ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2021

Просмотров: 372

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы, предусматривающие принятие Федеральных конституционных законов, содержатся в следующих статьях Конституции РФ:

обстоятельства и в порядок введения чрезвычайного положения; ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

пп. 1-2 ст.56


порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта

п. 2

ст. 65


изменение статуса субъекта Российской Федерации

п. 5

ст. 66


описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации

п. 1 ст. 70


порядок назначения референдума

п. в

Ст. 84


режим военного положения

п. 3

Ст. 87


порядок введения чрезвычайного положения

ст. 88

порядок деятельности Уполномоченного по правам человека

п. е

ст. 103


порядок деятельности Правительства Российской Федерации

п. 2

ст. 114


установление Судебной системы Российской Федерации

п. 3

ст. 118


полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов

п. 3

ст. 128


порядок созыва Конституционного Собрания

п. 2

ст. 135


принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

п. 1

ст. 137



Применительно к сфере антикризисного управления наиболее вероятно применение федеральных конституционных законов «О судебной системе в Российской Федерации»13 и «Об арбитражных судах в Российской Федерации»14.

Начиная с данного уровня нормативно-правового регулирования, следует также учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ правила, установленные международным договором Российской Федерации, имеют приоритет перед нормами закона15. Этот принцип закреплен и в ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.16 Можно предположить дальнейшее развитие правового регулирования в сфере антикризисного управления на международном уровне по мере накопления практики трансграничной несостоятельности, то есть банкротства субъектов, имеющих свое имущество на территории нескольких государств.

3. Федеральные законы - следующий уровень нормативно-правовых актов. Федера́льный закóн — федеральный законодательный акт РФ, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.


Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации— также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию (Сборник Законодательства РФ, "Российская газета", дополнительно "Парламентская газета") и вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

Регулирование отношений в сфере антикризисного управления и, в частности, неплатежеспособности и несостоятельности (банкротства) на данном уровне осуществляется специальным законодательным актом. Как уже отмечалось, новый закон о несостоятельности (банкротстве)17 вступил в силу с 3 декабря 2002 года. Он имеет такое же наименование, как и ранее действовавший закон о банкротстве 1998 г., однако по существу является не новой редакцией ранее действовавшего, а новым федеральным законом.

В случае противоречия норм закона о несостоятельности (банкротстве) положениям других федеральных законов, регулирующих гражданский оборот, согласно принципу «Lex specialis derogat generali»18указанный нормативный акт имеет преимущество как специальный закон перед общим. Кроме того, на данном этапе преимущество Закона, как более позднего, следует в силу другого принципа: «Lex posterior derogat priori»19. На это указывает и норма п. 3 ст. 232 закона о банкротстве, согласно которой, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с данным Законом, указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону. Как и в законе о банкротстве 1998 г. (п. 1 ст. 28), так и в новом Законе 2002 г. установлено (п. 1 ст. 32), что дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными данным Федеральным законом. Указанная общая норма корреспондируется с рядом специальных ссылок (п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 50, п. 1 ст. 61 и др. Закона), которые указывают на такие отдельные процессуальные действия. АПК РФ, в свою очередь, содержит указание на то, что особенности арбитражного процесса по делам о банкротстве устанавливаются законом о банкротстве20. Таким образом, можно отметить сложившуюся систему правовых норм, согласно которой правила арбитражного процесса в делах о банкротстве устанавливаются преимущественно федеральным законом о банкротстве, а АПК РФ подлежит применению лишь по вопросам, не урегулированным этим законом.


Помимо этого, нормы законодательства о несостоятельности (банкротстве) могут предусматриваться в других федеральных законах в случаях, когда это прямо предусмотрено в Законе. Например, в его ст. 180 установлено, к отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Закон будет применяться с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. В настоящее время данный закон еще не принят, хотя проект находится на рассмотрении в Государственной Думе. Соответственно пока остается открытым вопрос о том, как данный Закон будет соотноситься с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»21 принятым ранее. Поэтому на данном этапе последний подлежит применению в приоритетном порядке в силу прямого указания в ст. 180, 181 Закона.

Что же касается Федерального закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»22, то он утратил силу в связи с тем, что его нормы с некоторыми изменениями были включены в новый Закон23.

Таким образом, можно обобщить, что производство по делам о банкротстве регулируется законодательными актами в следующем порядке (по убыванию юридической силы):

наивысшую силу на уровне федеральных законов имеют специальные федеральные законы, которыми устанавливается особое правовое регулирование производства по делам о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и может быть установлено для финансовых организаций. Такие специальные законы имеют приоритет перед общим Законом.

общие правила возбуждения производства по делу о банкротстве, его проведения и завершения регламентируются законом о банкротстве, положения которого применяются ко всем субъектам, за исключением указанных выше.

В самом законе о банкротстве также имеется определенная иерархия правовых норм. Так, согласно п. 2 ст. 32 Закона нормы главы III, определяющей порядок разбирательства дел о банкротстве в арбитражном суде, являются общими по отношению к специальным процессуальным нормам, содержащимся в других главах и, соответственно, применяются в части, им не противоречащей. Это соответствует, в частности, нормам ст. 168, 202 Закона. Таким образом, в главах IX-XI установлены особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических и физических лиц, подлежащие применению преимущественно перед указанными общими нормами Закона.

В части, не урегулированной названными выше законодательными актами, порядок арбитражного процесса по делам о банкротстве определяется в соответствии с нормами АПК РФ.

4. Подзаконные акты – следующий, третий уровень. Подзаконный акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к ним относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акта Центрального банка РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти, а тж. постановления палат Федерального Собрания РФ, решения судов и арбитражных судов24.


Подзаконные акты издаются в соответствии с законами Российской Федерации и не могут им противоречить. При этом следует учитывать, что Президент РФ вправе восполнять своими указами пробелы в нормативном регулировании отношений, подлежащих урегулированию федеральными законами, до принятия соответствующих законов, а Правительство РФ издает свои постановления на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.

С принятием закона о несостоятельности (банкротстве) 1998 г. нормативные акты данного уровня издавались, в основном, по вопросам определения полномочий и порядка работы государственного органа по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению (ФСДН РФ, затем - ФСФО РФ), а также для определения порядка взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов, связанных с проведением процедур банкротства.

Новый закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г., с учетом накопленного опыта, конкретизирует перечень актов Правительства РФ, которые необходимы для правового обеспечения осуществления процедур банкротства25. Во исполнение этого закона, например, Правительством РФ были изданы:


Дата

Номер

Наименование

2002.06.19

439

Постановление от 19 июня 2002 г. № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 6 февраля, 16 октября 2003 г., 26 февраля 2004 г.)

2003.02.14

100

Постановление от 14 февраля 2003 года № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих»

2003.04.15

218

Постановление от 15 апреля 2003 года № 218 «О порядке предъявления требований по обязательствам перед РФ в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»

2003.04.16

225

Постановление от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках"

2003.05.22

299

Постановление от 22 мая 2003 года № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего»

2003.06.25

367

Постановление от 25 июня 2003 года № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»

2004.07.09

345

Постановление от 9 июля 2004 г. № 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов"

2004.11.25

678

Постановление от 25 ноября 2004 г. № 678 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100»

2004.12.27

855

Постановление от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»

2006.05.22

301


Постановление от 22 мая 2006 г. № 301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса».


и другие акты.



5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти - низший уровень в иерархии нормативно-правовых актов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти отличаются от закона тем, что они носят подзаконный характер, то есть издаются на основе и во исполнение закона. Никакой правовой акт федерального органа исполнительной власти не может отменить или изменить закон. Напротив, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» после официального опубликования федеральных законов федеральные органы исполнительной власти обязаны незамедлительно принять в рамках своей компетенции меры по организации исполнения федеральных законов. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за качество и соблюдение срока подготовки проектов правовых актов, предусмотренных перечнями актов, и за своевременное издание правовых актов федеральных органов исполнительной власти, направленных на исполнение федеральных законов. Если нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти противоречит закону, то действует закон, тогда как закон может отменить или приостановить действие нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти. Так, согласно ст. 33 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции России, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти лежат как бы в основании «пирамиды» системы нормативно-правового регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства). С принятием закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. ФЗ-127 федеральными органами исполнительной власти были изданы:

Министерством юстиции РФ

  • Приказ от 14 августа 2003 года № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего»;

Министерством экономического развития и торговли РФ

  • Приказ от 1 сентября 2004 г. № 235 «Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 сентября 2004 г. № 6016).

  • Приказ от 1 сентября 2004 г. № 233 «Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 сентября 2004 г. Регистрационный № 6032).

Федеральной налоговой службой

  • Приказ Федеральной налоговой службы, Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № САЭ-3-19/80@/53/34н «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников».

  • Письмо от 9 декабря 2005 г. № ВЕ-6-16/1034@ «О некоторых вопросах осуществления процедур банкротства отсутствующих должников»

  • Письмо от 24 июля 2006 г. № ММ-6-19/718@ (В связи с вопросами, поступающими в ФНС России в отношении компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа)