ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2021

Просмотров: 358

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельность администрации любого предприятия направлена на дости­жение системы целей. Однако в условиях конкуренции требуется сосредо­точить все усилия на двух главных целях любого бизнеса: прибыльности (рен­табельности) и ликвидности. Прибыльность — это способность получать при­быль, достаточную для привлечения и удержания инвестиционного капитала. Ликвидность — это наличие достаточных платежных средств для оплаты дол­гов в установленные сроки. Как известно, зависимость между этими пока­зателями часто бывает обратной: чем выше прибыльность, тем ниже ликвид­ность.

Администрация постоянно должна иметь следующие данные о финансо­во-хозяйственной деятельности предприятия: величина чистой прибыли за отчетный период, соответствие нормы прибыли ожидаемым результатам, наличие достаточных денежных средств, перечень наиболее прибыльных продуктов, себестоимость каждого произведенного продукта. На основе имеющейся информации руководители и менеджеры принимают управлен­ческие решения.

Как видно, круг пользователей анализа и областей его приложения весь­ма широк. В то же время пользователей результатов анализа могут интере­совать и отдельные разнообразные аспекты деятельности анализируемой организации.

Администрация не ограничивается только внутренним анализом, но при возможности дополняет его внешним, проводимым теми или иными специ­ализированными фирмами, аудиторами. Это связано не только с тем, что «со стороны видней», но и с большей широтой анализа, выполненного внешни­ми контролерами, дающего возможность оценить себя непредвзято, комп­лексно, что позволяет объективно сформулировать первостепенные задачи.

Перечень основных пользователей результатов анализа финансово-хозяй­ственной деятельности организаций и целей, в интересах достижения кото­рых они нуждаются в анализе, представлен в табл.1.















1.4 Условия и методы проведения анализа

Комплексный анализ экономического и финансового положения органи­зации, функционирующей в рыночной сфере, — довольно сложное дело, тре­бующее привлечения многих показателей, задействования больших массивов статистической информации, доступное только достаточно квалифицирован­ным специалистам. Основным источником данных, как уже упоминалось, является финансовая отчетность, а в необходимых случаях и данные первич­ного учета, инвентаризации, выборочных обследований, переоценок имуще­ства.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют апробированные методики комплексного анализа финансового состояния организаций. Од­нако механическое перенесение их в практику России не представляется воз­можным, нужна адаптация. В нашей стране методики, адекватные рыноч­ным условиям, создаются, отрабатываются, внедряются в хозяйственную практику. Чаще всего обновленное в связи с переходом к рыночным отно­шениям методы анализа и показатели деятельности используются аудитор­скими службами, специалистами консультационных, исследовательских организаций, привлеченными зарубежными экспертами. Но круг россий­ских специалистов, освоивших международно признанные методы анализа, последовательно расширяется.


Главные препятствия на пути внедрения новых методов анализа заклю­чаются в нехватке подготовленных кадров работников финансово-экономи­ческих, бухгалтерских служб, владеющих навыками современного анализа.

Табл. 1


Табл. 1 Пользователи результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности организации


Не меньшую трудность представляет несовершенство финансовой отчетно­сти и бухгалтерского учета, их несоответствие мировым стандартам.

По мере перехода России на международную систему национального сче­товодства эти трудности преодолеваются.


Финансовое состояние фирмы диагностируется на основе использования группы, системы показателей, отражающих наличие, размещение, исполь­зование, движение финансовых ресурсов организации. Оно формируется под воздействием многообразных организационно-технических и производ­ственно-хозяйственных, а также конъюнктурных факторов.

Однако отдельные показатели, взятые сами по себе, не дают полного пред­ставления о состоянии бизнеса. Важны их взаимосвязи с другими показате­лями или их изменение в течение какого-либо периода. Механизм финан­сового анализа направлен на выявление этих связей и изменений. В связи с этим методика финансовой отчетности включает горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициен­тов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный или временной анализ основан на сопоставимости финан­совых отчетов текущего и предшествующего периодов, каждой позиции от­четности с предыдущим периодом, заключается в рассмотрении основных показателей в динамике. Ведь чаще всего отдельно взятый показатель «мертв», и только в сравнении с предыдущим или последующим он ожива­ет. Например, прибыль организации за отчетный период, скажем, месяц, со­ставила 20 тыс. долл. Много это или мало? Если в предшествующем отчет­ному месяце она составила 19 тыс. долл., а в предыдущем отчетном году за тот же отчетный период — 10 тыс. долл., можно с уверенностью сказать, что организация прибыльна и наметившаяся тенденция увеличения прибыли мо­жет быть продолжена и далее.

Вертикальный (структурный) анализ определяет структуры итоговых фи­нансовых показателей и выявляет влияние каждой позиции отчетности на итоговые показатели. К примеру, совокупный годовой доход фирмы соста­вил 50 тыс. долл., но неизвестно, из чего он складывается. Возникает необ­ходимость структурирования дохода, в ходе которого устанавливается, что за счет использования средств производства получено 25 тыс. долл., за счет инвестирования — 5 тыс. долл. и т.д. Таким образом, становится ясно, какой вид деятельности предприятия более прибылен, а какой нет и на чем необ­ходимо сконцентрировать основное внимание. При проведении вертикаль­ного анализа целая часть выручки, дохода, прибыли приравнивается к 100% и исчисляется удельный вес каждой составляющей. Целыми частями высту­пают итоги баланса предприятия, отчета о финансовых результатах и их ис­пользовании. Вертикальный анализ позволяет выявить важность отдельной группы фактов, средств в получении результатов. Данные структурного ана­лиза часто используются для сравнения деятельности различных компаний.


Анализ тенденций развития (трендовый анализ) позволяет сравнить каждую позицию отчетности с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателя, очищенную от случайных влияний и индивидуальных особенностей изменения показателя за отдель­ные периоды. Анализ тенденций развития обычно выражается в индексах. Трендовый анализ весьма полезен и важен, так как позволяет выявить глу­бокие структурные изменения в деятельности организации.

Метод финансовых коэффициентов основывается на установлении соот­ношения между двумя абсолютными величинами. Полученная относитель­ная величина — это показатель, предназначенный для сравнения финансо­вого положения и операций предприятия с другими предприятиями, ком­паниями, фирмами или с его деятельностью в предшествующие периоды. Основная цель использования финансовых коэффициентов — выявление на­правленности дальнейшего развития предприятия. Например, отношение чистой прибыли предприятия к объему реализации товаров и услуг показы­вает, сколько в среднем чистой прибыли приходится на каждую единицу сто­имости объема реализации. Это один из критериев финансовой эффектив­ности компании.

Сравнительный или пространственный анализ одновременно проводится, во-первых, как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетно­сти по отдельным показателям, например прибыли предприятия, дочерних фирм, подразделений, цехов, и, во-вторых, как межхозяйственный анализ показателей данной компании, например сравнение выпуска продукции с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэконо­мическими показателями.

Факторный анализ позволяет учесть влияние отдельных составляющих факторов (как внутренних, так и внешних) на формирование итогового по­казателя.

Итогом анализа финансового положения организации является оценка благоприятности выявленных показателей, соотношений. При подведении итога применяют методы нормированных оценок, сравнения с результатами пре­дыдущих лет, сопоставления итогов деятельности фирмы с показателями ра­боты других компаний.

Метод нормированных оценок основывается на сравнении данных, опре­деляемых, рассчитываемых в ходе анализа, с предельными значениями ко­эффициентов, полученных эмпирическим путем. Чаще всего подобная оцен­ка опирается на использование ограничений, установленных эмпирически самой организацией либо внешними органами. Так, например, применитель­но к деятельности коммерческого банка принято считать, что предельный норматив максимального размера крупных кредитных рисков не должен пре­вышать 25% собственных средств банка.

Применять метод нормированных оценок необходимо с большой осто­рожностью. Долгое время считалось, что если коэффициент текущей ликвид­ности (отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам орга­низации) больше 2, то это свидетельствует о ее хорошем финансовом состо­янии. В то же время предприятие с коэффициентом текущей ликвидности более 2 может находиться в плохом финансовом положении, характеризуе­мом слишком большой дебиторской задолженностью, избыточными мате­риальными запасами, недостаточным контролем за денежными операция­ми. В то же время компания с коэффициентом текущей ликвидности менее 2 благодаря рациональному управлению способна находиться в хорошем фи­нансовом состоянии.


Использование метода сравнения с результатами предыдущих лет одной и той же компании позволяет не только более точно оценить сегодняшнее со­стояние, но и прогнозировать тенденции развития. Однако в переломные периоды следует осторожно делать прогнозы, учитывая по возможности все факторы, влияющие на работу компании. Слабость этого метода состоит в , том, что хорошие результаты деятельности в прошлом и настоящем не все­гда могут оказаться приемлемыми в будущем. Вышесказанное еще раз дока­зывает необходимость проведения комплексного анализа.

Использование метода отраслевых показателей предполагает сопоставле­ние итогов деятельности компании с итогами работы других компаний той же отрасли, сферы бизнеса. С помощью отраслевых показателей можно оце­нить разного рода тенденции.

При использовании отраслевых показателей необходимо учитывать сла­бые стороны этого метода. Даже в том случае, если сравниваемые предпри­ятия функционируют в одной отрасли, результаты их деятельности могут быть несопоставимы. Так, если одно предприятие продает нефтепродукты, которые покупает у производителей, а другое само занимается производ­ством, переработкой и продажей нефтепродуктов, то итоги их финансово-хозяйственной деятельности сложно сопоставить. Кроме того, большинство крупных компаний функционируют более чем в одной отрасли, и для них характерен высокий уровень диверсификации. Различные подразделения таких предприятий имеют неодинаковые уровни рентабельности и риска. Поэтому при обработке сводных финансовых отчетов для финансового ана­лиза часто становится невозможным использовать для сравнения отраслевые показатели. Но, несмотря на все эти недостатки, при отсутствии данных о деятельности предприятия в прошлом наилучшим является использование для оценки текущей деятельности отраслевых показателей.

Можно также сравнивать результаты деятельности организации с резуль­татами конкурентов или с отраслевыми, средними данными.

Методический инструментарий проведения анализа финансового состо­яния и хозяйственной деятельности организаций во многом обусловлен на­личием и составом информационных источников. Некоторые из них упомя­нуты выше. Приведем систематизированный перечень таких источников, включающий три следующие группы:

1. Документы финансовой отчетности:

1.1. Бухгалтерский баланс организации;

1.2. Учет о прибылях и убытках;

1.3. Отчет о движении денежных средств;

1.4. Аудиторские заключения.

2. Планово-проектная документация:

2.1. Бизнес-планы;

2.2. Производственная программа компании;

2.3. Проекты, в реализации которых участвует организация;

2.4. Заказы, договоры, контракты.

3. Нормативные документы — законы, указы, постановления, приказы, уставы, положения, инструкции4.







































_____________________________________________________________________________


4 Курс экономики/под ред. Б. А. Райзберга.-М.,2010

1.5 . Показатели, применяемые в процессе анализа

Прибыль

Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Различают следующие виды прибыли:


  1. Валовая прибыль (gross earning, profit) — разность между валовым доходом компании за определенный период и полными издержками производства и обращения (себестоимостью) за тот же период.

  2. Остаточная прибыль (net income) — валовая прибыль за вычетом налогов, отчислений, дивидендов, выплачиваемых из прибыли.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле

где     ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

где    Ру – расходы на управление;Рк– коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

где    Содроперационные доходы и расходы; Свдрвнереализационные доходы и расходы.

В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.