Файл: Экономика организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2021

Просмотров: 1331

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Px – цена товара;

Py,…, Pz –цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;

Inc – доход покупателя;

W – уровень благосостояния, т. е. покупательная способность потребителя;

Tx – вкусы покупателя, влияние моды;

F – мнение потребителя о перспективах его благосостояния;

N – число покупателей.

Предложение как рыночная категория отражает желание продавца предложить определенное количество товара по определенной цене. Количественной характеристикой предложения является объем предложения Qsx.



Qsx = f(Px, Py,…, Pz, K, Tax, C, N),

где

Qsx – объем предложения товара X в данный момент;

Px – цена предложения товара X;

Py,…, Pz – цены на товары-конкуренты и товары, производимые совместно с данным товаром;

K – уровень технологии производства;

Tax – налоговая политика в государстве;

C – плата за ресурсы;

N – численность продавцов.

Когда на рынке товара Qdx=Qsx, формируется рыночное равновесие, т. е. складывается равновесная рыночная цена. Она показывает, что интересы покупателя и продавца удовлетворены.

Следующим ценообразующим фактором выступает эластичность спроса и предложения. Эластичность показывает чуткость, реакцию хозяйствующего субъекта на изменение переменной величины на 1 %.

Существенную роль в формировании цены играет конкуренция. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. В рамках несовершенной конкуренции может иметь место монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (монопсония). Соответственно каждому типу рыночной структуры присущи свои особенности ценообразования.

Большое влияние на уровень цен и их динамику оказывает состояние финансово-кредитной системы. Неустойчивое ее состояние ведет к изменениям в покупательной способности национальной валюты. Так, девальвация денег порождает рост цен.

Важным ценообразующим фактором выступает государственное регулирование цен. Различают прямые меры по установлению цен и косвенные, направленные на изменение рыночной конъюнктуры, финансовой и налоговой политики и т. д.

2.2. Классификация цен

Все разнообразие цен можно сгруппировать по следующим признакам.

  1. Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания. В них отражается учет особенностей отраслей народного хозяйства. Существуют оптовые цены промышленности, закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, цены на продукцию строительства, тарифы грузового и пассажирского транспорта, цены на потребительские товары, тарифы на услуги, внешнеторговые цены, экспортные цены, импортные цены.

  2. Дифференциация цен по степени участия государства в их регулировании. Различают цены рыночные и регулируемые. В свою очередь, рыночные подразделяются на свободные, монопольные, демпинговые, а регулируемые – на фиксированные и предельные.

  3. Дифференциация цен по стадиям ценообразования. Этот признак отражает взаимосвязь цен по мере движения товара от производителя к конечному потребителю.Оптовые цены изготовителя, оптовые цены отпускные, розничные цены.

  4. Дифференциация цен по транспортной составляющей. Этот признак отражает порядок оплаты транспортных расходов. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в состав цены. Цены франко-склад поставщика, цены франко-станция отправления, цены франко-вагон станция отправления, цены франко-вагон станция назначения, цены франко-склад потребителя.

  5. Дифференциация цен по характеру ценовой информации. Различают цены фактических сделок, аукционные цены, биржевые цены, справочные цены. Цены фактических сделок бывают твердые, с последующей индексацией, подвижные (скользящие). Биржевые цены выступают в виде ценовых индексов.


2.3. Методы ценообразования

Различают две группы методов ценообразования: затратные и параметрические.

Затратные методы ценообразования основаны на учете издержек производства и реализации продукции. Параметрические методы ценообразования учитывают технико-экономические характеристики товара.

Различают следующие методы затратного ценообразования: ценовой метод полных издержек (цена включает все затраты независимо от происхождения и списываются на единицу производимого изделия); ценовой метод стандартных издержек (в основе расчета цены лежат нормы расхода с учетом фактических отклонений от них).

Параметрические методы ценообразования подразделяются на метод удельной цены (в основе лежит количественная оценка главного параметра качества товара), ценовой метод баллов (по каждому параметру устанавливается балл и вычисляется соотношение суммы баллов по новому товару в сравнении с базовой моделью).

2.4. Стратегии ценообразования

Ценовая стратегия – выбор ценовой политики, направленной на достижение максимальной прибыли в рамках планируемого периода. Ценовая стратегия разрабатывается исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства, типа рыночной структуры, соотношения спроса и предложения.

Различают активную и пассивную ценовую стратегию. Реализация активной ценовой стратегии основывается на достижении целей исходя из своего экономического интереса. Пассивная ценовая стратегия основывается на следовании за «лидером в ценах». Выбор ценовой стратегии в значительной степени определяется характеристикой товара. Он может быть новый, модифицированный или традиционный.

В случае освоения производства нового товара предприятие выбирает одну из следующих ценовых стратегий. Это – стратегия «снятия сливок», стратегия проникновения на рынок, стратегия психологической цены, стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке, нейтральная стратегия ценообразования, стратегия установления престижной цены.

На товары, реализуемые достаточно длительное время ценовая стратегия может основываться на следующих подходах. Стратегия скользящих цен, долговременная цена, цена потребительского сегмента, стратегия гибкой цены, стратегия преимущественной цены.

Для товаров снятых с производства используется своя стратегия установления цен.

2.5. Анализ влияния цены на прибыль

Механизм влияния цены на величину прибыли может быть раскрыт при рассмотрении точки безубыточности. Она характеризуется таким объемом производства, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, т. е. это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.

Точку безубыточности характеризуют следующие показатели:


  1. Критический объем реализации = Постоянные расходы на объем реализации (штук) / (Цена – средние переменные затраты на единицу продукции).

  2. Порог рентабельности (руб.) = Критический объем реализации (шт.) х Цена единицы продукции.

Из этих характеристик видно, что чем выше цена единицы продукции при остальных неизменных условиях, тем меньше критический объем реализации, что, в свою очередь, позволяет при увеличении объема реализации свыше критического объема получать прибыль в возрастающем размере.

Поскольку порог рентабельности характеризует размер выручки от реализации, при которой предприятие не имеет убытков, но и не получает прибыль, то с ростом цены растет и порог рентабельности. Ясно, что чем меньше доля постоянных расходов в цене предприятия, тем выше его рентабельность и финансовая устойчивость.

Выводы

  • Цена является важным экономическим инструментом в регулировании хозяйственной деятельности предприятия. Она выполняет функции: учетную, стимулирующую, распределительную.

  • Формирование цены зависит от обслуживаемого оборота. Она включает себестоимость, прибыль и налоги (прямые и косвенные).

  • Цена на рынке подвергается изменениям под воздействием ценообразующих факторов. К ним относятся: взаимодействием спроса и предложения, эластичность спроса и предложения, конкуренция, финансово-кредитная система, регулирующая роль государства.

  • Цены классифицируются по следующим признакам: отраслям и сферам обслуживания, степени участия государства в их регулировании, стадиям ценообразования, транспортной составляющей, характеру ценовой информации.

  • Процесс формирования ценовой политики включает постановку целей и задач, оценку спроса, издержек производства и цен конкурентов, анализ методов ценообразования, установление окончательной цены и системы модификации цен, разработку ценовой стратегии поведения предприятия на рынке.

  • Цена является важным фактором в формировании рентабельности и финансовой устойчивости предприятия.

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение цены и раскройте ее функции.

  2. Из каких элементов состоит цена?

  3. Дайте характеристику ценообразующим факторам.

  4. Как классифицируются цены?

  5. Из каких этапов складывается процесс ценообразования?

  6. Какие методы ценообразования использует предприятие в своей деятельности?

  7. Какова связь между ценой и прибылью?

  8. В чем состоит практическая значимость классификации издержек на постоянные и переменные?

Литература

  1. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

  2. Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004.

  3. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А. Е. Карлика и М. Л. Шухгальтера. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  4. Энциклопедия рыночного хозяйства. Ресурсный потенциал экономического роста. – М.: Путь России; Экономическая литература, 2002.





























Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием

Тема 1. Механизм управления предприятием

Цель, задачи: Хозяйственная деятельность, представляя процесс взаимодействия определенной совокупности ресурсов, с необходимостью требует организации управления. Организационные отношения, складывающиеся между элементами структуры предприятия, определяют его организационную структуру. В данной теме рассматривается круг вопросов, раскрывающий понятие механизма управления, принципов его построения, сущность организационной структуры управления, основные типы ее и основные тенденции в развитии управления на современном этапе.

Оглавление

Раздел 1. Характеристика предприятий 1

Тема 1. Введение в дисциплину 1

Оглавление 1

1.1. Предмет и метод экономики организаций (предприятий) 4

1.2. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора 5

1.3. Общественные формы организации производства: специализация, кооперирование и комбинирование производства 7

Выводы 9

Вопросы для самопроверки 9

Литература 10

Раздел 1. Характеристика предприятий 10

Тема 2. Предприятие – основное звено рыночной экономики 10

Оглавление 10

2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки 13

2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий 15

2.3. Типы предприятий 17

2.4 Организационно-правовые формы предприятий 18

Выводы 23

Вопросы для самопроверки 24

Литература 24

Раздел 1. Характеристика предприятий 25

Тема 3. Организация производства на предприятии 25

Оглавление 25

3.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, определяющие ее 28

3.2. Типы организации производства и их основные черты 29

3.3. Производственный процесс и принципы его организации. Производственный цикл 31

3.4. Инфраструктура предприятия 32

Выводы 33

Вопросы для самопроверки 34

Литература 34

Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 34

Тема 1. Имущество предприятия 34

Оглавление 35

1.1. Формирование имущества предприятия. Уставный капитал: сущность и функции. Баланс предприятия 38

1.2. Экономическая сущность и классификация активов предприятия 40

1.3. Экономическая сущность и классификация пассивов предприятия 41

Выводы 41

Вопросы для самопроверки 42

Литеартура 42

Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 43

ТЕМА 2. Основные фонды предприятия 43

Оглавление 43

2.1. Основной капитал и основные фонды предприятия. Функционально-видовая структура основных производственных фондов. Учет и оценка основных фондов 46

2.2. Износ и амортизация основных фондов. Физический и моральный износ 49

2.3. Анализ использования основных фондов 51

2.4. Особенности воспроизводства основных производственных фондов 52

Выводы 53

Вопросы для самопроверки 54

Литература 54

Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 55

Тема 3. Оборотные активы предприятия 55

Оглавление 55

3.1. Экономическая сущность оборотных активов. Состав и принципы их организации 58

3.2. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование оборотных средств 60

3.3. Особенности движения оборотных активов. Показатели их использования 63

Выводы 64

Вопросы для самопроверки 65

Литература 65

Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 66

ТЕМА 4. Персонал предприятия 66

Оглавление 66

4.1. Состав и структура персонала предприятия 69

4.2. Планирование численности работников предприятия 70

4.3. Производительность труда и ее показатели 72

4.4. Факторы роста производительности труда 73

Выводы 74

Вопросы для самопроверки 74

Литература 74

Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 75

Тема 5. Системы оплаты труда 75

Оглавление 75

5.1. Мотивация, нормирование и оплата труда персонала 78

5.2. Основные системы оплаты труда. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда 80

5.3. Определение фонда оплаты труда 81

Выводы 81

Вопросы для самопроверки 82

Литература 82

Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 83

Тема 1. Издержки предприятия и доходы, их отражение в хозяйственной деятельности 83

Оглавление 83

1.1. Понятие издержек и их виды 86

1.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции 87

1.3. Смета и калькуляция затрат 88

1.4. Доходы предприятия 90

1.5. Прибыль предприятия, формирование и распределение. 90

Выводы 91

Вопросы для самопроверки 91

Литература 92

Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 93

Тема 2. Ценообразование на предприятии 93

Оглавление 93

2.1. Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы 96

2.2. Классификация цен 98

2.3. Методы ценообразования 99

2.4. Стратегии ценообразования 99

2.5. Анализ влияния цены на прибыль 99

Выводы 100

Вопросы для самопроверки 100

Литература 101

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 101

Тема 1. Механизм управления предприятием 101

Оглавление 102

1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием 105

1.2. Типы организационных структур управления предприятием 106

1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления 107

Выводы 108

Вопросы для самопроверки 109

Литература 110

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 111

Тема 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия 111

Оглавление 111

2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии 114

2.2. Виды планов. Методы планирования 115

2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия 116

2.4. Маркетинговое планирование на предприятии 118

2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия 118

Выводы 120

Вопросы для самопроверки 120

Литература 120

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 121

Тема 3. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия 121

Оглавление 121

3.1. Понятие инноваций и их классификация 124

3.2. Показатели инновационного процесса на предприятии 126

3.3. Понятие и виды инвестиций 129

3.4. Принципы инвестирования 130

3.5. Методы оценки эффективности инвестиций 130

Выводы 131

Вопросы для самопроверки 132

Литература 132

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 133

Тема 4. Качество и конкурентоспособность 133

Оглавление 133

4.1. Понятие качества и его значение для предприятия 136

4.2. Показатели качества 137

4.3. Методы управления качеством 138

4.4. Влияние качества на конкурентоспособность 139

Выводы 139

Вопросы для самопроверки 140

Литература 140

Раздел 5. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности 141

Тема 1. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 141

Оглавление 141

1.1. Основные финансовые показатели деятельности предприятия 144

1.2. Системный анализ хозяйственной деятельности 146

1.3. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности 149

Выводы 150

Вопросы для самопроверки 150

Литература 150



1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием

Современное предприятие представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (факторов), образующих его структуру. Эти элементы обладают динамичностью и характеризуются особенностями их использования в хозяйственной деятельности. Для экономически обоснованного управления этой совокупностью элементов требуется определенный механизм управления. Он решает следующие задачи:

  • разработка, обоснованность стратегического курса, целей, направлений деятельности предприятия на долговременную перспективу;

  • разработка тактики развития предприятия и доведение ее до уровня текущего и оперативного управления;

  • конкретизация общих стратегических и тактических задач предприятия до повседневных функций;

  • управление кадровой политикой;

  • организация и исполнений функций персоналом предприятия;

  • организация контроля за выполнением заданий;

  • оперативное, повседневное регулирование деятельности предприятия (устранение сбоев, диспропорций в производстве и т. п.);

  • повышение эффективности деятельности предприятия.

Механизм управления предприятием представляет собой систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых решаются основные задачи и достигаются цели предприятия, происходит процесс установления внутренних связей между элементами, образующими структуру предприятия.

Основными принципами управления хозяйственной деятельностью являются:

  • научность и обоснованность методов управления. Он состоит в том, что управленческая деятельность должна основываться на законах производства и переработке информации (научно-технической, экономической , правовой и т. д.);

  • демократический принцип распределения функций управления. В его основе лежит общественное разделение труда и его использование в организации управленческой деятельности. Это означает, что каждый уровень управления должен выполнять закрепленные за ним функции;

  • планомерность, пропорциональность и динамизм. Выражается это в том, что управленческая деятельность должна сочетать решение как текущих задач, так и долгосрочного характера.

  • непрерывность и надежность. Это означает, что достигается такой уровень управления, который характеризуется устойчивостью и непрерывностью режима производственного процесса;

  • целевая совместимость и сосредоточение усилий. Проявляется в создании взаимосвязанной системы управления, в которой каждый элемент подчинен достижению общей конечной цели;

  • эффективность управления. Выбор такого варианта управления хозяйственной деятельностью, чтобы решение поставленных задач достигалось с минимальными затратами;

  • сочетания личных, коллективных и государственных интересов. Реализация этого принципа имеет своей целью поиск консенсуса, т. е. в силу общественного характера производства необходимо учитывать всю совокупность интересов участников производственного процесса.