Файл: Теория и практика социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 373

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42 особенности. Выплачиваются исходя из Постановления Российской Федерации
N 425 65
Для назначения пожизненного обеспечения судей конституционного суда их минимальный стаж должен быть равен 15 годам. Так же, судьи конституци- онного суда, пребывающие в отставке, имеют право получения обеспечения по выбору:
- Выход на пенсию на общих основаниях
- Ежемесячные пожизненное обслуживание
Так как и судьи конституционного суда, для судей военных судов были установлены собственные характеристики, которые были предусмотрены феде- ральным законом о статусе военных судов федеральный конституционный закон
N 1 66
, но в целом общие принципы не отличаются от вышеприведенных принци- пов.
Из всего вышеперечисленного, вопрос о пенсионных выплатах бывших со- трудников судебных органов полностью регулируется государством и имеет свои особенности и крайности. В свою очередь, особенности системы получения пенсий хочется обозначить отдельно:
- Назначения особых выплат, в этот перечень входит ежемесячные пожиз- ненные обслуживание, касаются исключительно работников судов
- Пенсии судей не облагаются налогами
- Как отмечалось выше, имеется привилегия в виде пожизненного обслу- живания
- В случае наступления инвалидности, они имеют право на техническое об- служивание, так же выплаты в связи с инвалидности
- Вопрос о выплате решает не Пенсионный фонд, этим занимается судеб- ная коллегия и ведомства
65
Постановление Правительства РФ от 27.04.1995 N 425 (ред. от 04.08.2020) "Об утверждении Положе- ния о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда
Российской Федерации, пребывающим в отставке"
66
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О военных судах
Российской Федерации"

43
Хочется отметить факт того, что все же имеются некие недоработки и про- блемы в социальном обеспечении со стороны государства. Исходя из распоряже- ния Правительства Российской Федерации N 1735 67
, в которой указано о реше- нии проблем обеспечения жильём судей и работников судов. А также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, о нужде в улучшении жилищных условий с точки зрения обеспечения независимости судебной власти, данные поднятые вопросы остаются по сей день крайне важными.
В целом, проблема возникает в следующем: Компенсация расходов при найме жилого помещения. Само решение данного вопроса благоприятно отра- зиться на материальной обеспечении судей, что повысит их уровень профессио- нальной деятельности. Соответственно, судьи и члены их семей получат необхо- димые условия для проживания, что уже отмечалось предложением ранее, повы- сит их работоспособность и увеличит привлечении числа кадров в судопроиз- водство.
Крайне сильно стоит ребром данный вопрос в отдельных местностях Рос- сийской Федерации, такие как:
- Дальний Север
- Республика Крым и города Федерального значения Севастополя, с учетом преобразования судебной системы на данном полуострове
Стоит отметь то, что приказом Судебного департамента N 258 68
, устанав- ливается максимально возможный размер компенсации исходя из площади жи- лья, необходимого для предоставления судьям. Стоимость найма на один квад- ратный метр в субъектах Российской Федерации определяется Приказом Минтр- уда России на соответствующий год. Но конечно же стоит учитывать современ- ные реалии, где зачастую размер компенсации погашает только определенную часть затрат, при найме жилья, поскольку в последнее время цены на недвижи- мость являются крайне нестабильными.
67
Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р <Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы">
68
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 258 от 26 ноября
2014 года


44
Из вышеперечисленного подмечаем то, что в Российской Федерации по сей день имеется проблематика с надлежащим предоставление служебных помеще- ний судьям, использования данных помещений и их освобождения.
Что бы исправить данную ситуацию, стоит пересмотреть и переработать федеральный закон N 3132-1, статью 19 «Материальное обеспечение судей»
69
3.2 Медицинское и санаторно-курортное обслуживание судей.
Законодательство Российской Федерации понимает под статусом судьи, федеральный закон N 3132-1 70
, не только различные личные возможности и при- вилегии, а путь к обеспечению защиты прав и правосудия.
Государство проявляет крайне высокие требования к судьям и их деятель- ности, конечно же в ответ государство должно полностью обеспечивает здоровье и жизнь судей и их семей. В случаях прекращения своей профессиональная дея- тельности бывшие судьи не теряют свой конституционный статус, который про- должает служить гарантией надлежащего исполнения своих обязанностей в пе- риод профессиональной деятельности.
Сама деятельность судей имеет крайне высокую рабочую нагрузку, повы- шенный риск «профессиональных» заболеваний в связи с их видом деятельно- сти:
- Большое количество работы с документами
- Сидящий образ жизни
- Постоянное использование компьютера
Все это требуют тщательную профилактику, смены обстановки, исключе- ния из привычной сферы жизни, именно для этого государство и предусматри- вает санаторно-курортное лечение для судей.
Первостепенным федеральным законом, касающимся вопроса санаторно- курортного обеспечения судей, является федеральный закон N 3132-1, статья
69
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
70
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1

45 19 71
, к общим мерам материального обеспечения относят так же:
- Медицинская помощь
- Санаторно-курортное лечение
Конечно же будет грубо назвать санаторно-курортное лечение и медицин- скую помощь материальной поддержкой, ибо они осуществляются в натураль- ной форме. По идее, санаторно-курортное лечение входит в состав реабилитаци- онно-рекреационных мер социальной защиты судей. В частности, нормы о ме- дицинской помощи и санаторно-курортном лечении было бы более правильно выстроить в отдельную статью, или переставить в статью 20 федерального за- кона N 3132-1 72
, так как она предусматривает меры социальной поддержки су- дьям и членам семьи.
Толкование норм, указанных в статье 19 федерального закона N 3132-1 73
, не столь верно, ибо предполагается то, что санаторно-курортное лечение явля- ется какой-то отдельной медицинской мерой, которая не сочетается с медицин- ской помощью, но ведь санаторно-курортное лечение является особой, специ- фичной медицинской помощью, которая оказывается в специальных медицин- ских организациях, которые применяются с особыми методами медицинского взаимодействия.
Судьи и члены их семей ежегодно имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Учитывая изменения в су- дебной системе от 1 января 2015 года, порядок организации медицинского об- служивания, установленный для:
- Судей судов общей юрисдикции
- Судьи пребывающие в отставке
- Судьи арбитражный судов округа
71
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»
72
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 20 «Меры социаль- ной защиты судьи и членов его семьи»
73
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей»


46
- Судьи арбитражных апелляционных судов
- Судьи арбитражных судов субъектов Российской Федерации
- Специализированный арбитражный суд
- Судьи военных судов
- Члены их семей
В случае отсутствия по месту расположения военного суда медицинских учреждений соответствующего уровня государственной или муниципальной си- стемы здравоохранения санаторно-курортное лечение судей военных судов осу- ществляется медицинскими учреждениями Вооруженных сил Российской Феде- рации, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом при Верховном Суде
Российской Федерации. Стоит отметить особенность санаторно-курортного ле- чения судей Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда
Российской Федерации – они, как и отдельные лица, замещающие федеральные государственные должности, обеспечиваются санаторно-курортным лечение
Управлением делами Президента Российской Федерации.
Все возможный анализ и практика применения показывают и доказывают то, что механизм приобретения и распределения путевок на отправку на сана- торно-курортное лечение судей и членов их семей, так же судей, пребывающих в отставке, закреплено в актах Совета судей Российской Федерации, которая представляется как наисложнейшая система без какого-либо единства. Суще- ствуют две системы приобретения и распределения путевок:
- Через страховую компанию
- За счёт федерального бюджета через суды, Управление Судебного депар- тамента Российской Федерации
С учетом государственного контракта, страховые компании приобретают путевки на санаторно-курортное лечение на осуществление добровольного ме- дицинского страхования судей, чьим страхователем выступает Судебный депар- тамент при Верховном Суде Российской Федерации.

47
Конечно же контракт финансируется за счёт средств федерального бюд- жета. Контракт определяет процент застрахованных, которые являются получа- телями реабилитационно-восстановительного лечения в санаториях за счёт средств страхования. Конечно же данная информация является служебной и не разглашается большому кругу лиц.
Через суды или Управления Судебного департамента в субъектах Россий- ской Федерации с помощью средств федерального бюджета путевки закупаются по правилам федерального закона N 44 74
. Непосредственно сами суды данных судей закупают путевки:
- Судей верховных судов республик
- Краевые и областные суды
- Суды городов федерального значения
- Суды автономной области
- Суды автономных округов
- Окружные (флотские) военные суды
- Арбитражные суды округов
- Арбитражные апелляционные суды
- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Специализированные арбитражные суды
- Члены их семей
Управление Судебного департамента в субъектах Российской Федерации приобретаются путевки для судей районных, гарнизонных военных судов, миро- вых судей и членов их семей.
Из-за отсутствия нормализованного определения квоты застрахованных судей наличие двух параллельно друг другу действующих систем приобретение и обеспечения путевками кажется весьма нелогичным. Конечно же уровень ка- чества санаторно-курортного лечения и обслуживания в санаторно-курортных организациях зависит от условий договора, ведь система и предполагает наличие
74
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ


48 и составления договора со страховыми компаниями, но выходит то, что данная зависимость входит от законодательно установленных прав судей. Такая систе- матизация не может решить проблемы с дефицитом бюджетных средств, направ- ленных на обеспечение санаторно-курортного лечения судьям. Обычно расчет идет от штатного количества судей, без учета их семей, так же не забываем про ежегодный рост цен на путевки.
Из этого следуют то, что примерно 35% судей ежегодно не получают сана- торно-курортное лечение как меру реабилитации. Так отмечается тот факт, что законодательство не предусматривает случаи, когда судьи в отставке, не исполь- зовавшие право на санаторно-курортное лечение, соответственно им не выпла- чивается денежная компенсация за неиспользованное право на санаторно-ку- рортное лечение.
Можно выделить добровольное медицинское страхование судей как от- дельный способ финансирования санаторно-курортного лечения, он считается эффективным способом решения проблем финансирования, создание сети ве- домственных санаторно-курортных организация, позволяющее сократить рас- ходы федерального бюджета, а также улучшить качество санаторно-курортного лечения и обслуживания судей и их семей. Сама идея создания ведомственных санаториев не является новой, она была подмечена в большом количестве актом
Совета судей Российской Федерации. Конечно же с учетом нынешнего сложного положения в стране, подробное рассмотрение и введение не предоставляется воз- можным.
Действительно, в случае перехода осуществления медицинского и сана- торно-курортное обслуживания судей и членов их семей на договорную основу, непосредственно через страховые компании, будет противоречить Постановле- ние ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1, пункт 8 75
, благодаря которому устанавлива- ется в пункте 5 статьи 19 федерального закона N 3132-1 76
, медицинское
75
Постановление ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1 (ред. от 16.04.2022) "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
76
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1, статья 19 «Материальное обеспечение судей», пункт 5

49 обслуживание и санаторно-курортное лечение обеспечиваются соответственно:
- Правительство Российской Федерации
- Правительство республик в составе Российской Федерации
- Административных краев, областей
- Автономных областей
- Автономных округов
- Городов Москвы и Санкт-Петербурга
- Органы военного управления, определенном для руководителей:
• Министерств
• Ведомств
• Органов администрации
• Военное управление
Вышеперечисленные органы не занимаются организацией медицинского и санаторно-курортного лечения судей, как таково мы это представляем, из этого следуют снижение гарантий реализации прав судей.
Стоит заменить добровольное медицинское страхование, в частности при- обретение и распределение путевок на санаторно-курортное лечение судей, в частности судей в отставке, членов их семей, заменив эту систему на приобрете- ние и распределение путевок за счет средств федерального бюджета через суды и Управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, так как все же организация по предоставления санаторно-курортного лечения судей и членов их семей входит в компетенцию Судебного департамента при Верхов- ном Суде Российской Федерации.
Так как санаторно-курортное лечение является медицинской помощью, ос- нованием при предоставлении путевки судьям и членом их семей является меди- цинская справка по форме № 070/у
77
с рекомендацией санаторно-курортного
77
Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н (ред. от 02.11.2020) "Об утверждении унифицирован- ных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" (вместе с "Порядком заполнения учетной формы N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях",


50 лечения. Условия размещения и сроки упоминаются в Комплексной программе добровольного медицинского страхования судей, который в свою очередь явля- ется одной из частей контракта. Программа устанавливает то, что страховщик обязуется предоставить лечение с условиями размещения не ниже уровня двух- местного номера со всеми удобствами:
- кондиционер
- туалет
- душ
- ванна
- кухня
- питание
Со сроком пребывания в санатории не менее 14 дней. Конечно же ещё оста- ется актуальным вопрос, о размещении и сроках при получении судьей путевки не через систему страхования, а через суд или Управление Судебного департа- мента.
Действующему судье, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путёвки.
Если судья проработал неполный год, компенсация за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение должна выплачиваться пропорционально фак- тическому отработанному времени. Само определение стоимости путевки для "Порядком заполнения учетной формы 025-1/у "Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбула- торных условиях", "Порядком заполнения учетной формы N 030/у "Контрольная карта диспансерного наблюде- ния", "Порядком заполнения учетной формы N 030-13/у "Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг", "Порядком заполнения учетной формы N 032/у "Журнал записи родо- вспоможений на дому", "Порядком заполнения учетной формы N 070/у "Справка для получения путевки на са- наторно-курортное лечение", "Порядком заполнения учетной формы N 072/у "Санаторно-курортная карта", "По- рядком заполнения учетной формы N 076/у "Санаторно-курортная карта для детей", "Порядком заполнения учетной формы N 079/у "Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления", "Порядком заполнения учетной формы N 086/у медицинская справка (вра- чебное профессионально-консультативное заключение)", "Порядком заполнения учетной формы N 086-2/у жур- нал регистрации выдачи медицинских справок (формы N 086/у и N 086-1/у)", "Порядком заполнения учетной формы N 043-1/у "Медицинская карта ортодонтического пациента", "Порядком заполнения формы вкладыша N
1 в Медицинскую карту пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях "Первичный осмотр врачом- остеопатом", "Порядком заполнения формы вкладыша N 2 в Медицинскую карту пациента, получающего по- мощь в амбулаторных условиях "Осмотр врачом-остеопатом (наблюдение в динамике)") (Зарегистрировано в
Минюсте России 20.02.2015 N 36160)