Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 800

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О
что
эта
работа
не
предполагает
наличия
каких-либо
особенных
творческих
способностей
или
навыков
изо-
бразительной
деятельности
и
не
ставит
своей
целью
создание
высокохудожественных
произведений;
О
что
акцент
будет
сделан
на
свободном
выражении
клиентом
своих
чувств
и
мыслей
с
помощью
име-
ющихся
в
его
распоряжении
возможностей
(изобра-
зительных
материалов,
музыкальных
инструментов
и
т.
п.);
целесообразно
добавить,
что
это
будет
необ-
ходимо
или
весьма
желательно
для
достижения
по-
ложительных
результатов
арт-терапевтической
ра-
боты.
4
Стадия
3.
Принципиально
важным
моментом
подгото-
вительного
этапа
арт-терапевтического
процесса
является
получение от клиента добровольного согласия на проведение
арт-терапии, а для этого необходимо предоставить ему ин-
формацию
о
характере,
задачах
и
содержании
арт-терапев-
тической работы. Чаще всего за этим может следовать об-
суждение с клиентом (либо с его родственниками или ины-
ми
представителями
(если
клиент
несовершеннолетний
или
имеет
ограничения
дееспособности))
условий
арт-терапевти-
ческого соглашения.
Арт-терапевтическое
соглашение
регламентирует
сле-
дующие
основные
цели
и
содержание
арт-терапевтической
работы:
- продолжительность каждой сессии;
- общее число сессий;
- частота сессий;
- порядок и размер оплаты услуг специалиста;
-
соблюдение
конфиденциальности
в
отношениях
спе-
циалиста с клиентом;
-
условия хранения творческих работ клиента и право
его собственности на свою продукцию.

29
Стадия
4.
Безопасное
психотерапевтическое
простран-
ство
является
условием
достижения
клиентом
и
арт-тера-
певтом
состояния
внутренней
защищенности,
взаимного
до-
верия
и
открытости.
Поскольку
арт-терапевтическая
работа
может
быть
связана
с
использованием
различных
изобрази-
тельных
материалов,
они
также
могут
рассматриваться
в
качестве
составной
части
безопасного
психотерапевтическо-
го
пространства,
равно
как
оформление
арт-терапевтическо-
го кабинета и его оснащение инструментами и материалами.
Арт-терапевтический
кабинет
обладает
уникальной
ат-
мосферой

здесь
клиенту
предоставлены
такие
условия
и
средства
для
выражения
им
своих
чувств
и
мыслей,
которые
сложно
найти
вне
его,
и
действуют
такие
правила,
которые
отсутствуют за его пределами.
С этой точки зрения арт-терапевтический кабинет мож-
но
рассматривать
в
качестве
своего
рода
фасилитирующей
среды.
Понятие
«фасилитирующая
среда»,
как
известно,
бы-
ло
введено
Д.
Винникоттом
для
обозначения
той
среды,
ко-
торая
создается
матерью
в
ее
отношениях
с
ребенком
в
пер-
вые
годы
его
жизни
и
позволяет
ему
свободно
манипулиро-
вать «транзитными объектами».
Наличие
определенных
границ
обеспечивает
возмож-
ность
поддержания
психотерапевтической
дистанции
[21].
Это
также
позволяет
клиенту
отстраниться
от
внешнего
ми-
ра
и
дает
ему
возможность
испытать
состояние
психологи-
ческого
регресса
и
одновременно
выступать
в
качестве
на-
блюдателя за собственным поведением.
Основные задачи арт-терапевта на подготовительном эта-
пе арт-терапевтического процесса таковы:
1) создание атмосферы высокой степени терпимости, за-
щищенности
и
безопасности,
необходимой
для
установле-
ния
психотерапевтических
отношений
и
перехода
клиента
к творческой деятельности, что достигается за счет заключе-


ния
арт-терапевтического
соглашения,
эмпатических
качеств
психолога,
обозначения
пространственно-временных
границ
арт-терапевтической
работы
и
соответствующего
оборудова-
ния кабинета;
2)
структурирование
и
организация
поведения
клиента
и его отношений с психологом посредством:
-
разъяснения
клиенту
правил
поведения
в
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

арт-тера-
певтическом кабинете;
- определения основных задач и содержания работы;
-
знакомства
клиента
с
оборудованием
арт-терапевти-
ческого кабинета.
Этап формирования системы психотерапевтических
отношений и начала творческой деятельности клиента
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с перехо-
дом клиента к творческой деятельности, в ходе которой про-
исходит
первоначальное
отреагирование
им
своих
чувств,
конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, ко-
торые отражают его отношение к психологу.
Большое значение на этом этапе работы имеет следующее:
-
профессиональные
умения
психолога,
его
опыт
и
лич-
ностные
особенности;
-
личностные
особенности
и
ожидания
клиента,
а
так-
же
его
социальный
и
культурный
опыт;
-
способность
психолога
установить
с
клиентом
эмоцио-
нальный
резонанс,
что
является
одним
из
факторов
психологической
защищенности
клиента
и
эффек-
тивного
обмена
с
ним
чувствами,
представлениями
и
фантазиями;
-
признание
психологом
потребностей
клиента.
Во
многих
случаях
психологу
приходится
прилагать
определенные усилия для вовлечения клиента в творческую

31
работу, так как у клиента срабатывают системы психологи-
ческой защиты.
Экспрессивное поведение клиента и его творческая де-
ятельность
на
начальном
этапе
носят
хаотический
или
де-
структивный
характер,
причем
деструктивные
тенденции
и
отрицательные
аффекты
могут
направляться
клиентом
как
на изобразительные материалы и продукцию, так и на само-
го себя или психолога. Кроме того, в процессе работы с изоб-
разительными
материалами
клиент
часто
еще
не
ощущает
себя
достаточно
защищенным
и
уверенным
в
своих
силах,
что вызывает у него сильную тревогу.
Основные задачи психолога на данном этапе арт-тера-
певтического процесса таковы:
поддержание
атмосферы
терпимости,
защищенности
и
безопасности,
что
достигается
за
счет
высокой
эмпатии
и
недирективной
позиции
психолога,
формулирования
чет-
ких
пространственно-временных
границ
арт-терапевтиче-
ской работы;
структурирование и организация поведения и изоб-
разительной
деятельности
клиента
путем
обозначения
пра-
вил
его
поведения,
привлечения
его
внимания
к
изобрази-
тельной
работе,
регулирования
количества
и
качества
ис-
пользуемых
им
изобразительных
материалов
и
другими
способами;
фасилитация эмоциональной экспрессии путем «при-
соединения» к клиенту в ходе его изобразительной работы и
участия в совместных играх, а также за счет предоставления
ему необходимых материалов и средств работы;
установление
и
усиление
эмоционального
резонанса
(раппорта)
и
обмен
с
клиентом
чувствами,
фантазиями,
об-
разами и идеями;
построение
арт-терапевтом
диагностических
гипотез,
позволяющих объяснить поведение клиента, а также причи-


ны и механизмы имеющихся у него эмоциональных и пове-
денческих расстройств;
6) проверка правильности этих гипотез и в случае необ-
ходимости их корректировка или полный отказ от них.
Этап укрепления и развития психотерапевтических
отношений и наиболее продуктивной
творческой деятельности клиента
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреп-
лением
психотерапевтических
отношений,
с
консолидацией
личности клиента и его постепенным переходом от хаотич-
ного поведения к созданию более сложной творческой про-
дукции;
при
этом
происходит
осознание
ее
психологическо-
го содержания и ее связи с внутриличностным и межличност-
ным опытом клиента.
Клиент начинает активнее выражать свои чувства, мыс-
ли, потребности и фантазии в творческой работе и в общении
с психологом.
В процессе творческой работы клиента происходит ак-
туализация
переживаний,
отражающих
различные
аспекты
как более раннего, так и текущего его опыта, которые так
или
иначе
запечатлеваются
в
создаваемой
им
продукции.
Конфронтация с этими переживаниями может быть для кли-
ента весьма болезненной. Углубление и развитие отношений
клиента
с
психологом
могут
служить
одним
из
факторов
провокации, связанных с переносом чувств (например, чувс-
тва гнева, вины, утраты и др.). Однако надежные границы
психотерапевтического
пространства,
доверие
к
психологу
и
во
зросшая
структурированность
поведения
и
творческой
Деятельности
клиента
являются
факторами
удерживания
в
сех
этих
переживаний
и
предупреждения
их
выплескива-
ния в импульсивных или хаотичных действиях.

33
Один из факторов удерживания — символические обра-
зы.
Удерживающая
функция
художественного
образа
на-
иболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о
слишком сложных и непонятных для клиента чувствах. Ра-
ботая над созданием серии связанных друг с другом образов
или возвращаясь к одной и той же теме или изображению,
клиент проецирует на них свои переживания. Эти пережи-
вания
накапливаются
в
творческой
продукции,
словно
в
контейнере, и находятся в ней до тех пор, пока не начнут
осмысляться клиентом и не будут включены им в более
сложную
систему
значений,
отражающую
его
внутренний
мир и систему его отношений.
Осознание
клиентом
содержания
его
творческой
про-
дукции и ее связи с внутренним миром и системой отноше-
ний иногда происходит благодаря его самостоятельной рабо-
те с образом и взаимодействию с ним (инсайт), независимо
от интервенций психолога, однако чаще всего это становит-
ся
возможным
благодаря
интерпретации
и
вербальной
об-
ратной связи.
Приемы работы арт-терапевта на данном этапе таковы:
1) обсуждения,
направленные
на
прояснение
скрытого
смысла
творческой
продукции,
высказываний
и
поведения
клиента.
Как
правило,
воздерживаясь
от
собственных
оце-
нок,
психолог
использует
вопросы,
амплификации
и
мета-
форы для того, чтобы помочь клиенту как можно более пол-
но раскрыть этот смысл;
2) некоторые вопросы могут быть направлены на прояс-
нение смысла эмоциональных реакций или действий клиен-
та,
вызванных
его
взаимодействием
с
психологом.
Парал-
лельно
с
этим
психолог
внимательно
анализирует
собствен-
ные реакции и переживания, затрагивающие его отношения
с клиентом и его творческой продукцией, поскольку, с од-
ной стороны, они могут быть тонким индикатором происхо-


34
дящих в клиенте изменений, а с другой стороны, отражать
собственные эмоциональные проблемы психолога;
3) различные виды игровой деятельности;
4) художественные
описания
изобразительной
продук-
ции;
5) элементы драмотерапевтической работы;
6) движение и танец;
7) работа с голосом.
На
третьем
этапе
арт-терапевтического
процесса
проис-
ходят следующие изменения в отношении клиента к своему
творческому продукту.
1. Клиент
начинает
ощущать
определенное
«сродство»
со своими работами. Они наполняются для него ценностью и
смыслом.
2. Развивается
способность клиента к различению и осо-
знанию
особенностей
создаваемой
им
творческой
продук-
ции, ее формы и содержания, а также ее связи с содержани-
ем его внутреннего мира и с системой отношений.
3. Клиенты
нередко
способны
испытывать
чувство
глу-
бокого
внутреннего
удовлетворения
и
радости
от
процесса
художественной экспрессии и ее результатов, но не потому,
что созданные ими работы кажутся им красивыми или мо-
гут кому-то понравиться (хотя это также может быть нема-
ловажно), но потому, что в их форме и содержании они от-
крывают для себя нечто важное и становятся более спонтан-
ными, искренними и аутентичными в выражении посредством
художественной
экспрессии
своих
чувств,
мыслей
и
потреб-
ностей.
4. Творческая
продукция
является
для
многих
клиен-
тов воплощением пережитого нового опыта и свидетельством
новых возможностей, открытых в себе. Они начинают более
свободно
использовать
различные
материалы
и
средства
творческого самовыражения.

35
5. Один из признаков происходящих в клиенте измене-
ний — более частое применение им так называемых симво-
лических образов.
На третьем этапе арт-терапевтического процесса в состо-
янии
и
поведении
клиента
происходят
следующие
основные
изменения:
1. Исчезает
импульсивное,
хаотичное
поведение,
связан-
ное с «выплескиванием» чувств, и происходит переход кли-
ента к творческой деятельности, связанной с созданием ви-
зуальных образов.
2. У
клиента
развивается
способность
видеть
заключен-
ный в создаваемой им продукции смысл и выявлять ее связь
с содержанием его внутреннего мира и системой отношений.
3. Клиент
получает
удовлетворение
от
творческой
де-
ятельности и создаваемых им образов, а также от дальней-
шего
взаимодействия
с
ними
посредством
разных
видов
творческой работы, рефлексии и анализа.
4. Повышается
самооценка
клиента,
происходит
разви-
тие
механизмов
психологической
защиты,
и
появляется
но-
вое восприятие им самого себя и собственных возможностей.
5. Клиент
использует
новые
формы
поведения,
худо-
жественной
практики
и
взаимоотношений
с
психологом
и
получает на их основе новый опыт.
6. Происходит
укрепление
личных
границ
клиента
и
его
относительное
дистанцирование
от
психолога,
что
про-
является,
в
частности,
в
его
меньшем
фокусировании
на
психотерапевтических отношениях и в большем — на твор-
ческой деятельности, себе и системе своих отношений.
Происходящие в клиенте на данном этапе арт-терапев-
тического процесса изменения можно было бы в целом оха-
рактеризовать
как
движение
от
бессмысленности
к
смыслу,
от слабости — к силе, от фрагментированности — к интегра-
ции, от зависимости — к самодостаточности.