Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 768

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

321 3. Мне тяжело выражать свои чувства.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
4. Я испытываю страх или беспокойство при мысли о том, как другие отреагируют на мои чувства или поведение.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
5. Я свожу к минимуму проблемы и отрицаю или изменяю правду о чувствах или поведении людей, с которыми общаюсь.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
6. Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные взаимоотношения.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
7. Я боюсь быть отвергнутым (отвергнутой).
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
8. Я стараюсь добиваться во всем совершенства и сужу себя строго.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
9. Мне трудно принимать решения.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
10. Я склонен (склонна) полагаться на мнения других, а не действовать по своему усмотрению.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
11. Я склонен (склонна) ставить желания и потребности других людей на первый план.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
12. Я склонен (склонна) ценить мнение других людей выше своего собственного.

322
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
13. Мое ощущение собственного достоинства идет извне, в зависимости от мнения или действий других людей, которые, как мне кажется, больше в этом разбираются.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
14. Я нахожу, что тяжело быть уязвимым (уязвимой) и просить о помощи.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
15. Я всегда подвергаюсь контролю или стремлюсь контролировать, и наоборот, всегда слежу за тем, чтобы никогда не оказаться ответственным (ответственной).
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
16. Я слишком лоялен (лояльна) к другим, даже в том случае, когда эта лояльность не оправдывается.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
17. У меня привычка рассматривать ситуации по принципу "все или ничего".
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
18. Я очень толерантен (терпим, способен переносить) к непоследовательности и смешанным поручениям.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
19. В моей жизни происходят эмоциональные кризисы и хаос.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда
20. Я стараюсь искать взаимоотношения там, где чувствую себя нужным (нужной), и пытаюсь затем сохранить их.
– никогда
– иногда
– часто
– почти всегда


323
Ключ:
Сложите полученные баллы:
20-29 – очень мало созависимых моделей поведения.
30-39 – средняя степень созависимых моделей поведения.
40-59 – высокая степень созависимых моделей поведения
60- 80 – очень высокая степень созависимых моделей поведения.
9.Тест самодиагностики ониомании Источник: http://brosaem.info
Используйте варианты ответов: «Да», «Нет».
1. Хождение по магазинам у меня занимает значительно больше времени, чем изначально планировалось
2. Желание что-либо покупать становиться серьезной помехой в личной и семейной жизни
3. Мысли о покупках мешают мне работать
4. Когда я пытаюсь удержаться от покупок, у меня ухудшается настроение
5. Меня иногда беспокоит, что может так случиться, что не будет хватать еды
6. Я часто беру денег в долг на совершение покупок
7. Даже когда мне ничего не надо покупать, я часто думаю о посещении магазина
8. У меня часто возникают внезапные, навязчивые, непреодолимые порывы что- нибудь купить, при этом неважно что
9. Я регулярно совершаю покупки не по средствам, тратя больше денег, чем могу себе позволить
10. Я часто покупаю не нужные вещи
11. После совершения покупки у меня возникает непреодолимое желание совершать множество новых покупок
12. Большую часть времени у меня преобладают негативные эмоции
13. После совершения очередной не нужной покупки у меня возникает чувство вины
14. Мне недостает теплоты обычных человеческих отношений
15. В процессе совершения покупки я испытываю положительные эмоции, вплоть до эйфории
16. Мне часто сложно заставить делать себя, что-то нужное
17. У меня стали расти долги из-за постоянных покупок
18. У меня часто бывают тревожные настроения
19. У меня дефицит самостоятельности и независимости
20. Ради совершения покупки я могу преступить закон
21. Взаимоотношения с близкими у меня сложные из-за моих покупок
22. Меня можно назвать неуверенным в себе человеком
23. В магазинах я не контролирую, сколько потратил денег
24. Моя жизнь складывается скорее плохо, чем хорошо
25. Когда я трачу деньги на дорогие брендовые вещи, это повышает мою самооценку
26. У меня плохая профессиональная карьера
27. Мне часто кажется, что у меня не хватает одежды, обуви и других вещей
28. У меня нет интересного хобби, кроме походов по магазинам
29. В детстве родители покупали мне все, чтобы я не захотел
30. Я хожу по магазинам, даже если мне ничего не нужно
31. В магазине я трачу денег больше, чем планировалось
32. Самое хорошее времяпровождение для меня это шопинг


324 33. Мне хочется обсуждать мои покупки со знакомыми
34. Если я не могу пойти за покупками, меня одолевает депрессия
35. Я часто хожу в магазин просто так, без желания купить, что-то конкретное
36. Мне нравятся похвалы и уважительное отношение продавцов
37. Часто я чувствую одиночество
38. Мои родители не могли себе позволить покупать достаточно вещей для меня
39. Личная жизнь у меня не клеится
40. Я шопоголик
Результаты:
Подсчитываем количество ответов «Да»: «до 8» – зависимость отсутствует; «9-16» – небольшой уровень ониомании; «17-24» – средний; «25-32» – высокий; «более 33» – очень высокий.
10. Тест на выявление любовной аддикции (А.Ю. Егорова)
Отметьте номера утверждений, с которыми Вы согласны.
1. Вы человек, очень нуждающийся в романтических отношениях.
2. Вы очень быстро и довольно легко влюбляетесь.
З. Когда вы влюблены, то не можете прекратить мечтать, даже занимаясь серьезными вещами. Вы не способны себя контролировать.
4. Иногда, когда вы ищете отношений, вы снижаете свои требования и соглашаетесь на меньшее, нежели вы хотите или заслуживаете.
5. В отношениях вы склонны подавлять, «душить» своего партнера.
6. Иногда вы вступаете в отношения с человеком, который вам совершенно не подходит, в надежде, что он изменится.
7. Если вы вступили с кем-то в отношения, то не можете уйти.
8. Когда вам кто-то нравится, вы игнорируете все сигналы о том, что этот человек вам не подходит.
9. При выборе партнера самым важным для вас является первичная симпатия.
10. Когда вы влюблены, вы доверяете людям, которые не заслуживают доверия. В результате у вас из-за этого возникают сложности.
11. Когда отношения заканчиваются, вы чувствуете, что жизнь подошла к концу. Не менее двух раз вы подумывали о самоубийстве в связи с разрывом.
12. Чтобы сохранить отношения, вы брали на себя большую часть ответственности.
13. Единственная вещь, которая вас интересует, — это любовные отношения.
14. В некоторых ваших отношениях любили только вы.
15. Вы очень страдаете от одиночества, если не влюблены или не имеете отношений с кем-либо.
16. Вы не можете оставаться в одиночестве, собственное общество вас не устраивает.
17. Не менее двух раз вы вступали в отношения с совершенно неподходящим для вас человеком из-за страха остаться в одиночестве.
18. Вы приходите в ужас от мысли, что у вас может не быть партнера.
19. Вы чувствуете неудовлетворенность, если не находитесь в отношениях с кем-либо.
20. Вы не можете сказать «нет», если влюблены или партнер угрожает уйти от вас.
21. Вы очень стараетесь быть таким, каким вас хочет видеть партнер. Вы будете делать все, чтобы доставить партнеру удовольствие, если при этом придется принести в жертву свои желания, потребности или ценности.
22. Когда вы влюблены, то видите только то, что хотите видеть. Вы искажаете реальность, чтобы справиться с тревогой и подкрепить свои фантазии.


325 23. Вы готовы терпеть пренебрежение, страдать от депрессии, одиночества, лжи и даже зависимости только для того, чтобы избежать боли от расставания.
24. Не менее двух раз в жизни вы испытывали неразделенную любовь, и это было очень мучительно.
25. У вас было несколько романтических отношений одновременно, несмотря на то, что приходилось кого-то обманывать.
26. Вы продолжаете отношения и с жестокими людьми.
27. Мечты о ком-то, кого вы любите, даже если он или она недоступны, более важны для вас, чем обращение к реальности, поиск доступных партнеров.
28. Вы приходите в ужас от мысли, что вас могут бросить.
29. Вы добиваетесь любви людей, которые вас отвергли, и настойчиво пытаетесь изменить их мнение.
30. В состоянии влюбленности вы испытываете повышенное чувство собственности в отношении партнера и очень ревнивы.
31. Случалось, что из-за отношений с партнером вы пренебрегали интересами друзей или членов семьи.
32. В состоянии влюбленности вы крайне импульсивны.
33. Вами овладевает желание проверять своего партнера.
34. Случалось, что вы шпионили за человеком, которого любите.
35. Вы добиваетесь человека, которого любите, даже если он или она имеет другого партнера.
36. Если вы являетесь частью любовного треугольника, то верите, что «в любви и на войне все средства хороши». Вы не уходите.
37. Любовь — самая важная для вас вещь на земле.
38. Даже когда у вас нет отношений, вы постоянно фантазируете о любви: о ком-то, кого вы когда-то любили, или об идеальном партнере, который когда-нибудь может появиться в вашей жизни.
39. Насколько вы помните, вы всегда были озабочены, поглощены мыслями о любви и романтическими фантазиями.
40. Вы чувствуете беспомощность, когда влюблены, так, как будто находитесь в состоянии транса или под воздействием чар. Вы теряете свою способность принимать мудрые решения.
Оценка результатов:
При согласии с 5-10 утверждениями можно подозревать любовную аддикцию, с
11 и более утверждениями – вероятность любовной аддикции очень высока.

326
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО
И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
1. Цель дисциплины:
Целью дисциплины является:
1. Развитие общекультурных компетенций:
– ОК-5 – способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
Формируемые трудовые действия (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) ВОСПИТАНИЕ: Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов), из них
18 часов аудиторных занятий, 18 часов самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет не менее 50% или 9 часов.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Дисциплина изучается во втором семестре и в структуре ООП находится в базовой части в модуле общенаучных дисциплин «Социально-психологический (адаптационный тренинг) и профилактика аддиктивного поведения» (Б1.Б.10).
Содержание дисциплины направлено:
– на формирование психологически устойчивой личности студента в изменившихся для него условиях – при переходе от обучении в школе к самостоятельной студенческой жизни, от юношества к взрослению;
– формирование в молодежной среде ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ, а также психологические установки на противодействие приему наркотиков
– на формирование практических навыков в области планирования, организации и реализации программ профилактики потребления учащимися, воспитанниками образовательных учреждений различных видов.
Программа курса «Профилактика аддиктивного поведения» составлена на основании ФГОС ВО с учетом актуальности проблемы не только для Российской
Федерации и Республики Башкортостан, но и в планетарном масштабе, в соответствии со
Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (Утв. Указом
Президента РФ от 9.062010г. № 690). Кроме того, учебная программа дисциплины разработана с учетом решения Антинаркотической комиссии Республики Башкортостан
(протокол № 17 от 14 июня 2011 года)
Для изучения дисциплины необходима подготовка студентов по таким дисциплинам как «Введение в педагогическую деятельность», «Общая психология», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и ЗОЖ», «Психология развития и возрастная психология» или же она должна изучаться сопряжено с названными дисциплинами.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– правовые документы, регламентирующие профилактическую антинаркотическую деятельность;
– факторы риска и механизмы формирования аддиктивного поведения;
– признаки употребления наркотических веществ и формирования различных видов аддикций;
– основы просветительской деятельности;
– принципы проектирования профилактической деятельности;


327
– современные подходы и методы первичной профилактики аддиктивного поведения; уметь:
– учитывать в коммуникативном взаимодействии различные особенности личности;
– выявлять факторы риска формирования аддиктивного поведения обучающихся;
– использовать возможности образовательной среды, в том числе информационные, для первичной профилактики различных видов аддикций;
– проектировать профилактическую деятельность в образовательной организации;
владеть:
– технологиями, методами и формами активной профилактической работы в образовательной среде по предупреждения различных видов аддиктивного поведения несовершеннолетних и молодежи;
– навыками взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в профилактической деятельности;
– организационными навыками проведения индивидуальной и коллективной профилактики формирования
5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Трудоемкость в часах
Семестры
1 2
3

Аудиторные занятия:
18 18
Лабораторные работы (ЛБ)
18 18
Самостоятельная работа:
18 18 1. Конспектирование законов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по профилактике аддиктивного поведения;
2. Подготовка реферативных сообщений с презентационным материалом;
4. Составление словаря терминов.
5. Выполнение проектных заданий по по профилактике различных видов аддикций.
Промежуточная аттестация
Оценка по рейтингу
ИТОГО:
36 36
6. Содержание дисциплины
6.1. Содержание разделов дисциплины

Наименование
раздела дисциплины
Содержание раздела
1. Современные представления о формировании аддиктивного поведения
Состояние проблемы в России и за рубежом. Понятийный аппарат, цели и задачи аддиктологии и превентологии.
Закономерности формирования зависимости.
Этапы становления аддиктивного поведения.
Особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивного поведения. Роль семьи в формировании зависимого поведения.
Факторы риска, механизм формирования аддикции и клинические проявления.
2. Виды аддикций
Химические (курение табака, алкоголизм, наркомания) и нехимические аддикции
(гемблинг, компьютерная зависимость, работоголизм, информационная зависимость и др.):