ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.08.2021
Просмотров: 354
Скачиваний: 1
Деятельность администрации любого предприятия направлена на достижение системы целей. Однако в условиях конкуренции требуется сосредоточить все усилия на двух главных целях любого бизнеса: прибыльности (рентабельности) и ликвидности. Прибыльность — это способность получать прибыль, достаточную для привлечения и удержания инвестиционного капитала. Ликвидность — это наличие достаточных платежных средств для оплаты долгов в установленные сроки. Как известно, зависимость между этими показателями часто бывает обратной: чем выше прибыльность, тем ниже ликвидность.
Администрация постоянно должна иметь следующие данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия: величина чистой прибыли за отчетный период, соответствие нормы прибыли ожидаемым результатам, наличие достаточных денежных средств, перечень наиболее прибыльных продуктов, себестоимость каждого произведенного продукта. На основе имеющейся информации руководители и менеджеры принимают управленческие решения.
Как видно, круг пользователей анализа и областей его приложения весьма широк. В то же время пользователей результатов анализа могут интересовать и отдельные разнообразные аспекты деятельности анализируемой организации.
Администрация не ограничивается только внутренним анализом, но при возможности дополняет его внешним, проводимым теми или иными специализированными фирмами, аудиторами. Это связано не только с тем, что «со стороны видней», но и с большей широтой анализа, выполненного внешними контролерами, дающего возможность оценить себя непредвзято, комплексно, что позволяет объективно сформулировать первостепенные задачи.
Перечень основных пользователей результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и целей, в интересах достижения которых они нуждаются в анализе, представлен в табл.1.
1.4 Условия и методы проведения анализа
Комплексный анализ экономического и финансового положения организации, функционирующей в рыночной сфере, — довольно сложное дело, требующее привлечения многих показателей, задействования больших массивов статистической информации, доступное только достаточно квалифицированным специалистам. Основным источником данных, как уже упоминалось, является финансовая отчетность, а в необходимых случаях и данные первичного учета, инвентаризации, выборочных обследований, переоценок имущества.
В странах с развитой рыночной экономикой существуют апробированные методики комплексного анализа финансового состояния организаций. Однако механическое перенесение их в практику России не представляется возможным, нужна адаптация. В нашей стране методики, адекватные рыночным условиям, создаются, отрабатываются, внедряются в хозяйственную практику. Чаще всего обновленное в связи с переходом к рыночным отношениям методы анализа и показатели деятельности используются аудиторскими службами, специалистами консультационных, исследовательских организаций, привлеченными зарубежными экспертами. Но круг российских специалистов, освоивших международно признанные методы анализа, последовательно расширяется.
Главные препятствия на пути внедрения новых методов анализа заключаются в нехватке подготовленных кадров работников финансово-экономических, бухгалтерских служб, владеющих навыками современного анализа.
Табл. 1
Табл. 1 Пользователи результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности организации
Не меньшую трудность представляет несовершенство финансовой отчетности и бухгалтерского учета, их несоответствие мировым стандартам.
По мере перехода России на международную систему национального счетоводства эти трудности преодолеваются.
Финансовое состояние фирмы диагностируется на основе использования группы, системы показателей, отражающих наличие, размещение, использование, движение финансовых ресурсов организации. Оно формируется под воздействием многообразных организационно-технических и производственно-хозяйственных, а также конъюнктурных факторов.
Однако отдельные показатели, взятые сами по себе, не дают полного представления о состоянии бизнеса. Важны их взаимосвязи с другими показателями или их изменение в течение какого-либо периода. Механизм финансового анализа направлен на выявление этих связей и изменений. В связи с этим методика финансовой отчетности включает горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный или временной анализ основан на сопоставимости финансовых отчетов текущего и предшествующего периодов, каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, заключается в рассмотрении основных показателей в динамике. Ведь чаще всего отдельно взятый показатель «мертв», и только в сравнении с предыдущим или последующим он оживает. Например, прибыль организации за отчетный период, скажем, месяц, составила 20 тыс. долл. Много это или мало? Если в предшествующем отчетному месяце она составила 19 тыс. долл., а в предыдущем отчетном году за тот же отчетный период — 10 тыс. долл., можно с уверенностью сказать, что организация прибыльна и наметившаяся тенденция увеличения прибыли может быть продолжена и далее.
Вертикальный (структурный) анализ определяет структуры итоговых финансовых показателей и выявляет влияние каждой позиции отчетности на итоговые показатели. К примеру, совокупный годовой доход фирмы составил 50 тыс. долл., но неизвестно, из чего он складывается. Возникает необходимость структурирования дохода, в ходе которого устанавливается, что за счет использования средств производства получено 25 тыс. долл., за счет инвестирования — 5 тыс. долл. и т.д. Таким образом, становится ясно, какой вид деятельности предприятия более прибылен, а какой нет и на чем необходимо сконцентрировать основное внимание. При проведении вертикального анализа целая часть выручки, дохода, прибыли приравнивается к 100% и исчисляется удельный вес каждой составляющей. Целыми частями выступают итоги баланса предприятия, отчета о финансовых результатах и их использовании. Вертикальный анализ позволяет выявить важность отдельной группы фактов, средств в получении результатов. Данные структурного анализа часто используются для сравнения деятельности различных компаний.
Анализ тенденций развития (трендовый анализ) позволяет сравнить каждую позицию отчетности с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателя, очищенную от случайных влияний и индивидуальных особенностей изменения показателя за отдельные периоды. Анализ тенденций развития обычно выражается в индексах. Трендовый анализ весьма полезен и важен, так как позволяет выявить глубокие структурные изменения в деятельности организации.
Метод финансовых коэффициентов основывается на установлении соотношения между двумя абсолютными величинами. Полученная относительная величина — это показатель, предназначенный для сравнения финансового положения и операций предприятия с другими предприятиями, компаниями, фирмами или с его деятельностью в предшествующие периоды. Основная цель использования финансовых коэффициентов — выявление направленности дальнейшего развития предприятия. Например, отношение чистой прибыли предприятия к объему реализации товаров и услуг показывает, сколько в среднем чистой прибыли приходится на каждую единицу стоимости объема реализации. Это один из критериев финансовой эффективности компании.
Сравнительный или пространственный анализ одновременно проводится, во-первых, как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям, например прибыли предприятия, дочерних фирм, подразделений, цехов, и, во-вторых, как межхозяйственный анализ показателей данной компании, например сравнение выпуска продукции с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими показателями.
Факторный анализ позволяет учесть влияние отдельных составляющих факторов (как внутренних, так и внешних) на формирование итогового показателя.
Итогом анализа финансового положения организации является оценка благоприятности выявленных показателей, соотношений. При подведении итога применяют методы нормированных оценок, сравнения с результатами предыдущих лет, сопоставления итогов деятельности фирмы с показателями работы других компаний.
Метод нормированных оценок основывается на сравнении данных, определяемых, рассчитываемых в ходе анализа, с предельными значениями коэффициентов, полученных эмпирическим путем. Чаще всего подобная оценка опирается на использование ограничений, установленных эмпирически самой организацией либо внешними органами. Так, например, применительно к деятельности коммерческого банка принято считать, что предельный норматив максимального размера крупных кредитных рисков не должен превышать 25% собственных средств банка.
Применять метод нормированных оценок необходимо с большой осторожностью. Долгое время считалось, что если коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам организации) больше 2, то это свидетельствует о ее хорошем финансовом состоянии. В то же время предприятие с коэффициентом текущей ликвидности более 2 может находиться в плохом финансовом положении, характеризуемом слишком большой дебиторской задолженностью, избыточными материальными запасами, недостаточным контролем за денежными операциями. В то же время компания с коэффициентом текущей ликвидности менее 2 благодаря рациональному управлению способна находиться в хорошем финансовом состоянии.
Использование метода сравнения с результатами предыдущих лет одной и той же компании позволяет не только более точно оценить сегодняшнее состояние, но и прогнозировать тенденции развития. Однако в переломные периоды следует осторожно делать прогнозы, учитывая по возможности все факторы, влияющие на работу компании. Слабость этого метода состоит в , том, что хорошие результаты деятельности в прошлом и настоящем не всегда могут оказаться приемлемыми в будущем. Вышесказанное еще раз доказывает необходимость проведения комплексного анализа.
Использование метода отраслевых показателей предполагает сопоставление итогов деятельности компании с итогами работы других компаний той же отрасли, сферы бизнеса. С помощью отраслевых показателей можно оценить разного рода тенденции.
При использовании отраслевых показателей необходимо учитывать слабые стороны этого метода. Даже в том случае, если сравниваемые предприятия функционируют в одной отрасли, результаты их деятельности могут быть несопоставимы. Так, если одно предприятие продает нефтепродукты, которые покупает у производителей, а другое само занимается производством, переработкой и продажей нефтепродуктов, то итоги их финансово-хозяйственной деятельности сложно сопоставить. Кроме того, большинство крупных компаний функционируют более чем в одной отрасли, и для них характерен высокий уровень диверсификации. Различные подразделения таких предприятий имеют неодинаковые уровни рентабельности и риска. Поэтому при обработке сводных финансовых отчетов для финансового анализа часто становится невозможным использовать для сравнения отраслевые показатели. Но, несмотря на все эти недостатки, при отсутствии данных о деятельности предприятия в прошлом наилучшим является использование для оценки текущей деятельности отраслевых показателей.
Можно также сравнивать результаты деятельности организации с результатами конкурентов или с отраслевыми, средними данными.
Методический инструментарий проведения анализа финансового состояния и хозяйственной деятельности организаций во многом обусловлен наличием и составом информационных источников. Некоторые из них упомянуты выше. Приведем систематизированный перечень таких источников, включающий три следующие группы:
1. Документы финансовой отчетности:
1.1. Бухгалтерский баланс организации;
1.2. Учет о прибылях и убытках;
1.3. Отчет о движении денежных средств;
1.4. Аудиторские заключения.
2. Планово-проектная документация:
2.1. Бизнес-планы;
2.2. Производственная программа компании;
2.3. Проекты, в реализации которых участвует организация;
2.4. Заказы, договоры, контракты.
3. Нормативные документы — законы, указы, постановления, приказы, уставы, положения, инструкции4.
_____________________________________________________________________________
4 Курс экономики/под ред. Б. А. Райзберга.-М.,2010
1.5 . Показатели, применяемые в процессе анализа
Прибыль
Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.
Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Различают следующие виды прибыли:
-
Валовая прибыль (gross earning, profit) — разность между валовым доходом компании за определенный период и полными издержками производства и обращения (себестоимостью) за тот же период.
-
Остаточная прибыль (net income) — валовая прибыль за вычетом налогов, отчислений, дивидендов, выплачиваемых из прибыли.
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле
где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
где Ру – расходы на управление;Рк– коммерческие расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.
В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.