ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 613
Скачиваний: 1
16
Учебно
-
методическое
и
информационное
обеспечение
дисциплины
а
)
Основная
литература
1.
Гуревич
П
.
С
.
Культурология
. –
М
., 2008.
2.
Культурология
/
под
ред
.
А
.
Н
.
Марковой
. –
М
.:
ЮНИТИ
-
ДАНА
, 2009.
3.
Культурология
:
учебник
/
под
ред
.
Ю
.
Н
.
Солонина
. –
М
., 2005.
4.
Тер
-
Гукасова
.
Культурология
. –
М
.,
МБИ
, 2011.
б
)
Дополнительная
литература
1.
Розин
В
.
М
.
Культурология
:
учебник
–
М
.:
Гардарики
, 2008.
2.
Черная
Л
.
А
.
Культурология
:
основы
теории
:
учеб
.
пособие
. –
М
.:
Логос
, 2008.
3.
Малюга
Ю
.
Я
.
Культурология
:
учеб
.
пособие
. –
М
.:
ИНФРА
-
М
, 2008.
4.
Культурология
:
история
мировой
культуры
/
под
ред
.
А
.
Н
.
Марковой
. –
М
.:
ЮНИТИ
, 2003.
5.
Культурология
.
Русская
культура
:
учеб
.
пособие
. –
М
.:
МБИ
,
2008.
17
Приложение
КРАТКИЙ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
А
Абсолют
(
лат
. absolutus –
безусловный
,
неограниченный
) –
вечная
,
бесконечная
первооснова
бытия
(
Бог
,
абсолютный
дух
,
аб
-
солютная
идея
и
т
.
п
.).
А
. –
это
совершенное
,
целостное
бытие
,
ис
-
ключающее
сравнение
с
чем
бы
то
ни
было
.
В
архаических
,
зем
-
ледельческих
культурах
,
абсолютный
смысл
имели
жизненно
-
мировые
стихии
–
земля
,
свет
,
ритм
,
гармония
и
т
.
д
.
В
этих
стихи
-
ях
воплощается
неразрывное
единство
природы
и
культуры
.
В
христианской
картине
мира
А
.
предстает
в
виде
троичности
бога
–
абсолютной
духовной
основы
бытия
,
открывающейся
человеку
в
акте
веры
.
А
.
надмирен
и
трансцедентен
по
отношению
к
созерца
-
нию
и
мышлению
.
А
.
выступает
как
вечная
и
неизменная
ценно
-
стно
-
смысловая
основа
жизни
.
В
дальнейшем
развитии
культуры
,
и
в
особенности
в
контексте
православной
культуры
,
это
ценност
-
ное
обоснование
А
.
становится
определяющим
.
Бог
рассматрива
-
ется
в
культуре
Нового
времени
как
абсолютная
основа
нравст
-
венного
миропорядка
,
как
прообраз
добра
,
истины
и
красоты
.
Абстрактное
искусство
,
абстракционизм
(
лат
. abstractio –
удаление
,
отвлечение
) –
направление
в
искусстве
XX
в
.,
отказы
-
вающееся
от
реалистического
изображения
предметов
и
явлений
в
живописи
,
скульптуре
,
графике
и
т
.
д
.
А
.
и
.
отрицает
познава
-
тельные
задачи
художественного
творчества
.
Авангардизм
(
франц
. avant-garde –
передовой
отряд
) –
тече
-
ния
в
искусстве
XX
в
.,
которые
основным
средством
достижения
искусством
своего
назначения
считают
ломку
установившихся
эстетических
принципов
.
Является
крайним
выражением
модер
-
низма
.
Для
А
.
характерны
поиски
внеэстетических
способов
воз
-
действия
на
зрителя
(
в
экспрессионизме
,
футуризме
,
дадаизме
,
сюрреализме
),
тяготение
к
искусству
ассоциативных
структур
18
(
перенос
акцента
с
внешнего
на
внутреннее
,
с
созерцания
эстети
-
ческих
объектов
на
их
переживание
).
Творческая
природа
А
.
во
многом
связана
с
динамикой
научно
-
технического
прогресса
,
с
развитием
рационального
стиля
мышления
.
Академизм
(
греч
. academia –
школа
,
франц
. académisme) –
направление
в
изобразительном
искусстве
XVII – XIX
вв
.,
догма
-
тически
следовавшее
внешним
формам
классического
искусства
.
Возникший
в
конце
XVI
в
.
в
Италии
,
А
.
выработал
правила
под
-
ражания
искусству
Античности
и
Возрождения
.
А
.
усвоил
ряд
принципов
и
приемов
классицизма
.
Расширенно
А
.
понимается
как
любая
канонизация
,
превращение
в
непреложную
норму
идеалов
и
принципов
искусства
предшествующих
эпох
.
Акмеизм
(
от
греч
. akme –
высшая
степень
чего
-
либо
,
верши
-
на
,
цветущая
сила
) –
течение
в
русской
поэзии
начала
XX
в
.
А
.
возник
(
вместе
с
футуризмом
)
как
реакция
на
кризис
символизма
.
Аксиология
(
греч
. axios –
ценность
+ logos –
учение
,
понятие
,
слово
) –
учение
о
природе
ценностей
,
о
связи
различных
ценностей
между
собой
,
с
социальными
и
культурными
факторами
и
струк
-
турой
личности
.
Центральное
понятие
А
. – «
ценность
».
Оно
ис
-
пользуется
для
указания
на
человеческое
,
социальное
и
культурное
значение
определенных
явлений
действительности
.
Аксиологи
ставят
задачей
исследование
как
самой
природы
ценностей
,
так
и
ценностей
различных
типов
(
этических
,
эстетических
,
религиоз
-
ных
,
экономических
,
политических
и
др
.),
а
также
их
взаимосвя
-
зей
,
их
отношения
к
социально
-
культурной
сфере
и
структуре
лич
-
ности
.
Аллегория
(
греч
. allegoria –
иносказание
) –
изображение
от
-
влеченной
идеи
(
понятия
)
посредством
художественного
образа
.
В
отличие
от
многозначного
смысла
символа
,
смысл
А
.
однозначен
и
отделен
от
образа
.
В
литературной
А
.
как
элементе
культуры
речи
связь
между
образом
и
значением
устанавливается
по
анало
-
гии
(
лев
как
олицетворение
силы
и
др
.).
Ампир
(
франц
. empire –
империя
,
лат
. imperium) –
художест
-
венный
стиль
позднего
классицизма
,
возникший
во
Франции
в
начале
XIX
в
. (
эпоха
империи
Наполеона
I)
в
архитектуре
и
при
-
кладном
искусстве
.
Позднее
распространился
и
в
других
странах
,
в
т
.
ч
.
и
в
России
.
19
Анализ
(
от
греч
. analysis –
разложение
,
расчленение
) –
в
культурологии
–
метод
познания
,
в
котором
рассматриваемое
яв
-
ление
культуры
мысленно
разлагается
на
составные
части
и
рас
-
сматривается
с
точки
зрения
его
возникновения
и
закономерно
-
стей
развития
,
а
также
исторической
преемственности
и
связей
с
другими
явлениями
культуры
.
Ансамбль
(
франц
. – ensemble) – 1)
взаимная
согласован
-
ность
,
стройное
единство
частей
,
образующих
какое
-
либо
целое
,
например
,
архитектурный
А
.; 2)
художественная
согласованность
совместного
исполнения
несколькими
участниками
музыкально
-
го
,
драматического
и
других
произведений
; 3)
группа
артистов
,
выступающих
как
единый
коллектив
.
Античность
,
античная
культура
(
лат
. antiquitas –
древ
-
ность
,
старина
) –
в
широком
смысле
А
.
равнозначна
русскому
слову
«
древность
»,
но
чаще
используется
по
отношению
к
Древ
-
ней
Греции
(
включая
эллинизм
)
и
Древнему
Риму
.
Антология
(
греч
. anthologia –
буквально
,
букет
цветов
) –
подборка
наиболее
представительных
сочинений
(
чаще
стихо
-
творных
)
разных
авторов
.
Антропология
(
греч
. anthropos –
человек
+ logos –
учение
) –
наука
о
происхождении
и
эволюции
человека
,
образовании
чело
-
веческих
рас
и
о
нормальных
вариациях
физического
строения
человека
.
А
.
в
узком
смысле
–
это
естественная
история
человека
,
в
широком
смысле
(
европейская
традиция
).
А
.
включает
в
себя
археологию
,
демографию
,
лингвистику
,
социологию
,
этнологию
.
Формирование
А
.
как
самостоятельной
науки
отводится
к
сере
-
дине
XIX
в
.
Французский
хирург
,
анатом
и
антрополог
П
.
Брока
основал
в
1859
г
.
Парижское
антропологическое
общество
,
про
-
грамма
которого
предусматривала
изучение
биологии
человече
-
ского
рода
в
связи
с
его
культурой
.
Антропоцентризм
(
греч
. anthropos –
человек
+
лат
. centrum –
мировоззрение
) –
принцип
культурного
творчества
,
согласно
ко
-
торому
человек
есть
центр
и
высшая
цель
мироздания
.
Апокриф
(
греч
. apokryphos –
тайный
) –
книги
,
содержащие
тайные
учения
и
доступные
только
жрецам
или
посвященным
.
В
христианской
религии
–
книги
с
библейским
сюжетом
,
подлин
-
20
ность
которых
не
признана
официальной
церковью
.
Арго
(
франц
. argot) –
особый
язык
некоторой
ограниченной
профессиональной
или
социальной
группы
,
состоящий
из
произ
-
вольно
избираемых
элементов
одного
или
нескольких
естествен
-
ных
языков
.
А
.
употребляется
как
правило
с
коммуникативной
це
-
лью
в
той
или
иной
субкультуре
(
молодежной
,
преступного
мира
и
т
.
д
.).
Архаика
(
греч
. archaikos –
древний
) –
ранний
этап
в
развитии
искусства
,
главным
образом
ранние
периоды
Египетского
и
древ
-
негреческого
искусства
.
Археология
(
греч
. archaios –
древний
, logos –
слово
,
учение
) –
наука
,
изучающая
по
вещественным
источникам
,
предметам
культуры
материальной
историческое
прошлое
человечества
.
Эти
вещественные
источники
,
в
отличие
от
письменных
,
не
со
-
держат
прямого
рассказа
об
исторических
событиях
,
поэтому
ос
-
нованные
на
них
историко
-
культурные
представления
являются
результатом
научной
реконструкции
.
Архетип
(
греч
. arche –
начало
+ typos –
образ
) –
в
философии
Платона
А
.
выступает
в
качестве
«
эйдоса
»,
умопостигаемого
об
-
раза
.
В
аналитической
психологии
К
.
Г
.
Юнга
понятие
А
.
соотно
-
сится
с
бессознательной
деятельностью
людей
,
это
врожденные
психические
структуры
,
которые
являются
результатом
истори
-
ческого
развития
человечества
.
Архитектура
,
или
зодчество
(
лат
. architectura,
от
греч
.
зод
-
чий
–
строитель
) –
строительное
искусство
,
область
проектиро
-
вания
,
предметом
которой
являются
здания
,
сооружения
и
их
комплексы
для
обслуживания
социально
-
бытовых
и
идейно
-
художественных
потребностей
человеческого
общества
.
В
про
-
изведениях
А
.
разрешение
практических
задач
неразрывно
соче
-
тается
с
художественным
творчеством
–
созданием
архитектур
-
ных
образов
,
несущих
определенное
идейно
-
художественное
со
-
держание
.
Объекты
А
.,
будучи
частью
материальной
культуры
общества
,
являются
одновременно
произведением
искусства
,
в
формах
которого
выражается
общественное
сознание
.