ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 615
Скачиваний: 1
21
Атараксия
(
греч
. ataraxia –
невозмутимость
) –
понятие
древ
-
негреческой
этики
,
означающее
невозмутимость
,
душевный
по
-
кой
человека
как
высшую
ценность
.
Атланты
–
в
архитектуре
–
колонны
в
виде
мужских
ста
-
туй
,
поддерживающие
перекрытия
.
Аура
(
греч
. aura –
дуновение
,
веяние
) –
совокупность
пред
-
метно
-
смысловых
значений
художественного
произведения
,
воз
-
действующих
на
психику
человека
.
А
.
выражается
в
способности
этих
значений
создавать
эмоционально
насыщенную
атмосферу
восприятия
художественных
образов
(
литературных
,
живопис
-
ных
,
музыкальных
).
Б
Барокко
(
итал
. b
а
ro
сс
o –
причудливый
,
странный
,
предпо
-
ложительно
от
португ
. perola barroca –
жемчужина
причудливой
формы
или
от
лат
. baroco –
мнемоническое
обозначение
одного
из
видов
силлогизма
в
схоластической
логике
) –
главенствующий
стиль
в
европейском
искусстве
конца
XVI –
сер
. XVIII
вв
.
В
бо
-
лее
широком
смысле
Б
.
охватывает
внешние
формы
быта
,
карна
-
валы
,
процессии
,
особенности
философских
и
научных
тракта
-
тов
,
что
позволяет
определять
его
(
подобно
Ренессансу
)
как
об
-
щее
явление
культуры
.
Родиной
Б
.
явилась
Италия
.
Библия
(
греч
biblia –
книги
) –
буквально
«
священная
»
книга
в
иудаизме
и
христианстве
,
древний
памятник
письменности
,
ох
-
вативший
развитие
культуры
с
XVIII
в
.
до
н
.
э
.
до
II
в
.
н
.
э
.
Библия
состоит
из
Ветхого
Завета
(39
книг
),
почитаемого
как
священное
писание
иудеями
и
христианами
,
и
Нового
Завета
(27
книг
),
при
-
знаваемого
только
христианами
.
В
Б
.
нашли
отражение
социаль
-
ные
условия
жизни
людей
,
их
верования
и
культы
,
нормы
нрав
-
ственности
,
религиозно
философские
и
этические
принципы
,
ху
-
дожественное
творчество
,
представления
об
устройстве
мира
.
Будучи
литературным
памятником
древности
,
Б
.
включает
мифы
,
легенды
,
притчи
,
ритуальные
и
юридические
кодексы
,
сказания
,
песни
,
эротическую
лирику
,
героический
эпос
и
т
.
п
.
Многие
об
-
22
разы
стали
впоследствии
нарицательными
(
змей
–
коварный
ис
-
куситель
,
горькая
чаша
–
символ
страдания
,
голубь
–
вестник
до
-
бра
и
др
.).
Б
. –
классический
образец
выражения
эстетических
,
нравственных
,
гуманистических
ценностей
посредством
религии
как
одного
из
существенных
элементов
культуры
.
Богема
(
франц
. bohéme –
букв
.
цыганщина
) –
среда
худож
-
ников
,
литераторов
,
актеров
,
музыкантов
,
не
имеющих
устойчи
-
вого
обеспечения
,
ведущих
беспорядочный
образ
жизни
.
Бронзовый
век
–
условное
название
исторического
периода
в
развитии
человечества
,
характеризующегося
изготовлением
и
ши
-
роким
распространением
бронзовых
орудий
и
изделий
,
пришед
-
ших
на
смену
каменным
.
Хронологические
границы
Б
.
в
колеб
-
лются
в
зависимости
от
конкретной
территории
,
о
которой
идет
речь
.
Б
.
в
.
делится
на
три
периода
:
ранний
,
средний
и
поздний
.
В
районе
Средиземноморья
ранний
Б
.
в
.
датируется
2500 – 2000
гг
.
до
н
.
э
.
Ранний
Б
.
в
. –
это
век
пирамид
,
период
Древнего
царства
Египта
,
поздний
–
гомеровская
Троя
.
В
Европе
Б
.
в
.
наступает
позже
и
длится
дольше
.
Средний
и
поздний
Б
.
в
. –
это
век
библей
-
ской
истории
,
время
патриархов
Ветхого
Завета
(
от
Авраама
до
Моисея
).
Былины
–
русские
народные
эпические
песни
-
сказания
.
Сложились
главным
образом
в
XI – XVI
вв
.
Б
.,
повествующие
в
основном
о
богатырях
–
защитниках
Родины
,
справедливости
,
отражали
нравственные
идеалы
русского
народа
.
В
Ваганты
(
лат
. vagantes –
бродячие
) –
бродячие
поэты
(
часто
нищие
бродячие
студенты
,
низшие
клирики
,
школяры
) –
исполни
-
тели
пародийных
,
любовных
,
застольных
песен
.
Поэзия
отдельных
представителей
В
.
была
значительным
явлением
в
литературе
Франции
XII – XIII
вв
.
Особенностью
творчества
В
.
была
критика
католической
церкви
и
духовенства
,
антиаскетичность
,
вольно
-
думство
.
В
свою
очередь
В
.
преследовались
официальной
церко
-
вью
.
23
Вандализм
(
лат
. vandali) –
термин
обозначает
безжалостное
уничтожение
культурных
ценностей
.
Вандалы
(
перенос
.) –
неве
-
жественные
,
некультурные
люди
.
Сам
термин
берет
начало
от
на
-
звания
германских
племен
,
которые
в
455
г
.
разграбили
Рим
,
унич
-
тожив
при
этом
многие
памятники
античной
культуры
.
Варварство
–
средняя
из
трех
эпох
исторического
развития
человечества
(
дикость
–
варварство
–
цивилизация
)
в
культурно
-
исторической
периодизации
,
утвердившейся
в
обществоведении
конца
XVIII – XIX
вв
.
Вдохновение
–
психическое
состояние
,
для
которого
харак
-
терно
резкое
возрастание
внутренней
активности
личности
,
вы
-
сокий
эмоциональный
подъем
,
напряжение
духовных
и
физиче
-
ских
сил
человека
.
В
.
является
одной
из
главных
предпосылок
творчества
,
оно
связано
с
наличием
полной
сосредоточенности
внимания
на
объекте
творчества
,
с
мобилизацией
памяти
и
вооб
-
ражения
,
интенсивной
работой
мышления
.
Как
правило
,
все
это
сопровождается
ограничением
направленности
личности
,
отклю
-
чением
ее
от
того
,
что
не
имеет
непосредственного
отношения
к
решаемой
творческой
задаче
.
Высший
уровень
В
. –
озарение
.
Веды
(
санскр
.,
буквально
–
знание
) –
памятники
древнеин
-
дийской
литературы
конца
II –
начала
I
тыс
.
до
н
.
э
.
В
.
составляют
сборники
гимнов
и
жертвенных
формул
(
Ригведа
,
Самведа
,
Яд
-
журведа
,
Атхарведа
),
теологические
трактаты
(
брахманы
,
упа
-
нишады
).
В
. –
источник
сведений
по
социально
-
экономической
и
культурной
истории
древнейшей
Индии
.
Вернисаж
(
франц
. vernissage –
покрытие
лаком
) –
торжест
-
венное
открытие
представления
,
художественной
выставки
.
Вестерн
(
англ
. western –
западный
) –
жанр
американского
кинематографа
(
распространенный
также
и
за
пределами
США
),
посвященный
как
правило
героизации
первых
поселенцев
запад
-
ных
районов
США
.
Термин
В
.
иногда
трактуется
расширительно
,
как
проникновение
элементов
западной
культуры
в
националь
-
ные
культуры
,
языки
,
быт
и
т
.
п
.
Видео
,
видео
-
арт
(
лат
. video –
смотрю
) –
одна
из
интердис
-
циплинарных
форм
постмодернизма
.
Возник
в
60-
е
гг
.
Цель
В
. –
«
расширение
»
сознания
,
интенсификация
чувств
зрителя
,
что
24
способствует
избавлению
общества
от
технологической
рацио
-
нальности
западной
культуры
путем
наполнения
ее
восточной
мистикой
и
иррационализмом
.
В
В
.
создание
материальных
предметов
художественного
творчества
заменяется
созданием
визуальных
или
аудиовизуальных
«
необъектов
»
с
помощью
те
-
левизионной
техники
,
лазерных
и
голографических
установок
.
Византийская
культура
–
культура
Византийской
империи
,
просуществовавшей
одиннадцать
веков
.
На
основе
античного
на
-
следия
и
восточного
христианства
были
созданы
разнообразные
памятники
культуры
материальной
и
культуры
духовной
.
Виртуоз
(
итал
. virtuoso
от
лат
. virtus –
сила
,
доблесть
,
талант
) –
музыкант
,
артист
,
художник
,
с
блеском
преодолевающий
значи
-
тельные
технические
трудности
при
исполнении
.
Витраж
(
лат
. vitrum –
стекло
) –
орнаментальная
или
сюжет
-
ная
декоративная
композиция
(
в
окне
,
двери
,
перегородке
,
в
виде
самостоятельного
панно
)
из
стекла
или
другого
материала
,
про
-
пускающего
свет
.
Вкус
–
исторически
сложившаяся
способность
человека
к
различению
,
пониманию
и
оценке
прекрасного
и
безобразного
в
явлениях
действительности
,
в
художественном
творчестве
,
труде
,
быту
,
поведении
людей
и
т
.
д
.
Возрождение
(
Ренессанс
) (
франц
. renaissance,
итал
. rinasci-
mento) –
период
в
развитии
культуры
стран
Западной
и
Цен
-
тральной
Европы
в
XIV – XVI
вв
.
Чаще
всего
В
.
интерпретирует
-
ся
как
стадия
в
истории
европейской
культуры
,
как
время
зарож
-
дения
буржуазной
культуры
или
рассматривается
как
переход
-
ный
этап
от
культуры
Средневековья
к
культуре
Нового
времени
.
Внешние
признаки
этого
сложного
периода
– «
возрождение
»
ин
-
тереса
к
опыту
,
накопленному
античной
цивилизацией
,
переос
-
мысление
греко
-
римского
культурного
наследия
.
В
эпоху
В
.
раз
-
виваются
гуманитарные
и
естественные
дисциплины
,
соверша
-
ются
Великие
географические
открытия
,
разрабатывается
гелио
-
центрическая
система
мира
,
появляется
книгопечатание
.
Время
мифологическое
–
сакральное
время
первотворений
,
первособытий
и
первопричин
,
когда
был
создан
мир
,
сформули
-
рованы
первые
правила
социальной
организации
,
запреты
и
25
предписания
,
установлены
первые
культурные
образцы
и
перво
-
образы
.
Для
В
.
м
.
уместны
и
объяснимы
лишь
деяния
богов
,
че
-
ловек
же
есть
продукт
деяний
богов
и
культурных
героев
.
Тем
самым
В
.
м
.
отличается
от
исторического
времени
,
когда
основ
-
ную
ценность
приобрели
действия
и
поступки
людей
.
Время
сакральное
(
от
лат
. sacer, sacri –
святыня
,
священный
предмет
) –
время
религиозно
-
мистического
переживания
мира
,
связанное
со
свершением
религиозных
обрядов
и
ритуалов
,
с
культовыми
действиями
.
Внутренний
,
субъективный
план
В
.
с
.
отражает
образ
времени
в
христианской
картине
мира
.
Время
в
ней
коренным
образом
отличается
от
природного
(
циклического
или
линейного
)
и
исторического
времени
.
Оно
является
сотво
-
ренным
,
т
.
е
.
предполагает
абсолютное
начало
–
акт
божественно
-
го
творения
и
абсолютный
конец
.
В
христианской
картине
мира
время
измеряется
не
природными
или
историческими
события
-
ми
,
а
исключительно
событиями
жизни
Хриса
.
Реальное
истори
-
ческое
время
здесь
обесценено
,
растворено
в
идеальном
времени
боговоплощения
,
Воскресения
,
Второго
Пришествия
и
Страшно
-
го
суда
.
Время
в
христианской
картине
мира
как
бы
вытянуто
по
вертикали
,
устремлено
к
вечности
,
к
божественному
архетипу
.
Все
формы
средневековой
культуры
–
храмовое
зодчество
,
ико
-
нопись
,
музыка
,
философия
и
литература
пронизаны
вертикаль
-
ной
ритмикой
.
В
.
с
.
глубоко
отличается
и
от
художественного
времени
.
Бог
–
отнюдь
не
идеальный
художник
,
извне
завер
-
шающий
и
оформляющий
жизнь
,
как
думали
творцы
Возрожде
-
ния
.
Бог
творит
мир
из
ничего
,
предстает
человеку
в
молитве
или
исповеди
как
совершенный
дух
.
Во
В
.
с
.
нет
диалектического
становления
,
все
сосуществует
в
нем
в
разрезе
одного
момента
.
Вымысел
художественный
–
начальная
,
зародышевая
стадия
художественно
творческого
процесса
,
завершающаяся
созданием
целостного
произведения
.
Вымышление
ни
в
коем
случае
нельзя
рассматривать
как
субъективно
-
психологический
процесс
,
как
фантазирование
наедине
с
собой
.
Вымысел
в
своем
положитель
-
ном
определении
есть
нечто
иное
–
как
начало
ценностного
пре
-
ображения
бытия
.
Конститутивной
особенностью
художественно
-
го
вымысла
является
не
внешнее
,
а
ценностное
правдоподобие
.