Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 801

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

должно быть хорошо и весело. Подумай и о других. Ты здо-
ров и силен, слабость твоя временная, ты через некоторое
время встанешь и пойдешь искать свое счастье за счет не-
счастья других. Как тебе не стыдно?»
Лежал
мальчик
с
внешностью
старика
и
думал:
«Как же я дошел до такой жизни? Раньше бы я обяза-
тельно помог больному волчонку». Кое-как встал и пошел,
шатаясь, превозмогая боль, вернулся к волчонку, перевязал
ему лапу и отнес к маме-волчице. Волчица поблагодарила
мальчика за своего детеныша и, видя, как мальчику плохо,
отвела его к доброй волшебнице. Оказывается, это голос вол-
шебницы толкнул его к волчонку. Волшебница сказала, что
может ему помочь стать прежним — молодым и красивым,
хотя он этого и не заслуживает. Сделает она это лишь в од-
ном случае — если он больше никогда не будет идти напере-
кор словам любящих его людей и что он вернет все, что ук-
рал. Если он согласен на эти условия, она наделит его вели-
ким даром — даром убеждать людей так, что люди будут ему
беспрекословно верить, он должен будет рассказывать всем,
что с ним произошло, чтобы другие такие же доверчивые ма-
лыши, как он, больше не шли на поводу у злых и коварных
гномов. Если он осмелится использовать свой дар в дурных
целях, он снова превратится в злого, уродливого старика, от
которого будут сторониться не только люди, но и звери, и
умрет он в одиночестве и в горе.
Мальчик
согласился
на
все
условия.
Вернулся
домой.
Теперь все счастливы: мать, отец, он и, конечно, все дети на
свете, которым он сумел рассказать свою историю. Гномам
пришлось спрятаться в свои норы, потому что больше их
никто не слушал, никто не воровал для них деньги, и неко-
му было им предлагать свой «эликсир счастья», то есть, ко-
нечно, «эликсир горя», как вы уже, наверное, догадались.
К. Миронова

295
Страшилка: «Красное пятно»
Одна семья получила новую квартиру. А там было красное
пятно на стене. Его не успели замазать. И вот утром девочка
видит, что мама ее умерла. А пятно стало еще ярче.
На другой день ночью девочка спит и чувствует, что ей
очень страшно. И вдруг она видит, что из красного пятна вы-
совывается рука и тянется к ней. Девочка испугалась, напи-
сала записку и умерла.
Потом пришла милиция и ничего не нашла. Один мили-
ционер
выстрелил
в
красное
пятно,
и
оно
пропало.
Потом
милиционер пришел домой и видит, что у него над кроватью
на стене появилось красное пятно. Он ночью спит и чувству-
ет, что кто-то хочет его задушить. Он стал стрелять.
Прибежали
соседи.
Видят,
милиционер
лежит
задушен-
ный и никакого пятна нет.


ОООООООООО 4
ОООООООООО
ООООООООО
ОООООООО
243

«Танец»

298
ОООООООООО 5
ООООООООО
ООО-ООООООООООООООО ООООООО
О ООООООО «ОООООО ООООО»:
ООООООООО ОООООООО ООООООО
Занятие № 1
Цель.
Знакомство
и
установление
контактов
между
участниками группы.
Участники занятий садятся в круг, и в дальнейшем все
обсуждения происходят в кругу.
Процедура первого знакомства.
Написать на карточке
свое имя и изобразить свой символ; представиться, пояснить
свой символ и выразить цель посещения занятий и ожида-
ние от них.
Психогимнастическое
упражнение
«Свободный
стул».
Цель:
повышение
активности
членов
группы,
придание
за-
нятию игровой формы. Для проведения упражнения один из
участников группы (лучше, если это будет тренер) встанет в
центре
круга,
тогда
освободится
один
стул,
необходимый
для
проведения
упражнения.
Задача
участника
группы,
около
которого
с
правой
стороны
окажется
свободный
стул, — хлопнуть по этому стулу и назвать имя любого участ-
ника группы, исключая стоящего в центре человека, при-
глашая его сесть на него. Тот участник, чье имя произнесе-
но, должен встать со своего стула и пересесть на тот стул,
куда
его
пригласили.
Соответственно,
освободится
его
стул,
и другой участник группы, около которого справа окажется
свободный стул, должен пригласить другого участника груп-
пы и т. д. Задача стоящего в центре круга — в случае замин-
ки занять свободный стул. В этом случае ведущим становит-

299
ся тот участник, который не успел быстро отреагировать и
хлопнуть по стулу, пригласив участника группы.
Псих о ги мн а ст иче ско е упр а жн ен ие « По мен я й т есь ме с-
т а ми...» .
Псих о ги мн а ст иче ско е упр а жн ен ие « Ст р а жн ики» . Для
проведения
упражнения
необходимо
нечетное
количество
участников.
Предварительно
все
рассчитываются
на
«пер-
вый — второй». Все вторые номера сидят на стульях, пер-
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

вые — стоят за спинками этих стульев, оставшийся без пары
участник
группы
стоит
за
спинкой
свободного
стула
(допус-
тим,
его
зовут
Коля).
Задача
Коли

пригласить
кого-ни-
будь из сидящих на свой стул. При этом он может пользо-
ваться
только
невербальными
средствами,
говорить
ничего
не надо. Все, кто сидит на стульях, очень хотят попасть на
свободный
стул.
Задача
тех,
кто
стоит
за
спинками
стуль-
ев,

удержать
своих
«подопечных».
Сделать
это
можно,
успев положить руку на плечо того человека, который сидит
на вашем стуле, в тот момент, когда вы заметили его намере-
ние
пересесть.
Руки
стоящих
участников
упражнения
до
определенного
времени
располагаются
на
спинке
стула.
Через
некоторое
время
тренер
предлагает
участникам
поме-
няться местами.
Об с уж ден и е ч ув ст в , возникших в процессе трех психо-
гимнастических
упражнений.
Ситуация
обсуждения
исполь-
зуется для лучшего знакомства участников друг с другом.
Об с уж ден и е пр а в ил гр уп пы.
Об с уж ден и е
дн я
за н я т ий.
Получение ведущим обрат-
ной связи от участников о занятии.
До ма шн е е за да н ие . В течение трех дней обращать осо-
бое внимание на окружающий мир — на природу, на отно-
шения
между
людьми
и
постараться
запомнить
или
запи-
сать увиденное.
Р и т у а л за в ер ш ен ия за н я т ия — « К о л о д е ц » .

300
Занятие № 2
Цель.
Установление
более
тесного
эмоционального
кон-
такта между участниками.
Начало работы.
Участники встают по кругу. Инструк-
ция:
«Начнем
сегодняшний
день
так:
встанем
(ведущий
встает, побуждая к тому же всех участников группы) и по-
здороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, и еще
одно условие — необходимо при этом встретится взглядом
с тем, с кем здороваетесь, и назвать его по имени, никого не
пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два
раза. Главное — никого не пропустить». После того как все
поздоровались
и
снова
встали
в
круг,
тренер
говорит:
«Внимательно посмотрите друг на друга. Со всеми ли вы поз-
доровались?» Если обнаружится, что кто-то кого-то пропус-
тил, то следует предложить им поздороваться друг с другом.
Затем все садятся в круг и тренер задает группе один из во-
просов: «Как настроение?», «Как вы себя чувствуете?»
Обсуждение домашнего задания.
Изотерапия.
Рисунок в круге (мандала). Каждому участ-
нику группы дается лист форматом АЗ с нарисованным на
нем
кругом.
Нужно
заполнить
круг
по
своему
желанию;
если захочется выйти за рамки круга, то это допускается.
Когда работа будет закончена, необходимо придумать назва-
ние работы. Обсуждение этого задания.
Танцевально-двигательное
упражнение.
Разминка

расслабляющие
упражнения
под
спокойную
музыку,
круго-
вые танцы — хороводы.
Изотерапия.
Изобразить
на
листе
бумаги
предыдущее
Упражнение
(танцы).
Придумать
ему
название.
Обсуждение
Рисунка.
Высказывания участников
о своих впечатлениях от за-
нятия.


301
Домашнее задание.
Найти
и
принести
на
следующее
за-
нятие
несколько
небольших
предметов
с
разной
фактурой.
Ритуал завершения занятия
— «Колодец».
Занятие № 3
Цель.
Расширение
представлений
участников
группы
о
самих себе и о своих детях (родителях), укрепление чувства
доверия друг к другу.
Начало работы.
Участники садятся в круг. У ведущего
в руках мягкий и легкий мячик. Инструкция: «Начнем наш
день с высказывания друг другу пожеланий на сегодняшний
день. Оно должно быть коротким, желательно состоящим из
одного слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-либо
пожелать,
и
одновременно
говорите
это
пожелание.
Тот,
кому бросили мяч, бросает его следующему, высказывая ему
пожелание
на
сегодняшний
день.
Необходимо
внимательно
следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться ни-
кого не пропустить».
Обсуждение домашнего задания.
По какому принципу
подбирались
предметы?
Инструкция:
«Давайте
сложим
все
предметы в мешочек. Затем каждый (по очереди) не загля-
дывая
в
него,
на
ощупь
выберет
какой-нибудь
предмет.
Попробуйте,
не
вынимая
этого
предмета,
определить,
что
это такое». Обсуждение упражнения.
Упражнение «Роза и чертополох».
Тренер приносит два
предмета, один из которых будет розой, другой чертополо-
хом. Роза и чертополох нужны для того, чтобы их подарить
участнику группы, причем розу вручают за хорошие качест-
ва, а чертополох — за плохие. Инструкция: «Сейчас первый
участник группы возьмет розу и чертополох в руки. Встанет
и подойдет к другому участнику группы, которому ему захо-
чется вручить эти предметы. Вручая предметы, он должен
объяснить, за какие качества он вручает розу, а за какие

чертополох. Затем тот, кому были вручены роза и чертопо-
лох, выбирает другого участника и дарит их ему с напутс-
твенными словами». Обсуждение упражнения.
Упражнение
«Атомы».
Инструкция:
«Представим
себе,
что все мы — атомы. Атомы выглядят так... (тренер показы-
вает: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам).
Атомы постоянно двигаются и время от времени объединя-
ются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть раз-
ным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы
все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и я вре-
мя от времени буду говорить какое-либо число (например,
три), и тогда атомы должны объединиться в молекулы по
три атома в каждой. Молекулы выглядят так... (тренер вмес-
те с двумя участниками группы показывает, как выглядит
молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь
друг
друга
предплечьями)».
Последнее
число,
которое
назы-
вает ведущий, будет числом два. Таким образом, группа раз-
делилась на пары. Это необходимо для следующего упраж-
нения.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Участники группы
разбиваются на пары. Один участник пары — «слепой», он
закрывает
глаза,
а
другой

«поводырь».
Задача
поводы-
ря — охранять своего напарника, когда тот будет передви-
гаться по пространству комнаты, подводить его к различ-
ным
предметам
и
поверхностям
для
«тактильного
знаком-
ства».
Через
15
минут
участники
упражнения
меняются
ролями. Обсуждение упражнения.
Изотерапия.
Изобразить
на
листе
бумаги
те
чувства,
которые возникали, когда участник группы был «слепым» и
«поводырем».
Обсуждение
задания.
Впечатления
участни-
ков от занятия.
Домашнее задание.
Придумать и написать историю на
тему «Волшебная страна».
Ритуал завершения занятия
— «Колодец».


303
Занятие № 4
Це л ь.
Развитие
чувства
сплоченности (в
группе,
между
родителями и детьми).
На ча ло р а бо т ы. Все участники группы садятся по кру-
гу . По счету ведущего (на счет « три» ) все одновременно, не
договариваясь
и
не
произнося
ни
слова,
«выбрасывают»
пальцы,
это
упражнение
выполняется
до
тех
пор,
пока
все
участники
группы
не
«выбросят»
одинаковое
число
паль-
цев. Обсуждение упражнения.
Об с уж ден и е до ма шн его за да н ия .
Муз ыко т ер а пия . Выбрать для себя любой из имеющих-
ся
музыкальных
инструментов,
познакомиться
с
ним,
по-
пробовать на нем поиграть. Объяснить, почему выбран имен-
но этот инструмент.
Упр а жн ен ие « Ор к ест р » . Все участники группы закры-
вают
глаза.
У
каждого
в
руках
понравившийся
ему
музы-
кальный инструмент. Ведущий говорит: « А сейчас в течение
нескольких
минут
мы
с
вами
будем
участниками
оркестра.
Каждый
имеет
возможность
использовать
свой
инструмент,
для
создания
спонтанной
композиции».
Вы
сами
почувству-
ете,
когда
ей
придет
время
закончиться.
Обсуждение
упраж-
нения.
Изо т ер а пия .
Используя
любые
художественные
мате-
риалы, изобразить на листе бумаги те чувства, которые воз-
никали в процессе упражнения « Оркестр » . Обсуждение упраж-
нения.
Впе ча т лен ия от за н ят ия .
До ма шн е е за да н ие. Дома вместе с родителями организо-
вать подобный « О рк ес тр» и нарисовать ощущения от этого
упражнения.
Рит уа л за в ер ш ен ия за н я т ия — « Кол од ец» .

Занятие № 5
Цель.
Развитие способности осознавать и выражать свои
чувства и ощущения, снятие страха и формирование умения
выражать
чувства
перед
собственными
детьми
(родителя-
ми),
освобождение от неосознаваемых подавленных эмоций.
Начало работы.
Группа садится в круг. Инструкция:
«Давайте начнем
сегодняшний день с того,
что выскажем
друг другу пожелания на день, и сделаем это так — первый
участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровает-
ся с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день.
Тот, к кому подошел первый участник, подойдет к следу-
ющему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не полу-
чит пожелание на день».
Обсуждение домашнего задания.
Просмотр
слайд-фильма
(специально
подобранные
слайды с видами природы, зверей, насекомых с музыкаль-
ным
сопровождением).
Слайд-фильм
призван
пробудить
по-
давленные эмоции и ведущий должен быть готовым к рабо-
те,
связанной
с
их
отреагированием
(спонтанным
выраже-
нием и освобождением от давления, которое они оказывают
на
психику),
которое
приводит
к
глубокому
психотерапев-
тическому
эффекту.
Обсуждение
ощущений
и
чувств,
воз-
никших при просмотре слайд-фильма.
Изотерапия.
Изобразить на листе бумаги любого фор-
мата то, что особенно запомнилось во время просмотра. Обсуж-
дение этого упражнения.
Впечатления от занятия.
Домашнее задание.
В течение трех дней представлять
себя фотографом и мысленно запечатлеть три самых порази-
тельных момента, сделать своего рода три слайда.
Ритуал завершения занятия
— «Колодец».