ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 618
Скачиваний: 1
26
Выставка
–
временный
,
в
отличие
от
музейной
экспозиции
,
показ
достижений
техники
,
продовольственных
и
промышлен
-
ных
товаров
,
произведений
искусства
,
народных
промыслов
.
Г
Гармония
(
греч
. harmonia –
соответствие
,
соразмерность
,
со
-
гласие
,
созвучие
) –
согласованность
,
взаимное
соответствие
предметов
,
явлений
,
слияние
различных
компонентов
объекта
в
единое
органическое
целое
.
Эстетика
Возрождения
выдвинула
идеал
гармонически
развитого
человека
.
Основы
Г
.
видели
в
иде
-
альной
пластической
организации
человеческого
тела
,
во
взаи
-
мопроникновении
внешнего
и
внутреннего
,
в
согласованности
частей
и
целого
и
т
.
д
.
Г
.
считалась
существенным
признаком
и
источником
прекрасного
(
см
.
Прекрасное
и
безобразное
).
Оду
-
шевленную
Г
.,
наполненную
человеческим
чувством
и
смыслом
,
называют
красотой
.
Гиперреализм
(
греч
. hyper –
над
,
сверх
+
лат
. realis –
веще
-
ственный
) –
фотореализм
,
направление
в
американском
и
запад
-
но
-
европейском
искусстве
(
во
многом
на
основе
поп
-
арта
),
стре
-
мящееся
с
конца
1960-
х
г
.
восстановить
утраченную
в
модерниз
-
ме
жизненную
конкретность
художественного
языка
за
счет
ими
-
тации
образов
фотографии
.
Глаголица
–
одна
из
двух
древнейших
славянских
азбук
.
Почти
полностью
совпадая
со
второй
славянской
азбукой
–
ки
-
риллицей
–
по
алфавитному
составу
,
расположению
,
звуковому
значению
и
названиям
букв
,
Г
.
резко
отличалась
от
нее
начерта
-
нием
букв
.
До
нашего
времени
дошли
памятники
глаголического
письма
не
старше
конца
XX
в
.
Г
.
просуществовала
недолго
,
глав
-
ным
образом
у
юго
-
западных
славян
(
Хорватия
,
Далмация
).
Глиптика
(
от
греч
. glypho –
вырезаю
) –
искусство
художест
-
венной
резьбы
на
драгоценных
и
полудрагоценных
камнях
.
Глоссарий
(
лат
. glossarium –
словарь
,
глосс
) –
толковый
сло
-
варь
устарелых
и
малоупотребительных
слов
к
какому
-
либо
тек
-
27
сту
.
Готика
,
готический
стиль
(
лат
. Gothi –
готы
) –
художест
-
венный
стиль
в
западноевропейской
художественной
культуре
XII
–
XV
вв
.,
названный
по
имени
германских
племен
готов
.
Г
.
с
.
возник
на
основе
народных
традиций
германцев
,
достижений
романской
культуры
,
архитектуры
и
христианского
мировоззрения
.
Проявил
-
ся
в
строительстве
кафедральных
соборов
и
связанном
с
ним
ис
-
кусстве
каменной
и
деревянной
резьбы
,
скульптуры
,
витражей
.
Гравюра
(
франц
. gravure) –
рисунок
,
вырезанный
или
вы
-
травленный
художником
-
гравером
на
гладкой
поверхности
како
-
го
-
либо
твердого
материала
(
металла
,
дерева
,
линолеума
и
т
.
д
.),
а
также
отпечаток
такого
рисунка
на
бумаге
.
Графика
(
греч
. graphike –
от
grapho –
пишу
) –
искусство
изо
-
бражения
предметов
линиями
и
штрихами
без
применения
кра
-
сок
,
а
также
произведения
этого
искусства
.
Граффити
(
итал
. graffito –
нацарапанный
) –
древние
рисун
-
ки
,
надписи
бытового
характера
на
стенах
зданий
,
сосудах
и
т
.
п
.
Гротеск
(
франц
. grotesque –
смешной
,
забавный
,
из
ряда
вон
выходящий
,
итал
. gfotta –
грот
) –
термин
Г
.
возник
в
эпоху
Воз
-
рождения
.
Гротескный
образ
,
поражающий
невиданной
свобо
-
дой
художественной
фантазии
,
уходит
своими
корнями
в
архаи
-
ческую
народно
-
праздничную
культуру
.
Основой
гротескной
ар
-
хаики
является
пафос
смен
и
перемен
,
которым
проникнута
куль
-
тура
земледельческого
общества
.
Смена
времен
года
,
обсемене
-
ние
и
зачатие
,
рождение
и
смерть
образуют
моменты
единого
продуктивного
времени
и
определяют
логику
сцепления
гротеск
-
ных
образов
.
В
основе
гротескной
образности
лежит
определен
-
ная
концепция
человеческого
тела
.
Гуманизм
(
лат
. humanus –
человеческий
,
человечный
) –
ис
-
торически
изменяющаяся
система
воззрений
,
признающая
само
-
ценность
человеческой
личности
,
право
человека
на
свободу
,
счастье
,
развитие
и
проявление
своих
способностей
.
Г
.
признает
и
защищает
благо
человека
,
считает
уважение
к
его
достоинству
критерием
оценки
социальных
институтов
и
отношений
,
а
прин
-
28
ципы
равенства
и
справедливости
–
желаемой
нормой
человече
-
ских
взаимоотношений
.
Система
взглядов
Г
.
впервые
формиру
-
ется
в
эпоху
Возрождения
,
выступая
как
широкое
течение
обще
-
ственной
мысли
,
стремившееся
к
восстановлению
античного
идеала
человечности
и
красоты
.
Г
.
в
узком
смысле
–
социокуль
-
турное
и
литературное
движение
этой
эпохи
.
Д
Дадаизм
(
франц
. dada –
лошадка
) –
направление
модернизма
,
возникшее
в
10 – 20-
х
гг
. XX
в
.
Выражает
радикальный
иррацио
-
нализм
,
вовлечение
в
творческий
процесс
внехудожественных
сфер
деятельности
и
ее
результатов
.
Д
.
явился
одним
из
источни
-
ков
поп
-
арта
и
хеппенинга
.
Дегуманизация
искусства
–
процесс
устранения
из
произ
-
ведений
искусства
«
слишком
человеческого
»,
ориентированного
на
обычное
восприятие
,
предполагающее
воспроизведение
жизни
«
в
формах
самой
жизни
» (
Ф
.
Ницше
).
Декаданс
,
декадентство
(
франц
. decadence –
упадок
) –
об
-
щее
название
явлений
культуры
второй
пол
. XIX –
начала
XX
вв
.,
отмеченных
настроениями
безнадежности
,
неприятия
жизни
,
индивидуализмом
.
Ряд
черт
такого
умонастроения
отли
-
чает
и
некоторые
направления
искусства
,
объединяемые
терми
-
ном
модернизм
.
Д
.
имеет
своим
источником
крушение
традици
-
онных
ценностей
культуры
,
растерянность
многих
художествен
-
ных
деятелей
перед
антагонизмами
социальной
действительно
-
сти
.
Свой
отказ
от
гражданских
тем
и
мотивов
в
искусстве
дека
-
денты
считали
проявлением
свободы
творчества
.
Декадентское
понимание
свободы
личности
неотделимо
от
эстетизации
инди
-
видуализма
,
а
культ
красоты
как
высшей
ценности
нередко
про
-
никнут
аморализмом
.
Постоянны
для
Д
.
мотивы
небытия
и
смер
-
ти
.
Проявлением
Д
.
может
быть
и
подъем
художественной
куль
-
туры
(
напр
.
«
серебряный
век
»
русской
культуры
).
Декламация
(
лат
declamatio) –
искусство
выразительного
29
чтения
.
Демиург
(
греч
. demiurgos) –
божество
как
творец
мира
.
Детерминизм
культурный
(
лат
. determinare –
определять
) –
концепция
,
согласно
которой
культура
рассматривается
как
от
-
носительное
автономное
образование
,
независимое
от
других
сфер
общественной
жизни
и
играющее
решающую
роль
в
обще
-
ственном
развитии
.
Дизайн
(
англ
. design –
проект
,
замысел
) –
специфический
и
одновременно
всеохватывающий
вид
проектной
деятельности
.
Возникший
в
начале
XX
в
.
как
реакция
на
стихийное
формирова
-
ние
визуальных
и
функциональных
свойств
предметной
среды
,
Д
.
разрабатывает
образцы
ее
рационального
построения
,
соответ
-
ствующие
сложному
функционированию
современного
общест
-
ва
.
При
этом
под
термином
Д
.
может
пониматься
как
проектиро
-
вание
вообще
,
так
и
примитивный
стайлинг
бытовых
изделий
.
Д
.
–
творческая
деятельность
,
имеющая
целью
определение
фор
-
мальных
качеств
промышленных
изделий
.
«
Домострой
»
–
литературное
произведение
сер
. XVI
в
.,
ав
-
торство
окончательного
текста
которого
связывают
с
именем
Сильвестра
Благовещенского
,
сподвижника
и
наставника
Ивана
Грозного
. «
Д
.»
представляет
собой
своеобразную
энциклопедию
русской
средневековой
морали
,
содержащую
свод
правил
пове
-
дения
горожанина
,
которым
он
должен
руководствоваться
в
от
-
ношении
к
светским
властям
и
церкви
,
семье
и
слугам
.
В
«
Д
.»
подробно
излагаются
наставления
по
приготовлению
пищи
,
приему
гостей
,
свадебным
и
др
.
обрядам
,
воспитанию
детей
,
ве
-
дению
хозяйства
и
т
.
п
. «
Д
.»
требует
подчинения
главе
семьи
–
«
господину
»,
а
в
общественной
жизни
–
царю
и
властям
.
В
реко
-
мендациях
по
воспитанию
детей
«
Д
.»
советует
обучать
их
«
руко
-
делию
»,
т
.
е
.
ремеслу
и
торговле
. «
Д
.»
допускает
наказание
жен
,
как
и
слуг
,
а
также
«
сокрушение
ребер
»
строптивым
и
непо
-
слушным
ученикам
.
В
«
Д
.»
на
примерах
показывается
,
как
,
поль
-
зуясь
его
рекомендациями
,
можно
добиться
успеха
в
обществе
.
Драма
(
греч
. drama –
действие
) –
один
из
трех
основных
ро
-
дов
художественной
литературы
(
наряду
с
лирикой
и
эпосом
),
а
также
литературное
произведение
в
форме
диалогов
,
с
конфлик
-
30
том
,
коллизией
,
с
напряженным
развитием
действия
,
предназна
-
ченное
обычно
для
представления
на
сцене
.
Дух
–
совокупность
мотивов
и
ценностей
,
образующих
выс
-
ший
социально
культурный
слой
живой
поступающей
индивиду
-
альности
.
Сфера
духа
в
концентрированной
форме
выражает
внут
-
реннее
нравственное
начало
человеческой
жизни
,
деятельное
от
-
ношение
человека
к
истине
,
добру
,
красоте
.
Эти
предельные
ос
-
нования
культуры
лежат
в
основе
духовной
мотивации
,
исклю
-
чающей
своекорыстный
расчет
,
своеволие
,
себялюбие
и
другие
формы
внесмыслового
,
ценностно
пустого
отношения
к
миру
.
Д
.
не
сводим
ни
к
телесным
потребностям
и
влечениям
,
ни
к
субъ
-
ективно
-
психологическим
,
текучим
,
изменчивым
состояниям
,
ни
к
безлично
-
анонимному
логическому
интеллекту
.
Д
.
отличается
от
других
слоев
человеческого
сознания
своей
открытостью
и
ра
-
зомкнутостью
по
отношению
к
другому
–
будь
то
человек
или
природа
.
Душа
–
коррелятивна
понятию
духа
и
представляет
собой
це
-
лостность
внутренних
переживаний
человека
.
В
понятиях
дух
и
Д
.
выражаются
принципиальные
пространственно
-
временные
и
цен
-
ностные
несовпадения
«
Я
»
и
«
другого
».
В
отличие
от
духа
,
кото
-
рый
диалогически
разомкнут
и
живет
в
незавершенном
,
открытом
предметно
-
смысловом
и
ценностно
смысловом
контексте
жизни
,
Д
.
есть
образ
всего
пережитого
во
времени
.
Я
наедине
с
собой
не
могу
создать
образ
всего
пережитого
мною
во
времени
,
т
.
е
.
вопло
-
тить
свой
внутренний
мир
в
музыкально
-
ритмический
образ
.
О
себе
самом
я
не
могу
сказать
,
что
обладаю
прекрасной
,
возвышен
-
ной
и
т
.
п
.
душой
.
Дух
созревает
и
формируется
в
смысловом
по
-
нимании
жизни
,
Д
.
же
–
это
дар
моего
духа
другому
.
Е
Евангелия
(
греч
. euaggelion,
буквально
, –
благая
весть
) –
раннехристианские
книги
,
рассказывающие
о
Христе
,
один
из
главных
источников
христианского
вероучения
и
культа
.
Евразийство
–
идейное
течение
внутри
русской
эмигрант
-
ской
интеллигенции
20 – 30-
х
гг
. XX
в
.
Возникнув
как
социаль
-