Файл: 1 билет. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп. Социальная группа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

4. Стадию «принятия решений» — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

БИЛЕТ 9. Этапы развития психокоррекционной группы У. Беннис и Г. Шепард.

У. Беннис и Г. Шепард в 1958 году представили теорию группообразования, где отразили свое видение процессов групповой динамики, таких как: стадии формирования группы, наличие микрогрупп, выбор лидера и его сменяемость.

Теория Бенниса и Шепарда рассматривает группообразование с позиции лидера. Так, все групповые процессы центрированы на лидере, его выборе и сменяемости. Например, вначале своего пути группа выбирает лидера; со сменой лидера происходит поступательное развитие элементов групповой динамики.

Авторы теории в качестве экспериментальных групп рассматривали Т-группы. Это тренинговые группы, создаваемые для оптимизации межличностных отношений, помощи индивидам, переживающим проблемы социальной адаптации. Схемы развития тренинговых групп авторы перенесли на все разновидности малых групп.

Суть теории группообразования, заключается в том, что ориентация на власть и на других, с которыми индивиды приходят в группу, мешают эффективной коммуникации. Подгруппа, ориентированная на власть, приходит в противоречие с подгруппой, ориентированной на тесные межличностные отношения внутри группы.

БИЛЕТ 10. Теория групповой социализации (Д.Ливайн, Р.Мореленд)

Групповая социализация - аффективные, когнитивные и поведенческие изменения, являющиеся результатом обоюдного влияния индивида и группы. В ходе взаимодействия разворачиваются три психологических процесса: оценивание, принятие обязательств и ролевое перемещение.

  • Оценивание отражает усилия, прилагаемые группой и индивидом с целью определения и уровня вознаграждений, которые стороны способны предоставить друг-другу (вознаграждаемость отношений).



  • От исхода процесса оценивания зависит принятие обязательств. Когда стороны воспринимают вознаграждаемость отношений как возрастающую, они в большей степени склонны связывать себя взаимными обязательствами и наоборот. Группы берут на себя большие обязательства относительно тех, кто помогает им достигать целей; индивиды чувствуют себя обязанными группам, способствующим удовлетворению ими своих личных нужд.




  • Возникновение ролевого перемещения вызывается изменениями с течением времени в обязательствах групп и индивидов друг перед другом. Само ролевое перемещение представляет собой прохождение индивидом через три ролевые области:

  • нечленства - предполагаемые члены группы, т. е. индивиды в нее еще не вступившие – претенденты или выбывшие из группы

  • квазичленства - новые члены, еще не достигшие статуса полноправного члена

  • маргинальные члены - утратившие этот статус и полноправного членства в группе.

Динамика групповой социализации может быть описана серией последовательных фаз, отделяемых одна от другой ролевыми перемещениями индивидов. Всего таких фаз пять:

  • Исследование

  • собственно социализация

  • сохранение

  • ресоциализацuя

  • воспоминание

БИЛЕТ 11. Стадии развития групп в экстремальных условиях.

Новиков М. А. пришёл к выводу, что особенность общения в замкнутых системах обитания предполагает обязательное присутствие 3 стадий: ознакомления, дискуссий, ролевых ориентаций

Ознакомление — представляет собой относительно короткий отрезок времени, даже в случае интернационального состава группы он длится всего несколько дней и характеризуется развитием ориентировочных и исследовательских реакций ее членов. Последние в этот период, как наблюдалось, например, на «Ра-1», проявляют значительный интерес друг к другу, ведут себя сдержанно и корректно.

Стадия дискуссий, длящаяся от нескольких дней до двух-трех недель. Члены группы интенсивно общаются, пытаясь выяснить взгляды друг друга по многим жизненным вопросам. Причем общительность индивидов обусловлена не только стремлением лучше познакомиться и составить определенное представление о другом, но и их личностными особенностями, степенью повышения уровня бдительности, опытом пребывания в подобных ситуациях и т. д. Результатом дискуссий является возникновение структурного контура группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и элементами коалиционирования.

Стадия ролевых ориентаций. Характерно, с одной стороны, складывание группы в некую целостную систему, обладающую соответствующей, социально-психологической атрибутикой. С другой стороны, в то же самое время в группах нередко развиваются деструктивные процессы, и, согласно данным М. А. Новикова, наиболее сплоченные группы часто выглядят более эмоциональными и даже астенизированными, чем недостаточно сплоченные. Правда, возникающие в группах конфликты, переходя иногда в открытые столкновения, носят, как правило, в силу специфичности условий непродолжительный характер.



БИЛЕТ 12. Механизмы групповой динамики.

Психологический обмен состоит в обоюдном удовлетворении участниками взаимодействия в группе определенных социальных потребностей друг друга. Психологический обмен, как и общение, является необходимым условием построения и развития системы межличностных отношений в группе.

БИЛЕТ 13. Формально-статусное измерение групповой структуры и психологическая власть в малой группе.

Формальный статус индивида в группе (т. е. степень престижности занимаемой им позиции или должности) значительно сказывается на характере его взаимоотношений с другими членами группы. Так, сравнительно с низкостатусными, лица с высоким статусом имеют больше возможностей оказывать открытое влияние на других членов группы и делают это чаще и эффективнее. Людей с высоким статусом часто оценивают гораздо более позитивно, нежели низкостатусных. Люди с высоким статусом нередко значительно превосходят низкостатусных в показателях самооценки, в частности в уровне самоуважения.

Социометрическое измерение характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и репрезентируется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и в аутосоцоиметрической ее модификации. Социометрическое измерение в значительной мере является аналогом неформальной статусной группы, и в этом смысле определенный интерес представляют данные, полученные рядом авторов при изучении связи неформального статуса с различными аспектами группового процесса.

БИЛЕТ 14. Социометрическое измерение групповой структуры.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы.

БИЛЕТ 15. Групповые роли.

Групповая роль — набор функций и моделей поведения, реализуемых участником в данной группе.

Весьма разнообразны, их характер зависит от структуры группы, от ситуаций, возникающих в процессе групповой деятельности.


Отражают реальные жизненные позиции членов группы.

В нормально- функционирующей группе не допускается игра одних и тех же ролей несколькими членами группы, исполнение нескольких ролей одним членом группы.

Виды групповых ролей: Групповые роли с позиций ведущего групповых действий и с позиции участника

Классификация групповых ролей с позиции участников (по Р. Шиндлеру):

Лидер – побуждает членов группы к действиям и ведет их за собой.

Эксперт – способен анализировать групповой процесс, его поведение является рациональным и отличается нейтральностью и самокритичностью по отношению к групповым действиям.

Конформист – пассивный участник, избегающий ответственности и стремящийся оставаться незаметным, легко приспосабливается к требованиям руководителя, во всем соглашается и отождествляет себя с лидером.

Аутсайдер – самый отстающий член группы по причине слабых способностей или страха самовыражения, иногда он отождествляется с оппозиционером и выступает против лидера группы.

Оппозиционер – противник, активно и открыто выступающий против лидера.

БИЛЕТ 16. Коммуникативная структура группы.

Под коммуникативной структурой группы понимаются каналы коммуникации.

Каналы коммуникации - это система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим. Владение информацией - важный показатель положения члена группы.

Необходимо выделить два основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная и децентрализованная.

Для централизованной структуры характерным является то, что один из членов группы всегда находится в центре всех направлений общения. Он играет основную роль в передаче информации.

Существует три основных варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая.

  • Фронтальная структура характеризуется тем, что ее участники, не вступая в контакт друг с другом, видят друг друга. Этот факт помогает им, так как позволяет учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия.

  • Радиальный вариант отличается тем, что здесь вся информация передастся членам группы только через центральное лицо. Обратная связь от партнеров затруднена, их нельзя услышать, увидеть. Но зато здесь можно работать самостоятельно, полностью реализуя свою позицию.

  • В иерархической структуре имеется два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть - нет.


Децентрализованная структура включает в себя цепную, круговую, полную структуру каналов коммуникаций и отличается от сетей первого типа тем, что все участники находятся в «коммуникативном равенстве», то есть каждый из участников этой сети обладает одинаковыми возможностями.

  • Цепной вариант предполагает, что общение и взаимодействие между членами группы осуществляется по цепочке, например, несение службы по охране общественного порядка в составе оцепления.

  • Круговая система предполагает, что информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняясь и уточняясь. Кроме того, она предполагает контакт «лицом к лицу» всех участников совместной деятельности.

  • Наконец, может использоваться полная, или неограниченная сеть коммуникации. В ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения участников, и каждый член группы может свободно взаимодействовать с любым другим.