядов отражают кризис гуманистических представлений, столкнувшихся с исторической реальностью начала XVII в. Дания изображена драматургом как абсолютистское государство, а Клавдий — как абсолютный монарх, правитель нового типа. Отец Гамлета придерживался старых феодальных норм, решая споры с другими королями в рыцарских поединках. Клавдий использует дипломатическое давление, государственную машину. Деятельность Клавдия как короля обрисована Шекспиром достаточно бегло. Однако она успешна. При помощи дипломатии Клавдию удаётся разрешить давний территориальный спор между Данией и Норвегией, который прежний король пытался решить при помощи рыцарского поединка с королем Норвегии. За тем образом правления, который Клавдий создает в Дании, — будущее. Но этот новый мир Клавдия полон подлости и вероломства. В нём нет места гуманистическим идеалам, которые так важны для Гамлета. Принц не может победить ход истории, его попытки исправить век безнадежны. В решении своей главной задачи — борьбы с мировым злом — шекспировский герой обречён на поражение.
Трагедия Гамлета заключается в его одиночестве. Принц выступает не только против Клавдия, но и против всего придворного общества, которое активно поддерживает короля. К лагерю противников Гамлета принадлежат Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, Озрик, отчасти королева и Офелия. На его стороне находятся только Горацио и офицеры стражи, которые являются достаточно пассивными персонажами. Симпатии народа к Гамлету в трагедии не получают конкретного воплощения.
Обречённость борьбы Гамлета определяет внутренний, психологический конфликт трагедии, который разворачивается в душе героя. Гамлет — человек мыслящий, способный постигать суть явлений. Он хорошо знает свой мир и понимает, что со смертью Клавдия ничего не изменится, мир не станет совершенным. Осознание бесплодности борьбы удерживает его от действий. Но как человек благородный Гамлет не может примириться с окружающим злом, борьба с ним является его внутренней потребностью. В душе героя сталкиваются ярко выраженное стремление исправить мир и ясное понимание того, что все усилия, направленные на это, будут напрасны. В столкновении жажды деятельности и понимания её обреченности заключается внутренний конфликт пьесы, который усиливает её трагическое звучание. Гамлета часто упрекали в медлительности, нерешительности, отсутствии воли. Имея серьёзные причины для борьбы с Клавдием и его миром, принц медлит, колеблется, прежде чем начать действовать. Во-первых, принц не вполне доверяет словам Призрака и не начинает действовать, пока поведение Клавдия во время придворного спектакля (сцена “Мышеловка”) не доказывает его виновность. Во-вторых, медлительность принца объясняется его пониманием того, что победить мировое зло он не может. Сам Гамлет хорошо понимат: «Так трусами нас делает сознанье».
Английский драматург отразил в своей пьесе ситуацию выбора между отказом от идеалов и жизнью или борьбой за них, которая неминуемо ведёт к гибели. Если бы Гамлет примирился с Клавдием и его миром, он остался бы, но погиб как личность. Борьба со злом приводит героя к физической гибели, но он сохраняет верность своим идеалам. Выбор между отказом от борьбы и борьбой, который означает выбор между жизнью и смертью, труден для героя, трудность выбора объясняет колебания и медлительность принца. Величие Гамлета, значение шекспировской трагедии для последующих поколений заключается в том, что несмотря на все свои сомнения Гамлет выбирает борьбу.
Этот образ оказался необычайно привлекательным для художников последующих эпох: к нему обращался И. С. Тургенев в повести “Гамлет Щигровского уезда”, в статье “Гамлет и Дон-Кихот”. Особенным вниманием пользовался этот герой у русских поэтов, таких как: А. Блок, М. Цветаева, Б. Пастернак, В. Высоцкий. Конечно же, каждый из них давал свою трактовку этого вечного образа. Имя Гамлета стало символом человека, исполненного внутренних противоречий.
Анализ монолога.
Монологи Гамлета являются важнейшим способом создания образа в драматическом произведении. Они свидетельствуют о том, что Шекспир наделил Гамлета философским складом ума. Гамлет — мыслитель, глубоко познавший жизнь и людей. В знаменитом монологе «Быть или не быть… » со всей очевидностью проявляется осознание Гамлетом разрыва между высокими представлениями о жизни и реальностью. Этот монолог стал источником различных комментариев и вариантов его прочтений. В монологе «Быть или не быть… » разные толкования вызывает начальный метафорический образ: что благороднее для человека — «быть», то есть стойко переносить несчастья, или «не быть», то есть прервать свои душевные страдания самоубийством.
Идея самоубийства облечена в метафору: «поднять оружье против моря волнений» как раз и означает умереть. Истоки этого иносказания уходят корнями в кельтские обычаи: для доказательства доблести древние кельты в полном вооружении с обнажёнными мечами и поднятыми дротиками бросались в бушующее море и сражались с волнами. В трагедии образ использован как иллюстрация мысли о самоубийстве — покончить с внутренними волнениями, беспокойством, тревогами с помощью оружия. Этот первоначальный смысл остаётся в тени, возникает мысль о вооружённой борьбе со злом, отсюда двойственность метафоры и всего рассуждения героя. Сравнение смерти со сном, одно из самых известных с древнейших времён, в монологе Гамлета дополнено метафорой, возникшей в эпоху географических открытий. Гамлет опасается последствий удара кинжала — ведь его ждёт неоткрытая страна, из которой не возвращался ни один путешественник», и страх перед этой неизведанностью, перед «снами» после смерти — главная причина, вынуждающая медлить, терпеть знакомое зло из опасения неизвестных несчастий в будущем. Многие понимают слова Гамлета в том смысле, что он продолжает здесь мысль первого монолога, когда говорит о том, что ему не хочется жить и он покончил бы с собой, если бы это не запрещалось религией. Но означает ли для Гамлета «быть» только жизнь вообще? Взятые сами по себе первые слова монолога могут быть истолкованы в этом смысле. Но не требуется особого внимания, чтобы увидеть незаконченность первой строки, тогда как следующие строки раскрывают смысл вопроса и противопоставление двух понятий: что значит «быть» и что — «не быть»
Здесь дилемма выражена совершенно ясно: быть — значит восстать на море смут и сразить их, «не быть» — покоряться «пращам и стрелам» яростной судьбы. Постановка вопроса имеет прямое отношение к ситуации Гамлета: сражаться ли против моря зла или уклониться от борьбы? Какую же из двух возможностей выбирает Гамлет? «Быть», бороться — таков удел, принятый им на себя. Мысль Гамлета забегает вперёд, и он видит один из исходов борьбы — смерть! Монолог от начала до конца пронизан тяжким сознанием горестей бытия. Можно смело сказать, что уже начиная с первого монолога героя ясно: жизнь не даёт радостей, она полна горя, несправедливости, разных форм поругания человечности. Жить в таком мире тяжело и не хочется. Но Гамлет не может, не должен расстаться с жизнью, ведь на нём лежит задача мести. Расчёт кинжалом он должен произвести, но не над собой.
«Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.»
Перевод Бориса Пастернака.
3. Литература классицизма. Причины возникновения и особенности направления. Появление классицистической трагедии и комедии во Франции.
Классицизм — это художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в основе которого лежит признание античного искусства высшим образцом, идеалом, a произведений античности — художественной нормой.
Это направление не только в литературе. Пример классицизма в архитектуре: Адмиралтейство.
• Желто-белое
• Строгое
• Гармоничное, симметрия
• Стабильное и уравновешенное
• Стройные ряды
• Ориентированно на античное искусство
В литературе.
Самое важное, что заимствуется: поэтика Аристотеля, он говорит о разных родах и жанрах литературы. Самыми важными он считает трагедии и эпос Гомера.
Классицизм заимствует иерархию жанров. Стиль это про лексику (слово). Классицизм порождается тем же кризисным мироощущением, что и Барокко. Классицизм говорит: «нужно все систематизировать».
B основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе». Культ разума. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая cюжeтнo-кoмпoзициoннaя организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Подчеркнутся объективность повествования.
Осуществляется строгий отбор, упорядочивание тем и мотивов, всех материалов действительности, чтобы бороться с хаосом. Появляется концепция человека: какой он? Человек это героическая личность. Он служит государству.
[Разум и чувства] — в Сентиментализме
[Долг и чувства] — в Классицизме
1.Противопоставление ощущений хаоса и зыбкости бытия, упорядоченности и нормативности искусства.
2.Концепция человека благовоспитанного, типичный образ дворянина (честь, достоинство, образование).
Характеры в классицизме строятся на выделении одной доминирующей черты. Говорящие фамилии.
B эпоху классицизма обязательными были принципы тpex единств (единство времени, единство места, единство действия), которые стали условным обозначением тpex правил, определяющих организацию художественного времени, художественного пространства и событий в драматургии. Если появляется гражданский конфликт, то это уже нарушение правила трех единств. Это правило также действует в трагедии. Как пример «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Это главная трагедия в русской литературе. Ценность романтика — свобода. Пушкин подражает Шекспиру. Вместо единства места в этой трагедии примерно 12 локаций. Действие охватывает не сутки, а 8 лет. Единственное, что сохраняется в этом произведении это единство действия и то на самом деле не особо.