ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2021

Просмотров: 444

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для организации и осуществления эффективного VIP обслуживания необходимо формирование соответствующей клиентской базы VIP-зоны.

Для этого необходимо знание самого определения VIP - клиента.

Выявление VIP - клиентов осуществляется каждым Отделением Сбербанка России самостоятельно с учетом рекомендуемых показателей представленных ниже.

Рекомендации Банка при формировании клиентской базы по основным показателям:

1. Количество потребляемых банковских продуктов.

2. Объем потребляемых банковских продуктов.

3. Место работы и должность.

4. Возраст.

5. Личный доход.

Рекомендуемые значения показателей для формирования клиентской базы:

1. Количество потребляемых банковских продуктов. Параметр, который характеризует активность использования банковских продуктов. Оценка производиться на определенную дату (ежеквартально, полгода, год) в расчете на 1 конкретного клиента. Клиент должен пользоваться не менее чем 3 банковскими продуктами. В расчете в качестве «банковского продукта» выступают: вклад в рублях (каждый вид - отдельный банковский продукт), вклад в валюте (каждый вид - отдельный банковский продукт), пользование банковской услугой и т.д.

2. Объем банковских продуктов. Параметр, который характеризует склонность того или иного субъекта рынка к потреблению банковских услуг. Объем вложений в основные продукты (вклады, банковские карты,) не менее 500 тыс.руб.

3. Место работы и должность.

Интерес представляют следующие категории физических лиц:

* Высшее управленческое звено предприятий и организаций города, района (генеральные, коммерческие, финансовые директоры фирм, торговые представители зарубежных компаний и т.д.), в том числе находящиеся на РКО в ОСБ;

* Среднее управленческое звено (начальники отделов, главные бухгалтеры предприятий, руководители групп, управлений и т.д.);

* Влиятельные государственные служащие;

* Предприниматели, в том числе находящиеся на РКО в ОСБ;

* Судьи, юристы, нотариусы, адвокаты, аудиторы;

* Люди творческих профессий.

4. Средний диапазон возраста клиентов - 30-65 лет

5. Личный доход - ориентировочно не менее 30-100 и более тыс.рублей в месяц.

Новые тенденции и подходы к выбору клиентов:

Подход к выбору элитных клиентов следует дополнительно производить по количественным и качественным критериям.

Количественные критерии:

- сумма первоначального взноса должна быть на счетах клиента в рублевом эквиваленте в ОПЕРУ 700 тыс. руб - 8 млн.руб

- пользование в течение 6 месяцев не менее 3 услугами Банка;

- наличие депозитов сроком не менее 2-х лет.

Качественные критерии:

- устойчивый положительный имидж клиента в среде его партнеров по бизнесу и в деловых кругах;

- авторитет клиента в деловых кругах, близость к руководству администрации города, района;

- возможность клиента способствовать решению вопросов, в которых заинтересован банк;


- должность клиента.

Предлагается дополнительно позиционировать клиентов, как рыночные и нерыночные клиенты:

1) Рыночная позиция клиента - это клиент, который приносит определенный доход, обороты по операциям и всякие сопутствующие услуги, что делает рентабельным работу персонального менеджера.

2) Нерыночный клиент - который приносит дополнительные преференции, в том числе и рыночные, сказывающиеся на определенной перспективе.

Соотношение данных клиентов в VIP- зоне должно быть 80/20. В тоже время клиентов следует поделить на следующие группы:

1) Клиенты как отдельные персоны;

2) Клиенты и члены их семей.

Одной из особенностей формирования розничного бизнеса VIP- клиентов является наличие «привязанного» сегмента клиентуры, сформированного на личностных отношениях.

Перечень совершаемых операций и применяемые к ним пороговые значения сумм денежных массивов в рублях и иностранной валюте, определяющих принадлежность вкладчиков к категории частных VIP - клиентов устанавливаются специальным распоряжением управляющего ОСБ.

Для привлечения на обслуживание VIP-клиентов ОСБ ориентируются на определенные целевые группы:

1. Руководители предприятий, находящихся на РКО в банке, и не обслуживающихся в банке.

2. Предприниматели.

3. Руководители предприятий туристического бизнеса.

4. Творческая интеллигенция;

5. Люди интеллектуального труда, чей труд востребован- адвокаты, нотариусы;

По именным письмам за подписью управляющего ОСБ приглашаются руководители или отдельные персоны на VIP - обслуживание. Вручаются персонифицированная папка с рекламным материалом и персональная карточка клиента. Еженедельно планировать личные встречи управляющего с потенциальными клиентами для приглашения на обслуживание в VIP - зону.

В настоящее время Сбербанк развивает сеть VIP-залов. Клиентами VIP-залов являются крупные бизнесмены, представляющие реальные сектора экономики: владельцы, соучредители, топ-менеджеры, адвокаты, нотариусы. Изредка среди VIР-клиентов - деятели культуры и ученые. В прошлом году привлекли предпринимателей, умеющих использовать сложные финансовые инструменты: ПИФы, акции. Количество клиентов на 01.03.2009г -1157, остаток на их счетах составляет более 5% от общего остатка денежных средств на вкладах и банковских картах (1300млн. руб), и 9 % от общего прилива средств частных клиентов. Средний размер вклада на счете более 1 млн.рублей. Каждый клиент, в среднем, использует более 3-х и 4 услуг банка. Клиенты активно вкладывают свои инвестиции в ПИФы - 3311 тыс. руб. Средняя сумма «Блиц перевода» -241 тыс. рублей. Наименьшая сумма инвестиций, на которую клиент может совершить начальную финансовую операцию, составляет сегодня 300- 500 тыс. рублей. Именно VIP-клиентам в первую очередь предлагаются все новые банковские услуги. И надо сказать, что такая практика себя оправдывает: VIР-обслуживание оказалось хорошим испытательным полигоном для новых банковских технологий и услуг, отрабатываются сразу все тонкости и возможности. Затем новинки внедряются в «массовое производство» и предоставляются всем корпоративным клиентам банка, что становится своеобразной «точкой роста» не только банковского, но и, прежде всего, клиентского бизнеса.


На рынке работы с юридическими лицами Банк планирует существенно укрепить свои конкурентные позиции. В основе предполагаемого укрепления рыночных позиций Банка лежит как увеличение охвата клиентской базы (сейчас не превышает 60% от количества потенциальных клиентов), так и повышение интенсивности клиентских взаимоотношений с уже существующими клиентами. Принципиальными источниками конкурентного преимущества Банка станут сочетание его ресурсной базы и возможностей с возможностью охвата клиентской базы и построения на базе существующих персонала и инфраструктуры Банка первоклассной организации продаж и обслуживания корпоративных клиентов.


2.3 Основные направления развития обслуживания частных лиц Сбербанка России

По статистике, на конец прошлого года число миллионеров в России превысило 85 000. Персональную помощь богатым в управлении миллионами сегодня готовы предложить многие крупные российские банки: МДМ-банк,ВТБ-24, Банк Москвы, Сити банк. Если экономическая ситуация в стране в будущем будет стабильной и предсказуемой (или хотя бы не ухудшится), то можно уверенно прогнозировать дальнейшее увеличение числа богатых и очень богатых. Однако большие капиталы в основном концентрируются в столичных и крупных городах. В регионах богатых людей меньше, и накопления их не столь велики. По западным меркам им скорее подходит определение "средний класс". Принятый банками для VIP -клиентов начальный взнос порядка 100 000 долларов им просто не по карману.

Получается, что и Private Banking - услуга не для них. Однако вполне очевидно, что существует как большая заинтересованность клиентов в получении такого рода услуг, так и заинтересованность банков в привлечении частной клиентуры. Небольшие или нестоличные банки оценили высокую рентабельность этого бизнеса и заинтересованы в его продвижении, особенно те банки, которые не имеют крупных корпоративных клиентов.

Но и крупные банки кровно заинтересованы в расширении клиентской базы. Круг очень богатых людей, желающих воспользоваться услугами Private Banking, все же ограничен и в основном уже охвачен.

Один из путей привлечения банками "среднего класса" - снижение порогового уровня. Наиболее продвинутые банки уже вступили на этот путь. Так, например. Ситибанк, российский филиал американского банка Сitigrouр, недавно предложил бесплатную помощь в формировании индивидуального портфеля для инвестирования сбережений клиентам, располагающим 10 000 долларов и менее (в отдельных случаях и 3000 долларов). Эта услуга в других банках доступна лишь VIP-клиентам. Правда, банк принимает на себя только обязанности по отслеживанию состояния портфеля такого клиента и информированию его обо всех изменениях. Однако средства остаются в распоряжении клиента, а не передаются в доверительное управление банку, поэтому решения об инвестировании вложений в различные финансовые инструменты клиентами принимаются самостоятельно.

В настоящее время Сбербанк развивает сеть VIP-залов. Клиентами VIP-залов являются крупные бизнесмены, представляющие реальные сектора экономики: владельцы, соучредители, топ-менеджеры, адвокаты, нотариусы. Изредка среди VIР-клиентов - деятели культуры и ученые. В прошлом году привлекли предпринимателей, умеющих использовать сложные финансовые инструменты: ПИФы, акции. Количество клиентов на 01.03.2009г -1157, остаток на их счетах составляет более 5% от общего остатка денежных средств на вкладах и банковских картах (1300млн. руб), и 9 % от общего прилива средств частных клиентов. Средний размер вклада на счете более 1 млн.рублей. Каждый клиент, в среднем, использует более 3-х и 4 услуг банка. Клиенты активно вкладывают свои инвестиции в ПИФы - 3311 тыс. руб. Средняя сумма «Блиц перевода» -241 тыс. рублей. Наименьшая сумма инвестиций, на которую клиент может совершить начальную финансовую операцию, составляет сегодня 300- 500 тыс. рублей. Именно VIP-клиентам в первую очередь предлагаются все новые банковские услуги. И надо сказать, что такая практика себя оправдывает: VIР-обслуживание оказалось хорошим испытательным полигоном для новых банковских технологий и услуг, отрабатываются сразу все тонкости и возможности. Затем новинки внедряются в «массовое производство» и предоставляются всем корпоративным клиентам банка, что становится своеобразной «точкой роста» не только банковского, но и, прежде всего, клиентского бизнеса. Принципиально важным направлением развития Банка станут максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. Это значит, что Банк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений. Это означает, что качество и глубина взаимоотношений с клиентом, а также навыки и возможности Банка в области продаж и обслуживания, которые обеспечат поддержание и развитие этих отношений, станут важной основой конкурентного преимущества Банка. С практической точки зрения, для того чтобы ориентация на клиента


не осталась лозунгом, Банк существенным образом изменит очень многие элементы своей работы, начиная от логики продуктового предложения и создания внутри банка выделенной вертикали продаж и обслуживания в рознице и заканчивая новой моделью клиентской работы в корпоративном блоке и изменением процессов и процедур в бэк- и мидл-офисе.

Реализация выбранного сценария «модернизации» предполагает комплексную перестройку процессов и систем и их перевод на новую «промышленную» основу. Подобная «индустриализация» систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков. Построение промышленных систем и процессов во многих случаях подразумевает консолидацию или централизацию функций как инструмента повышения управляемости и снижения затрат, а также пересмотр многих основных процессов, большую формализацию методик работы (например, оценку рисков) и построение современных систем электронного документооборота, способных работать в масштабах всего Банка. Это также потребует существенного развития информационных систем. В результате используемые системы не только смогут «справляться» с масштабом операций Банка, но и позволят Банку сделать масштаб своих операций важнейшим источником формирования конкурентных преимуществ. Наиболее очевидные проявления этих изменений связаны с планами консолидации бэк- и мидл-офисных функций, а также с построением новых систем управления кредитными рисками. Однако эти изменения также весьма значимо затронут и бизнес-подразделения банка, в частности в контексте построения систем управления взаимоотношениями с клиентами и поддержки клиентской работы в корпоративном и розничном бизнесе.

«Индустриализация» позволит повысить эффективность, управляемость и качество, принципиально и «разово» меняя логику работы систем и процессов «сверху вниз». Руководство Банка глубоко убеждено, что этого недостаточно для выполнения стратегических целей и миссии Банка. Важнейшим элементом стратегии развития Банка является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Задача, которую ставит перед собой Банк, — сделать эффективность и качество делом каждого сотрудника в каждом подразделении, вовлечь как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями. Для достижения этого третьим направлением изменений станет формализация Производственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления Банком. Разрабатываемый на базе технологий Lean, этот подход предполагает интегрированную работу по оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям «снизу-вверх», создание в Банке систематической способности к обновлению