Файл: 1 билет. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп. Социальная группа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- вследствие воздействия стереотипов лидеры в данной ситуации начинают рассматриваться группой как лидеры вообще;

- человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, что повышает для него вероятность быть избранным вторично;

- отдельным людям свойственно "искать посты", и они ведут себя так, что им действительно "дают посты".

Эти добавления Хартли сделали ситуационную теорию достаточно популярной, и на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

3. Компромиссный вариант - системная теория лидерства. Согласно этой теории, лидер — это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. Развитие этой же идеи можно пояснить следующим образом: в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей; именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

Тем не менее проблема происхождения лидерства не решена до сих пор и, по-видимому, не имеет общего решения.

И все-таки выделен ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным вожаком, чем у другого. Группа ждет от своего вожака выполнения основных системных требований, то есть что он:

  • - сумеет скоординировать ее активность;

  • - обеспечит безопасность ее членов;

  • - даст им веру в будущее.

Поэтому лидером группы в большинстве случаев окажется человек, который способен удовлетворить эти потребности группы и, кроме того, умеет управлять другими.

БИЛЕТ 29. Руководство малой группой.

Руководство — это деятельность по обозначению базовых целей и задач социальных систем, установлению путей их достижения, определению стратегии развития, координации действий подчиненных. Сам процесс руководства в малой группе базируется на взаимодействии руководителя с подчиненными.

Задача руководителя малой группы заключается в создании таких отношений в ней, чтобы происходило сохранение плодотворной атмосферы, увеличивалась работоспособность и продуктивность персонала. Психология руководства и лидерства в малых группах напрямую зависит от функций руководства.


Функции руководства:

  • Процесс организации управленческой деятельности;

  • Формулирование целей малой группы;

  • Прогнозирование и планирование результатов;

  • Организация массовой деятельности;

  • Контроль деятельности и оценка эффективности;

  • Дисциплинарная и воспитательная функция и др.

В малой группе существует одна из самых существенных функций руководства, которая состоит в интеграции ее членов. Что касается самих руководителей, то они, как правило, начинают разделять собственные функции на две категории: производственные и социально-психологические.

Б.Д.Парыгин называет следующие отличия лидера и руководителя:

  • лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;



  • лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство - элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений;

  • лидерство возникает стихийно, руководитель либо назначается, либо избирается. Это целенаправленный процесс;



  • явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения группы, руководитель - явление более стабильное;



  • руководство подчиненными обладает гораздо более определенной системой различных санкций;



  • процесс принятия решений руководителем более сложен, связан со множеством обстоятельств и соображений;



  • сфера деятельности руководителя более широкая, у лидера - в основном малая группа.

БИЛЕТ 30. Общие представления о больших социальных группах, виды больших групп.

Характерными особенностями больших групп являются: установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории, наличие структурной сложности группы. В большой группе невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается чувство единства.



В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, к которым относят:

  • нравы, обычаи и традиции - их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики;



  • образ жизни группы - единство особенности жизненной позиции группы вместе со специфическими регуляторами поведения, включая особые формы общения, особый тип контактов, складывающихся между людьми;



  • интересы, ценности, потребности, которые рассматриваются в рамках определенного образа жизни;



  • наличие специфического языка. Для этнических групп — это естественная характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, молодежным группам.

Все психические явления в больших социальных группах делят по сферам психики на:

  • когнитивные - коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение и сознание, групповой менталитет



  • мотивационные - общегрупповая мотивация, групповые потребности, ценности, интересы, установки и идеалы



  • аффективные - социальные чувства, эмоции и групповые настроения и регулятивно-волевые (коллективная деятельность и групповое поведение

Виды больших социальных групп:


1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

  • объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей

  • субъективно-психологические макрогруппы – группы, возникают в результате сознательного объединения людей

2) по времени существования:

  • длительно существующие группы (классы, нации)

  • временно существующие группы (толпа, аудитория)

3) по организованности-неорганизованности:

  • организованные группы (партии, союзы)

  • неорганизованные (толпа)

4) по возникновению:

  • возникшая стихийно (толпа)

  • организованная сознательно (партии, ассоциации)

5) по контактности членов группы:

  • условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой



  • реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания)

6) по открытости:

  • открытые

  • закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп

БИЛЕТ 31. Уровни развития больших социальных групп.

1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;

2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;

3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

  • степень идентификации членов группы;

  • степень гетерогенности и гомогенности группы;

  • характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы

  • межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественного мнения, задающего;

  • социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;

  • общественно-исторический опыт группы;

  • идеология объединения людей.


БИЛЕТ 32. Формы проявления психологии больших групп.

Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в конкретных общественно исторических условиях проявляется двояким образом:

  • как характеристика типичной личности представителя определенной общности,

  • как характеристика психического склада общности (народа, класса нации).

Психический склад – это наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привычек, нравов.
Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации.

Традиции определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения.

Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их.

БИЛЕТ 33. Психология классов.

Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.