Файл: 1 билет. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп. Социальная группа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- вследствие воздействия стереотипов лидеры в данной ситуации начинают рассматриваться группой как лидеры вообще;
- человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, что повышает для него вероятность быть избранным вторично;
- отдельным людям свойственно "искать посты", и они ведут себя так, что им действительно "дают посты".
Эти добавления Хартли сделали ситуационную теорию достаточно популярной, и на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.
3. Компромиссный вариант - системная теория лидерства. Согласно этой теории, лидер — это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. Развитие этой же идеи можно пояснить следующим образом: в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей; именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.
Тем не менее проблема происхождения лидерства не решена до сих пор и, по-видимому, не имеет общего решения.
И все-таки выделен ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным вожаком, чем у другого. Группа ждет от своего вожака выполнения основных системных требований, то есть что он:
Поэтому лидером группы в большинстве случаев окажется человек, который способен удовлетворить эти потребности группы и, кроме того, умеет управлять другими.
БИЛЕТ 29. Руководство малой группой.
Руководство — это деятельность по обозначению базовых целей и задач социальных систем, установлению путей их достижения, определению стратегии развития, координации действий подчиненных. Сам процесс руководства в малой группе базируется на взаимодействии руководителя с подчиненными.
Задача руководителя малой группы заключается в создании таких отношений в ней, чтобы происходило сохранение плодотворной атмосферы, увеличивалась работоспособность и продуктивность персонала. Психология руководства и лидерства в малых группах напрямую зависит от функций руководства.
Функции руководства:
В малой группе существует одна из самых существенных функций руководства, которая состоит в интеграции ее членов. Что касается самих руководителей, то они, как правило, начинают разделять собственные функции на две категории: производственные и социально-психологические.
Б.Д.Парыгин называет следующие отличия лидера и руководителя:
БИЛЕТ 30. Общие представления о больших социальных группах, виды больших групп.
Характерными особенностями больших групп являются: установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории, наличие структурной сложности группы. В большой группе невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается чувство единства.
В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, к которым относят:
Все психические явления в больших социальных группах делят по сферам психики на:
Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
2) по времени существования:
3) по организованности-неорганизованности:
4) по возникновению:
5) по контактности членов группы:
6) по открытости:
БИЛЕТ 31. Уровни развития больших социальных групп.
1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;
2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;
3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.
Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:
БИЛЕТ 32. Формы проявления психологии больших групп.
Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в конкретных общественно исторических условиях проявляется двояким образом:
Психический склад – это наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привычек, нравов.
Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации.
Традиции определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения.
Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их.
БИЛЕТ 33. Психология классов.
Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
- человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, что повышает для него вероятность быть избранным вторично;
- отдельным людям свойственно "искать посты", и они ведут себя так, что им действительно "дают посты".
Эти добавления Хартли сделали ситуационную теорию достаточно популярной, и на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.
3. Компромиссный вариант - системная теория лидерства. Согласно этой теории, лидер — это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. Развитие этой же идеи можно пояснить следующим образом: в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей; именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.
Тем не менее проблема происхождения лидерства не решена до сих пор и, по-видимому, не имеет общего решения.
И все-таки выделен ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным вожаком, чем у другого. Группа ждет от своего вожака выполнения основных системных требований, то есть что он:
-
- сумеет скоординировать ее активность; -
- обеспечит безопасность ее членов; -
- даст им веру в будущее.
Поэтому лидером группы в большинстве случаев окажется человек, который способен удовлетворить эти потребности группы и, кроме того, умеет управлять другими.
БИЛЕТ 29. Руководство малой группой.
Руководство — это деятельность по обозначению базовых целей и задач социальных систем, установлению путей их достижения, определению стратегии развития, координации действий подчиненных. Сам процесс руководства в малой группе базируется на взаимодействии руководителя с подчиненными.
Задача руководителя малой группы заключается в создании таких отношений в ней, чтобы происходило сохранение плодотворной атмосферы, увеличивалась работоспособность и продуктивность персонала. Психология руководства и лидерства в малых группах напрямую зависит от функций руководства.
Функции руководства:
-
Процесс организации управленческой деятельности; -
Формулирование целей малой группы; -
Прогнозирование и планирование результатов; -
Организация массовой деятельности; -
Контроль деятельности и оценка эффективности; -
Дисциплинарная и воспитательная функция и др.
В малой группе существует одна из самых существенных функций руководства, которая состоит в интеграции ее членов. Что касается самих руководителей, то они, как правило, начинают разделять собственные функции на две категории: производственные и социально-психологические.
Б.Д.Парыгин называет следующие отличия лидера и руководителя:
-
лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
-
лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство - элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений; -
лидерство возникает стихийно, руководитель либо назначается, либо избирается. Это целенаправленный процесс;
-
явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения группы, руководитель - явление более стабильное;
-
руководство подчиненными обладает гораздо более определенной системой различных санкций;
-
процесс принятия решений руководителем более сложен, связан со множеством обстоятельств и соображений;
-
сфера деятельности руководителя более широкая, у лидера - в основном малая группа.
БИЛЕТ 30. Общие представления о больших социальных группах, виды больших групп.
Характерными особенностями больших групп являются: установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории, наличие структурной сложности группы. В большой группе невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается чувство единства.
В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, к которым относят:
-
нравы, обычаи и традиции - их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики;
-
образ жизни группы - единство особенности жизненной позиции группы вместе со специфическими регуляторами поведения, включая особые формы общения, особый тип контактов, складывающихся между людьми;
-
интересы, ценности, потребности, которые рассматриваются в рамках определенного образа жизни;
-
наличие специфического языка. Для этнических групп — это естественная характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, молодежным группам.
Все психические явления в больших социальных группах делят по сферам психики на:
-
когнитивные - коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение и сознание, групповой менталитет
-
мотивационные - общегрупповая мотивация, групповые потребности, ценности, интересы, установки и идеалы
-
аффективные - социальные чувства, эмоции и групповые настроения и регулятивно-волевые (коллективная деятельность и групповое поведение
Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
-
объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей -
субъективно-психологические макрогруппы – группы, возникают в результате сознательного объединения людей
2) по времени существования:
-
длительно существующие группы (классы, нации) -
временно существующие группы (толпа, аудитория)
3) по организованности-неорганизованности:
-
организованные группы (партии, союзы) -
неорганизованные (толпа)
4) по возникновению:
-
возникшая стихийно (толпа) -
организованная сознательно (партии, ассоциации)
5) по контактности членов группы:
-
условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой -
-
реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания)
6) по открытости:
-
открытые -
закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп
БИЛЕТ 31. Уровни развития больших социальных групп.
1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;
2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;
3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.
Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:
-
степень идентификации членов группы; -
степень гетерогенности и гомогенности группы; -
характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы -
межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественного мнения, задающего; -
социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую; -
общественно-исторический опыт группы; -
идеология объединения людей.
БИЛЕТ 32. Формы проявления психологии больших групп.
Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в конкретных общественно исторических условиях проявляется двояким образом:
-
как характеристика типичной личности представителя определенной общности, -
как характеристика психического склада общности (народа, класса нации).
Психический склад – это наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привычек, нравов.
Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации.
Традиции определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения.
Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их.
БИЛЕТ 33. Психология классов.
Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.