Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
то, что сообщается о теме, называется ремой».

Итак, в любом предложении с точки зрения коммуникативного членения можно выделить две части.

Исходная часть предложения, заранее известная говорящему и слушающему, то – это тема (данное), это то, о чем сообщается.

Новая содержательная информация, то, что сообщается о теме (данном), -- это рема (новое).

Теория коммуникативного синтаксиса, таким образом, отвечает на вопрос «Для чего используется данная языковая единица?».

На представлении о коммуникативном членении предложения

различают цепную и параллельную связь предложений в тексте.

Цепная (последовательная) связь возникает тогда, когда мысль

развивается линейно, когда каждое последующее предложение развивает предшествующее. При цепной связи возникает темо- рематическая цепочка. Предложения менее самостоятельны в смысловом отношении, в большей степени зависят от контекста. Схема связи предложений такова:

Д1--- Н1 --- Д2=Н1 --- Н2 ---Д3=Н2 ---Н3


Средства связи предложений при цепной связи:

1.лексические повторы

2.местоимения

3.синонимы (контекстуальные синонимы)

4.союзы

5.местоимения и союзы.

6.описательные обороты.

Параллельная связь предложений в тексте. При этой связи все предложения соединены централизованно: они одинаково относятся друг к другу и к первому предложению. Предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, противопоставляются или перечисляются. В нескольких предложениях тема (данное) одно и то же, а рема (новое) – в каждом предложении своё. Возникает как бы «пучок» мыслей. При параллельной связи предложения более самостоятельны, чем при цепной; смысл их, как правило, понятен и при изолированном употреблении. Схема связи предложений такова:

Н1

Д1 2 3 Н2

Н3

Средства связи предложений при параллельной связи:

1.одинаковый порядок слов

2.синтаксический параллелизм (единообразие

или синтаксическая близость соединяемых

предложений)

3.одинаковое грамматическое выражение всех или некоторых членов предложения

4.вводные слова, наречия места (справа, слева, впереди, там и др.), времени (сначала, потом и др.

Теория актуального членения предложения является основой для работы над умением развивать мысль в тексте. Средством выражения актуального членения предложения в устной речи является интонация, поэтому необходимо учить младших школьников выделять при помощи интонации главную коммуникативную часть предложения. Теория актуального членения создает лингвистическую базу для работы над порядком слов в предложениях. Пользуясь «правилами» расположения «данного» и «нового», учитель может более грамотно организовать работу над деформированными предложениями, может осознанно исправлять погрешности, связанные с порядком слов.

3-ий аспект рассмотрения предложения как основной синтаксической единицы – предложение как способ отражения внеязыковой действительности. Здесь предложение рассматривается в связи с той картиной мира, которая существует в сознании говорящих на данном языке. Этот аспект предложения представлен в науке теорией семантического синтаксиса. С точки зрения данной теории в предложении выделяются компоненты на основании их роли в реальной ситуации (субъект, предикат, инструмент, объект, адресат и др.) Русские предложения могут выражать значения действия, состояния и качества живых существ, свойства неживой природы, оценку конкретных событий и фактов.

(Петя рисует. Петя болен. Петя – добрый мальчик. Ртуть – это жидкость и т.д.). Теория семантического синтаксиса отвечает на вопрос «Что выражает данная языковая единица?»

Итак, русское предложение «может быть повернуто» в трех направлениях: к единицам более низкого уровня, к единицам более высокого уровня и к внеязыковой действительности. Для того чтобы понять русское предложение, наука должна ответить на три вопроса: Что выражает? Из чего состоит? Для чего используется предложение?
20. Методика работы над орфографическим правилом в начальной школе (основные этапы).

В начальных классах используются следующие типы орфографических правил:

а\ указание \требование\ или запрещение \правописание жи, ши, ча, ща\;

б\ указание для выбора на основе смысла написания из двух или нескольких вариантов \имена пишутся с большой буквы\;

в\ правила –указание для наблюдения над языком \общая часть родственных слов пишется одинаково\;

г\ грамматические правила. Они не дают орфографических указаний, но подводят учащихся к выводу.\ правописание падежных окончаний существительных\.

д\ правило-предписание к процедуре. В этом случае правило принимает форму алгоритма \ проверка безударных личных окончаний глагола\.

Орфографические правила, вернее их формулировки, содержат указания о наличии тех или иных опознавательных признаков орфограмм. Орфографический материал в учебниках тесно переплетается с грамматическим, поскольку орфографические правила изучаются на базе грамматической теории.

Общие компоненты работы над правилом на уроке:

1\раскрытие сущности правила \выделение опознавательных признаков орфограмм: что проверяется, почему, зачем; ориентировка грамматическая, фонематическая;

2\овладение формулировкой правила \моделирование проверки, осознание составляющих правило элементов\;

3\ применение правила в практике письма \операционная ступень: решение грамматико-орфографических задач на различном языковом материале\.

Раскрыть сущность правила - значит выделить опознавательные признаки орфограммы данного типа. Например, раздельное написание предлогов, слитное-приставок. Для данной орфограммы 2 признака: наличие предлога или приставки; часть речи: сущ., глагол, мест., прилаг. Языковой материал для презентации правила должен быть орфографически насыщенным изучаемой орфограммой. Учитель ставит к нему вопросы и дает задания. Учащиеся наблюдают, анализируют, сравнивают, словом, добывают факты.


После анализа языкового материала выводится правило. Овладение его формулировкой проводится по учебнику. На первых этапах следует уделять больше внимания осмыслению составляющих правило элементов, а не заучиванию правила наизусть. Здесь же моделируется способ проверки правила. Например, парный звонкий или глухой согласный на конце слова надо проверять: изменить слово так, чтобы согласный стоял перед гласным. По мере осознания способа проверки заучивается полная и точная формулировка правила.

Перенос правила на новый языковой материал осуществляется в ходе выполнения разнообразных упражнений, требующих анализа и синтеза языкового материала, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств. Для закрепления орфографических правил используются все виды орф. упражнений: орф. разбор, различные виды списывания, диктанты и др. Дидактический материал- тексты, предложения, словосочетания, слова – подбирается образцовый с точки зрения культуры речи, интересный по содержанию, насыщенный орфограммами.
21. Понятие об орфограмме и орфографической зоркости. Виды упражнений, способствующих развитию орфографической зоркости.

Основной единицей правописания в современной методике служит орфограмма, т.е. написание, которое соответствует правилам орфографии и которое требует применения этих правил. Орфограммой может быть отдельная буква в слове, сочетания букв, морфема, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы.

В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний.

Определение орфограммы, данное М.Т.Барановым, отражает суть этого понятия. « Орфограмма – то или иное место в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками \2-3\, но из которых только один принят за правильный». ( кру-ж\ш-ка, г-о\а-ра).

Для всех типов орфограмм характерным признаком является незаданность письменного знака произношением. Является ли данный письменный знак орфограммой или нет, зависит от характера соотношения звука и буквы. Если это соотношение однозначное, что бывает тогда, когда обозначаемый звук находится в сильной позиции (т.е. известна фонема), буква, его обозначающая, орфограммой не является. В том случае, когда между звуком и буквой однозначного соответствия нет, т.е. данное значение может быть передано на письме по-разному, что бывает при обозначении звуков, находящихся в слабой позиции, письменный знак становится орфограммой.


В начальной школе изучаются следующие основные орфограммы русского языка:

Виды орфограмм

А\ Орфограммы, связанные с Б\ Орфограммы, не связанные с

обозначением звуков буквами. обозначением звуков буквами.

А1 орфограммы слабых позиций

А2 орфограммы сильных позиций (после шипящих и ц)

Б1 использование прописных и строчных букв.

Б2 раздельные, слитные и дефисные написания

Б3 перенос слов

Б4

сокра-щения слов



КАКИЕ БУКВЫ НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ НА СЛУХ

1. безударных 2. гласных под 3. согласных, 4. согласных, парных

гласных ударением парных по мягкости-твердости,

после звонкости-глу- перед мягкими

шипящих хости: согласными.

а\ на конце слов;

б\ перед другими согл.

(не р, л, м, н,в)

Обоснованный выбор правильного написания есть решение грамматико-орфографической задачи. Орфограмма «работает» в процессе письма, если пишущий ее мгновенно замечает.

Опознавательные признаки орфограмм:

  1. фонетические признаки включают фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению: для гласных – положение в безударном слоге, для согласных – положение в абсолютном конце слова или перед парными согласными. Это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на формирование «языкового чувства», интуиции, на развитие речевого слуха;

  2. звуки, звукосочетания, буквы, буквосочетания, содержащие возможный выбор верного нормативного написания из графически возможных, например, гласных е-и-я, о-а,; парных звонких и глухих согласных б-п, д-т, з-с, ж-ш; сочетания стн(сн), здн (зн);

  3. морфемные признаки учитывают положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме; место «опасных» звуков или звукосочетаний, букв или буквосочетаний в приставке, в корне, в суффиксе или в окончании.

  4. морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове определенной части речи и усваиваются при изучении основных грамматических категорий;

  5. семантические признаки выделяют собственные имена и наименования и усваиваются в процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными;

  6. при переносе с одной строки на другую учитывается слоговой и морфемный состав слова.