Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Подготовительный. На этом этапе у учащихся формируется
*** умение ориентироваться в пространстве листа,
***развитие «чувство контура»,
***совершенствуется действие зрительных и двигательных анализаторов (развитие координации глаза и руки),
*** усвоение терминов по пространственной ориентации на странице тетради (а\ термины, обозначающие относительные пространственные ориентиры относительно строки: верхняя и нижняя линейка рабочей строки, рабочая строка, нерабочая строка или межстрочное пространство, середина рабочей и нерабочей строки;
б\ термины, обозначающие стороны горизонта на строке: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх).
2.Письмо графических элементов букв (прямая линия, линия с закруглением влево, вправо, короткая линия, овал, полуовал и др.)
3.Письмо отдельных букв – строчных и прописных – без соединений с другими буквами.
4.Письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов с целью выработки навыка соединения букв. На данном этапе может отрабатываться навык безотрывного письма. (лает, кормит и т.п.)
Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа, списывание учащимися с готового образца, Копировальный способ, Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе, Анализ формы букв, введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать (Это способствует сознательному овладению навыком письма), письмо под счет или в такт счету, показа ошибочного написания,
Структура урока письма (ознакомление с новой буквой):
-
Организационный момент. Упражнения для пальцев руки. -
Рисование узоров с включёнием элементов новой буквы. -
Графический анализ формы письменной буквы (рассматривание образца в прописях, на доске, плакате, карточке, выделение элементов буквы зрительно или по шаблону). -
Показ образца начертания с одновременным объяснением: как писать букву, какие основные элементы движения, форма, размер соотнесения элементов. -
Прописывание буквы при помощи вспомогательных приёмов: письмо в воздухе, копировальное письмо по точкам или калькирование и т.д. -
Письмо буквы в прописях под контролем учителя. -
Письмо слогов-слияний и слов (возможно сочетание со слого-звуковым анализом). -
Письмо предложений (списывание, под диктовку). -
Сравнение начертаний изученных букв, близких по форме и начертанию. -
Итоги урока.
-
Сущность современных подходов к изучению языковой теории в начальном курсе русского языка (структурный, функциональный, коммуникативный).
У младших школьников должно быть сформировано научное представление об уровнях языковой системы, о её внутренних связях, о функционировании этой системы в речи, об использовании языка в общении. Поэтому обучая детей русскому языку, следует опираться на структурный, функциональный, коммуникативный подходы и их взаимодействие.
Структурный подход: Язык – это уровневая система: произносительный уровень: звуки, слог, ударение, фонемы, интонация и др.; лексический уровень: слова, их значение (семантика, группы слов по значению и др.); морфемный: корень, суффикс, приставка, основа слова; морфологический: классификация слов по признаку, по формально-грамматическому признаку и т.д.; синтаксический уровень: сочетания слов, предложения, их типы и др.; уровень связной речи: построение компонентов речи, по объёму превышающих предложение. Изучение языка во взаимодействии всех этих уровней и составляет сущность структурного подхода. Уровни языка изучаются параллельно без знания фонетики невозможно усвоить графику и орфографию, без понимания синтаксиса трудно понять морфологию, без морфемики – словообразование и орфографию. Выбор слова зависит от содержания речи, пунктуация – от структуры предложения, от интонации.
Помогает понять школьникам целесообразность каждого из уровней языка и его понятий реализация функционального подхода. Каждая новая языковая единица или форма обосновывается через её функцию, осмысление её роли в речевой деятельности. Например, при изучении фонетики дети осознают смыслоразличительную функцию звуков (фонем). С помощью звуков мы различаем значения слов: рот-крот; функция имени прилагательного как части речи – делать нашу речь точнее, богаче, выразительнее, лучше – осознается детьми при анализе поэтических текстов; простейшая функция личных местоимений может быть осмыслены через устранения повтора в тексте (Мальчики пошли в лес. Грибов мальчики (они) не нашли, зато видели зайца и белочку.)
Коммуникативный подход. Согласно данному подходу любое языковое явление следует рассматривать сквозь призму коммуникативной целесообразности. Языковые явления должны быть усвоены не сами по себе, не только внутри языковой структуры, а для того, чтобы уметь их использовать, употреблять в собственной речи в той или другой ситуации общения, учитывая обстоятельства акта общения и адресата. Основным условием реализации коммуникативного подхода является
моделирование в учебном процессе речевых ситуаций (обеспечение школьниками понимания того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются с речью; как правило, учитель должен позаботиться и о том, чтобы у ребёнка возникла потребность вступить в общение).
Укажем другие особенности коммуникативного подхода. В методике обучения русскому языку на первое место ставится обучение русскому языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации. Программа по русскому языку в начальных классах также основана на коммуникативном принципе обучения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: чтение, говорение, слушание, письмо. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения.
Овладение языком как средством общения означает тесное взаимодействие познания языковой системы и развития речи, при этом формируется коммуникативная компетенция учащихся. Коммуникативная компетенция – это способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в конкретных сферах, формах и ситуациях общения.
На каждом конкретном уроке, реализующем коммуникативную цель, учащиеся должны в неразрывном единстве овладевать языковым материалом (усваивать комплекс знаний из разных уровней языка) и учиться (на уроке) применять его в речевой деятельности, в общении.
Учитель планирует для урока 2 темы: грамматическую и коммуникативно-речевую. (Например: Т. №1 – Род имён существительных; Т. №2 – Ухаживаем за домашними животными).
Основной и обязательной единицей структурирования языкового материала и его презентации на коммуникативном уроке является текст. В отношении языкового материала коммуникативный урок является текстоцентирческим. На основе текстов дети наблюдают факты языка, их функционирование в речи, усваивают речеведческие понятия, овладевают коммуникативно-речевыми умениями и на этой базе формируются умения порождения собственных текстов. Опора на текст позволяет слить воедино познание системы структуры языка и развития речи (текст, типы текста, перечень коммуникативно-речевых умений).
В тематическом плане учебный материал должен быть коммуникативно ценным, т.е. актуальным для реальной речевой практики. Младших школьников, личностно и социально значимым для них, потенциально интересным. Весь языковой материал урока должен быть
тематически объединённым, связанным одной лексической темой. Это необходимо для того, чтобы дети получили речевую ориентацию в той или другой лексической теме, накопили по теме необходимый для изложения своих мыслей языковой и речевой материал.
На коммуникативном уроке обязательным условием является моделирование речевых ситуаций.
В речевой ситуации школьникам обеспечивается понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются с речью. Основные компоненты речевой ситуации: Кто? Кому? (участники); Где? (место); Когда? (время); Почему? (мотив); Зачем? (цель). Средством актуализации на уроке речевых ситуаций являются коммуникативные целевые установки. Под коммуникативными установками подразумеваются те словесные действия учителя, которые организуют общение, вовлекают их в коммуникацию. Актуальными для младших школьников являются следующие: «согласитесь», «подтвердите», «продолжите сказанное», «выразите радость (огорчение, сомнение, удивление); «поправьте меня», «уточните», «выясните», «объясните», «возразите мне», «пригласите», «попросите» и т.д.. Коммуникативные установки позволяют ребёнку проявлять и утверждать себя, помогают понять им мир другого человека.
При коммуникативном обучении существенно меняется роль учителя на уроке повышаются требования к его личности, интеллектуальному уровню, организаторским и коммуникативным умениям. Организуя общение в учебной деятельности, учитель реализует субъект-субъектное учебное взаимодействие по схеме S1 S2 , где ученик (S2) является полноценным субъектом учебно-речевой деятельности. Учитель (S1) – не информатор-контролёр, а профессионально компетентный, коммуникативно настроенный партнёр, устанавливающий равнопартнёрские учебные взаимоотношения.
Коммуникативный подход определяет такую стратегию обучения, которая способствует формированию языковой личности, расширению самовыражения учащихся, обучению их умениям и навыкам общения.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Методы изучения русского языка в начальных классах.
Метод обучения – система деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке.
Метод предполагает: а) определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся; б) определение способа преподнесения материала учащимся; в) характер взаимодействия учителя и учащихся; г) определение характера оценки усвоения.
Языковой анализ как метод (традиционно в школе языковой анализ называют грамматическим разбором). Сущность: дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Языковой анализ бывает полный и неполный; устный и письменный. Языковой анализ имеет следующие виды: языковой анализ текста, синтаксический анализ (в пределах предложения), морфологический анализ (части речи), морфемный анализ (состав слова); словообразовательный анализ, фонетический анализ. Каждый вид анализа проводится в строгом порядке, имеет свой алгоритм. Например, порядок морфологического разбора таков: определить часть речи данного слова; назвать его в исходной форме; назвать постоянные признаки слова как части речи; определить его форму (непостоянные признаки) (например, у имен существительных – падеж, число); указать синтаксическую роль. Возможно: указать в слове орфограммы. Некоторые методисты считают, что в морфологическом разборе следует вначале указать грамматические характеристики слова, а потом сделать ввод о том, какая это часть речи.
Метод конструирования. В учебных целях в виде конструирования представлен синтез: соединение частей в целое. Виды учебного конструирования: – сложение слов, синтез звуковой: построение слов и сочетаний звуков; – сложение слов из букв и их сочетаний; – образование слов из морфем (например, по графической модели: ¬ □); – образование словосочетаний различных типов; – составление предложений различных типов (по «образцу», конструктивно- творческий); – составление текстов различных типов.
Метод рассказа учителя. В начальных классах применяется не в полном объеме. Сущность: учитель излагает новую тему сам