Файл: 1. экономические проблемы развития здравоохранения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
величины реальных затрат медицинских учреждений, поскольку метод их расчета характеризуется принципом «от общего к частному». Это означает, что общий объем финансовых средств распределяется между лечебными учреждениями по принципу: не сколько нужно, а сколько можно дать для осуществления их хозяйственной деятельности.

Вторая группа цены на платные медицинские услуги (прейскурантные цены). Они отличаются от «бюджетных оценок» тем, что включают типичные фактические затраты, а также прибыль (как правило, от 15 до 25% от себестоимости). Данные цены используются для расчетов с населением - физическими лицами, и предприятиями, организациями - юридическими лицами при оказании медицинской помощи на так называемой хозрасчетной основе.

Третья группа - договорные цены. Они утверждаются прямыми договорами между медицинскими учреждениями и заказчиком услуг. Это наиболее свободные цены в сегодняшней практике (прибыль может быть неограниченных размеров).

Четвертая группа - тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию. Тарифы отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинских учреждений по выполнению территориальной программы ОМС и состав этих расходов (в них также не выделяется себе стоимость и прибыль). Они регулируются приказом Федерального фонда ОМС, утверждаются начальниками Комитетов здравоохранения (руководителями управлений здравоохранения) и исполнительными директорами Территориальных фондов ОМС. Особенность ценообразования в ОМС состоит в том, что оно определяется не рейдирующими факторами рынка (спросом и предложением), а зависит от общего объема оказанных услуг в системе ОМС и наличием финансовых возможностей территориального фонда ОМС.

Пятая группа - свободные цены на платные медицинские услуги. Такие цены формируются под влиянием целого ряда рыночных факторов, таких как полезность (ценность) услуги, платежеспособность покупателя (потребителя), конъюнктура рынка, качество услуги, реклама, степень рыночной ориентации пациента, его вкусы, компетентность и др. Такая цена обусловливается законами спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения, то есть всеми законами, действующими на развивающемся рынке услуг здравоохранения.

Современная методика расчета цены платной медицинской услуги должна учитывать имеющуюся нормативную базу по данному вопросу, пошаговый метод распределения затрат, коэффициент инфляции (дефлятор), результатом чего должны стать компенсация затрат на платную медицинскую услугу и получение за счет нее прибыли ЛПУ.

2. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Система менеджмента - совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру и содержание элементов системы, а также установление связей между ними. Понятие "система управления" характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.

Менеджмент - это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние. Любая система управления должна иметь четыре основных элемента: - вход основной системы; - выход основной системы; - канал обратной связи (воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода); - блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

В настоящее время в составе организации как системы менеджмента выделяют следующие подсистемы: 1. структура управления; 2. техника управления; 3. функции управления; 4. методология управления. Надо отметить, что систему менеджмента можно рассматривать как с позиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции динамики - как управленческую деятельность.

Каждая система менеджмента имеет определенное назначение и соответственно должна содержать целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов. При реализации такой функции в системе организации всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), между которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту - управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта) каналам связи. Кроме того, должны осуществляться другие внутренние и внешние связи. Следует отметить, что для производственной организации в качестве объекта управления будет выступать его производственная подсистема, которая, как известно, включает основное, вспомогательное и обслуживающее производства. На основе производственных функций и используемой технологии в этих производствах формируется производственная структура, основным звеном которой являются производственные подразделения.

Состав элементов каждой из подсистем системы менеджмента может быть разнообразным и во многом зависит от конкретного содержания системы организации. Наиболее универсальным представляется подход к определению состава элементов системы менеджмента в зависимости от состава элементов производственной системы . При этом целесообразно принимать число элементов субъекта равным числу элементов объекта при их относительно возможном соответствии друг другу.


3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Общие вопросы регулирования инвестиционной деятельности определены ГК РФ, Федеральным законом от 26 июня 1991 г № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Федеральным законом от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В законе «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» даны определения инвестиции и инвестиционной деятельности, субъектов инвестиционной деятельности, инвесторов, источников инвестиционной деятельности и др. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» дает определение понятия капитальных вложений, инвестиций.

Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.


Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам).

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.


  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ

Финансовые ресурсы используются предприятием для финансирования текущих расходов и инвестиций. Инвестиции представляют собой применение финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала (капиталовложений).

Финансовые ресурсы предприятий распределяются по следующим основным направлениям:

- платежи в органы финансово-банковской системы. Это — все виды налогов, страховые взносы, выплата процентов за кредит;

- инвестирование собственных средств. Это — инвестирование на расширение производства, капиталовложения;

- инвестирование финансовых ресурсов на приобретение ценных бумаг. Это могут быть, например, акции других предприятий;

- инвестирование на социальные цели. Сюда включается вложение средств в детские учреждения (сады), принадлежащие , предприятию, объекты здравоохранения, санатории и дома отдыха и т.д.;

- инвестирование на благотворительные цели.

Распределение финансовых средств по направлениям, кроме платежей в органы финансово-банковской системы, определяется хозяйствующей единицей самостоятельно.


1. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Существующие методы формирования цен на медицинские услуги определяются исходя из источников финансирования медицинских учреждений. Ценообразование осуществляется несколькими методами в зависимости от видов оказываемых медицинских услуг: • оплата за отдельную услугу (обращения за медицинской помощью, условия оказания услуги); • по подушевому нормативу на одного обслуживаемого учреждением пациента (прикрепленного застрахованного); • по законченному случаю амбулаторного или стационарного лечения; • оплата по средней стоимости пролеченного больного; • оплата за фактически проведенный койко-день в стационаре.


Оплата по подушевому нормативу осуществляется на основании утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с объемными показателями оказания медицинской помощи исходя из количества прикрепленных застрахованных жителей и установленных тарифов. Такая форма в основном применяется для оплаты амбулаторно-поликлинической помощи.

Оплата за отдельные услуги по факту оказания медицинской помощи осуществляется на основании выставленного счета исходя из установленных тарифов. Данный порядок применяется, в основном, для оплаты стационарной помощи, отдельных видов амбулаторно-поликлинической и стоматологической помощи.

Оплата по законченному случаю амбулаторного или стационарного лечения производится исходя из стоимости по установленным тарифам оказанных пациенту медицинских услуг с начала обращения его за медицинской помощью в медицинское учреждение и до полного его выздоровления (выписки). Применение данного метода целесообразно, в основном, для оплаты стационарной, стоматологической помощи, услуг дневных стационаров, не некоторых видов услуг амбулаторно-поликлинической помощи. Под законченным случаем понимается объем лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, в результате которых наступает выздоровление, ремиссия.

Таким образом, на основе проведенного анализа следует сделать заключение, что единого подхода в выборе методов оплаты в России нет.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

К основным внутренним переменным традиционно относят: задачи, технологии и людей. 1. Цели. Цель есть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работающих вместе людей. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации, и этот процесс имеет большое значение, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность. У организаций существуют разнообразные цели, и их сущность во многом зависит от типа организации. 2. Структуру. В целом вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структурой организации. Все подразделения организации можно отнести к тем или иным функциональным областям. Функциональная область относится к работе, выполняемой для организации в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д. Очевидно, что маркетингом могут заниматься несколько подразделений и даже, например,