Файл: 1. экономические проблемы развития здравоохранения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
акции — при формировании собственного капитала и облигации — при формировании заемного. Эмиссия краткосрочных долговых инструментов — депозитных и сберегательных сертификатов позволена лишь банковским структурам. К неэмиссионным ценным бумагам относятся векселя — они выпускаются (выписываются) и по действующему законодательству не требуют регистрации проспекта эмиссии.

Таким образом, акционерное общество может эмитировать лишь две ценные бумаги — акции и облигации. Эмиссионные операции создают основу рынка ценных бумаг, т.е. ту среду, в которой в дальнейшем совершаются операции, поэтому этот сектор фондового рынка носит название первичного. Хотя основной целью эмиссионной операции является привлечение капитала (денежных ресурсов), эмиссия ценных бумаг позволяет решить и другие задачи — реконструировать собственность, например, государственную в акционерную путем приватизации. Предлагая к продаже производные ценные бумаги, продавец старается снизить риск — хеджировать кредитные, процентные, валютные или другие риски. Эмиссия ценных бумаг позволяет провести секьюретизацию задолженности. Выпуская ценные бумаги для продажи, можно улучшить финансовое планирование или управление финансовыми потоками. Первая эмиссия акции направлена на создание собственного капитала, последующие эмиссии — на увеличение акционерного уставного капитала путем размещения акций по закрытой подписке или на открытом рынке. Формирование заемного капитала осуществляется путем эмиссии облигаций, которую можно осуществлять лишь при определенных условиях.

Однако, на сегодня решением задачи привлечения инвестиций занимается еще пока очень незначительная часть предприятий. Доля ценных бумаг, эмитированных с целью привлечения инвестиций (долгосрочных, среднесрочных) крайне низка. У ряда предприятий инвестиционные проекты, предполагающие эмиссию ценных бумаг, находятся на разных стадиях разработки и продвижения. Несмотря на то, что привлечение инвестиций является важной задачей для многих предприятий, решение ее зависит от многих факторов: от общеполитических условий и социально-экономической ситуации в стране до информационной открытости предприятия и готовности руководства к привлечению инвестиции; наличия на предприятиях квалифицированных специалистов, способных разрабатывать и реализовывать конкретные инвестиционные проекты; наличия местной законодательной базы по защите инвесторов и т.д.


1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

С 1993 года в России началось формирование механизмов финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). В соответствии с действующим законодательством страхователи в обязательном порядке перечисляют страховые взносы в территориальные фонда ОМС, которые аккумулируют эти взносы и за их счет в последующем осуществляют финансирование страховщиков (то есть страховых медицинских организаций или филиалов территориального фонда обязательного медицинского страхования) по заранее рассчитанным дифференциальным среднедушевым нормативам. В свою очередь, медицинские учреждения, независимо от формы собственности, могут финансироваться страховщиками на основе соответствующих договоров путем оплаты медицинских услуг по заранее согласованным тарифам или по финансовым нормативам, которые могут быть индивидуальными для каждого конкретного ЛПУ или групповыми - для однотипных ЛПУ.

Для оплаты амбулаторной медицинской помощи возможны следующие варианты: 1. Финансирование по смете расходов, суть которого заключается в авансировании медицинских услуг на основе анализа текущих затрат предыдущего периода. Это традиционный для государственной системы здравоохранения способ финансирования. 2. Финансирование по подушевому принципу (на одного прикрепленного к данному поставщику медицинских услуг с учетом половозрастной структуры и других параметров, влияющих на потребление медицинской помощи) За счет полученных средств оплачиваются собственные расходы, а также услуги сторонних поставщиков специализированной амбулаторной помощи 3. Гонорарный способ, то есть оплата конкретных медицинских услуг (посещений к врачу, выписки рецептов, лабораторных исследований, специальных манипуляций) по установленным тарифам на каждую услугу. 4. Оплата законченных случаев амбулаторного обслуживания, заранее классифицированных по некоторым признакам (трудозатраты, тяжесть случая, общие расходы). При этом каждая группа законченных случаев оплачивается по согласованным в установленном порядке тарифам. Однако, не все случаи в поликлинике являются законченными. В ряде случаев лечение в поликлинике является лишь одним из этапов лечения, после которого пациент направляется в стационар, в диспансер или другие ЛПУ. Поэтому возникают сложности при определении тарифов. 5. Оплата случаев поликлинического обслуживания (CI1O) по сути устраняет все недостатки предыдущего способа. Тарифы на СПО учитывают профиль подразделения, в котором оказаны услуги, степень сложности и законченности СПО. Целесообразно учитывать и аккредитационную категорию подразделения. В отличие от первых двух, последние три способа оплаты амбулаторной помощи обеспечивают прямую зависимость доходов медицинской организации от объемов ее деятельности, в то время как два первых способа позволяют лишь косвенно влиять на работу медицинских служб (через применение экономически оптимальной системы оплаты труда персонала).



Для оплаты стационарной помощи используются следующие способы: 1. Финансирование по смете расходов на основе договора стационара со страховщиком под согласованные объемы помощи, данный способ оплаты на этапе перехода к ОМС позволяет обходиться небольшими административными расходами, но такой способ, как правило, не создает стимулов к интенсификации деятельности больниц. 2. Оплата фактических расходов на госпитализацию каждого пациента на основе детальной калькуляции издержек по фактически оказанным услугам. Этот способ стимулирует увеличение количества услуг каждому пациенту, что приводит к неограниченному росту расходов и создает сложности из-за необходимости обработки большого объема экономической информации. 3. Оплата по числу фактически проведенных пациентом койко-дней на отделении стационара. При этом возможна раздельная оплата койко-дня и не вошедших в его стоимость специфических услуг (операции, сложные диагностические исследований и пр.). Необходимо рассчитать заранее стоимость одного койко-дня в профильном отделении больницы. Этот способ позволяет сократить объем обрабатываемой экономической информации, но вместе с тем ведет к удлинению (часто искусственно) сроков госпитализации и усложняет контроль за реальным объемам медицинской помощи. 4. Оплата по средней стоимости лечения одного больного на профильном отделении стационара (то есть за пролеченного больного). Этот способ ведет к сокращению сроков лечения и объемов помощи при отсутствии стимулов к сокращению общих расходов. 5. Оплата за законченный случай госпитализации по тарифам, дифференцированным в соответствии с принятой классификацией. Это весьма трудоемкий способ, так как необходима большая подготовительная работа, подготовленный персонал и большой объем обрабатываемой специальной информации.
2. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления. Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления. Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован. Содержание основных фаз процесса принятия и реализации решения:  1. Сбор информации о возможных проблемах: - наблюдение за внутренней средой фирмы; - наблюдение за внешней средой 2. Выявление и определение причин возникновения проблем: - описание проблемной ситуации; - выявление орг.звена, где возникла проблема; - формулировка проблемы; - оценка ее важности; - выявление причин возникновения проблем 3. Формулирование целей решения проблем: - определение целей фирмы; - формулировка целей решения проблем 4. Обоснование стратегии решения проблем: - определение области изменения переменных факторов; - определение требований к решению; - определение критериев эффективности решения; - определение ограничения; 5 . Разработка вариантов решения: - расчленение задачи на подзадачи; - поиски идей решения по каждой подзадаче; - построение моделей и проведение расчетов; - определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме; - обобщение результатов по каждой подзадаче; - прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче; - разработка вариантов решения всей задачи 6. Выбор лучшего варианта: - анализ эффективности вариантов решения; - оценка влияния неуправляемых параметров 7. Корректировка и согласование решения: - проработка решения с исполнителями; - согласование решения с функциональновзаимодействующими службами; - утверждение решении 8. Реализация решения: - подготовка рабочего плана реализации; его реализация; внесение изменений в решение в ходе реализации; оценка эффективности принятого и реализованного решения На практике, разумеется, все проходит не так гладко: - подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению; - процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее - ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции; - предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения; - нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее; - участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов; - менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.

3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Статические методы оценки экономической эффективности капитальных вложений предусматривают показатели абсолютной, абсолютно-сравнительной и сравнительной эффективности инвестиций.

Абсолютную экономическую эффективность капитальных вложений определяют при обосновании целесообразности строительства объектов, приобретении машин и др. Для расчета используются следующие показатели: 1. Срок окупаемости инвестиционных вложений — показывает период по истечении которого окупаются, возмещаются вложенные средства. 2. Коэффициент эффективности капитальных вложений - показывает, сколько чистого дохода или прибыли получено в расчете на каждый рубль капитальных вложений, или величина, обратная сроку окупаемости. При анализе абсолютной эффективности капиталовложений действия инвестора будут следующими: - определяется доходность по каждому варианту вложений и выбираются наиболее значимые с точки зрения экономического, социального и экологического эффектов; - при условии, что после отбора остается несколько вариантов, каждый их них подвергается абсолютно-сравнительной оценке.

Абсолютно-сравнительная оценка также определяется путем отношения дохода к затратам, но рассчитанные значения сравниваются с заранее принятым нормативом. Значения нормативного коэффициента эффективности были дифференцированы по отраслям в пределах от 0,07 до 0,25. Сегодня целесообразней за нормативное значение коэффициента принимать уровень процентной ставки или минимально приемлемую норму фондорентабельности того предприятия, в котором предполагаются капитальные вложения в сферу производства. Если коэффициенты эффективности выше нормативного значения, то капитальные вложения в экономическом плане обоснованы. В качестве дополнительных показателей можно использовать выход продукции на 1 руб. капитальных вложений, удельные капитальные вложения, себестоимость, производительность и рентабельность.

Другим показателем оценки эффективности инвестиций, особенно для обоснования инвестиционных мероприятий по замене изношенного и морально устаревшего оборудования более производительными основными фондами является коэффициент сравнительной эффективности. При этом предполагается
, что себестоимость на старом оборудовании будет больше, а объем старых капиталовложений будет меньше новых инвестиций.
4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Особенностью деятельности некоммерческих организаций является высокая диверсификация источников финансирования. Доходы некоммерческих предприятий можно разделить на четыре группы - привлеченные, государственные, заемные и собственные средства. К привлеченному финансированию относятся  благотворительные, спонсорские средства,  членские взносы, гранты фондов и др.; государственное финансирование объединяет различные субсидии государства; под заемным финансированием понимается получение банковских кредитов, выпуск долговых ценных бумаг; а собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

Большое разнообразие источников финансирования некоммерческих организаций требует определения оптимальной структуры капитала. Построение оптимальной структуры капитала базируется на определении цены каждого источника финансирования.

Привлеченные доходы являются самой большой группой источников финансирования, которые можно разделить на две части. К первой части относятся безвозмездные источники финансирования (благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов), а ко второй части – возмездные источники финансирования (спонсорские, членские взносы), предполагающие предоставление ответных услуг. Безвозмездные источники финансирования представляют своего рода бесплатный общественный капитал для некоммерческих организаций. Однако для доступа к такому капиталу некоммерческая организация должна заниматься выпуском общественно-полезных благ и иметь прочную репутацию на рынке. Возмездные источники финансирования оцениваются стоимостью предоставляемых ответных услуг. Так, цена спонсорских средств измеряется стоимостью рекламы, затратами на организацию пресс-конференций и других мероприятий в честь спонсоров. Цена членских взносов как источника финансирования определяется стоимостью получаемых привилегий (скидками на продукцию фирмы, бесплатными услугами и др.)

Государственные субсидии так же, как и безвозмездные источники финансирования, относятся к бесплатному общественному капиталу. Государство предъявляет жесткие требования к получателям бюджетных средств и распространяет контроль за их использованием. Таким образом, в отличие от коммерческих предприятий некоммерческие организации обладают исключительными возможностями в использовании бесплатного общественного капитала.