ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1784

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ство, к установленной финансово-правовой, административной и уго-

ловной ответственности.

^Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и

охранительные.

У

Обязательным субъектом финансового правоотношения высту-

пает государство (в целом или в лице уполномоченного органа). Ма-

териальные финансовые правоотношения опосредуют непосредствен-

ное движение денежных средств (объект, деньги или денежные обяза-

тельства). Организационные финансовые правоотношения опосредуют

формирование денежной системы государства, его финансовые струк-

туры, системы органов управления в области финансов, организации

и планирования процессов формирования и распределения государ-

ственных денежных фондов и организацию их использования, вклю-

чая контроль.

Под

денежной системой

понимаются сложившиеся исторически и

закрепленные национальным законодательством организационные

формы функционирования денег в стране. Денежная система вклю-

чает в себя следующие элементы: официальная денежная единица,

виды денежных знаков; порядок эмиссии денег; режим валютного об-

ращения; организация денежного обращения.

!

Финансовое устройство

государства включает в себя: финансовую

систему государства как совокупность государственных денежных

фондов, систему финансовых органов государства и финансовое ре-

гулирование. В итоге финансовое устройство состоит из таких звень-

ев как бюджетное устройство, банковское устройство, устройство

децентрализованных финансов, устройство целевых внебюджетных

фондов.

Финансовое планирование —

это процесс составления, рассмотре-

ния, утверждения и организации исполнения финансовых планов.

Объектом финансового планирования всегда выступает денежный

фонд. Любой финансовый план представляет собой смету доходов и

расходов соответствующего денежного фонда. Процесс финансового

планирования распадается не несколько стадий: составление проекта

финансового плана; рассмотрение финансового плана; утверждение

финансового плана; организация исполнения финансового плана и

контроль за этим исполнением; подведение итогов выполнения фи-

нансового плана.

Юридическими формами осуществления финансового планиро-

вания являются планово-финансовые акты в форме законов, поста-

новлений, решений, приказов и т. д. Юридической особенностью пла-

ново-финансовых актов является то обстоятельство, что они облада-

ло

ют признаками как нормативных, так и индивидуальных юридичес-
ких актов.

Финансовый контроль представляет собой довольно сложную

организационную  систему  и  состоит из  следующих  элементов:

субъект, объект, предмет, цели и методы контроля. Субъектами фи-

нансового контроля выступают органы государства, наделенные со-

ответствующими властными полномочиями для осуществления конт-

роля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по

поручению государства, чьи властные полномочия возникают на ос-

нове данного поручения. Орган или лицо, производящий проверку по

отношению проверяемого объекта, выступает субъектом.

Объектами государственного финансового контроля являются

государственные юридические лица, негосударственные юридичес-

кие лица и граждане.

г

 Предметом государственного финансового контроля выступает

поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими

своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

Целью финансового контроля являются: выявление фактов наруше-

ния финансового законодательства или некачественного исполнения

участником финансового правоотношения своих обязанностей; вы-

явление виновных и привлечение их к установленной законодатель-

ством ответственности; устранение нарушений финансовой дисцип-

лины и ликвидация последствий этих нарушений.

Финансовый контроль —

это всегда проверка или наблюдение с це-

лью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий:

1) сбор информации; 2) оценка собранной информации; 3) реагирова-

ние на собранную и проанализированную информацию.

Под

методами финансового контроля

понимаются конкретные

приемы и способы его осуществления: проверка расчетов финансо-

вых планов (как уже утвержденных, так и проектов); анализ и счет-

ная проверка отчетной финансовой документации (например, стати-

стических отчетов, бухгалтерских балансов); проверка первичных де-

нежных документов (платежных поручений, товаротранспортных на-

кладных, коносаментов, приходно-расходных ордеров и т. п.); инвен-

таризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; за-

слушивание и изучение докладов и других сообщений; анализ и об-

общение информации поступающей от правоохранительных органов

и судов; анализ и обобщение выступлений средств массовой инфор-

мации и обращений граждан; получение письменных и устных объяс-

нений от должностных лиц, связанных с производством финансовых

операций; официальные запросы в банковские и другие учреждения;

ревизия.

121


background image

Одним из основных и наиболее эффективных методов финансово-

го контроля является ревизия.

Ревизия —

это проверка финансово-

хозяйственной деятельности, основанная на изучении первичных до-

кументов и бухгалтерских записей. Обычно ревизия проводится в

сочетании с другими методами финансового контроля.

По полноте охвата ревизии бывают: а)

полные,

когда проводится

сплошная проверка комплексного характера; б)

частичные,

когда про-

водится выборочная проверка по определенной тематике (например,

проверяется расходование валютных средств).

По объекту проверки ревизии подразделяются на: а)

документаль-

ные,

когда проверяется лишь документация; б)

фактические,

когда в

дополнение исследования документов проводится инвентаризация

(просчитываются в натуре товарно-материальных ценностей, прове-

ряется наличие денег и ценных бумаг, проводятся контрольные заме-

ры в строительстве и т. п.).

По организационному признаку ревизии делятся на: а)

плановые,

то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану;

б)

внеплановые.

Как плановые, так и неплановые ревизии для проверя-

емого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внепла-

новых  ревизий  относятся  ревизии, проводимые  по  требованию

судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих

доверие  жалоб  и  заявлений  граждан, а  также  получения  других

сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дис-

циплины, требующих немедленной проверки и прекращения наруше-

ния финансового законодательства. Результаты ревизии оформля-

ются актом ревизии.

В процессе финансовой деятельности государства, финансового

права, возникают две группы финансовых отношений: материальные

и организационные.

Материальные финансовые отношения

опосредуют движение денеж-

ных средств, выражая процессы формирования или распределения

государственных денежных фондов. Эти отношения связаны сдвиже-

нием конкретных денег либо от плательщика в тот или иной государ-

ственный фонд, либо, напротив, из фонда к получателю. Примером

могут служить налоговые отношения, где конкретный плательщик

обязан перечислить определенную сумму денег в соответствующий

бюджет.

Организационные финансовые отношения

возникают в связи с форми-

рованием денежной системы страны, финансовой системы государст-

ва (определение видов государственных денежных фондов и их назна-

чение), системы управления в области государственных финансов

122

(определение государственных органов, на которые возлагается осу-
ществление финансовой деятельности государства, установление их
компетенции и порядка функционирования), организацией финансо-
вого планирования, осуществлением государственного финансового
контроля.

Эти отношения, не являясь экономическими, не опосредуют дви-

жения денежных средств как таковых. Однако они предназначены быть

средством обеспечения нормального функционирования материаль-

ных финансовых отношений. Если объектом последних выступают

деньги, то объектом организационных финансовых отношений вы-

ступает само функционирование государственных финансовых струк-

тур.

2. Бюджетное право РК. Бюджетное право —

это раздел Особен-

ной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий

отношения, возникающие в процессе организации бюджетного уст-

ройс I на, а также в связи с формированием, распределением и органи-

зацией использования центрального и местных бюджетов.

Предметом бюджетного права выступают общественные отноше-

ния, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства,

т. е. организационные и материальные бюджетные отношения.

Бюджетное право использует два метода правового регулирова-

ния: императивный и диспозитивный. Императивный метод наиболее

отчетливо проявляет себя при реализации таких способов бюджет-

ной деятельности, как добывание государством денежных средств

посредством их односторонне-принудительного их изъятия. Диспо-

зитивный метод применяется для правового регулирования тех бюд-

жетных отношений, которые по своей экономической природе явля-

ются кредитными (отношения государственного заимствования и

отношения бюджетного кредитования).

В системе бюджетного права выделяются две части: Общая и Осо-

бенная. Общая часть включает институты: 1) бюджетное устройство;

2) управление в области финансов; 3) правовые основы бюджетного

планирования; 4) правовые основы бюджетного контроля. Особен-

ная часть включает институты: 1) правовое регулирование доходов

бюджета; 2) правовое регулирование расходов бюджета; 3) правовое

регулирование государственного кредита. Нормы Общей части бюд-

жетного права в основном регулируют организационные бюджетные

отношения, нормы Особенной части - материальные бюджетные от-

ношения.

Для бюджетных правоотношений характерны следующие

призна-

ки:

1) они возникают в процессе бюджетной деятельности государ-

123


background image

ства, т. е. деятельности по формированию бюджетного устройства, а

также в связи с формированием, распределением и организацией ис-

пользования центрального и местных бюджетов; 2) являются про-

дуктом правового регулирования государства общественных (эконо-

мических и организационных) бюджетных отношений; 3) материаль-

ным объектом бюджетных правоотношений выступают деньги или

денежные обязательства, являющиеся средством либо формирования

бюджета, либо его расходования в форме распределения; 4) обяза-

тельным субъектом материального бюджетного правоотношения вы-

ступает либо государство в целом (если речь идет о республиканском

бюджете), либо  соответствующая  административно-территориальная

единица, представленные соответствующим государственным орга-

ном или иным лицом. Государственные органы могут выступать в ка-

честве самостоятельного субъекта организационных бюджетных пра-

воотношений; 5) бюджетные правоотношения (как материальные, так

и организационные) носят государственно-властный характер.

Управление в области бюджета

— это институт Общей части бюд-

жетного права, представляющий собой совокупность правовых норм,

определяющих компетенцию  общественно-территориальных образо-

ваний в области бюджета, а также правомочий государственных орга-

нов, реализующих эту компетенцию. Система органов, осуществля-

ющих управление в области бюджета, не формирует организационно

оформленную отрасль государственного управления, хотя ведущая

роль Министерства финансов в этой сфере достаточно очевидна. Бюд-

жетную деятельность (точнее, деятельность в сфере бюджета) осу-

ществляют в той или иной мере большинство государственных орга-

нов, поскольку все они так или иначе имеют дело с бюджетом.

Принципы бюджетного планирования:

1) принцип ежегодности

бюджета. Это означает, что бюджет (как финансовый план) разраба-

тывается ежегодно; 2) гласность и публичность бюджетного плани-

рования, особенно на таких его стадиях, как утверждение бюджета,

который подлежит обязательной публикации, и утверждение отчета

о  его исполнении, который также публикуется; 3) верховенство

представительных органов власти в осуществлении такой стадии бюд-

жетного планирования, как утверждение бюджетов (как центрально-

го, так и местных); 4) контроль представительных органов государ-

ства за исполнением бюджетов как финансовых планов; 5) строгая

законодательная регламентация всех стадий бюджетного планирова-

ния; 6) подготовка проекта бюджета на научной основе, его досто-

верность и обоснованность; 7) детализированная проработка бюджета

как финансового плана, максимальное сближение показателей акта

124

об утверждении бюджета с фактическими реалиями этого плана, т. е.

чтобы не возникло ситуации, когда на бумаге - одно, а на деле -

совсем другое (как говорится «два пишем, три в уме»); 8) парламент-

ский контроль за эмиссией денежных знаков и за такими методами

добывания государством денежных средств, как внутренние и внеш-

ние государственные займы.

В практике бюджетного планирования встречаются два понятия:

«бюджетный год» (или «финансовый год») и «бюджетный период» (или

«бюджетный цикл»). Бюджетный год означает отрезок времени, в те-

чение которого исполняется бюджет — основной финансовый план

государства. В большинстве стран, к числу которых относится и Ка-

захстан, бюджетный год совпадает с календарным годом, т. е. длится с

1 января по 31 декабря включительно. Бюджетный период — отрезок

времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. На-

чинается бюджетный период с момента начала работы по составле-

нию проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его ис-

полнении.

Процесс бюджетного планирования

распадается на несколько ста-

дий, а именно: а) составление проекта бюджета; б) рассмотрение про-

екта бюджета; в) утверждение бюджета; г) организация исполнения

бюджета и контроль за этим исполнением; д) заключение бюджета,

что включает в себя составление и утверждение отчета о его исполне-

нии.

Как одно из направлений бюджетной деятельности,

бюджетный

контроль

представляет собой деятельность уполномоченных на то

государственных органов (органов бюджетного контроля) по провер-

ке соблюдения порядка формирования и распределения бюджетов, а

также законности и целесообразности использования бюджетных

средств их получателями.

В зависимости от осуществляющих его органов бюджетный конт-

роль можно подразделить на три вида: 1) бюджетный контроль,

осуществляемый представительными органами; 2) бюджетный конт-

роль, осуществляемый исполнительными органами общей компетен-

ции; 3) контроль, осуществляемый специализированными органами

бюджетного контроля. Основными

методами бюджетного контроля

являются: 1) рассмотрение проекта бюджета и проверка обоснован-

ности заложенных в него показателей; 2) установление системы от-

четности об исполнении бюджетов и рассмотрении этих отчетов;

3) проверка использования выделенных бюджетных средств на пред-

мет законности бюджета, соблюдение целевой направленности, эф-

фективности и рациональности; 4) проверка хода исполнения бюдже-

125


background image

та; 5) рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов

как осуществление стадий бюджетного планирования.

В целях осуществления контроля за исполнением бюджета уста-

новлена целая система государственной отчетности. Получатели бюд-

жетных средств представляют отчеты об их использовании в соответ-

ствующие финансовые органы, а также в вышестоящие органы уп-

равления.

В зависимости от времени своего осуществления бюджетный конт-

роль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

В материальном смысле бюджет - это государственный денежный

фонд. Согласно п.2. ст. 4 Бюджетного кодекса РК (в дальнейшем - БК

РК) от 24 апреля 2004 г. № 548-П

бюджет

- это централизованный

денежный фонд государства, предназначенный для финансового обес-

печения реализации его задач и функций. Этот фонд предназначен

для финансирования задач и функций государства общего значения

на центральном уровне финансовой системы государства (централь-

ный бюджет) и местных уровнях (местные бюджеты). Бюджет явля-

ется основным и крупнейшим в суммарном выражении денежным

фондом для всех уровней финансовой системы государства.

Как правовая категория — это финансово-правовой акт, посред-

ством которого утверждается финансовый план формирования и рас-

пределения создаваемого на центральном и местных уровнях госу-

дарственного денежного фонда, предназначенного для финансирова-

ния общегосударственных задач и функций.

Бюджетную систему РК

составляют совокупность бюджетов и

Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отноше-

ний.

Бюджетный процесс

— это регламентированная бюджетным за-

конодательством РК деятельность по планированию, рассмотрению,

утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюд-

жетного учета и отчетности, государственному финансовому конт-

ролю, а также по планированию и использованию связанных грантов.

Бюджетные отношения — это отношения, возникающие в бюджет-

ном процессе.

Существуют государственный и местный бюджет.

Государствен-

ный бюджет —

сводный бюджет, объединяющий республиканский и

местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними,

используемый в качестве аналитической информации и не подлежа-

щий  утверждению. Бюджет  государства  состоит  из  бюджетных

средств, т.е. это деньги и иные активы государства, поступление в

государственную собственность и расходование которых отражают-

ся в бюджете в денежной форме.

Местный бюджет —

областной бюд-

126

жет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет

района (города областного значения).

В зависимости от процедуры поправки бюджет бывает скорректи-

рованный, утвержденный и уточненный.

Скорректированный бюд-

жет

 утвержденный или уточненный бюджет с учетом изменений и

дополнений, внесенных Правительством РК или местными исполни-

тельными органами, без уточнения соответственно в Парламенте РК

или маслихате.

Утвержденный бюджет -

бюджет на соответствующий финансо-

вый год, утвержденный Парламентом РК или соответствующим мас-

лихатом;

Уточненный бюджет

- утвержденный бюджет на соответствую-

щий финансовый год с учетом изменений и дополнений, принятых

Парламентом РК или соответствующим маслихатом в ходе его испол-

нения.

В Республике Казахстан существуют следующие уровни бюдже-

та: 1) республиканский бюджет; 2) областной бюджет, бюджет горо-

да республиканского значения, столицы; 3) бюджет района (города

областного значения) и 4) в случаях, установленных БК РК, может

разрабатываться, утверждаться и исполняться

чрезвычайный государст-

венный бюджет.

Республиканским бюджетом

является централизованный денежный

фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, опреде-

ленных БК РК, и предназначенный для финансового обеспечения за-

дач и функций центральных государственных органов, подведомствен-

ных им государственных учреждений и реализации общереспубликан-

ских направлений государственной политики. Республиканский бюд-

жет на соответствующий финансовый год утверждается Законом РК.

Областным бюджетом,

бюджетом города республиканского зна-

чения, столицы является централизованный денежный фонд, форми-

руемый за счет налоговых и других поступлений, определенных БК

РК, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функ-

ций местных государственных органов областного уровня, города рес-

публиканского значения, столицы, подведомственных им государст-

венных учреждений и реализации государственной политики в соот-

ветствующей административно-территориальной единице. Областной

бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на со-

ответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата

области, города республиканского значения, столицы.

Бюджетом района

(города областного значения) является цент-

рализованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и

127


background image

других поступлений, определенных БК РК, и предназначенный для

финансового обеспечения задач и функций местных государственных

органов района (города областного значения), подведомственных им

государственных учреждений и реализации государственной полити-

ки в соответствующем районе (городе областного значения). Бюджет

района (города областного значения) на соответствующий финансо-

вый год утверждается решением маслихата района (города областно-

го значения).

Чрезвычайный государственный бюджет

формируется на основе

республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвы-

чайного или военного положения в РК. Чрезвычайный государствен-

ный бюджет разрабатывается центральным уполномоченным орга-

ном по бюджетному планированию и утверждается в порядке, уста-

новленном законодательством РК, Указом Президента РК. Основа-

нием для введения и прекращения действия чрезвычайного государст-

венного бюджета является Указ Президента РК о введении и отмене

на всей территории РК чрезвычайного или военного положения. На

время действия чрезвычайного государственного бюджета действие

закона о республиканском бюджете на соответствующий финансо-

вый год и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного

бюджета на соответствующий финансовый год приостанавливается.

Чрезвычайный государственный бюджет действует в течение срока,

на который введено чрезвычайное или военное положение.

Национальный фонд РК

представляет собой активы государства в

виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правитель-

ства РК в Национальном Банке РК, а также в виде иного имущества,

за исключением нематериальных активов. Национальный фонд РК

предназначен для обеспечения стабильного социально-экономичес-

кого развития государства, накопления финансовых активов и иного

имущества, за исключением нематериальных активов, снижения за-

висимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблаго-

приятных внешних факторов. Национальный фонд РК осуществляет

сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функ-

ция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущест-

ва, за исключением нематериальных активов. Стабилизационная функ-

ция предназначена для снижения зависимости республиканского

бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы.

Формирование и использование Национального фонда РК опре-

деляются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и

финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за ру-

бежом, приоритетов социально-экономического развития республи-

128

ки с сохранением при этом макроэкономической и фискальной ста-

бильности и соблюдением основных целей и задач Национального

фонда РК. Поступление и расходование Национального фонда РК

производятся в национальной и иностранной валюте. Учет и отчет-

ность по операциям Национального фонда РК осуществляются в на-

циональной валюте. Доверительное управление Национальным фон-

дом РК осуществляет Национальный Банк РК на основании договора

о доверительном управлении, заключаемого между Национальным

Банком.

Источниками формирования Национального фонда  РК являются:

1) официальные трансферты из республиканского бюджета, опреде-

ляемые как превышение фактических поступлений в республикан-

ский бюджет от организаций сырьевого сектора над их годовыми объе-

мами, утвержденными законом о республиканском бюджете на соот-

ветствующий финансовый год; 2) официальные трансферты из рес-

публиканского бюджета, определяемые за счет поступлений от при-

ватизации государственного имущества, находящегося в республи-

канской собственности и относящегося к горнодобывающей и обра-

батывающей отраслям; 3) официальные трансферты из республикан-

ского бюджета, рассчитываемые в размере десяти процентов от пла-

нируемых в республиканском бюджете сумм поступлений в респуб-

ликанский бюджет от организаций сырьевого сектора; 4) официаль-

ные трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступ-

лений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назна-

чения; 5) инвестиционные доходы от управления Национальным фон-

дом РК; 6) иные поступления и доходы, не запрещенные законода-

тельством РК.

Поступления от организаций сырьевого сектора - совокупность

поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора по следую-

щим видам налогов: корпоративный подоходный налог; налог на до-

бавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля

РК по разделу продукции по заключенным контрактам.

Бюджет состоит из поступления и расходов. Поступлениями бюд-

жета являются доходы, погашение бюджетных кредитов, поступле-

ния от продажи финансовых активов государства, а также государ-

ственные займы. Расходами бюджета являются затраты, бюджетные

кредиты, приобретение финансовых активов, погашение основного

долга по займам.

Структура бюджета состоит из следующих разделов:

1) доходы:

налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от

продажи основного капитала; поступления официальных трансфер-

9-253

129