Файл: 1. экономические проблемы развития здравоохранения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 383

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
производственное подразделение, если оно разрабатывает новый товар для потребителя. 3. Задачи. Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории: - задачи по работе с людьми; - задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.; - задачи по работе с информацией. 4. Технологией. Понятие технологии выходит за пределы такого обычного понимания, как технология производства. Технология - это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных). Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере продаж - как наиболее оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации - как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. 5. Людей. Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации: - поведение индивидов; - поведение людей в группах; - характер поведения руководителя.

Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов (способности человека, потребности, восприятие, ценности, влияние среды на человека).
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

В практике учета и планирования кадров различают явочный, списочный и среднесписочный составы.

Явочный состав - это минимально необходимое число работников, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения задания в установленные сроки. Списочный состав - все постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии, как выполняющие в данный момент работу, так и находящиеся в очередных отпусках, командировках, выполняющие государственные обязанности, не явившиеся на работу по болезни или каким-либо другим причинам. Списочная численность работников может быть установлена на определенную дату.


Среднесписочный состав определяется путем суммирования списочного состава работников за все календарные дни периода, включая выходные и праздничные дни, и деления полученной суммы на полное календарное число дней периода.

Кадры предприятия не являются постоянной величиной: одни работники увольняются, другие принимаются на работу. В этой связи определяется индекс текучести кадров (Кт): Кт = (Рув/Р)*100,

где Рув - численность выбывающих или уволенных работников за определенный период, чел.;

Р - среднесписочная численность работников за тот же период, чел.

Обычно индексы текучести рассчитываются за год, хотя иногда исчисляются и индексы текучести квартальные, позволяющие учитывать сезонные колебания. Для руководства предприятия важно знать причины увольнения работников. Стабильность кадров - залог успешной работы предприятия. Добровольные увольнения помимо финансовых потерь усугубляют плохую репутацию организации.

Эффективность использования труда - результативность трудовой деятельности персонала, выражаемая в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах труда. В отличие от экономической эффективности производства, измеряемой отношением результата к затратам всего труда - живого и овеществленного, экономическая Э. т. определяется отношением полученного результата к затратам живого труда во всех сферах деятельности людей; в сфере материального производства, в непроизводственных отраслях, в личном подсобном и домашнем хозяйстве. Понятие Э. т., являясь одним из основных показателей эффективности производства, имеет в то же время более широкие границы и проявляется в подъеме производительности труда в материальном производстве; в росте Э. т. работников непроизводственной сферы при улучшении качества услуг, оказываемых производству и населению; в повышении Э. т. в домашнем и личном подсобном хозяйстве, в более рациональном использовании рабочей силы.



4. МЕХАНИЗМ МЕНЕДЖМЕНТА: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. Методы управления - это способы осуществления функций управления, применяемые для постановки и достижения ее целей. Методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей. Существуют экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Экономические методы управления - Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы. Организационно-распорядительные методы управления – это методы прямого воздействия,
носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу организационных методов относят: - организационное проектирование, - регламентирование, - нормирование. Распорядительные методы реализуются в форме: - приказа, - постановления, - распоряжения, - инструктажа, - команды, - рекомендации. Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся: - моральное поощрение, - социальное планирование, - убеждение, - внушение, - личный пример, - регулирование межличностных и межгрупповых отношений, - создание и поддержание морального климата в коллективе.

1. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Инновационный процесс возникает, когда происходит передача информации, а также ее материальных воплощений из сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сферу здравоохранения и находят своего потребителя. Инновационный процесс протекает динамично, если информация относительно свободно, без препятствий, движется в обоих направлениях, и каждый компонент инновационной структуры соответствует своему назначению. Эта «норма» достигается с помощью социально-экономической составляющей инновации.

В медицине по содержанию можно выделить 7 основных направлений инновационных процессов: 1. Внедрение прогрессивных медицинских технологий в организацию лечебно-диагностического процесса: диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию 2. Освоение современных организационно-правовых и экономических форм работы коллективов медицинских работников и отдельных специалистов (бригадный подряд, аренда, товарищества, приватизация государственных предприятий, частная практика и т.д.) 3. Внедрение в управление учреждениями здравоохранения принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов. Реформирование системы подготовки медицинских кадров, основанных на выработке у обучающихся навыков и умений профессиональной деятельности. 4. Демонополизация системы здравоохранения и децентрализация источников финансирования. Освоение механизма смешанного бюджетно-страхового финансирования отрасли. Коммерциализация отдельных видов медицинских услуг. 5. Разработка и внедрение автоматизированных информационных систем в организацию лечебо-профилактического процесса и в управление учреждениями здравоохранения 6. Изобретение и производство новых фармакологических препаратов 7. Конструирование и выпуск новых видов изделий медицинской техники и др.


Инновации принято разделять на две группы: радикальные и модифицирующие. Радикальные инновации представляют собой результаты научно-технической деятельности специалистов на уровне изобретения, открытия. Модифицирующие инновации – результаты научно-технической деятельности специалистов на уровне модификаций ниже уровня изобретения, открытия (уровень рационализаторского предложения). Практическая значимость этих отличий инноваций заключается в том, что при прочих равных условиях радикальные инновации несут в себе больший полезный эффект.
2. РЕСУРСЫ, КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Одно из самых важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране, является перестройка систем управления предприятиями. Особое значение эта проблема имеет на уровне тех предприятий, положение которых в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента), которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. По сравнению с той системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются новые функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике предприятие само принимает решение, разрабатывает стратегию своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, слияние, ликвидация, разделение, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления. Предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные в условиях рынка. Это требует значительного расширения сферы управления, увеличения объёма и усложнения характера выполняемых менеджерами работ. Также возросла и ответственность за качество и своевременность принятия тех или иных решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно- технический прогресс становится в мощное орудие управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. В связи с этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет высокие требования к профессиональному управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия. Общую формулу эффективности управленческого труда можно представить следующим образом: Еу = эффект (результат) / затраты управленческого труда В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно выделить результат.