Файл: 1. Границы и периодизация древнерусской литературы. Характеристика основных этапов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Похвала – это жанр, предназначенный для восхваления какого-либо события или персонажа.

Молитва – жанр, предназначенный для обращения к небесным силам.

Летопись – это жанр, повествующий о длительном периоде истории Руси, в котором события расположены по годам.

Патерик – жанр, повествующий о жизни какого-либо монастыря или монаха какой-либо местности.

Пролог – это сборник текстом, первоначально предназначенных для чтения во время и после церковной службы, а затем ставшей четьей книгой.

Четьи минени (чтение по месяцам) – сборник текстов, предназначенный для индивидуального и коллективного чтения, в котором тексты расположены по месяцам и на каждый день года.

По Прокофьеву:

В литературе богослужебной, как и в светской, жанры были и «объединяющие» и «первичные». Из числа объединяющих жанров поэтических песнопений следует назвать такие, например, типы сборников, как служебники, часословы, чиновники. октоихи, минеи (месячные, праздничные, общие), ирмологионы, акафистники, канонники, месяцесловы (святцы), псалтырь, триодь постная, триодь цветная, евангелие апракос, апостол. К жанрам первичным следует отнести псалмы, каноны, молитвы, тропари, кондаки, антифоны, аллилуарии, седалены, жития и др. Эти первичные жанры определялись и своим назначением и своим местом в сценарии церковного обряда. Каноны, например, как форма церковных песнопений, составляющих часть утрени, обычно посвящены единому предмету — прославлению какого-либо святого или евангельского события. Их зависимость от сценария церковного обряда не требует доказательств. Даже объем, например, аллилуариев, состоящих из двух стихов, трижды повторяемых в чтении, зависел от времени каждения, положенного по уставу богослужения.

4. Становление жанра поучения в литературе XI-XII вв. Содержание и стиль торжественных поучений Илариона и Кирилла Туровского.

Поучение – один из самых оригинальных и распространенных жанров древнерусской литературы. Цель авторов данного жанра – дать русичам нравственные ориентиры, показать примеры, убедить следовать заповедям. Во многом содержания проповедей и поучений похожи, но проповедуют всегда что-то, определённую идею, а поучают чему-то, стремятся наставить на путь истинный, на путь служения Богу и людям. И в этом случае поучение носит нравственно-дидактический, морализаторский характер.


В древнерусской лит-ре существовало и взаимодействовало несколько систем жанров: фольклора и деловой письменности, переводной и оригинальной литератур, как богослужебного, так и светского характера. В основе выделения жанров лежал объект изображения. Лирические жанры: поучения и послания. Поучение — жанр, предназначенный для передачи системы политических, религиозных или нравственных взглядов слушателям или читателям. Они были дидактическими и торжественными. Послание - жанр, предназначенный для рассказа о событиях или изложения мыслей адресату, удалённому от автора. Состоит из 4-х частей: эскрипт (внешний адрес), прескрипт (вступление, обращение), семантема (содержание послания), клаузула (доброе пожелание). Также были вставные жанры, например, плач, похвала, молитва. Эпические жанры: житие-жанр, повествующий о жизни реального лица, канонизированного после смерти. Композиция жития: вступление (самоуничижение автора, множество топосов, обращение к Богу за помощью), центральное повествование (рассказ или упоминание о родителях, рассказ о детстве, жизни героя, его смерти и посмертных чудесах), заключение (похвала или молитва святому). Хождение - жанр, повествующий о реально существующем путешествии. Различаются „ паломнические, купеческие, посольские, землепроходческие. По композиции это цепь путевых очерков, соединённых по хронологическому или топографическому признаку. Историческая повесть - жанр, рассказывающий о каком-либо историческом событии. Делится на воинскую и повесть о княжеских и боярских преступлениях. Композиция-подготовка события, повествование о событии, последствия события. Повествователь, как правило, личность загадочная. Также существует ещё один эпический жанр - притча. Символические жанры - видение, чудо, знамение. Другие жанры - летопись (могла включать в себя все жанры), патерик (рассказы о жизни монахов).

Кирилл Туровский (предположительно 1130-е гг., г. Туров, ныне Гомельской области, — не позднее 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Автор обличительных сочинений против ростовского епископа — «еретика» Фёдорца («Притча о слепце и хромце»), писем к князю Андрею Боголюбскому, «слов» на церковные праздники, свидетельствующих о высокой культуре ораторского искусства в Древней Руси. Наиболее поэтично «Слово на антипасху (Фомину неделю)», где автор говорит о весне и пробуждающейся природе.



Несомненно принадлежащими Кириллу Туровскому могут считаться восемь «слов», написанных на различные церковные праздники. «Слова» Кирилла Туровского известны главным образом в составе так называемых «Златоустов» и «Торжественников» – сборников, заключающих в себе проповеди и поучения, приуроченные к особо торжественным праздникам и принадлежащие преимущественно византийским отцам церкви – Иоанну Златоусту, Григорию Богослову, Федору Студиту, Кириллу Александрийскому и др. То обстоятельство, что сочинения нашего автора находились в таком авторитетном, с точки зрения старинного русского книжника, соседстве, показывает, каким большим уважением они пользовались у него. Нужно добавить, что сочинения Кирилла Туровского известны были и у южных славян.

Все проповеди Кирилла Туровского представляют собой лирически и часто драматически окрашенную похвалу празднику, в которой путем аллегорий и символических параллелей и сближений уясняется религиозный его смысл. Часто речь его отличается излишней пышностью и как бы самодовлеющим риторизмом, но при всем том все его проповеди характеризуют его как незаурядного оратора и поэта.

Для проповедей Кирилла Туровского характерны символика и аллегоризм, а также значительная насыщенность их тропами и фигурами – метафорой, олицетворением, антитезой, риторическими вопросами и восклицаниями. Кирилл Туровский в своих проповедях сплошь и рядом от лирической похвалы празднику переходит к повествованию о самом бытии, связанном с праздником, драматизуя это повествование введением монологов, диалогов, поэтических плачей и изображая самые события как бы происходящими в настоящее время. Такая драматизация повествования особенно сильна в «Слове о расслабленном», где приводится диалог Христа с исцеленным им раслабленным. Пользовался Кирилл Туровский в своих проповедях и приемом иносказания – притчи («Притча о человечестей души и телеси» и «Притча о белоризце-человеце»).

Нужно отметить и ритмическую упорядоченность речи Кирилла Туровского, особенно присутствующую в его молитвах, во многом своим стилем сближающихся с его «словами».

Кирилл Туровский в своих произведениях, дошедших до нас, почти совершенно не откликался на современную ему злобу дня и не обнаружил в себе публицистических склонностей в такой мере, как Иларион. Исключение представляет его «Притча о человечестей души и о телеси и о преступлении божиих заповедей», написанная на основе талмудического сказания о слепце и
хромце и являющаяся обличительным словом, направленным против епископа Фёдора (Фёдорца) ростовского, упоминаемого в проложном житии Кирилла. Федор добивался учреждения в Ростове автономной епископской кафедры, независимой от киевской митрополии. Это домогательство Кирилл Туровский рассматривал как самозванство, против которого он и выступает в своей «Притче».


5. Дайте характеристику жанра жития. Проанализируйте «Житие Феодосия Печерского» как одно из первых житий биос: композиция, образ главного персонажа, стилистика. В чем заключается жанровое своеобразие «Сказания о Борисе и Глебе»?

Житие - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого.

В данном жанре существуют разные агиографические типы:

. житие-мартирия (рассказа о мученической смерти святого)

. монашеское житие (рассказ о всем жизненном пути праведника, творимых им чудесах и т. д. )

Очень важен для жанра монашеского жития момент чуда, откровения (способность к учению – божий дар). Именно чудо вносит движение и развитие в биографию святого.

Жанр жития постепенно претерпевает изменения. Авторы отходят от канонов, впуская в литературу дыхание жизни, решаются на литературный вымысел («Жития Михаила Клопского»), говорят на простом «мужицком» языке («Житие протопопа Аввакума»).

Древнерусская литература развивалась, складывалась вместе с ростом общей образованности общества. Древнерусские авторы донесли до современных читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделились своим жизненным опытом. Новую жизнь произведения древнерусской литературы обрели в наши дни. Они служат могучим средством патриотического воспитания, вселяют чувство национальной гордости, веры в неистребимость созидательной, жизненной силы, энергии, нравственной красоты русского народа, неоднократно спасавшего страны Европы от варварского нашествия.

Характеристика и содержание

Феодосий Печерский. Житийная икона, XVII век

В традиционном для житийного жанра вступлении, автор обращается к Богу с мольбой помочь в написании произведения и сетует на своё «невежество»[1].

Большое число сюжетных мотивов Жития заимствованы из переводных агиографических памятников (патерики, Жития Евфимия Великого и Жития Саввы Освященного), но отмечается лишь сходство ситуаций. Повествование Нестора не является лишь набором агиографических шаблонов. Умело строится диалог, подробно освещаются бытовые подробности и детали[5]. Житие имеет динамичный сюжет и лишено традиционных для данного жанра риторических рассуждений[1]. Как и многие другие жития праведников, подвизающихся в монастыре, Житие Феодосия характеризуется обилием ярких картин и живым изображением монастырского и мирского быта, яркими характеристиками монахов и мирян[5][1].