Файл: Шекспир и шекспировский вопрос. Периодизация творчества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По контрасту к смерти Скруджа звучит рассказ о смерти малыша Тима. Вся семья Крэтчитев оплакивает его, ибо в нем горела Божья искра. Его любить за тот добрый свет, которое исходило от него, рядом с ним люди становились добрее, человечнее, милосердными. Отец Тима говорит, что лучшая память о Тиме – это жизнь в мире и согласии согласно с Божьими заповедями.
Используя средства фантастики, Ч. Диккенс поднимает важные проблемы жизни и смерти, но не в физическом, а в философском смысле. Библия учит, что у человека есть две жизни и две смерти - физическая и духовная. Внешне человек может выглядеть как живой и здоровый, а на самом деле его душа мертва, если человек не творит добро для других и наоборот, жизнь умершего человека может продолжиться и после ее смерти - в памяти других, в добрых поступках, которые она оставляет после себя. В повести писатель с помощью фантастики осуждает подлую жизнь Скруджа, которой автор считает моральной смертью, и прославляет вечную жизнь души малыша Тима, которую тот заслужил добрым отношением к людям.
Кульминация и развязка в повести
В финале этого куплета происходит кульминация - духовное перерождение героя, который понял, увидев надпись на могильной плите, что надо жить по-другому.
В пятом куплете содержится развязка произведения. Встретившись с Прошлым, Настоящим и Будущим, Скрудж изменился и решил жить добропорядочно, заботиться о других, дарить людям тепло своего сердца. Смысл Рождества заключается в духовном перерождении человека, открытии Бога в ее душе, творении добра. К этому выводу писатель постепенно подводит читателей.
Рождественские песни — это особый лирический жанр. Их поют все христиане с целью прославить Бога и обратить людей к добру. Чарльз Диккенс использовал признаки этого жанра, чтобы утвердить необходимости духовного пробуждения человека и всего общества. В произведении находим и некоторые черты волшебной сказки - атмосфера необычного, использование фантастики, появление удивительных персонажей (Призраков), борьба добра со злом, жизни со смертью с обязательной победой добра и жизни - Эта борьба перенесена в душу человека.
Диккенс
Диккенс был одним из самых популярных романистов века. Уже в своем первом романе, скорее, комической эпопее “Посмертные записки Пиквикского клуба” писатель обнаруживает замечательное мастерство описателя нравов Англии. Роман скорее воспринимается как английский вариант “Дон Кихота”, хотя действие происходит в современную Диккенсу эпоху, а кокни Сэм Уэллер, сметливый и ловкий слуга Пиквика, напоминает мудрого и философичного Санча Пансу. Ведущими темами Диккенса была история молодого человека, пробивающего себе дорогу в жизни (“Оливер Твист”, “Жизнь и приключения Николаса Никкльби”, “Дэвид Копперфилд”) честного, благородного и трудолюбивого (идеальные качества викторианского джентльмена), встречающегося с многочисленными трудностями, а главное со злодеями и мошенниками, чаще всего выступающими в роли учителей и жестоких родственников,
тема воспитания и нравственного совершенствования, тяжелого и безрадостного детства, бедности и беспризорности, а также социально значимые темы.
Социальные институты, злоупотребления властью для Диккенса обусловлены скорее отдельными представителями этой власти. В последних романах Диккенса “Наш общий друг”, “Большие ожидания”, “Тайна Эдвина Друда” усиливается драматическое начало, подчеркивается таинственность и загадочность событий, связанных с криминальным миром. Художественный мир Диккенса зрелищен и театрален — Диккенс был неплохим актером и часто выступал с публичными чтениями своих произведений, имевшими огромный успех. Комические персонажи Диккенса — мистер Пиквик, Сэм Уэллер стали подлинным выражением английского национального характера с известной долей эксцентричности, юмора, терпимости к слабостям других и неисправимым оптимизмом. Персонажи Диккенса стали неотъемлемой частью викторианского общества. Диккенс сумел очень корректно, не задевая национальных чувств англичанина, сказать ему о несовершенствах общества, в котором он живет, и человека, которому следовало бы стать лучше. Диккенс — великолепный стилист, писавший легко и свободно, так же естественно, как поют птицы. Он искусный повествователь, рассказывающий о своих героях в соответствии со статусом, возрастом и темпераментом. Портреты героев живописны и вместе с тем они характеристичны, представлены во всей полноте своего внутреннего облика, взаимоотношений со средой и другими людьми. Фразы, которые они произносят, легко запоминаются. Диккенс сумел благодаря своему правдивому и гуманному искусству остаться в памяти викторианцев наиболее убедительным его представителем.
18. Становление реализма в литературе США: общая характеристика. Основные темы. Творчество М. Твена.
Реалистическая литература глубоко конфликтна, потому что воссоздает действительность, извечно исполненную противоречиями, бытовыми, нравственными и социальными коллизиями. Произведения реалистической литературы изображают жизнь в драматических столкновениях, рисуют трагедии и комедии человеческой жизни. Реализм отражает динамику действительности, рождение нового в жизни, показывает новые типы, характеры героев произведений.
Реализм на американской почве утвердился позже, чем в европейских литературах. Окончательно как литературное направление реализм сложился в США к 1895 году. Именно в это время на арену литературной жизни страны выступают писатели – Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер.
Американская литература возникла как ответвление европейской и прежде всего английской литературы, этого нельзя отрицать, и потому логика ее развития неизбежно познается в сравнении с Европой.
Главная цель реализма — описывать мир свежим взглядом, минуя готовые схемы мифологической образности, сюжеты и приёмы предшествующей литературы. Реализм начинался с отречения от литературности и рождался из бытовой фактографии писем и дневников, из журналистских репортажей и очерков, из воспоминаний и путевых заметок.
С одной стороны, реалисты пытались наполнить модельные сюжеты и образы конкретным содержанием и собственным жизненным опытом, а с другой — опровергнуть их с помощью смеха и пародии. Первый путь намечен в произведениях таких писателей, как Р. Х. Дэвис и Л. М. Олкотт, второй — в творчестве Б. Гарта и М. Твена, выворачивающих наизнанку истории о плохих и хороших мальчиках и девочках, которые, согласно пуританским воззрениям, получают по заслугам уже на земле.
В раннем творчестве Твена присутствуют два противоположных момента: развлекательный буйный смех и серьёзная работа с фактом. Его юмористика, проникнутая вольным духом фронтира и издевательства над образцами поведения и литературного этикета, построена по законам гротескной образности, розыгрыша и пародии и даёт однобокий и внутренне случайный образ мира, в котором любое деяние предстаёт чрезвычайно опасным предприятием, чреватым смертью, — будь то безобидное лечение простуды или поездка на лошади, визит к парикмахеру или часовщику, езда на велосипеде или попытка доброго мальчика отвязать жестянку от хвоста собаки, посещение Ниагары или Сандвичевых островов... Способ типизации в твеновской юмореске прост — чаще всего это максимальное сгущение красок, так что получаются маниакальные персонажи вроде Джима Смайли из «Знаменитой скачущей лягушки из Калавераса» (1865), способного спорить о чём угодно и с кем угодно.
Но у Твена также есть очерки и репортажи, непосредственно отражающие повседневную жизнь, например, «В полицейском участке» (1867), откуда можно узнать, сколько надо заплатить полицейским, чтобы обрести свободу после того или иного прегрешения, а также рассмотреть «через решётку растрёпанных старых ведьм и оборванных, избитых шалопаев» или поговорить с ветеранами Гражданской войны
, старухой-алкоголичкой или шестнадцатилетними проститутками. Таких персонажей не встретишь на страницах художественных произведений Твена.
Однако уже в ранних шедеврах Твена рубежа 1860—1870-х годов — таких, как «Журналистика в Теннесси» (1869) или «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» (1870), — заметен существенный сдвиг на пути слияния комического преувеличения и правды жизни. Яркие характеры вписаны в определённую обстановку, которая кажется сильно утрированной, но знакомство с нравами провинциальных журналистов той эпохи на Юге и Западе США убеждает в том, что в основе этих рассказов лежат достоверные, хотя и чудовищные факты. Грубость языка и развязность тона, невежество и подкуп, оскорбления и клевета, вкупе с прямым насилием, потасовками и дуэлями, — всё это было в ходу в данной среде, всё это — реальная жизнь, какой знал её бывалый наборщик и репортер Марк Твен.
Марк Твен
Сэмюэл Клеменс (1835—1910), более известный под псевдонимом Марк Твен, вырос на Миссисипи в пограничном городке Ганнибал, штат Миссури. Он известный американский писатель-реалист, сатирик и юморист. Его литературное наследие – энциклопедия американской действительности на протяжении ряда десятилетий 19-20 вв. В своих произведениях он использовал стиль, основанный на ядреной, реалистичной, живой разговорной американской речи. Твен был первым крупным автором, пришедшим из внутренних районов страны, захватившим с собой отличительный, юмористический сленг районов страны. Для Твена и других американских писателей конца XIX века, реализм был не просто литературным приемом: это был способ говорить правду. Его ранние рассказы («Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», «Журналистика в Теннесси», «Укрощение велосипеда», «Мои часы» и др.) изобилуют каламбурами, забавными ситуациями, гротеском, анекдотическими положениями.
Марк Твен вошёл в литературу не только юмористическими рассказами, но и документальными книгами «Простаки за границей» (1869) и «Налегке» (1872).
Новый этап в творчестве писателя открывает роман «Приключения Тома Сойера» (1876), где он зарекомендовал себя как мастер приключенческой литературы. Эта книга полна искреннего веселья, тонкого лиризма, очаровательного юмора.
В 1884 году вышел в свет роман Твена «Приключения Гекельберри Финна». Это второй том дилогии, начатой романом о Томе Сойере.
Популярны также его произведения «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с простых юмористических куплетов, а заканчивал полными тонкой иронии очерками человеческих нравов, остро сатирическими памфлетами на социально-политическую тематику, философски-глубокими и пессимистическими размышлениями о судьбах народов.
Марк Твен заложил основы реализма в американской литературе. Его идеал связан с патриархальными идеями, с убеждением в природной доброте и разумности человека, с верой в необходимость социальной гармонии и в торжество здравого смысла. Все картины,