ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 617
Скачиваний: 1
51
Личность
эзотерическая
–
в
контексте
эзотерической
куль
-
туры
это
человек
,
входящий
в
истинный
мир
(
другой
,
отличный
от
нашего
,
обычного
,
иллюзорного
мира
–
см
.
истина
эзотериче
-
ская
)
посредством
целенаправленной
личной
духовной
работы
и
психотехники
.
Медитация
,
йога
,
изменение
ценностных
установок
и
индивидуального
сознания
,
намеренное
подавление
каких
-
либо
навыков
и
даже
инстинктов
существенно
меняют
психофизиоло
-
гическую
структуру
личности
(
результат
психотехники
),
форми
-
руя
новое
сознание
и
новый
психический
опыт
жизни
.
Поэтому
Л
.
э
.
живет
тем
,
что
в
этих
актах
духовного
перерождения
постигает
реальность
эзотерическую
и
своим
существованием
продолжает
творить
ее
.
Иначе
говоря
,
личность
,
творец
нового
в
культуре
ду
-
ховной
живет
своим
творчеством
,
живет
в
размышлениях
о
мире
,
жизни
,
своем
предназначении
.
Примерами
Л
.
э
.
в
истории
культу
-
ры
выступают
Будда
,
Христос
,
Сократ
и
другие
,
поэтому
она
по
-
нимается
не
только
как
конкретная
историческая
личность
,
реаль
-
ный
человек
(
существование
которого
однозначно
не
доказано
),
но
также
как
идеальная
культурная
конструкция
.
Следовательно
Л
.
э
.
можно
понимать
в
двух
планах
.
Во
-
первых
,
это
основатель
какого
-
либо
учения
эзотерического
,
учитель
(
Будда
,
достигший
в
36
лет
учения
Нирваны
,
последующие
44
года
посвятил
тому
,
что
-
бы
передать
это
знание
своим
ученикам
и
последователям
).
Во
-
вторых
,
Л
.
э
. –
это
какой
-
либо
последователь
эзотерического
уче
-
ния
,
постигший
путем
своих
собственных
духовных
усилий
,
пси
-
хотехники
истинный
мир
,
эзотерическую
реальность
.
М
Магия
(
греч
. mageia –
волшебство
,
колдовство
) –
совокуп
-
ность
обрядов
и
действий
,
связанных
с
верой
в
возможность
по
-
влиять
(
привлечь
или
отпугнуть
с
помощью
воображаемых
сверхъестественных
сил
)
на
окружающую
действительность
.
М
.
–
одна
из
основ
формирования
древней
культуры
духовной
.
Майолика
(
итал
. maiolica
по
названию
острова
Майорка
) –
художественная
керамика
,
покрытая
непрозрачной
глазурью
.
52
Майстерзингеры
(
нем
. meistersinger,
буквально
–
мастер
пе
-
ния
) –
средневековые
немецкие
поэты
-
певцы
преимущественно
из
ремесленно
-
цеховой
среды
,
пришедшие
на
смену
миннезинге
-
рам
.
Появление
М
.
непосредственно
связано
с
развитием
культу
-
ры
средневековых
городов
.
Их
репертуар
включал
в
себя
не
толь
-
ко
песни
на
библейские
и
религиозно
-
дидактические
сюжеты
,
но
и
произведения
со
светской
тематикой
.
Макрокосмос
и
микрокосмос
,
макрокосм
и
микрокосм
(
греч
. mikrokosmos –
малый
мир
и
makrokosmos –
большой
мир
) –
понимание
единства
человека
и
Вселенной
,
их
параллелизма
.
Идея
единства
М
.
и
м
.
имеет
богатую
историю
в
культуре
мифа
и
философии
,
выражая
амбивалентность
в
восприятии
(
мифоло
-
гическом
,
художественном
,
рациональном
)
человека
как
микро
-
космоса
,
состоящего
из
космических
элементов
и
отражающего
в
себе
универсум
и
,
с
другой
стороны
,
космоса
как
живого
орга
-
низма
,
обладающего
«
разумом
»
или
«
душой
».
Манкурт
(
имя
собств
.) –
человек
,
утративший
историческую
память
,
нравственные
и
духовные
ценности
и
ориентиры
,
духов
-
ную
связь
со
своим
народом
.
Манускрипт
(
позднелат
. manuscriptum
от
лат
. manus –
рука
+ scribo –
пишу
) –
древняя
рукопись
.
Стилистически
термин
М
.
является
архаизмом
.
Маргинал
,
маргинальность
(
лат
. marginalis –
находящийся
на
краю
) –
в
современной
культурологии
обозначает
оппозицию
нормальной
культурной
идентичности
.
М
. –
это
люди
,
которые
не
могут
идентифицировать
себя
ни
с
одной
культурой
,
они
ока
-
зываются
между
традиционной
и
современной
культурами
,
между
разными
вероисповеданиями
,
носители
какой
-
либо
субкультуры
.
Ментальность
,
менталитет
(
франц
. mentalite
от
лат
. mens –
ум
,
мышление
,
образ
мыслей
,
душевный
склад
) –
глубинный
уро
-
вень
коллективного
и
индивидуального
сознания
,
включающий
и
бессознательные
акты
.
М
.
формируется
в
недрах
человека
и
представляет
собой
совокупность
психологических
,
поведенче
-
ских
установок
индивида
или
социальной
группы
.
М
.
объединяет
ценностные
формы
сознания
(
философия
,
религия
,
мораль
и
др
.)
53
с
миром
бессознательных
психических
состояний
,
определяя
тем
самым
целостный
образ
жизни
человека
.
Различают
детскую
,
ндациональную
,
тоталитарную
,
средневековую
и
др
.
М
.
Меркантилизм
(
франц
. mercantilisme
от
итал
. mer-cante –
торговец
,
купец
) –
экономическое
учение
и
экономическая
поли
-
тика
,
распространенные
в
XVI – XVII
вв
.
В
переносном
смысле
М
. –
мелочно
-
расчетливое
отношение
;
в
культуре
отношение
к
объектам
культуры
исключительно
как
к
средству
материального
обогащения
.
Метаморфоза
(
греч
. metamorphosis –
превращение
) –
пре
-
вращение
,
преобразование
чего
-
либо
.
Идея
М
.
принадлежит
к
со
-
кровищнице
мирового
фольклора
разных
культурно
-
исторических
эпох
.
В
фольклорном
образе
человека
идея
М
.
со
-
четается
с
идеей
тождества
.
Меценат
(
имя
собств
. Mæcenas) –
человек
,
покровительст
-
вующий
развитию
искусств
,
наук
и
оказывающий
им
финансовую
поддержку
(
от
имени
Мецената
–
римского
гражданина
1
в
.
до
н
.
э
.).
Мизантропия
(
греч
. misanthropia,
от
miseo –
ненавижу
+ an-
thropos –
человек
) –
нелюбовь
к
людям
,
отчуждение
от
них
,
чело
-
веконенавистничество
.
Мимезис
(
греч
. mimesis –
подражание
) –
термин
введен
Ари
-
стотелем
и
характеризует
сущность
творчества
,
преимуществен
-
но
искусства
,
как
подражание
действительности
,
внешнему
миру
М
. –
основа
натурализма
и
искусства
.
Мистицизм
(
от
греч
. mystika –
таинственные
обряды
,
таин
-
ство
) –
умонастроение
,
исходящее
из
того
,
что
подлинная
реаль
-
ность
недоступна
разуму
и
постигается
лишь
интуитивно
–
экс
-
татическим
способом
,
каковой
усматривается
в
мистике
.
Мифология
(
греч
. mythos –
сказание
,
предание
,
рассказ
,
тол
-
кование
) –
форма
общественного
сознания
,
изображения
приро
-
ды
,
всего
мира
как
населенных
живыми
существами
,
обладаю
-
щими
магическими
,
чудесными
и
фантастическими
действиями
М
.
являлась
господствующей
формой
мировоззрения
в
родовой
общине
.
М
.
представляла
собой
единство
действенной
и
словес
-
54
ной
составляющих
первобытной
культуры
.
Модерн
,
модернизм
(
фр
. moderne –
новейший
,
современный
) –
направление
в
изобразительном
искусстве
,
прикладном
искусст
-
ве
и
архитектуре
конца
XIX –
начала
XX
вв
.,
противопостав
-
лявшее
себя
искусству
прошлого
.
Художественно
-
эстетическая
система
,
сложившаяся
в
20-
х
гг
. XX
в
.,
объединяла
множество
идейно
-
художественных
направлений
(
экспрессионизм
,
кубизм
,
футуризм
,
конструктивизм
,
сюрреализм
,
абстракционизм
и
др
.),
отошедших
от
традиций
внешнего
подобия
и
утверждающих
но
-
вый
подход
к
изображению
социального
бытия
.
М
.
открыл
и
ос
-
воил
многие
новые
художественные
средства
(
поток
сознания
,
коллаж
,
ассоциативный
монтаж
и
др
.),
оказавшие
существенное
влияние
на
последующее
развитие
эстетики
.
Мозаика
(
франц
. mosaique,
итал
. mosaico,
от
лат
. musivum,
букв
.
посвященный
музам
) –
изображение
или
орнамент
,
выпол
-
ненный
из
отдельных
,
очень
плотно
пригнанных
друг
к
другу
разноцветных
кусочков
какого
-
либо
материала
(
стекла
,
смальты
,
мрамора
,
цветных
камней
,
дерева
,
металла
).
Мозаичная
культура
–
понятие
,
характеризующее
состоя
-
ние
современной
культуры
.
Современный
человек
открывает
для
себя
окружающий
мир
по
законам
случая
,
в
процессе
проб
и
ошибок
.
Совокупность
его
знаний
определяется
статистически
:
он
черпает
их
из
жизни
,
газет
,
телевидения
,
т
.
е
.
по
мере
надобно
-
сти
,
и
лишь
накопив
определенный
объем
информации
,
он
начи
-
нает
обнаруживать
скрытые
в
ней
структуры
,
он
идет
от
случай
-
ного
к
случайному
,
но
порой
эти
случайности
оказываются
суще
-
ственны
.
Молодёжная
культура
–
одна
из
субкультур
социально
-
демографической
группы
,
находящейся
на
переходной
стадии
от
детства
к
миру
взрослых
и
переживающей
важный
этап
семейной
и
внутрисемейной
социализации
.
М
.
к
.
реализуется
в
процессе
формирования
социальных
и
профессиональных
ролей
и
статуса
.
Музей
(
греч
. museion –
храм
муз
) –
организация
,
занимаю
-
щаяся
собиранием
,
хранением
,
изучением
,
реставрацией
,
демон
-
стрированием
,
популяризацией
ценностей
культуры
в
различных
областях
творческой
деятельности
человека
.
55
Музы
(
греч
. musa) –
в
др
.-
греч
.
мифологии
дочери
Зевса
и
Мнемосины
,
богини
-
покровительницы
различных
областей
ду
-
ховной
деятельности
людей
:
поэзии
,
искусства
и
наук
.
Первона
-
чально
музы
почитались
как
божества
плодородия
,
поэтому
куль
-
товые
центры
почитания
М
.
связывались
с
источниками
(
Пиерия
у
горы
Олимп
,
Гиппокрена
у
горы
Дельфы
,
Кастальский
ключ
у
подножия
Парнаса
).
Имена
девяти
М
.
впервые
называются
Ге
-
сиадом
в
«
Теогонии
» (VII
в
.
до
н
.
э
.),
закрепление
за
ними
от
-
дельных
видов
деятельности
произошло
лишь
в
поздней
антич
-
ности
:
Евтерпа
–
покровительница
лирической
поэзии
,
Клио
–
истории
,
Талия
–
комедии
,
Мельпомена
–
трагедии
,
Терпсихора
–
танцев
,
Эрато
–
любовной
поэзии
,
Полигимния
–
эпической
по
-
эзии
и
гимнов
,
Урания
–
астрономии
.
Музыка
–
вид
искусства
,
отражающий
действительность
в
звуковых
художественных
образах
.
Средством
воплощения
му
-
зыкальных
образов
служат
определенным
образом
организован
-
ные
звуки
.
Основные
элементы
и
выразительные
средства
М
. –
лад
,
ритм
,
метр
,
темп
,
динамика
,
тембр
,
мелодия
,
гармония
,
по
-
лифония
,
инструментовка
.
М
.
фиксируется
в
нотной
записи
и
реализуется
в
процессе
исполнения
.
По
исполнительским
средст
-
вам
М
.
подразделяется
на
вокальную
,
инструментальную
и
во
-
кально
-
инструментальную
.
Различают
также
одноголосную
(
мо
-
нодия
)
и
многоголосную
М
. (
полифония
).
Применяют
также
под
-
разделение
музыки
на
роды
и
виды
(
опера
,
симфоническая
,
ка
-
мерная
М
.),
жанры
(
героическая
опера
,
комическая
опера
,
песня
,
танец
,
симфония
,
соната
,
сюита
и
др
.).
М
.
сочетается
с
хореогра
-
фией
,
театральным
искусством
,
кино
и
т
.
п
.
Н
Народное
творчество
–
художественная
коллективная
дея
-
тельность
какого
-
либо
этноса
,
народа
,
отражающая
его
жизнь
,
идеалы
,
хозяйственный
и
бытовой
уклад
,
историческое
прошлое
,
культы
,
верования
,
знание
природных
явлений
.
Традиционно
к