Файл: Введение Курс Управление качеством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7
 требования обеспечения качества приобретаемой продукции и услуг уже в самом технологическом процессе у производителя
(совершенствование процессов, а не людей)
 стимулирование сотрудников, добивающихся в работе значительных результатов
При этом следует учитывать следующие положения:
 между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость, они дополняют друг друга;
 качество является основой сокращения затрат и главным направлением развития в конкурентной борьбе;
 с позиции потребителя, качество изделия – это степень удовлетворения потребностей;
 современный потребитель постоянно повышает требования к качеству продукции и услуг.
{Качество} = {Удовлетворенность потребителя} = {Ценность} / {Cтоимость}
Рис. 4. Качество продукции с точки зрения производителя и потребителя
Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям
потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.
Факторы, влияющие на качество продукции
Группы факторов
Перечень факторов, влияющих на качество
Объективные факторы
 внедрение результатов НТП;
 качество проектной и нормативно-технической документации;
 безотказность и бесперебойность работы оборудования и инструмента;
 уровень стандартизации, унификации и типизации;
 дизайн, эстетическое восприятие
Субъективные факторы
 квалификация, мастерство и опыт персонала;
 культура труда и производства;
 санитарно-гигиенические условия труда;
 психофизические условия труда;
 материальное и моральное стимулирование и мотивация труда

8
Группы факторов
Перечень факторов, влияющих на качество
персонала;
 соблюдение трудовой и технологической дисциплины
Внешние факторы
(формируют качество)
 требования рынка (потребление);
 нормативная документация;
 конкуренция;
 имидж предприятия среди покупателей продукции
Внутренние факторы
(зависят от деятельности предприятия)
 технические,
 организационные,
 экономические
 социально-психологические
Факторы, формирующие качество продукции
 качество исходного сырья, материалов и комплектующих изделий,
 конструкция изделия,
 качество технологических процессов
Факторы, обеспечивающие сохранность качества
 маркировка (соответствующая требованиям НТД),
 упаковка,
 рациональные условия транспортировки,
 условия ранения,
 профилактика и уход в процессе эксплуатации
Факторы, стимулирующие производство продукции высокого уровня качества
 улучшение социально-экономических условий работы, отдыха, быта, медицинского обслуживания,
 предоставление льгот и привилегий персоналу и т. д
Функциональные факторы
Факторы, затрагивающие задачи одной из функций управления качеством и не требующие значительных структурных изменений системы управления.
Системные факторы
Факторы, затрагивающие задачи нескольких функций управления качеством и требующие пересмотра и внесения изменений в содержание элементов системы.
Все перечисленные факторы тесно связаны между собой, но степень их влияния на качество не одинакова. Поэтому при оценке и степени их влияния необходимо проранжировать и отдать приоритет тем, которые в наибольшей степени оказывают влияние на качество продукции. Такое деление позволяет с наименьшими затратами более рационально и эффективно управлять качеством продукции. Реализация многих перечисленных направлений и их взаимодействие решается системой управления качеством.
В соответствии со схемой укрупненного процесса «создания качества» к действиям по обеспечению качества относятся:
 анализ актуальных и потенциальных осознанных потребителями потребностей; при наличии на рынке товаров-аналогов – анализ уровня качества этих товаров;
 прогнозирование;
 проектирование качества в процессе разработки новой продукции;
 планирование качества;
 разработка стандартов;
 контроль качества сырья, материалов и комплектующих;
 контроль в процессе производства;
 контроль готовой продукции;
 контроль реализации;
 послепродажный контроль (в условиях эксплуатации);


9
 обратная связь с потребителями (анализ отзывов, пожеланий и рекламаций).
При этом все действия являются сложными и представляют собой совокупность множества более простых операций, каждая из которых имеет свою собственную цель, критерии контроля и методы коррекции качества в случае несоответствия уровня качества стандартам.
Пирамида качества
Понятие качества можно также распространить и на категории деятельности и фирмы в целом. В каждой организации формируется внутрифирменная иерархия качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности.
Рис. 8. Пирамида качества
Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды.
Управление качеством
Анализ категории «качество» на рыночной основе нацеливает на новое осмысление деятельности в области качества.
В ГОСТе 15467-79 под «управлением качеством продукции понимается деятельность по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации или потреблении, осуществляемая путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, определяющие качество продукции». Но в настоящее время необходимо шире рассматривать данное понятие.
Раскроем сущность основные понятий в области управления качеством и представим их в виде таблицы.
Понятиям представленным в табл. 5 соответствуют следующие англоязычные термины:
1) контроль качества – quality control;
2) управление качеством – quality control*;
Качество продукции
Качество деятельности
Качество организации
Всеобщее качество

10 3) обеспечение качества – quality assurance;
4) руководство качеством (общее руководство качеством, менеджмент качества) –
quality management;
5) всеобъемлющий менеджмент качества (всеобщий (тотальный) менеджмент качества, всеобщее руководство качеством) – total quality management.
Таблица 5
Основные понятия в области управления качеством
Понятия
Сущность понятия
Система качества
(система управления
качеством)
Совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции и осуществления общего руководства качеством
Общее руководство
качеством
(административное
управление
качеством)
Те аспекты общей функций управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества
Оперативное
управление качеством
(в МС ИСО –
управление
качеством)
Методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству
Управление качеством Интерактивный непрерывный цикл управления производством, состоящий из планирования, реализации, проверки и исправления процесса производства, позволяющий корректировать обнаруженные на любом этапе отклонения показателей качества производимого продукта согласно запланированным их значениям (стандарту или норме)
Политика в области
качества
Основные направления, цели и задачи организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством
Планирование
качества
Деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества
Обеспечение качества Все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые
(если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству
Улучшение качества
Мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции.
Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
На рис. 9 перечислены цели, задачи и принципы управления качеством.


11
Рис. 9. Цели, задачи, принципы управления качеством
ЗАДАЧИ
разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции изучение национальных и международных требований к качеству выпускаемой продукции
УПРАВЛЕНИЕ
КАЧЕСТВОМ
постоянный, планомерный, непрерывный целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции
ЦЕЛЬ
ПРИНЦИПЫ
системный подход к обеспечению качества продукции повышение уровня качества единство количества и качества продукции создание систем управления качеством продукции комплексность стандартизации и сертификации непрерывность и комплексность контроля экономическое стимулирование
ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ПОЭТАПНО: принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции (в случае не обеспечения соответствия) оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям НТД разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятий, обеспечивающих создание новой продукции с желаемыми
(проектируемыми) свойствами изучение условий потребления продукции с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции и услуг

12
На рис. 10 представлены основные направления и функции управления качеством на предприятии.
Рис. 10. Основные направления и функции управления качеством на предприятии
Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством (18, 28).
Рис. 11. Состав механизма управления качеством (28)
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КАЧЕСТВОМ
(quality management)
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
(quality control) основные функции:
 определение необходимого уровня качества и основных направлений его достижения
 планирование и организация работ по обеспечению необходимого уровня качества
 обучение и мотивация персонала
 организация взаимодействия с внешней средой основные функции:
 контроль качества
 формирование информации о качестве
 принятие оперативных решений
 разработка и реализация мероприятий по обеспечению планируемого уровня качества
Механизм управления качеством
Обеспечивающие подсистемы
Специальные подсистемы
Общие подсистемы
Прогнозирование и планирование технического уровня и качества
Стандартизация
Правовое обеспечение
Регулирование качества продукции в производстве
Контроль качества продукции
Учет и анализ изменения уровня качества
Стимулирование и ответственность за качество
Испытание продукции
Профилактика брака в производстве
Аттестация продукции
Сертификация продукции
Информационное обеспечение
Материально- техническое обеспечение
Метрологическое обеспечение
Кадровое обеспечение
Организационное обеспечение
Технологическое обеспечение
Финансовое обеспечение


13
Сущность любого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
Основной задачей каждой компании (организации) является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг в соответствии с предъявляемыми требованиями НТД. Решение данной задачи должно обеспечиваться производством продукции, отвечающей четко определенным потребностям и требованиям потребителя и общества; и предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам.

Вопросы для закрепления:
1. С каких точек зрения можно подходить к трактовке понятия «качество продукции»?
2. Как можно охарактеризовать эволюцию понятия качества?
3. С каких точек зрения рассматривают понятие «качество» производители и потребители?
4. Перечислите и охарактеризуйте этапы процесса создания качества».
5. Перечислите основные категории управления качеством.
6. На основе, каких принципов строится система управления качеством в организации?
7. Почему общество заинтересовано в обеспечении высокого уровня качества на каждом иерархическом уровне пирамиды качества?
8. В чем заключаются стратегические и тактические функции управления качеством?
9. Что такое механизм управления качеством продукции? Выполнение, каких функций он должен обеспечить?
10. Какие основные подсистемы входят в состав механизма управления качеством?

14

Тема 2. Развитие теории и практики управления качеством
Эволюция мышления в области управления качеством. Основные этапы развития
систем качества.
Стадии (фазы) философии обеспечения качества. Отечественный опыт
управления качеством продукции: система БИП, СБТ, КАНАРСПИ, КСУКП и др.
Модели и современные концепции качества: «петля качества», круг (цикл) Деминга.
Концепция «Всеобщего управления качеством» (TQM).
Премии в области качества.
Эволюция мышления в области управления качеством
Большой вклад в развитие менеджмента качества внесли ученые разных стран, заложившие фундамент современной концепции всеобщего менеджмента качества.
Основными фигурами в менеджменте качества можно считать таких ученых как Э. Деминг,
Дж. Джуран, Ф. Кросби, А. Фейгенбаум, К. Исикава и др. Их по праву называют
«учителями», «наставниками качества» и даже «гуру» в области качества.
Эдвард Деминг (Deming W. Edwards) — наиболее известный «наставник по качеству», оказавший огромное влияние на развитие менеджмента качества в Японии после Второй мировой войны и в США в 1980-е годы. В конце 1940-х годов он обучал японцев статистическим методам, одновременно уделяя внимание системному подходу — применению цикла PDCA (план — осуществление — проверка — корректирующее дей- ствие), который часто называют «циклом Деминга». В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга для японских фирм за качество продукции. Начинал свой путь в «Western
Electric». Деминг впервые полностью сформулировал мировоззрение, которое разделяется сегодня руководителями во всех цивилизованных странах. В Японии ему поставили памятник, а США его именем названа награда за качество в области микроэлектронного оборудования для электростанций.
Э.Деминг предложил программу менеджмента качества из 14 принципов постоянного совершенствования (улучшения) качества, рассматривая их в качестве 14 ключевых принципов-заповедей как основы преобразования американской промышленности. Они же были основой уроков для высшего японского менеджмента в
1950 г. Деминг подчеркивает, что принятие этих 14 заповедей и действия по их осуществлению говорят о том, что менеджмент намерен оставаться в бизнесе и ставит целью защитить инвестора и сохранить рабочие места. Эти заповеди применимы как к малым предприятиям, так и к большим; как в сфере обслуживания, так и в производственной сфере. Данные принципы применимы к любому подразделению в любой компании.