Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Знак соответствия - это защищенный в установленном порядке знак, применяемый
(или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как
(или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как
110 правило, размещаются на сертификатах, таре и упаковке. Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Госстандартом РФ.
ГОСТ Р 1.9 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения» устанавливает требования к изображению знака соответствия национальным стандартам
Российской Федерации (межгосударственным стандартам, введенным в действие для применения в Российской Федерации в качестве национальных стандартов Российской
Федерации), а также порядок его применения.
Применение знаков соответствия регламентируется конкретной системой сертификации согласно правилам, устанавливаемым Госстандартом. Эти правила распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации.
Сертификат соответствия (сертификат качества, certificate of quality, quality
certificate, accordance certificate) - свидетельство, удостоверяющее качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям договора. В сертификате качества дается характеристика товара либо подтверждается соответствие товара определенным стандартам или техническим условиям заказа
Сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию может быть выдан только при наличии необходимых для данной продукции дополнительных сертификационных документов: гигиеническое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др. В сертификате соответствия ГОСТ Р должны быть ссылки на перечисленные выше документы.
Сертификация услуг: особенности, порядок
Сертификация работ и услуг осуществляется по одним и тем же правилам и по схемам, установленным в Правилах сертификации работ и услуг в РФ.
Сертификация работ и услуг предусматривает выполнение 6 последовательных этапов (10, 22):
1. Подача заявки на сертификацию.
2. Рассмотрение и принятие решения по заявке.
3. Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям.
4. Принятие решения о возможности выдачи сертификата.
5. Выдача сертификата.
6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
В табл. 34 перечислены особенности схем, используемых при сертификации услуг.
Таблица 34
Схемы сертификации работ и услуг (10, 22)
Номер схемы
Оценка выполнения работ, оказания услуг
Проверка
(испытания) результатов работ и услуг
Инспекционный контроль сертифицированных услуг и работ
1
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг
Проверка
(испытания) результатов работ и услуг
Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
2
Оценка процессов выполнения работ, оказания услуг
Проверка
(испытания) результатов работ и услуг
Контроль выполнения процесса работ, оказания услуг
3
Анализ состояния Проверка
(испытания) Контроль состояния
111 производства результатов работ и услуг производства
4
Оценка организации
(предприятия)
Проверка
(испытания) результатов работ и услуг
Контроль соответствия установленным требованиям
5
Оценка системы качества
Проверка (испытания) ре- зультатов работ и услуг
Контроль системы качества
6
-
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами
Контроль качества выполнения работ, оказания услуг
7
Оценка системы качества
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами
Контроль системы качества
Применение схем сертификации: схема 1 - для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера-ремонтника, педагога, парикмахера и т.д.), схема 2 - при стабильности процесса выполнения работ, оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию автомототранспортных средств, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг и т.д.). схема 3 - при сертификации производственных услуг. схема 4 - при сертификации работ и услуг оценивают организацию в целом с присвоением ей определенной категории (класса, разряда, звезды гостинице и т.д.). схема 5 - при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и др.). схема 6 - при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным
(неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями, зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынке как исполнители работ и услуг высокого уровня качества. схема 7 - при наличии у исполнителя системы качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.
Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряде-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем). Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.
Рассмотрим особенности сертификации услуг общественного питания. В соответствии с законом «О техническом регулировании» услуги общественного питания подлежат добровольной сертификации.
Сертификации подлежат следующие виды услуг общественного питания:
услуги питания (ресторанов, кафе, столовых, баров, закусочных и других предприятий общественного питания, предприятий общедоступной сети);
услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
услуги по реализации кулинарной продукции.
Сертификация услуг общественного питания включает выполнение следующих последовательных действий:
1) подача заявки на сертификацию (форма заявки);
2) рассмотрение и принятие решения по заявке;
3) оценка соответствия услуг установленным требованиям, включая: анализ документов, проверку организации технологического процесса и оказания услуги на месте;
112 4) принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
5) выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;
6) инспекционный контроль за сертифицированными услугами.
При сертификации проверяются характеристики услуг и используются методы проверок, позволяющие: провести идентификацию услуги, в том числе проверить еѐ принадлежность к классификационной группировке в соответствии нормативными и техническими документами; полно и достоверно подтвердить соответствие услуги требованиям, направленным на обеспечение еѐ качества и безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, установленным в нормативных документах, регламентирующих эту услугу.
Сертификация производства
Сертификация производства представляет собой действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированное производство и его условия являются залогом стабильности характеристик производимых продукции, услуг или работ, определенных нормативными документами.
При сертификации производства необходимо провести оценку четырех блоков объектов, к которым можно отнести (32):
готовая продукция (оценка ее качества в сфере реализации и потребления и анализ причин обнаруженных дефектов);
технологическая система (технологические процессы, состояние погрузочно- разгрузочных работ, хранение, установка);
техническое обслуживание и ремонт (техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт оснастки, поверка контрольно-измерительных приборов);
система технического контроля и испытаний (входной контроль, операционный контроль, приемочный контроль; типовые, квалификационные и периодические испытания).
В табл. 35 перечислены основные этапы сертификации производства.
Таблица 35
Этапы сертификации производства (32)
№
Название этапа
Содержание
Исполнитель
1
Представление заявки на сертификацию производства
Подготовка исходных материалов и оформление заявки
Предприятие-заявитель
2
Предварительная оценка
Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов
Орган, проводящий сертификацию производства
3
Составление методики сертификации производства
Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решения (или оценка существующей методики)
Проводящий сертификацию орган
113 4
Проверка производства
Формирование группы
(комиссии) экспертов, проверка производства в соответствии с методикой сертификации, составление акта и отчета о результатах проверки
Проводящий сертификацию орган
5
Оформление сертификата соответствия на производство
Оформление сертификата соответствия на производство, внесение его в
Государственный реестр, выдача сертификата предприятию
Проводящий сертификацию орган
6
Инспекционный контроль за сертифицированным производством
Выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с методикой сертификации
Проводящий сертификацию орган
Процедура сертификации производства осуществляется по правилам, установленным Госстандартом, и предусматривающими составление методики сертификации производства для каждого предприятия. Требования к сертифицируемым производствам регламентируют такие НТД, как ГОСТ Р ИСО 9002, ГОСТ Р 40.004-96
«Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производства», ГОСТ Р 40.003-2000 «Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств» и др.
Сертификация систем качества
Впоследнее время для проверки способности предприятия выпускать продукцию со стабильными характеристиками, удовлетворяющими требования потребителя, используется оценка системы качества предприятия (СК).
Оценка СК во многом облегчает, удешевляет и обеспечивает уверенность заказчика в качестве продукции, нежели оценка ее отдельных образцов.
Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Сертификация систем качества представляет собой действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная система качества соответствует выбранной модели или другим нормативным документам, определенным заявителем.
В качестве процедуры, подтверждающей соответствие системы качества предприятия требованиям МС ИСО 9000, применяется сертификация СК. Сертификация осуществляется в рамках одной из систем сертификации и по ее правилам. Наиболее авторитетными отечественными системами сертификации являются: ГОСТ Р,
―Оборонсертификат‖, ―СовАск‖.
Как и при сертификации продукции, функции по сертификации СК возлагаются на орган по сертификации. Предприятие, претендующее на сертификацию системы качества, направляет в аккредитованный орган по сертификации систем качества письмо, которым информирует о намерении сертифицировать систему качества, а также следующие исходные документы для предварительной оценки системы качества:
114
– декларацию-заявку на проведение сертификации системы качества;
– анкету-вопросник проведения предварительного обследования систем качества;
– руководство по качеству;
– состав исходных данных для предварительной оценки состояния производства.
Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:
1 этап – предварительная (заочная) оценка системы качества.
2 этап – окончательная проверка и оценка системы качества.
3 этап – инспекционный контроль за сертифицированной системой
качества в течение срока действия сертификата.
Международная сертификация
Основной целью международной сертификации является обеспечение беспрепятственного распространения товаров и услуг на рынках различных стран.
Самыми значительными из международных организаций по сертификации являются такие организации как Международная организация по стандартизации (ИСО),
Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК), Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС), Европейская экономическая комиссия Организации
Объединенных Наций (ЕЭК ООН), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Постоянная международная комиссия по испытаниям ручного огнестрельного оружия (ПМК) и др.
Среди международных частных организаций, занимающихся вопросами сертификации известны такие как Регистр Ллойда, ТЮФ – Серт организация (Германия),
Дет Норске Веритас – ДНВ (Норвегия), СЖС, Инчкейп.
В настоящее время Россия участвует в следующих международных системах сертификации:
Системе международной электротехнической комиссии
(МЭК) по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности.
Системе сертификации легковых, грузовых автомобилей, автобусов и других транспортных средств (ЕЭК ООН).
Системе сертификации ручного огнестрельного оружия и патронов.
Систему сертификации изделий электронной техники МЭК.
Международной системе сертификации метрологического оборудования и приборов.
Соглашении о взаимном признании результатов испытаний импортируемых летательных аппаратов и сертификации отдельных деталей самолетов.
Международной морской организации при ООН (Конвенция по безопасности мореплавания).
Экономическая оценка работ по сертификации продукции
В Российской Федерации на государственном уровне разработаны тарифы на обязательную сертификацию. Законодательно тарифы установлены в виде предельной трудоемкости по отдельным видам выполненных работ в рамках выбранной схемы сертификации.
При обязательной сертификации продукции оплате подлежат (32):