Файл: Интеллектуальные информационные системы и технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УДК 004.89(075.8)

С применением

Без применения

Формирование

Приобретение

Извлечение

А1 <проверки нормальности распределения значений остатков>

Рис. 4.1. Обобщенная структура статической ЭС

Рис. 4.2. Обобщенная структура динамической ЭС

Глава 8. Хранилища данных и управление знаниями8.1. Хранилища данныхДля устранения разрозненности, разнотипности, противоречивости данных используется концепция «хранилище данных» (ХД). Под ХД понимают предметно-ориентированную, интегрированную, некорректи-руемую, зависимую от времени коллекцию данных, предназначенную для поддержки принятия управленческих решений. Хранилище данных должно предложить такую среду накопления данных, которая оптимизирована для выполнения сложных аналитических запросов управленческого персонала. Данные в хранилище не предназначены для модификации. Предметная ориентация означает, что данные объединены и хранятся в соответствии с теми областями, которые они описывают. Интегрированность подразумевает, что данные должны удовлетворять требованиям всего предприятия. Некорректируемость заключается в том, что данные не создаются в ХД, а поступают из внешних источников, не подвергаются изменениям и не удаляются. Данные в ХД должны быть согласованы во времени.При реализации ХД особое значение приобретают процессы извлечения, преобразования, анализа и представления. При извлечении данные приводятся к единому формату. Источники данных могут быть классифицированы по территориальному, административному признаку, степени достоверности, частоте обновляемости, количеству пользователей, секретности и используемым СУБД. Вся эта информация составляет основу словаря метаданных ХД, который призван обеспечить корректную периодическую актуализацию ХД.Инструментальные средства (ИС) реализующие аналитические методы обработки данных, классифицируются по способу представления данных. Выделяют ИС, хранящие данные:в реляционном виде, но имитирующие многоразмерность для пользователя;в многоразмерных базах;как в реляционном виде, так и в многоразмерных базах.Помимо извлечения данных из БД для принятия решений, актуален процесс извлечения знаний для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Если в ЭС основное внимание уделяется проблеме извлечения знаний от экспертов, то в данном случае знания извлекаются из БД.С точки зрения пользователя в процессе извлечения знаний из БД должны решаться задачи преобразования данных (неструктурированных наборов чисел, символов) в информацию (описание обнаруженных закономерностей), информации в знания (значимые для пользователя закономерности), знаний в решения (последовательность действий, на-правленных на удовлетворение информационных потребностей поль-зователя).Интеллектуальные средства извлечения знаний из БД позволяют выявить закономерности и вывести правила из них. Эти закономерности и правила можно использовать для принятия решений и прогнозирования их последствий. Существует несколько интеллектуальных методов выявления и анализа знаний: ассоциация, последовательность, классификация, кластеризация и прогнозирование. Ассоциация имеет место в том случае, когда несколько событий связаны друг с другом. Если существует цепочка связанных во времени событий, то говорят о последовательности. С по-мощью классификации выявляются признаки, характеризующие группу, к которой принадлежит тот или иной объект. Кластеризация аналогична классификации, но отличается от нее тем, что сами группы еще не сформированы. С помощью прогнозирования на основе особен-ностей поведения данных оцениваются будущие значения непрерывно изменяющихся переменных (см. п. 2.5).8.2. Управление знаниямиПонятие «управление знаниями» появилось в середине 90-х годов прошлого века в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту. Системы управления знаниями (Knowledge Management) получили название КМ-систем. Для их при-менения используются следующие технологии:электронная почта;базы и хранилища данных;системы групповой поддержки;браузеры и системы поиска;корпоративные сети и Интернет;ИИ-системы.Хранилища данных, которые работают по принципу центрального склада, стали одним из первых инструментариев КМ. Управление знаниями – это совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием знаний внутри пред-приятия. Необходимость в разработке КМ-систем возникла в силу нескольких причин:работники предприятия тратят слишком много времени на поиск необходимой информации;опыт ведущих специалистов используется только ими самими;ценная информация «захоронена» в огромном количестве докумен-тов, доступ к которым затруднен;из-за недостаточной информированности и игнорирования преды-дущего опыта повторяются «дорогостоящие» ошибки.Одним из новых решений по управлению знаниями является понятие корпоративной памяти, которая фиксирует информацию из различных источников предприятия и делает ее доступной специалистам для решения производственных задач. Корпоративная память не позволяет исчезнуть знаниям выбывающих специалистов. Различают два уровня корпоративной памяти: Уровень материальной или явной информации – данные и знания, которые содержатся в документах организации в виде сообщений, статей, справочников, патентов, ПО. Уровень персональной или скрытой информации – персо-нальные знания, неотрывно связанные с индивидуальным опытом, которые могут быть переданы через процедуры извлечения знаний. Скрытое зна-ние – основа СППР. При разработке КМ-систем можно выделить следующие этапы: Стихийное и бессистемное накопление информации в орга-низации. Извлечение знаний – наиболее сложный и трудоемкий этап. Структурирование – выделение основных понятий, выработка структуры представления информации. Формализация – представление структурированной информа-ции на языках описания данных и знаний. Обслуживание – корректировка данных и знаний. Автоматизированные системы КМ OMIS (Organizational Memory Information Systems) предназначены для накопления и управления знаниями предприятия (рис. 8.1). Рис. 8.1. Архитектура OMISОсновные функции OMIS:сбор и систематическая организация информации из различных источников в централизованное или структурное ХД;интеграция с существующими автоматизированными системами;обеспечение нужной информации по запросу.В отличие от ЭС первичной целью систем OMIS является не поддержка одной задачи, а лучшая эксплуатация необходимого общего ресурса знаний.Первые информационные системы на основе гипертекстовых (ГТ) моделей появились в середине 60-х годов ХХ века, но первые ком-мерческие ГТ-системы относятся к 1980-х годам. Под гипертекстом понимают технологию формирования информационных массивов в виде ассоциативных сетей, элементами или узлами которых выступают фраг-менты текста, рисунки, диаграммы. Навигация по таким сетям осу-ществляется по связям между узлами. Основные функции связей:переход к новой теме;присоединение комментария к документу;соединение ссылки на документ с документом, показ на экране графической информации;запуск другой программы.Мультимедиа (ММ) понимается как интегрированная компьютерная среда, позволяющая наряду с традиционными средствами взаимодействия человека и компьютера (дисплей, принтер, клавиатура) использовать новые возможности – звук, мультипликацию, видеоролики. Когда элементы ММ объединены на основе сети гипертекста, можно говорить о гипермедиа (ГМ). Основной сферой применения ГМ являются автома-тизированные обучающие системы или электронные учебники. Глобаль-ный успех в этом направлении получила сеть Интернет.8.3. Технология создания систем управления знаниямиПроектирование систем управления знаниями (СУЗ) или КМ-систем декомпозируется на этапы, которые свойственны любой другой ИИ-системе. Вместе с тем имеется ряд особенностей:коллективное использование знаний предполагает объединение и распределение источников знаний по различным субъектам, а следо-вательно, решение организационных вопросов администрирования и оп-тимизации деловых процессов, связывающих пользователей СУЗ;задача проектирования СУЗ носит непрерывный характер, поскольку постоянно добавляются внешние источники данных;поскольку СУЗ имеет многоцелевое значение, возникает потребность в интеграции разнообразных источников знаний на основе единого се-мантического описания пространства знаний.Этапы проектирования СУЗ:идентификация проблемной области:определение типов решаемых задач;отбор источников знаний;определение категорий пользователей;концептуализация:выявление понятий (категорий);выявление свойств (отношений);построение правил (ограничений);формализация:выбор метода представления знаний;представление знаний;реализация:создание онтологий;аннотирование и подключение источников знаний;настройка (создание) приложений;внедрение:тестирование;развитие.Онтология (от греч. «онтос» – сущее, «логос» – учение) – это точное (явное) описание концептуализации знаний, учение о сущем.Идентификация проблемной областиВ первую очередь определяется состав решаемых задач. Возможно создание узкоспециализированных систем по конкретным функциям управления: маркетинга, менеджмента, финансов. Разработка СУЗ может начинаться с отдельных областей, например с маркетинга, не требуя одновременной разработки всех необходимых онтологий и источников знаний. Для создания БЗ прецедентов требуется определить набор типовых бизнес-процессов, для которых будут отбираться прецеденты (например, разработка проектов, заключение договоров, проведение PR-акций). Центральное место в проектировании СУЗ занимает онтология, которая определяет и интегрирует все источники знаний. Требования разработки онтологий оформляются в виде спецификации требований (таблица). Предметная область Подбор и повышение квалификации персонала компании Назначение Онтология служит для обмена знаниями между депар-таментом управления и менеджерами проектов при отборе персонала. Используется для семантического поиска квали-фикационных характеристик для выполнения определенных видов работ Область значений Онтология содержит концепты (категории) управления пер-соналом. Концепты используемых квалификаций в техно-логиях рассматриваются детально Продолжение табл. Предметная область Подбор и повышение квалификации персонала компании Поддерживающие приложения Система управления квалификацией персонала в ИНТРАНЕТ-среде Источники знания Web-страницы департамента управления персоналомРуководство о развитии персоналаСпецификация продукции и технологийИнтервью с работниками департамента управления персо-налом и менеджерами проектов Концептуализация знаний с помощью онтологийНазначение онтологий – обеспечение возможностей:повышения интеллектуальности СУЗ на основе того, что остается неявным;стандартизации на основе описания целевого мира в виде словаря, разделения знаний между различными пользователями и компьютерными системами;систематизации знаний, позволяющей интегрировать разнородные источники знаний на базе единой многоаспектной таксономии, пред-ставляемой в общем словаре;снабжения необходимыми понятиями, отношениями и ограниче-ниями, которые используются как строительные блоки для создания конкретной модели решения задач;постепенного обобщения понятий конкретной проблемной об-ласти.Требования к проектированию онтологий знаний:ясность – четкая передача смысла введенных терминов (кон-цептов);согласованность – логическая непротиворечивость определений;расширяемость – возможность монотонного расширения и специали-зации без необходимости пересмотра уже существующих понятий;инвариантность к методам представления знаний;отражение только наиболее существенных предположений о модели-руемом мире.Онтологическое знание организуется на трех уровнях, в связи с чем выделяют онтологии:верхнего уровня (метаонтология);предметной области;задач.Метаонтология отражает такие общие понятия, как «сущность», «класс», «свойство», «значение», «типы данных», «типы отношений», «процесс», «событие». Определение общих категорий позволяет системе контролировать синтаксические конструкции понятий предметных и проблемных областей, которые идентифицирутся как наследники общих категорий.Онтология предметной области определяет набор понятий, ис-пользуемых при решении различных интеллектуальных задач и независимых от применяемого метода. При построении онтологии предметной области выявляются свойства и отношения понятий, строятся логические правила, расширяющие семантику модели предметной области.Онтология задач имеет дело с понятиями, описывающими методы преобразования объектов предметной области в процессе решения задач. Например, для задач обучения в качестве методов могут использоваться дедуктивный (от общего к частному), индуктивный (от частного к общему) и абдуктивный (от частного к частному). С помощью понятий, свойств и отношений описывается сущность используемых методов, устанавливается последовательность их выполнения. Введение онтологии задач позволяет расширить класс интеллектуальных задач, решаемых с помощью СУЗ, в частности перейти от простых поисковых задач к задаче конфигурации, когда система автоматически разбивает задачу на под-задачи, для каждой подзадачи выбирает метод решения, а для каждого метода – необходимые единицы предметных знаний. Такая СУЗ является не просто интеллектуальной информационно-поисковой системой, но и системой, которая планирует и генерирует решение задачи. В этом аспекте СУЗ должна обладать развитым механизмом вывода и по своей реализации сближается с классом ЭС, но на более развитой семанти-ческой основе. Формализация онтологического знанияВ основу формализации онтологий, с одной стороны, положены общепризнанные методы представления знаний (исчисление предикатов, семантические сети и фреймы), с другой  методы описания онто-логических знаний с помощью специальных семантических конструк-ций. В качестве языков представления онтологического знания исполь-зуются:языки, основанные на исчислении предикатов;HTML-подобные языки;XML-подобные языки.Языки, основанные на исчислении предикатов, построены на декларативной семантике и обеспечивают выражение произвольных логических предложений. С помощью этих языков хорошо представляется метазнание, что позволяет пользователю представлять знания в явном виде и разрешает пользователю применять новые конструкции представления знаний без изменения самого языка. Одним из таких языков является KIF, разработанный для обмена знаниями между различными программными агентами (ЛИСП-подобный язык).HTML-подобные языки (Hypertext Markup Language) – инструмент разметки гипертекста. С использованием HTML создано более 60 % ресурсов современного Интернета. Браузер – специальная клиентская программа, предназначенная для просмотра содержимого Web-узлов и отображения документов HTML. В качестве основы для описания онтологий и онтологического аннотирования текстов может выступать язык разметки данных HTML, дополненный специальными тегами (указателями). С помощью тегов происходит выделение семан-тических фрагментов текста, которые унифицированно интерпрети-руются семантическими анализаторами различных ПС. Языки данной группы позволяют описать объекты онтологии (концепты), отношения между ними и определить правила вывода. Основное назначение таких языков состоит в возможности описания онтологии, аннотирования необходимых Web-страниц концептами онтологии и дальнейшем осу-ществлении поиска данных Web-страниц с помощью специальной по-исковой машины.В качестве основы для XML-подобных языков выступает расширяемый язык разметки. В настоящее время существует около 20 различных языков, основанных на XML. Основным достоинством языка является то, что для работы с документами, подготовленными с помощью него, достаточно обычного интернет-браузера, т.е. не требуется никаких дополнительных средств. XML-документ представляет собой размеченное дерево. Структура XML описания обычного учебного курса приведена на рис. 8.2.Язык XML не обладает практически никакими возможностями в области представления онтологий. В нем отсутствуют специальные конструкции, позволяющие описать взаимоотношения между концептами онтологии, правила вывода. Он предназначен исключительно для представления данных. Язык RDF, представляющий расширение XML, позволяет описать концепты, отношения между ними, поддерживает иерархию концептов и их наследование, задает некоторые правила вывода. Базовыми строительными блоками в RDF является триплет «объект –атрибут – значение», часто записываемый в виде A (O, V), которыйчитается как «объект О имеет атрибут А со значением V». В семантической сети эту связь можно представить как ребро с меткой А, соединяющее два узла – О и V.Р ис. 8.2. Размеченное деревоВыбор ИС реализации СУЗ во многом определяется требуемой функциональностью использования СУЗ: информационным поиском в источниках знаний, коллективным решением задач, обучением и др. Для узкоспециализированных целей, ориентированных на поиск в интернет-ресурсах, применяются специализированные системы, например SHOE, которая обеспечивает аннотацию документов, сбор знаний в централи-зованную БЗ, выполнение поисковых запросов.Инструментальные средства должны обеспечивать выполнение двух основных групп функций: Создание и поддержание источников знаний: создание и поддержание онтологий;аннотирование источников знаний;подключение источников знаний;автоматическую рубрикацию и индексирование источников зна-ний; Доступ к источникам знаний: реализация запросов;навигация и просмотр;коммуникация пользователей;распространение знаний.Глава 9. Интеллектуальные информационные системыв условиях неопределенности и риска9.1. Понятие риска в системах поддержки принятий решений слабоструктурированных проблемЭкономические решения в зависимости от определенности воз-можных исходов или последствий рассматриваются в рамках трех моделей [16] выбора решения:в условиях определенности, если относительно каждого действия известно, что оно неизменно приводит к некоторому исходу;в ситуации риска, если каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем появление каждого исхода имеет вычисляемую или экспертно оцениваемую вероятность;при неопределенности, когда то или иное действие имеет своим следствием множество частных исходов, но их вероятности неиз-вестны.Вероятностные методы обеспечивают подходящие условия для принятия решения и содержательные гарантии качества выбора. При этом исходят из предположения, что суждения относительно значений, предпочтений и намерений представляют собой ценные абстракции человеческого опыта и их можно обрабатывать для принятия решений. В то время как суждения относительно правдоподобия событий квалифицируются вероятностями, суждения относительно желательности действий представляются понятиями. Байесовская методология рас-сматривает ожидаемую полезность U(d) как оценку качества решения d. В соответствии с этим, если мы можем выбрать либо действие d1, либо d2, вычисляем U(d1), U(d2) и выбираем действие, которое соответствует наибольшему значению. Семантика полезности состоит в том, чтобы описать риск.Под риском принято понимать вероятность (угрозу) утраты лицом или организацией части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной финансовой политики.Уровень риска – это объективная или субъективная вероятность возникновения потерь. Под объективной вероятностью понимается ко-личественная мера возможности наступления случайного события, по-лученная с помощью расчетов или опыта, позволяющая оценить веро-ятность выявления данного события. Субъективная вероятность пред-ставляет собой меру уверенности в истинности высказанного суждения и устанавливается экспертным путем.Уровни риска наиболее легко устанавливаются при помощи атрибутивных оценок типа «высокий», «средний», «небольшой». Разно-видностью атрибутивной оценки рисков является буквенная кодировка. При этом в порядке нарастания риска и падения надежности используются латинские буквы от А до D. AAA – самая высокая надежность;AA – очень высокая надежность;A – высокая надежность;…D – максимальный риск.Оценивать уровень риска можно, используя показатели бухгалтер-ской и статистической отчетности, в первую очередь КТЛ – коэффициент текущей ликвидности, который представляет собой соотношение ликвид-ных средств партнера и его долгов.В результате анализа ситуации строятся причинно-следственные диаграммы («дерево причин») и диаграммы зависимостей. Причинно-следственная диаграмма является формальным отображением структуры проблемной ситуации в виде иерархически незамкнутого графа, вер-шины которого соответствуют элементам проблемы, отражающим при-чины ее возникновения, а дуги – связям между ними. Связь элементов-подпроблем отображается в виде отношения «причина – следствие» (рис. 9.1). Рис. 9.1. Модель системы поддержки принятия решений: OLTR – средства складирования данных и оперативной обработки транзакций; OLAR – средства оперативной обработки информацииКорпоративная БД, организованная в виде ХД, заполняется ин-формацией с использованием технологий OLTR и OLAR. Для создания и реализации СППР слабоструктурированных проблем должны быть разработаны и адаптированы к ее условиям следующие методы и средства:система признаков для регистрации проблемных ситуаций;методы оценки степени критичности проблемных ситуаций;причинно-следственные диаграммы для диагностирования причин возникновения проблемных ситуаций;таблица принятия решений для формирования и выбора вариантов решений;методы прогнозирования результатов решений;модели функционирования предприятия и внешней среды.Наиболее распространенной формой выявления проблем с исполь-зованием технико-экономических показателей является сравнение их фактических величин с нормативными и средними значениями.Логический анализ проблем-причин, находящихся на нижних уровнях иерархии, показывает, что во многих случаях они позволяют сформировать варианты решения проблем более высокого уровня. Например, возможны следующие варианты решения проблемы снижения объемов производства и сбыта продукции:варьирование ценами;варьирование формами оплаты;снижение численности работающих;сокращение доли условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;сокращение сроков выполнения заказов;усиление службы маркетинга.Когда отсутствуют статистические данные, необходимые для расчета объективной вероятности риска, прибегают к субъективным оценкам, основанным на интуиции и опыте экспертов. Дж. Кейнс ввел понятие субъективной вероятности. В соответствии с принципом безразличия одинаково правдоподобные события или суждения долж-ны иметь одинаковую вероятность, что математически записывается так:А В ≡ Р(А) = Р(В),где

Рис. 10.1. Связь между видами знаний и формами их репрезентации

А1 <проверки нормальности распределения значений остатков>

А2 <проверки статистической независимости значений остатков>


. . .

С (если К7 = 3, то)

С1 <вычисление F-статистик>

С2 <визуальный анализ значений остатков>



Множество КФ и ФСС служат основой для построения фрейм-фраз, совокупность которых образует семантическую модель предметной области.

В качестве значения слота может выступать имя другого фрейма – так образуются сети фреймов (рис. 3.2).



Рис. 3.2. Сеть фреймов
Существует несколько способов получения слотом значений во фрейме-экземпляре:

по умолчанию от фрейма-образца;

через наследование свойств от фрейма, указанного в системном слоте АКО (A Kind Of – «это»);

по формуле, указанной в слоте;

через присоединенную процедуру;

явно из диалога с пользователем;

из БД.

Важнейшим свойством теории фреймов является наследование свойств по АКО-связям. Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются, т.е. переносятся, значения аналогичных слотов. В общем случае на наследование свойств ориентируют указатели наследования:

U – уникальный, показывает, что значение не наследуется;

S – показывает, что значение слота наследуется;

R – показывает, что значения слота должны находиться в пределах, указанных в одноименных слотах родительского фрейма;

O – выполняет одновременно функции U и S (наследуется только при отсутствии значения).

Тип значения слота определяют указатели типа данных: frame (указатель на фрейм), real, integer, boolean, text, list, table.

Демон – это процедура, автоматически запускаемая при выполнении некоторого условия. Демоны запускаются при обращении к соот-ветствующему слоту. Демон IF-NEEDED запускается, если в момент обращения к слоту его значение не было установлено; демон IF-ADDED – при попытке изменения значения слота; демон IF-REMOVED – при удалении значения слота.

Логический вывод во фреймовой модели может осуществляться различными способами, например путем обмена сообщениями между фреймами разного уровня иерархии. Вначале получает управление корневой фрейм, затем динамически формируется необходимая для реализации запросов цепочка фреймов следующего уровня иерархии. Основной операцией при такой работе является поиск по образцу.
В рамках фреймовой модели образец – это фрейм, в котором заполнены не все структурные единицы, а только те, которые будут использованы
в качестве ключа для реализации действий в конкретных фреймах. При этом используются специальные процедуры наполнения слотов опре-деленными значениями, а также введение в систему новых фреймов – прототипов и новых связей между ними.



При решении интеллектуальных задач предметная область описывается на двух уровнях: интенсиональном (фреймы-прототипы) и экстенсиональном (фреймы-примеры). Фреймовая модель и решатель должны обеспечивать описание предметной области, возможность задания и обработки отношений и правил выбора. Каждому объекту предметной области ставится в соответствие фрейм. Получение экстенсиональных информационных характеристик из интенсиональных представляет собой выбор конкретных значений атрибутов.

Решатель содержит следующие механизмы:

логического вывода;

навигации по фреймовой сети;

реализации различных элементов интерфейса пользователя;

дополнения решателя новыми методами;

генерации фреймов-примеров из фреймов-прототипов;

установления отношений между объектами;

выбора.

Основным механизмом решателя является механизм логического вывода, остальные строятся на его основе. Логический вывод представляет собой интерпретацию решателем фрейма-прототипа с использованием данных, содержащихся во фрейме-примере. В результате формируется новый фрейм-пример, данные которого могут использоваться при интерпретации очередного фрейма-прототипа.

Сильная сторона фреймовой модели заключается в возможности включения в слоты различных предположений и ожиданий, что позволяет моделировать ситуации, в которых отсутствует упоминание о различных деталях.

С точки зрения управления логическим выводом функции механизма наследования заключаются в поиске и определении значений слотов фреймов нижележащих уровней по значениям слотов верхних уровней, а также в запуске присоединенных процедур и демонов. Присоединенные процедуры и демоны позволяют реализовать любой механизм логического вывода, однако каждая реализация носит кон-кретный анализ, зависит от базового языка реализации и трудоемка, в связи с чем стоимость разработки фреймовой ИИС на порядок выше продукционной.

Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний является то, что она отражает концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность. Фреймовый подход реализуется на основе специальных языков представления знаний: FRL, KRL, фреймовой «оболочки» Карра.
3.4. Семантические сети
Семантика – это наука, которая устанавливает отношения между символами и обозначаемыми объектами, т.е. определяет смысл знаков.



Семантическую сеть можно представить в виде ориентирован-
ного графа, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними
.

В качестве понятия выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения – связи типа «принадлежит», «имеет частью», «это». Можно предложить различные классификации семантических сетей, связанных с типами отношений между понятиями:

по количеству типов отношений – однородные (с единственным типом отношений) и неоднородные (с различными типами отношений);

по типам отношений – бинарные, в которых отношения связывают два объекта; n-арные, в которых есть специальные отношения, связывающие более двух понятий.

Характерной особенностью семантических сетей является обяза-тельное наличие трех типов отношений:

класс – элемент класса (цветок – роза);

свойство – значение (цвет – красный);

пример элемента класса (роза – чайная).

Наиболее часто в семантических сетях используются отношения:

атрибутивные связи – «иметь свойство» (память – объем);

часть – целое – «имеет частью» (компьютер – дисплей);

функциональные связи – «производит», «влияет»;

количественные – «больше», «меньше», «равно»;

пространственные – «далеко», «близко», «за», «под», «над»;

временные – «раньше», «позже», «в течение»;

логические связи – «и», «или», «не».

Фрагмент семантической сети приведен на рис. 3.3 [8].


Рис. 3.3. Семантическая сеть

При построении семантической сети необходимо определить:

все вершины, связанные с заданной, конкретным отношением;

имена всех отношений для заданной вершины;

все пары вершин, связанные конкретным отношением.
Проблема поиска решения (логического вывода) в БЗ, построенной на основе семантической сети, сводится к задаче поиска фрагмента сети или выделения некоторого подпространства сети, соответствующего некоторой подсети, отражающей конкретный запрос к системе.

В общем случае семантическая сеть определяется как кортеж

N = < A, B, C, D>,

где А – множество вершин; В – множество имен вершин; С – множество дуг; D – множество имен дуг.

В семантических сетях используют различные типы структур, но требование ассоциативности, т.е. группирования информации вокруг фактов, атрибутов и объектов, является обязательным. Экстенсиональные семантические сети соответствуют БД, интенсиональные – БЗ. Их объединение образует систему представления данных и знаний в ИИС.
Частым случаем семантических сетей являются сценарии или однородные семантические сети. В однородных семантических сетях вершины, отображающие объекты, связаны между собой однонаправленными ду-гами, которые отображают отношения строгого или частичного порядка с различной семантикой. Если, например, объектами-понятиями будут виды заданий, а единственным отношением строгого порядка – от-ношение следования, то получается сетевой график выполнения ком-плекса работ.

Процедурой логического вывода в семантической сети является поиск по образцу. Он может либо представлять собой полностью определенный фрагмент знаний, либо содержать свободные переменные. Информационная потребность, определяющая содержание и цель за-проса и БЗ, описываются автономной БЗ-сетью запроса, построенной по тем же правилам и отображающей те же объекты и отношения, что представлены в системе знаний. Поиск ответа на запрос реализуется сопоставлением сети запроса с фрагментами семантической сети, представляющей БЗ. Положительный результат сопоставления по-зволяет получить один из ответов на запрос. Операция сопоставления сводится к следующему. Для семантической сети задается набор до-пустимых преобразований, переводящих исходную семантическую сеть в логически эквивалентную ей. Операция сопоставления выявляет
все фрагменты исходной и эквивалентных сетей, изоморфных сети запроса.


Семантические сети чаще всего используются для решения
задач распознавания образов, в частности для извлечения знаний
из текстов при разработке естественно-языковых интерфейсов ИИС.
При извлечении поверхностных знаний на основе интервью с экс-
пертом задача услож-няется из-за ситуационной обусловленности содержания текстов, анафорических (межфазовых) связей, явлений эл-липсиса (сокращений, пропуска некоторых элементов словосочетаний
и фраз) и др.


Семантические сети – это общее название методов описания, использующих сети. Так же называют один из способов представления знаний. На основе сетей осуществляются выводы, однако для этого необходимы специальные алгоритмы. Поскольку «семантические сети» служат обобщенным названием систем представления, использующих сети, нет смысла определять для них специфические алгоритмы выводов. Для каждого конкретного формализма определяются собственные правила вывода, поэтому усиливается элемент произвольности, вносимый
человеком. Выводы, которые не подверглись тщательной проверке
, таят в себе угрозу создания противоречий. Следовательно, в семантических сетях необходимо больше, чем в продукционных системах, уделять внима-
ния устранению противоречий. Поскольку сама система такими воз-можностями не обладает, во многих случаях эта функция возлагается на человека. Просматривая все знания, человек способен управлять их непротиворечивостью, однако если объем знаний будет увеличиваться, то их представление резко усложнится, что ограничит круг решаемых проблем.

Семантическая сеть является весьма мощным средством пред-ставления знаний. По сети можно осуществлять поиск, используя знания о смысле отношений и операции сопоставления по образцам. Логи-ческие выводы на семантических сетях определяются через отноше-
ния между множеством дуг, имеющих общие узлы. В последнее время были проведены исследования по определению выводов более об-
щего вида для фрагментов сетей, однако получить удовлетворитель-
ные результаты до сих пор не удалось из-за трудности унификации выводов.


К достоинствам семантических сетей можно отнести следую-
щее:

знания хорошо структурированы;

имеется соответствие современным представлениям об организации долговременной памяти человека;

структура модели понятна человеку.

Недостатки семантической сети:

при большом ее объеме все операции выполняются очень долго;

сложная сеть труднообозрима;

сложно организовать процедуру логического вывода;

при решении многих конкретных задач представления знаний только в виде семантической сети данная модель оказывается неудобной и не-эффективной.

В общем случае семантические сети позволяют расширить воз-можности продукционных моделей. Для реализации семантических сетей существуют специальные сетевые языки, например NET, SIMER + MIR. Широко известны ЭС, использующие семантические сети в качестве языка представления знаний, – PROSPECTOR, CASNET, TORUS.
Глава 4. Структура и этапы проектирования
интеллектуальных информационных систем

4.1. Классификация интеллектуальных информационных систем
Интеллектуальные информационные системы предназначены для решения задач, требующих высочайшей квалификации. Характерной особенностью ИИС является наличие БЗ – совокупности знаний, записанной на магнитный носитель в форме, понятной эксперту и поль-зователю. Эксперт – квалифицированный специалист, готовый к передаче своей компетентности и опыта БЗ. Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена ИИС. Под