ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2021

Просмотров: 613

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

 

 

Учебно

-

методическое

 

и

 

информационное

  

обеспечение

 

дисциплины

 

 

а

Основная

 

литература

 

1.

 

Гуревич

 

П

.

С

Культурология

. – 

М

., 2008. 

2.

 

Культурология

 / 

под

 

ред

А

.

Н

Марковой

. – 

М

.: 

ЮНИТИ

-

ДАНА

, 2009. 

3.

 

Культурология

учебник

 / 

под

 

ред

Ю

.

Н

Солонина

. – 

М

., 2005. 

4.

 

Тер

-

Гукасова

Культурология

. – 

М

., 

МБИ

, 2011. 

б

Дополнительная

 

литература

 

1.

 

Розин

 

В

.

М

Культурология

учебник

 – 

М

.: 

Гардарики

, 2008.  

2.

 

Черная

 

Л

.

А

Культурология

основы

 

теории

учеб

пособие

. – 

М

.: 

Логос

, 2008. 

3.

 

Малюга

 

Ю

.

Я

Культурология

учеб

пособие

. – 

М

.: 

ИНФРА

-

М

, 2008. 

4.

 

Культурология

история

 

мировой

 

культуры

 / 

под

 

ред

А

.

Н

Марковой

. – 

М

.: 

ЮНИТИ

, 2003. 

5.

 

Культурология

Русская

 

культура

учеб

пособие

. – 

М

.: 

МБИ

2008. 
 
 
 


background image

17

 

Приложение

 

КРАТКИЙ

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ

 

СЛОВАРЬ

 

 

А

 

 

Абсолют

 

(

лат

. absolutus – 

безусловный

неограниченный

) – 

вечная

бесконечная

 

первооснова

 

бытия

 (

Бог

абсолютный

 

дух

аб

-

солютная

 

идея

 

и

 

т

.

п

.). 

А

. – 

это

 

совершенное

целостное

 

бытие

ис

-

ключающее

 

сравнение

 

с

 

чем

 

бы

 

то

 

ни

 

было

В

 

архаических

зем

-

ледельческих

 

культурах

абсолютный

 

смысл

 

имели

 

жизненно

-

мировые

 

стихии

 – 

земля

свет

ритм

гармония

 

и

 

т

.

д

В

 

этих

 

стихи

-

ях

 

воплощается

 

неразрывное

 

единство

 

природы

 

и

 

культуры

В

 

христианской

 

картине

 

мира

 

А

предстает

 

в

 

виде

 

троичности

 

бога

 

– 

абсолютной

 

духовной

 

основы

 

бытия

открывающейся

 

человеку

 

в

 

акте

 

веры

А

надмирен

 

и

 

трансцедентен

 

по

 

отношению

 

к

 

созерца

-

нию

 

и

 

мышлению

А

выступает

 

как

 

вечная

 

и

 

неизменная

 

ценно

-

стно

-

смысловая

 

основа

 

жизни

В

 

дальнейшем

 

развитии

 

культуры

и

 

в

 

особенности

 

в

 

контексте

 

православной

 

культуры

это

 

ценност

-

ное

 

обоснование

 

А

становится

 

определяющим

Бог

 

рассматрива

-

ется

 

в

 

культуре

 

Нового

 

времени

 

как

 

абсолютная

 

основа

 

нравст

-

венного

 

миропорядка

как

 

прообраз

 

добра

истины

 

и

 

красоты

.

 

Абстрактное

 

искусство

абстракционизм

 

(

лат

. abstractio – 

удаление

отвлечение

) – 

направление

 

в

 

искусстве

 XX 

в

., 

отказы

-

вающееся

 

от

 

реалистического

 

изображения

 

предметов

 

и

 

явлений

 

в

 

живописи

скульптуре

графике

 

и

 

т

.

д

А

и

отрицает

 

познава

-

тельные

 

задачи

 

художественного

 

творчества

Авангардизм

 

(

франц

. avant-garde – 

передовой

 

отряд

) – 

тече

-

ния

 

в

 

искусстве

 XX 

в

., 

которые

 

основным

 

средством

 

достижения

 

искусством

 

своего

 

назначения

 

считают

 

ломку

 

установившихся

 

эстетических

 

принципов

Является

 

крайним

 

выражением

 

модер

-

низма

Для

 

А

характерны

 

поиски

 

внеэстетических

 

способов

 

воз

-

действия

 

на

 

зрителя

  (

в

 

экспрессионизме

футуризме

дадаизме

сюрреализме

), 

тяготение

 

к

 

искусству

 

ассоциативных

 

структур

 


background image

18

 

(

перенос

 

акцента

 

с

 

внешнего

 

на

 

внутреннее

с

 

созерцания

 

эстети

-

ческих

 

объектов

 

на

 

их

 

переживание

). 

Творческая

 

природа

 

А

во

 

многом

 

связана

 

с

 

динамикой

 

научно

-

технического

 

прогресса

с

 

развитием

 

рационального

 

стиля

 

мышления

Академизм

 

(

греч

. academia – 

школа

франц

. académisme) – 

направление

 

в

 

изобразительном

 

искусстве

 XVII – XIX 

вв

., 

догма

-

тически

 

следовавшее

 

внешним

 

формам

 

классического

 

искусства

Возникший

 

в

 

конце

 XVI 

в

в

 

Италии

А

выработал

 

правила

 

под

-

ражания

 

искусству

 

Античности

 

и

 

Возрождения

А

усвоил

 

ряд

 

принципов

 

и

 

приемов

 

классицизма

Расширенно

 

А

понимается

 

как

 

любая

 

канонизация

превращение

 

в

 

непреложную

 

норму

 

идеалов

 

и

 

принципов

 

искусства

 

предшествующих

 

эпох

Акмеизм

 (

от

 

греч

. akme – 

высшая

 

степень

 

чего

-

либо

верши

-

на

цветущая

 

сила

) – 

течение

 

в

 

русской

 

поэзии

 

начала

 XX 

в

А

возник

 (

вместе

 

с

 

футуризмом

как

 

реакция

 

на

 

кризис

 

символизма

.

 

Аксиология

 (

греч

. axios – 

ценность

 + logos – 

учение

понятие

слово

) – 

учение

 

о

 

природе

 

ценностей

о

 

связи

 

различных

 

ценностей

 

между

 

собой

с

 

социальными

 

и

 

культурными

 

факторами

 

и

 

струк

-

турой

 

личности

Центральное

 

понятие

 

А

. – «

ценность

». 

Оно

 

ис

-

пользуется

 

для

 

указания

 

на

 

человеческое

социальное

 

и

 

культурное

 

значение

 

определенных

 

явлений

 

действительности

Аксиологи

 

ставят

 

задачей

 

исследование

 

как

 

самой

 

природы

 

ценностей

так

 

и

 

ценностей

 

различных

 

типов

  (

этических

эстетических

религиоз

-

ных

экономических

политических

 

и

 

др

.), 

а

 

также

 

их

 

взаимосвя

-

зей

их

 

отношения

 

к

 

социально

-

культурной

 

сфере

 

и

 

структуре

 

лич

-

ности

Аллегория

 

(

греч

. allegoria – 

иносказание

) – 

изображение

 

от

-

влеченной

 

идеи

 (

понятия

посредством

 

художественного

 

образа

В

 

отличие

 

от

 

многозначного

 

смысла

 

символа

смысл

 

А

однозначен

 

и

 

отделен

 

от

 

образа

В

 

литературной

 

А

как

 

элементе

 

культуры

 

речи

 

связь

 

между

 

образом

 

и

 

значением

 

устанавливается

 

по

 

анало

-

гии

 (

лев

 

как

 

олицетворение

 

силы

 

и

 

др

.). 

Ампир

 

(

франц

. empire – 

империя

лат

. imperium) – 

художест

-

венный

 

стиль

 

позднего

 

классицизма

возникший

 

во

 

Франции

 

в

 

начале

 XIX 

в

. (

эпоха

 

империи

 

Наполеона

 I) 

в

 

архитектуре

 

и

 

при

-

кладном

 

искусстве

Позднее

 

распространился

 

и

 

в

 

других

 

странах

в

 

т

ч

и

 

в

 

России


background image

19

 

Анализ

 

(

от

 

греч

. analysis – 

разложение

расчленение

) – 

в

 

культурологии

 – 

метод

 

познания

в

 

котором

 

рассматриваемое

 

яв

-

ление

 

культуры

 

мысленно

 

разлагается

 

на

 

составные

 

части

 

и

 

рас

-

сматривается

 

с

 

точки

 

зрения

 

его

 

возникновения

 

и

 

закономерно

-

стей

 

развития

а

 

также

 

исторической

 

преемственности

 

и

 

связей

 

с

 

другими

 

явлениями

 

культуры

Ансамбль

  (

франц

. – ensemble) – 1) 

взаимная

 

согласован

-

ность

стройное

 

единство

 

частей

образующих

 

какое

-

либо

 

целое

например

архитектурный

 

А

.; 2) 

художественная

 

согласованность

 

совместного

 

исполнения

 

несколькими

 

участниками

 

музыкально

-

го

драматического

 

и

 

других

 

произведений

; 3) 

группа

 

артистов

выступающих

 

как

 

единый

 

коллектив

Античность

античная

 

культура

 

(

лат

. antiquitas – 

древ

-

ность

старина

) – 

в

 

широком

 

смысле

 

А

равнозначна

 

русскому

 

слову

 «

древность

», 

но

 

чаще

 

используется

 

по

 

отношению

 

к

 

Древ

-

ней

 

Греции

 (

включая

 

эллинизм

и

 

Древнему

 

Риму

Антология

 

(

греч

. anthologia – 

буквально

букет

 

цветов

) – 

подборка

 

наиболее

 

представительных

 

сочинений

  (

чаще

 

стихо

-

творных

разных

 

авторов

Антропология

 

(

греч

. anthropos – 

человек

 + logos – 

учение

) – 

наука

 

о

 

происхождении

 

и

 

эволюции

 

человека

образовании

 

чело

-

веческих

 

рас

 

и

 

о

 

нормальных

 

вариациях

 

физического

 

строения

 

человека

А

в

 

узком

 

смысле

 – 

это

 

естественная

 

история

 

человека

в

 

широком

 

смысле

  (

европейская

 

традиция

). 

А

включает

 

в

 

себя

 

археологию

демографию

лингвистику

социологию

этнологию

Формирование

 

А

как

 

самостоятельной

 

науки

 

отводится

 

к

 

сере

-

дине

 XIX 

в

Французский

 

хирург

анатом

 

и

 

антрополог

 

П

Брока

 

основал

 

в

 1859 

г

Парижское

 

антропологическое

 

общество

про

-

грамма

 

которого

 

предусматривала

 

изучение

 

биологии

 

человече

-

ского

 

рода

 

в

 

связи

 

с

 

его

 

культурой

Антропоцентризм

 (

греч

. anthropos – 

человек

 + 

лат

. centrum – 

мировоззрение

) – 

принцип

 

культурного

 

творчества

согласно

 

ко

-

торому

 

человек

 

есть

 

центр

 

и

 

высшая

 

цель

 

мироздания

Апокриф

  (

греч

. apokryphos – 

тайный

) – 

книги

содержащие

 

тайные

 

учения

 

и

 

доступные

 

только

 

жрецам

 

или

 

посвященным

В

 

христианской

 

религии

 – 

книги

 

с

 

библейским

 

сюжетом

подлин

-


background image

20

 

ность

 

которых

 

не

 

признана

 

официальной

 

церковью

Арго

 

(

франц

. argot) – 

особый

 

язык

 

некоторой

 

ограниченной

 

профессиональной

 

или

 

социальной

 

группы

состоящий

 

из

 

произ

-

вольно

 

избираемых

 

элементов

 

одного

 

или

 

нескольких

 

естествен

-

ных

 

языков

А

употребляется

 

как

 

правило

 

с

 

коммуникативной

 

це

-

лью

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

субкультуре

 (

молодежной

преступного

 

мира

 

и

 

т

.

д

.). 

Архаика

 (

греч

. archaikos – 

древний

) – 

ранний

 

этап

 

в

 

развитии

 

искусства

главным

 

образом

 

ранние

 

периоды

 

Египетского

 

и

 

древ

-

негреческого

 

искусства

Археология

 (

греч

. archaios – 

древний

, logos – 

слово

учение

) – 

наука

изучающая

 

по

 

вещественным

 

источникам

предметам

 

культуры

 

материальной

 

историческое

 

прошлое

 

человечества

Эти

 

вещественные

 

источники

в

 

отличие

 

от

 

письменных

не

 

со

-

держат

 

прямого

 

рассказа

 

об

 

исторических

 

событиях

поэтому

 

ос

-

нованные

 

на

 

них

 

историко

-

культурные

 

представления

 

являются

 

результатом

 

научной

 

реконструкции

Архетип

 (

греч

. arche – 

начало

 + typos – 

образ

) – 

в

 

философии

 

Платона

 

А

выступает

 

в

 

качестве

 «

эйдоса

», 

умопостигаемого

 

об

-

раза

В

 

аналитической

 

психологии

 

К

Г

Юнга

 

понятие

 

А

соотно

-

сится

 

с

 

бессознательной

 

деятельностью

 

людей

это

 

врожденные

 

психические

 

структуры

которые

 

являются

 

результатом

 

истори

-

ческого

 

развития

 

человечества

Архитектура

или

 

зодчество

  (

лат

. architectura, 

от

 

греч

зод

-

чий

 – 

строитель

) – 

строительное

 

искусство

область

 

проектиро

-

вания

предметом

 

которой

 

являются

 

здания

сооружения

 

и

 

их

 

комплексы

 

для

 

обслуживания

 

социально

-

бытовых

 

и

 

идейно

-

художественных

 

потребностей

 

человеческого

 

общества

В

 

про

-

изведениях

 

А

разрешение

 

практических

 

задач

 

неразрывно

 

соче

-

тается

 

с

 

художественным

 

творчеством

 – 

созданием

 

архитектур

-

ных

 

образов

несущих

 

определенное

 

идейно

-

художественное

 

со

-

держание

Объекты

 

А

., 

будучи

 

частью

 

материальной

 

культуры

 

общества

являются

 

одновременно

 

произведением

 

искусства

в

 

формах

 

которого

 

выражается

 

общественное

 

сознание