ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третий этап – широкое распространение предприятий в сфере сервиса и гостиничных услуг. Войны оказали чрезвычайно негативное влияние на развитие индустрии гостиничного хозяйства.
Четвертый этап – формирование индустрии гостеприимства. После Второй мировой войны предприятия индустрии гостеприимства находились в плачевном состоянии. Большинство зданий было разрушено, материальных средств на их восстановление не было. Эти факторы вызвали задержку развития индустрии гостеприимства. Новые объекты не строились, а существующие были отданы под нужды армии, тыла.
Дальнейшее развитие индустрия гостеприимства получает только в послевоенный период. Так, в 1950-1960-е гг. в западноевропейских странах появляются первые развлекательные комплексы.
Таким образом, современная индустрия гостеприимства включает в себя гостиницы, бары, рестораны, курорты, игровые дома, казино, т. е. все, что направлено на отдых и развлечения клиентов.
15. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
Сервисная деятельность - это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путём оказания услуг.
Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации, которые оказывают материальные и социально-культурные услуги.
Потребности определяются как нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).
Сервисные предприятия удовлетворяют потребности населения с учётом индивидуальных запросов личности посредством предоставления услуг, где услуга выступает как единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению потребностей. Круг потребностей определяется функциональными особенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности:
- освобождение человека от домашних дел;
- увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития;
- формирование разумных потребностей людей путём воспитания культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т.п.
16. Понятие «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности.
Контактная зона — место предоставления услуг, где работник взаимодействует с гостями. В ходе обслуживания производитель, обслуживающий конкретного потребителя, и сам потребитель взаимодействуют в рамках определенной контактной зоны, которая в разных видах сервиса неодинаково организована,
имеет разные масштабы, действует в различной обстановке.
Сам технологический процесс обслуживания может предполагать либо одно посещение, либо состоять из нескольких взаимодействий. В соответствии с частотой потребляемой услуги, обслуживание может осуществляться с определенной регулярностью контактов:
— Единовременное обслуживание.
— Периодическое обслуживание.
— Постоянное обслуживание.
Контактная зона для разных видов обслуживания неодинаково организована и имеет различные масштабы. В соответствии с занимаемым пространством контактные зоны можно разделить на следующие виды:
— Сжатая контактная зона — когда исполнитель услуги находится в непосредственном физическом контакте с потребителем;
— Минимальная контактная зона — в пространственном контакте от 10 до 70 см., например обслуживание официанта;
— Контактная зона в пространственном контакте 0,7 — 1 м — в рамках служебного помещения, стационарно находясь в нем (например за рабочим столом) или перемещаясь в пространстве данного служебного помещения, периодически подходя к потребителю (преподаватель);
— Изолированная контактная зона;
— Посредственные контактные зоны — в данном случае осуществляется «невидимое» обслуживание, при этом предоставляется право самостоятельного потребления услуги.
Персонал контактной зоны — это сотрудники компании, результативность деятельности которых напрямую связана с эффективным общением с гостями и партнерами.
К персоналу контактной зоны относятся:
— Сотрудники коммерческой службы (менеджеры по продажам, торговые представители, продавцы-консультанты);
— Сотрудники административного отдела (секретари, администраторы, офис-менеджеры);
— Сотрудники службы поддержки (специалисты по сопровождению, операторы контактных центров).
Специалист по сервису должен обладать хорошей памятью и быть способным своевременно и правильно передать информацию, необходимую для обслуживания конкретного потребителя. Он должен обладать самоконтролем, уметь вести оперативный анализ способов и результатов деятельности, недостатков в работе и причин снижения ее качества.
17. Разновидность услуг и их характеристика.
Услугу можно определить, как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека.
Существуют различные классификации типов и видов услуг, и каждая из этих классификаций отражает специфический подход к анализу сервисной деятельности.
Можно выделить пять общих типов услуг:
-
производственные - инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования; -
распределительные - торговля, транспорт, связь; -
профессиональные - банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные; -
потребительские - так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением; -
общественные - телевидение, радио, образование, культура.
Более систематичная классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на четыре класса.
1) Осязаемые действия, направленные на тело человека.
2) Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты.
3) Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Сюда относятся образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи.
4) Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. Это могут быть банковские, юридические и консультационные услуги, страхование.
Услуги можно разделить на материальные и нематериальные.
Услуги могут быть разделены на личностные и безличные.
Личностные услуги ценятся, прежде всего, за связь с отличительными особенностями какого-то лица, обладающего исключительными профессиональными качествами. Таковы услуги врачей, адвокатов, психоаналитиков, выдающихся артистов и музыкантов, ученых, менеджеров.
К безличным обычно относят более простые услуги, на выполнение которых мало влияет личность того, кто их оказывает (торговля, транспорт, ремонт и техническое обслуживание). Один специалист в области сервиса может быть довольно легко заменен другим специалистом примерно такой же квалификации.
Кроме того, услуги различаются по множеству других классификационных признаков. Все они позволяют оттенить и проанализировать разнообразные функции сервисной деятельности в современном обществе.
18. Особенности функционирования отдельных групп услуг.
Сфера бытового обслуживания населения – совокупность видов деятельности, направленной на оказание и реализацию услуг для населения.
Бытовое обслуживание различных видов призвано выполнять важнейшие функции по реализации потребностей населения:
- дополняет личное потребление;
- удовлетворяет и целенаправленно формирует потребности населения;
- создает условия для экономии свободного времени населения;
- способствует развитию предпринимательской активности, получению населением дополнительных доходов, увеличению количества рабочих мест.
Сфера посреднических услуг в России. Посреднические услуги – это комплекс услуг коммерческого посредничества, которые обеспечивают процесс производства, обращения и эффективного потребления материальных и нематериальных благ.
Досуговые услуги. В зарубежной практике принято выделять услуги отдыха и развлечения в отдельную группу, входящую в так называемые потребительские услуги. В России досуговые услуги не выделяются в отдельную группу, но относящиеся к ним по своей сути услуги включены в те или иные группы платных услуг «Общероссийского классификатора услуг населению».
В группу развлекательных услуг входят услуги дискотек, ночных клубов, аттракционов, игорного бизнеса, различные шоу и спортивные зрелища, спортивная охота и рыбалка и т. п.
Группа развивающих услуг имеет более сложную структуру и дополнительные классификационные параметры. К числу конкретных видов развивающих услуг относят:
- спортивно-оздоровительные услуги;
- информационно-познавательные услуги;
- эстетические услуги;
- обучающие услуги, которые в свою очередь делятся на профессиональные, хозяйственные и др.
Гостиничный сервис как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах и других средствах размещения за вознаграждение.
Международный рынок услуг. В настоящее время ни одна страна в мире не может динамично развиваться без интеграции с мировым сообществом. Особую роль в современных процессах глобализации играют диверсификационные формы сотрудничества стран, в частности внешняя торговля товарами и услугами.
Специфика мирового рынка услуг заключается в том, что сервисная сфера обычно в большей мере защищается страной-импортером от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, наукоемкие и интеллектуальные услуги, а также транспорт и связь находятся либо в полном (частичном) владении государства, либо строго контролируются им, что объясняется интересами безопасности, заботой государства о своем суверенитете и благосостоянии граждан.
19. Характеристика инноваций в сервисной деятельности.
Инновация (нововведение, новшество) есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей исследования или анализа.
Результатом инновационной деятельности является продукт, технология, научное знание и т. п., которые являются новыми для индивида, организации или рынка и эффективно удовлетворяют имеющуюся или новую потребность.
Инновационный менеджер - специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования инновационной организации.
К основным инновациям, характерным для сферы сервиса, следует отнести:
- разработку целевых комплексов специального технологического оборудования, средств диагностики и контрольно-измерительных приборов, инструмента, обеспечивающих сокращение сроков и повышение качества ремонта по всему технологическому циклу основных и вспомогательных работ;
- разработку новых приборов, приспособлений, устройств и инструмента, в том числе в условиях ремонта на дому у заказчика;
- поиск наиболее эффективных форм организации труда и методов хозяйствования;
- разработку конкретных предложений по организации эффективной системы инновационного менеджмента.
20. Услуги гостиничного сервиса
«Гостиничные услуги» - это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем.
Основные виды услуг:
- вызов скорой помощи;
- пользование мед. Аптечкой;
- предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов;
- доставка в номер корреспонденции при её получении.
- проживание и питание.
К дополнительным можно отнести услуги: бытового характера (химчистку, стирку, стрижку); магазинов, прокатов, числящихся на балансе гостиницы; организуемых гидами экскурсионных туров; отельных ресторанов и баров; различного рода оздоровительной и развлекательной отельной инфраструктуры; транспортный подвоз отдыхающих к пляжу, торговой инфраструктуре и т.п.