Файл: 1. экономические проблемы развития здравоохранения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Финансовый менеджмент реализуется в рамках отдельно взятой или частично обособленной предпринимательской структуры; предпринимательская структура является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу. В связи с этим особое значение приобретают способы финансирования, предпринимательской структуры. Способы финансирования определяются в процессе стратегического финансового менеджмента. При этом различают два понятия: вертикальная и горизонтальная интеграция.

Вертикальная интеграция возникает, когда предпринимательская структура входит в более крупное образование. В этом случае часть управленческих функций передается вышестоящему звену, где происходит процесс перераспределения денежных средств подведомственных предприятий для образования централизованных фондов, используемых для финансирования общих программ из единого центра. Особенностью вертикальной интеграции является то, что она может объединять различные предпринимательские структуры. В этом случае основными задачами текущего финансового менеджмента являются: • обеспечение условий для адаптации этих структур в системе деятельности вышестоящего звена; • сопоставление структур издержек производства и обращения; • определение уровня себестоимости в предпринимательских структурах; • определение уровня самоокупаемости.

При горизонтальной интеграции осуществляется самостоятельность в решении всех вопросов, производственных и финансовых. В этом случае повышается роль и значение финансового менеджера и принятых им управленческих решений, а также требования к текущему финансовому менеджменту. В условиях горизонтальной интеграции текущий финансовый менеджмент призван обеспечить: • оперативное реагирование на происходящие события как внутри фирмы, так и за ее пределами; • постоянное обновление информации в процессе формирования фондов денежных средств.

Рассмотрение вопросов финансового обеспечения предпринимательской деятельности невозможно без знания конкретных источников финансирования. В настоящее время все источники финансирования делятся на следующие группы: • собственные средства хозяйствующих объектов; • заемные средства; • привлеченные средства; • бюджетные ассигнования.

1. ФИНАНСОВАЯ СРЕДА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Финансовые отношения учреждений здравоохранения реализуются в определенной финансовой среде. Финансовая среда - это сфера взаимодействия субъектов финансовых отношений. Для ЛПУ такими субъектами выступают: органы госбюджета, казначейство, банки, валютные фонды, страховые и лизинговые компании, пенсионные фонды и т.д.

Финансово-экономическое обеспечение деятельности ЛПУ является определяющим фактором финансовой стабильности, платежеспособности, а главное - конкурентоспособности оказываемых услуг. Основой этого являются прочно налаженные связи со всеми структурами и подразделениями финансовой среды, а также наличие финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств, находящихся в хозяйственном обороте и используемых в процессе предпринимательской деятельности. В практической хозяйственной деятельности финансовые средства можно дифференцировать по источникам их формирования на внутренние и внешние.

К внутренним источникам финансирования относятся, прежде всего, такие средства, как доход и нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления. Эти ресурсы находятся в хозяйственном обороте медицинской организации. Они достаточно стабильны, но их величина ограничена сроком эксплуатации основных фондов (например, медицинского оборудования), скоростью оборота денежных средств, величиной текущих расходов и степенью интенсивности производственной деятельности.

Из внешних источников финансирования формируются, прежде всего, денежные ресурсы, изначально не принадлежащие медицинской организации, но поступающие в ее распоряжение. К ним относятся целевые отчисления бюджета здравоохранения и системы медицинского страхование.

Кроме того нужды деятельности в сфере охраны здоровья могут обеспечиваться путем получения денежных сумм как от коммерческих, так и от некоммерческих организаций на благотворительной основе. К сожалению, правовой механизм подобного финансирования пока еще в нашей стране отработан недостаточно

В практической деятельности ЛПУ необходимо различать 2 вида финансовых ресурсов: долгосрочные финансовые средства в виде основных фондов (капитала) и краткосрочные (текущие) финансовые средства для каждого профессионально производственного цикла.


При определении потребности в денежных ресурсах всегда необходимо учитывать следующее: для какой цели требуются денежные средства и на какой период; можно ли изыскать необходимое в рамках ЛПУ или придется обращаться к другим источникам привлечения средств. Тщательно взвесив все варианты, нужно выбирать наиболее приемлемый для Вашего учреждения.

Виды финансовых ресурсов. 1. Собственные средства - это совокупные денежные средства, находящиеся в хозяйственном обороте и принадлежащие ЛПУ. Их движение обеспечивается за счет внутренних источников. 2. Заемные средства это денежные средства, не принадлежащие ЛПУ, но временно находящиеся в его распоряжении наряду с собственными. К ним можно отнести кредиты, получаемые в банках, выпуск акций, собств.долговых обязательств и т.д.
2. МЕХАНИЗМ МЕНЕДЖМЕНТА: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. Методы управления - это способы осуществления функций управления, применяемые для постановки и достижения ее целей. Методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей. Существуют экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Экономические методы управления - Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы. Организационно-распорядительные методы управления – это
методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу организационных методов относят: - организационное проектирование, - регламентирование, - нормирование. Распорядительные методы реализуются в форме: - приказа, - постановления, - распоряжения, - инструктажа, - команды, - рекомендации. Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся: - моральное поощрение, - социальное планирование, - убеждение, - внушение, - личный пример, - регулирование межличностных и межгрупповых отношений, - создание и поддержание морального климата в коллективе.
3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Оборотные средства - это совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения. Для изучения состава и структуры оборотные средства группируются по следующим признакам: 1) сферам оборота; 2) элементам; 3) охвату нормированием; 4) источникам финансирования.

По сферам оборота оборотные средства подразделяются на оборотные фонды и фонды обращения. Таким образом, оборотные средства - это совокупность оборотных фондов и фондов обращения, постоянно находящиеся в обороте. Оборотные фонды размещены, отвлечены в производственную сферу. Оборотные фонды — это часть производственных фондов или денежная оценка тех средств производства, предметов труда, которые участвуют лишь в одном производственном цикле, полностью потребляются там и переносят целиком свою стоимость на изготовленный продукт. К оборотным фондам относят: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия, не законченная производством продукция, топливо, тара и другие предметы труда. Фонды обращения - это денежные ресурсы, необходимые в процессе реализации готового продукта и приобретения новых предметов труда. К фондам обращения относятся средства, обслуживающие процесс реализации продукции: готовая продукция на складе, товары, отгруженные заказчикам, но еще не оплаченные ими,
средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банках.

По охвату нормирование оборотные средства подразделяются на нормируемые оборотные средства (средства в запасах товарно-материальных ценностей) и ненормируемые оборотные средства (дебиторская задолженность, средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке).

По источникам формирования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные оборотные средства.

Структура оборотных средств – это соотношение отдельных элементов или групп, выраженные в процентах к их общей стоимости. Структура оборотных средств на предприятии непостоянна и изменяется в динамике под влиянием многих причин.

Структура оборотных средств зависит от: • специфики предприятия. На предприятиях с длительным производственным циклом (например, в судостроении) велика доля незавершенного производства; на предприятиях горного профиля большая доля расходов будущих периодов. На тех предприятиях, у которых процесс производства продукции скоротечный, как правило, наблюдается большой удельный вес производственных запасов; • качества готовой продукции. Если на предприятии выпускается продукция низкого качества, которая не пользуется спросом у покупателей, то резко повышается доля готовой продукции на складах; • уровня концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства; • ускорения научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру оборотных средств разнопланово и практически на соотношение всех элементов. Если на предприятии внедряются топливосберегающая техника и технология, безотходное производство, то это сразу влияет на снижение доли производственных запасов в структуре оборотных средств. Влияют на структуру оборотных средств и другие факторы. При этом необходимо иметь в виду, что одни факторы носят долговременный характер, другие — кратковременный.

Для оценки эффективности использования оборотных средств используются следующие показатели: - коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) определяется как частное от деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость нормируемых оборотных средств; - оборачиваемость (продолжительность одного оборота в днях) рассчитывается как соотношение количества дней в году (360) к числу оборотов за год; - коэффициент загрузки определяется отношением среднегодовой стоимости оборотных средств к объему реализованной продукции; - рентабельность оборотных средств исчисляется как отношение прибыли предприятия к среднегодовой стоимости оборотных средств; - абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах; - относительное высвобождение отражает как изменение величины оборотных средств, так и изменение объема реализованной продукции.