Файл: 1. Границы и периодизация древнерусской литературы. Характеристика основных этапов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению филолога-медиевиста О. В. Творогова:
«Житие Феодосия Печерского» — типичное монашеское житие, рассказ о благочестивом, кротком, трудолюбивом праведнике, вся жизнь которого — непрерывный подвиг. В нём множество бытовых коллизий: сцен общения святого с иноками, мирянами, князьями, грешниками; кроме того, в житиях этого типа обязательным компонентом являются чудеса, которые творит святой…[8]
Нетрадиционным является образ матери Феодосия. С одной стороны автор Жития оценивает её как женщину благочестивую, но в то же время она описана как властная, суровая[5]. Вопреки христианскому благочестию, которым, согласно агиографическому канону, наделил её Нестор, мать Феодосия борется со стремлением сына «датися» Богу (посвятить себя Богу)[1]. Мать Феодосия выступает как орудие дьявола. Летописец приводит рассказ, как она сопротивлялась аскетизму и благочестию сына: избивает его, сажает на цепь, срывает с него вериги, объявляет награду за его розыск, когда Феодосий уходит в монастырь.
Сложным является и характер Феодосия: отличающийся необычайным смирением, он, однако, решительно выступает против князя Святослава Ярославича, изгнавшего с княжеского стола своего брата Изяслава[5]. Предание, зафиксированное Житием, свидетельствует о близких духовных отношениях Изяслава с Феодосием[9]. В прошлом смиренный нравом отрок, терпеливо сносивший побои матери и глумление сверстников, Феодосий становится деловитым хозяином монастыря и смело вмешивается в политическую жизнь Киева[1]. Образ Феодосия характеризуют любовь и милостивость к ближним. Он тихий, ласковый, смиренный, раздаёт всё, что у него ни попросят. Феодосий впервые упорядочил монашескую жизнь. При нём монастырь стал богатым, так как «всё, что ни отдаёт Феодосий, возвращается сторицей» (в стократном размере). Феодосий шлёт Святославу обличительные грамоты, но потом переходит к уговорам, и князь сам едет в монастырь мириться с Феодосием. Житие рассказывает об обычае преподобного удаляться в затвор на время Великого поста ради сосредоточенной молитвы и покаяния[9].
В описании чудес и видений Феодосия Творогов отмечает писательское мастерство автора, который сумел использовать выразительные детали, создающие иллюзию достоверности в любых эпизодах[1].
Житие описывает также быт раннего периода существования Киево-Печерского монастыря, при этом монахи показаны вполне земными людьми: им порой
трудно жить с суровым монастырским уставом, они сильно уступают своему игумену в трудолюбии, смирении и благочестии[1].
Из Жития Феодосия также известно, что его автор, Нестор, был пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Стефане (1074—1078) и возведён им в «диаконский сан», а также о том, что ещё до Жития Феодосия Нестором было написано Житие Бориса и Глеба (Чтение о Борисе и Глебе)
Феодосий Печерский – первый преподобный Русской православной церкви, «отец русского монашества». Этот святой, живший в XI столетии, известен как церковно-политический деятель, автор литературных произведений, основатель Киево-Печерского монастыря. Феодосий был канонизирован в 1108 г. Описанием его жизненного пути занимался Нестор Летописец, посвятивший Преподобному обширный труд. Текст имеет историческую основу, представленную легендами, преданиями, устными рассказами монахов.
Особенности произведения
Литературный труд Нестора Летописца отличают следующие художественные достоинства:
большое количество реалистичных деталей;
психологизм характеров;
правдоподобные реплики и беседы;
разнообразие стилистических средств.
яркая символика и метафоричность.
Лексический анализ произведения обнаруживает в нем немало интересного. В тексте органично переплетаются 2 основных языка – старославянский и русский (элементы второго составляют меньшую долю). В некоторой степени в тексте представлены иноязычные слова. Другими языковыми особенностями жития являются:
соединение лексики разных стилей (церковные термины повсеместно чередуются с бытовыми выражениями);
сложное склонение имен прилагательных и причастий;
преобладание простых синтаксических конструкций над сложными;
изобилие библейских цитат, молитвословных текстов.
По причине своей богословской глубины и патриотического пафоса «Житие Феодосия Печерского» приобрело огромную популярность. Повествование вошло в состав Киево-Печерского патерика, а также было помещено в отдельные сборники.
Будучи памятником древнерусской письменности, житие стало в последующие эпохи образцом для многих авторов. Благодаря новаторству Нестора стала активно развиваться традиция создания других житийных произведений, в увлекательной форме описывающих деяния православных святых.
Борису и Глебу посвящён целый цикл произведений в русской литературе. Кроме летописных повестей, в него входят «Чтение о житии и о погублении» Бориса и Глеба, написанное Нестором, анонимное «Сказание и страсть и похвала» святым, к которому в Успенском сборнике примыкает «Сказание о чудесах», возникшее на основе записей, составленных в разное время.
Самым совершенным в литературном отношении памятником Борисо-Глебского цикла считают анонимное «Сказание», автор которого сосредоточил основное внимание на духовной стороне этой исторической драмы. Задача агиографа-изобразить страдания святых и показать величие их духа перед лицом неминуемой смерти. После смерти Владимира в 1015 г. престол захватывает его сын Святополк. Борис заранее знает о планах Святополка убить его, и перед ним встаёт выбор-либо идти «воевать Киев» и убить его, либо своей смертью положить начало христианским отношениям между князьями-смирения и подчинения старшему. Борис выбирает мученическую смерть. Показывается психологическая сложность этого выбора, что делает картину его гибели по-настоящему трагичной, а для усиления воздействия на читателя автор трижды повторяет сцену убийства князя. В «Сказании» очень много молитв, особенно вдохновенно Борис молится перед своей смертью. Интонации плача буквально пронизывают «Сказание», определяя главную тональность повествования. Всё это соответствует агиографическому канону. Но также для произведения характерна тенденция к индивидуализации житийного героя, что противоречило канону, но соответствовало правде жизни. Изображение младшего брата Глеба не дублировало житийной характеристики старшего. Глеб неопытнее брата, поэтому с полным доверием относится к Святополку. Позднее Глеб не может подавить в себе страх смерти, молит убийц о пощаде. Автор создал один из первых в русской литературе психологических портретов, богатый тонкими душевными переживаниями героя. Для Глеба удел мученика ещё преждевременен. Психологически достоверно изображение житийного антигероя Святополка. Он одержим завистью и гордостью, он жаждет власти, поэтому характеризуется эпитетами «окаянный», «прескверный». За совершённое преступление он несёт заслуженное наказание. Его разбивает Ярослав Мудрый, и Святополк умирает в бегах. Он противопоставлен и Борису и Глебу, и Ярославу, ставшему орудием божественного возмездия убийце.Чтобы окружить героев ореолом святости, автор в конце говорит об их посмертных чудесах и хвалит их, ставя в ряд с известными церковными деятелями. В отличие от традиционного жития, «Сказание» не описывает жизни героев от самого рождения, а говорит только об их злодейском убийстве. Ярко выраженный историзм также противоречит канонам жития. Поэтому можно сказать, что «Сказание» сочетает в себе и житийные элементы, и элементы расхождения с каноном, в чём проявляется жанровое своеобразие этого произведения.
Сказание о Борисе и Глебе краткое содержание
«Сказание о Борисе и Глебе» – памятник древнерусской литературы, написанный в середине XI века. Произведение посвящено убийству сыновей князя Владимира Крестителя, Бориса и Глеба, которые в дальнейшем были причислены к лику святых. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказание о Борисе и Глебе» на нашем сайте.
Главные герои Борис и Глеб – родные братья, сыновья князя Владимира от его жены-болгарки, порядочные, верующие, добрые люди, страстотерпцы. Святополк – один из старших сыновей князя Владимира, подлый, жестокий человек, решивший на братоубийство ради единоличной власти. Другие персонажи Владимир Святославович – великий киевский князь, отец Бориса, Глеба, Ярослав и еще девятерых сыновей. Ярослав – один из сыновей князя Владимира, победивший Святополка. Краткое содержание
Князь Владимир Святославович «имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные». Борис и Глеб были его сыновьями от жены-болгарки. Когда они выросли, князь Владимир отправил их на княжение: Бориса – в Ростов, а Глеба – в Муром. Когда Владимир оказался на смертном одре, на Русь двинулись полчища печенегов. Узнав об этом, Владимир отправил Бориса сразиться с неприятелем. Однако молодой князь так никого и не встретил. Тем временем скончался Владимир Святославович. Один из его старших сыновей, Святополк, решил скрыть эту весть, убить всех наследников и занять престол. До Бориса дошли вести о смерти отца и коварных планах брата. Однако он, несмотря на уговоры дружины, не собирался прогонять Святополка с незаконного княжения. Борис считал, что «спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви». Он собирался поклониться Святополку и признать его великим князем. Однако благочестивым планам его не суждено было сбыться. Вскоре явились убийцы, посланные коварным Святополком, и убили Бориса и его верных слуг. Останки молодого князя погребли возле церкви Святого Василия в Вышгороде.
«Не остановился на этом убийстве окаянный Святополк», и принялся вынашивать план убийства Глеба. Он написал ему письмо, в котором призывал явиться к постели тяжело больного отца. Во время пути в Киев его предупредили о смерти князя Владимира Святославовича и убийстве брата Бориса. Эта весть стала большим ударом для Глеба. Когда он оплакивал любимых людей, «внезапно появились посланные Святополком злые слуги его, безжалостные кровопийцы, лютые братоненавистники, свирепые звери». Юный князь умолял не губить его, но слуги Святополка были неумолимы. Тогда он принялся неистово молиться Господу, и вскоре взошел на небеса, где встретился с любимым братом. Убийцы же вернулись к своему хозяину и доложили о выполненном задании. На месте, где лежало тело Глеба, путники видели высокий огненный столп, и слышали прекрасное ангельское пение.
Узнав о смерти Глеба и Бориса, их брат Ярослав двинулся со своей дружиной на Святополка. Он молился Богу, прося его осуществить справедливость и отомстить за смерть ни в чем не повинных братьев. С божьей помощью Ярослав одолел войско Святополка, и тот в страхе бежал. Скончался он на пустыре неподалеку от Польши, а от могилы его исходил ужасный смрад. С той поры «прекратились усобицы в Русской земле, а Ярослав принял всю землю Русскую». Став князем, он нашел нетленное тело Глеба, и похоронил его рядом с телом Бориса. От мощей святых страстотерпцев и поныне исходят многие чудеса: «слепые прозревают, хромые бегают быстрее серны, горбатые выпрямляются».
Заключение
Произведение описывает одно из самых страшных преступлений – братоубийство. Осознанно пойдя на этот грех, Святополк обрек себя на смерть и презрение потомков. После ознакомления с кратким пересказом «Сказание о Борисе и Глебе» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Жанровые и стилистические особенности «Сказания о Борисе и Глебе» и «Чтения» Нестора.
Заговорщики, посланные Святополком, окружают шатер, где молится князь, и поражают его копьями. Смертельно раненный Борис просит дать ему время помолиться. Его везут на телеге в город, и два варяга добивают мученика ударом меча в сердце. Глеб такой же герой-мученик, как и Борис. Когда Святополк его зовет в Киев, он немедленно отправляется в путь. Недалеко от Смоленска его настигают посланные Святополком убийцы, и Глеб безропотно, не оказывая никакого сопротивления, позволяет убить себя. Однако образ Глеба не во всем повторяет Бориса. В отличие от Бориса, томимого мрачным предчувствием, Глеб ничего не подозревает, даже когда узнает о смерти отца и гибели брата. Он только выражает желание поскорее встретиться с любимым братом на небесах, если уж нельзя на земле. Наивно-восторженно Глеб относится к окружающему миру, он не верит, что его могут убить. При виде убийц, подплывающих к нему в лодке, он, не замечая их мрачных лиц, радуется встрече. О том, что его собираются убить, Глеб догадывается лишь тогда, когда они стали «скакать» в его лодку, держа в руках мечи. Глеб, дрожа всем телом, просит о пощаде, как просят дети, он не понимает, за что и почему должен умереть. Беззащитность Глеба очень трогательна. Это один из самых светлых образов древнерусской литературы. Вводятся в «Повесть» и внутренние монологи. Их произносят, как пишет летописец, герои, «глаголаше в сердце своем». Психологическое состояние персонажей воспроизводится и в авторских описаниях. Автор даже пытается донести до читателей противоречивость чувств, охвативших героев. Так, в душе Бориса одно чувство сменяется другим: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость в ожидании мученического конца идеального христианского героя. Это живая непосредственность в выражении чувств, характерная для древней литературы, более того, это уже отчетливо выраженные черты психологизма.