ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2021
Просмотров: 1784
Скачиваний: 47
ство, к установленной финансово-правовой, административной и уго-
ловной ответственности.
^Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и
охранительные.
У
Обязательным субъектом финансового правоотношения высту-
пает государство (в целом или в лице уполномоченного органа). Ма-
териальные финансовые правоотношения опосредуют непосредствен-
ное движение денежных средств (объект, деньги или денежные обяза-
тельства). Организационные финансовые правоотношения опосредуют
формирование денежной системы государства, его финансовые струк-
туры, системы органов управления в области финансов, организации
и планирования процессов формирования и распределения государ-
ственных денежных фондов и организацию их использования, вклю-
чая контроль.
Под
денежной системой
понимаются сложившиеся исторически и
закрепленные национальным законодательством организационные
формы функционирования денег в стране. Денежная система вклю-
чает в себя следующие элементы: официальная денежная единица,
виды денежных знаков; порядок эмиссии денег; режим валютного об-
ращения; организация денежного обращения.
!
Финансовое устройство
государства включает в себя: финансовую
систему государства как совокупность государственных денежных
фондов, систему финансовых органов государства и финансовое ре-
гулирование. В итоге финансовое устройство состоит из таких звень-
ев как бюджетное устройство, банковское устройство, устройство
децентрализованных финансов, устройство целевых внебюджетных
фондов.
Финансовое планирование —
это процесс составления, рассмотре-
ния, утверждения и организации исполнения финансовых планов.
Объектом финансового планирования всегда выступает денежный
фонд. Любой финансовый план представляет собой смету доходов и
расходов соответствующего денежного фонда. Процесс финансового
планирования распадается не несколько стадий: составление проекта
финансового плана; рассмотрение финансового плана; утверждение
финансового плана; организация исполнения финансового плана и
контроль за этим исполнением; подведение итогов выполнения фи-
нансового плана.
Юридическими формами осуществления финансового планиро-
вания являются планово-финансовые акты в форме законов, поста-
новлений, решений, приказов и т. д. Юридической особенностью пла-
ново-финансовых актов является то обстоятельство, что они облада-
ло
ют признаками как нормативных, так и индивидуальных юридичес-
ких актов.
Финансовый контроль представляет собой довольно сложную
организационную систему и состоит из следующих элементов:
субъект, объект, предмет, цели и методы контроля. Субъектами фи-
нансового контроля выступают органы государства, наделенные со-
ответствующими властными полномочиями для осуществления конт-
роля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по
поручению государства, чьи властные полномочия возникают на ос-
нове данного поручения. Орган или лицо, производящий проверку по
отношению проверяемого объекта, выступает субъектом.
Объектами государственного финансового контроля являются
государственные юридические лица, негосударственные юридичес-
кие лица и граждане.
г
Предметом государственного финансового контроля выступает
поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими
своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.
Целью финансового контроля являются: выявление фактов наруше-
ния финансового законодательства или некачественного исполнения
участником финансового правоотношения своих обязанностей; вы-
явление виновных и привлечение их к установленной законодатель-
ством ответственности; устранение нарушений финансовой дисцип-
лины и ликвидация последствий этих нарушений.
Финансовый контроль —
это всегда проверка или наблюдение с це-
лью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий:
1) сбор информации; 2) оценка собранной информации; 3) реагирова-
ние на собранную и проанализированную информацию.
Под
методами финансового контроля
понимаются конкретные
приемы и способы его осуществления: проверка расчетов финансо-
вых планов (как уже утвержденных, так и проектов); анализ и счет-
ная проверка отчетной финансовой документации (например, стати-
стических отчетов, бухгалтерских балансов); проверка первичных де-
нежных документов (платежных поручений, товаротранспортных на-
кладных, коносаментов, приходно-расходных ордеров и т. п.); инвен-
таризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; за-
слушивание и изучение докладов и других сообщений; анализ и об-
общение информации поступающей от правоохранительных органов
и судов; анализ и обобщение выступлений средств массовой инфор-
мации и обращений граждан; получение письменных и устных объяс-
нений от должностных лиц, связанных с производством финансовых
операций; официальные запросы в банковские и другие учреждения;
ревизия.
121
Одним из основных и наиболее эффективных методов финансово-
го контроля является ревизия.
Ревизия —
это проверка финансово-
хозяйственной деятельности, основанная на изучении первичных до-
кументов и бухгалтерских записей. Обычно ревизия проводится в
сочетании с другими методами финансового контроля.
По полноте охвата ревизии бывают: а)
полные,
когда проводится
сплошная проверка комплексного характера; б)
частичные,
когда про-
водится выборочная проверка по определенной тематике (например,
проверяется расходование валютных средств).
По объекту проверки ревизии подразделяются на: а)
документаль-
ные,
когда проверяется лишь документация; б)
фактические,
когда в
дополнение исследования документов проводится инвентаризация
(просчитываются в натуре товарно-материальных ценностей, прове-
ряется наличие денег и ценных бумаг, проводятся контрольные заме-
ры в строительстве и т. п.).
По организационному признаку ревизии делятся на: а)
плановые,
то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану;
б)
внеплановые.
Как плановые, так и неплановые ревизии для проверя-
емого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внепла-
новых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию
судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих
доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других
сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дис-
циплины, требующих немедленной проверки и прекращения наруше-
ния финансового законодательства. Результаты ревизии оформля-
ются актом ревизии.
В процессе финансовой деятельности государства, финансового
права, возникают две группы финансовых отношений: материальные
и организационные.
Материальные финансовые отношения
опосредуют движение денеж-
ных средств, выражая процессы формирования или распределения
государственных денежных фондов. Эти отношения связаны сдвиже-
нием конкретных денег либо от плательщика в тот или иной государ-
ственный фонд, либо, напротив, из фонда к получателю. Примером
могут служить налоговые отношения, где конкретный плательщик
обязан перечислить определенную сумму денег в соответствующий
бюджет.
Организационные финансовые отношения
возникают в связи с форми-
рованием денежной системы страны, финансовой системы государст-
ва (определение видов государственных денежных фондов и их назна-
чение), системы управления в области государственных финансов
122
(определение государственных органов, на которые возлагается осу-
ществление финансовой деятельности государства, установление их
компетенции и порядка функционирования), организацией финансо-
вого планирования, осуществлением государственного финансового
контроля.
Эти отношения, не являясь экономическими, не опосредуют дви-
жения денежных средств как таковых. Однако они предназначены быть
средством обеспечения нормального функционирования материаль-
ных финансовых отношений. Если объектом последних выступают
деньги, то объектом организационных финансовых отношений вы-
ступает само функционирование государственных финансовых струк-
тур.
2. Бюджетное право РК. Бюджетное право —
это раздел Особен-
ной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий
отношения, возникающие в процессе организации бюджетного уст-
ройс I на, а также в связи с формированием, распределением и органи-
зацией использования центрального и местных бюджетов.
Предметом бюджетного права выступают общественные отноше-
ния, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства,
т. е. организационные и материальные бюджетные отношения.
Бюджетное право использует два метода правового регулирова-
ния: императивный и диспозитивный. Императивный метод наиболее
отчетливо проявляет себя при реализации таких способов бюджет-
ной деятельности, как добывание государством денежных средств
посредством их односторонне-принудительного их изъятия. Диспо-
зитивный метод применяется для правового регулирования тех бюд-
жетных отношений, которые по своей экономической природе явля-
ются кредитными (отношения государственного заимствования и
отношения бюджетного кредитования).
В системе бюджетного права выделяются две части: Общая и Осо-
бенная. Общая часть включает институты: 1) бюджетное устройство;
2) управление в области финансов; 3) правовые основы бюджетного
планирования; 4) правовые основы бюджетного контроля. Особен-
ная часть включает институты: 1) правовое регулирование доходов
бюджета; 2) правовое регулирование расходов бюджета; 3) правовое
регулирование государственного кредита. Нормы Общей части бюд-
жетного права в основном регулируют организационные бюджетные
отношения, нормы Особенной части - материальные бюджетные от-
ношения.
Для бюджетных правоотношений характерны следующие
призна-
ки:
1) они возникают в процессе бюджетной деятельности государ-
123
ства, т. е. деятельности по формированию бюджетного устройства, а
также в связи с формированием, распределением и организацией ис-
пользования центрального и местных бюджетов; 2) являются про-
дуктом правового регулирования государства общественных (эконо-
мических и организационных) бюджетных отношений; 3) материаль-
ным объектом бюджетных правоотношений выступают деньги или
денежные обязательства, являющиеся средством либо формирования
бюджета, либо его расходования в форме распределения; 4) обяза-
тельным субъектом материального бюджетного правоотношения вы-
ступает либо государство в целом (если речь идет о республиканском
бюджете), либо соответствующая административно-территориальная
единица, представленные соответствующим государственным орга-
ном или иным лицом. Государственные органы могут выступать в ка-
честве самостоятельного субъекта организационных бюджетных пра-
воотношений; 5) бюджетные правоотношения (как материальные, так
и организационные) носят государственно-властный характер.
Управление в области бюджета
— это институт Общей части бюд-
жетного права, представляющий собой совокупность правовых норм,
определяющих компетенцию общественно-территориальных образо-
ваний в области бюджета, а также правомочий государственных орга-
нов, реализующих эту компетенцию. Система органов, осуществля-
ющих управление в области бюджета, не формирует организационно
оформленную отрасль государственного управления, хотя ведущая
роль Министерства финансов в этой сфере достаточно очевидна. Бюд-
жетную деятельность (точнее, деятельность в сфере бюджета) осу-
ществляют в той или иной мере большинство государственных орга-
нов, поскольку все они так или иначе имеют дело с бюджетом.
Принципы бюджетного планирования:
1) принцип ежегодности
бюджета. Это означает, что бюджет (как финансовый план) разраба-
тывается ежегодно; 2) гласность и публичность бюджетного плани-
рования, особенно на таких его стадиях, как утверждение бюджета,
который подлежит обязательной публикации, и утверждение отчета
о его исполнении, который также публикуется; 3) верховенство
представительных органов власти в осуществлении такой стадии бюд-
жетного планирования, как утверждение бюджетов (как центрально-
го, так и местных); 4) контроль представительных органов государ-
ства за исполнением бюджетов как финансовых планов; 5) строгая
законодательная регламентация всех стадий бюджетного планирова-
ния; 6) подготовка проекта бюджета на научной основе, его досто-
верность и обоснованность; 7) детализированная проработка бюджета
как финансового плана, максимальное сближение показателей акта
124
об утверждении бюджета с фактическими реалиями этого плана, т. е.
чтобы не возникло ситуации, когда на бумаге - одно, а на деле -
совсем другое (как говорится «два пишем, три в уме»); 8) парламент-
ский контроль за эмиссией денежных знаков и за такими методами
добывания государством денежных средств, как внутренние и внеш-
ние государственные займы.
В практике бюджетного планирования встречаются два понятия:
«бюджетный год» (или «финансовый год») и «бюджетный период» (или
«бюджетный цикл»). Бюджетный год означает отрезок времени, в те-
чение которого исполняется бюджет — основной финансовый план
государства. В большинстве стран, к числу которых относится и Ка-
захстан, бюджетный год совпадает с календарным годом, т. е. длится с
1 января по 31 декабря включительно. Бюджетный период — отрезок
времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. На-
чинается бюджетный период с момента начала работы по составле-
нию проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его ис-
полнении.
Процесс бюджетного планирования
распадается на несколько ста-
дий, а именно: а) составление проекта бюджета; б) рассмотрение про-
екта бюджета; в) утверждение бюджета; г) организация исполнения
бюджета и контроль за этим исполнением; д) заключение бюджета,
что включает в себя составление и утверждение отчета о его исполне-
нии.
Как одно из направлений бюджетной деятельности,
бюджетный
контроль
представляет собой деятельность уполномоченных на то
государственных органов (органов бюджетного контроля) по провер-
ке соблюдения порядка формирования и распределения бюджетов, а
также законности и целесообразности использования бюджетных
средств их получателями.
В зависимости от осуществляющих его органов бюджетный конт-
роль можно подразделить на три вида: 1) бюджетный контроль,
осуществляемый представительными органами; 2) бюджетный конт-
роль, осуществляемый исполнительными органами общей компетен-
ции; 3) контроль, осуществляемый специализированными органами
бюджетного контроля. Основными
методами бюджетного контроля
являются: 1) рассмотрение проекта бюджета и проверка обоснован-
ности заложенных в него показателей; 2) установление системы от-
четности об исполнении бюджетов и рассмотрении этих отчетов;
3) проверка использования выделенных бюджетных средств на пред-
мет законности бюджета, соблюдение целевой направленности, эф-
фективности и рациональности; 4) проверка хода исполнения бюдже-
125
та; 5) рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов
как осуществление стадий бюджетного планирования.
В целях осуществления контроля за исполнением бюджета уста-
новлена целая система государственной отчетности. Получатели бюд-
жетных средств представляют отчеты об их использовании в соответ-
ствующие финансовые органы, а также в вышестоящие органы уп-
равления.
В зависимости от времени своего осуществления бюджетный конт-
роль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
В материальном смысле бюджет - это государственный денежный
фонд. Согласно п.2. ст. 4 Бюджетного кодекса РК (в дальнейшем - БК
РК) от 24 апреля 2004 г. № 548-П
бюджет
- это централизованный
денежный фонд государства, предназначенный для финансового обес-
печения реализации его задач и функций. Этот фонд предназначен
для финансирования задач и функций государства общего значения
на центральном уровне финансовой системы государства (централь-
ный бюджет) и местных уровнях (местные бюджеты). Бюджет явля-
ется основным и крупнейшим в суммарном выражении денежным
фондом для всех уровней финансовой системы государства.
Как правовая категория — это финансово-правовой акт, посред-
ством которого утверждается финансовый план формирования и рас-
пределения создаваемого на центральном и местных уровнях госу-
дарственного денежного фонда, предназначенного для финансирова-
ния общегосударственных задач и функций.
Бюджетную систему РК
составляют совокупность бюджетов и
Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отноше-
ний.
Бюджетный процесс
— это регламентированная бюджетным за-
конодательством РК деятельность по планированию, рассмотрению,
утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюд-
жетного учета и отчетности, государственному финансовому конт-
ролю, а также по планированию и использованию связанных грантов.
Бюджетные отношения — это отношения, возникающие в бюджет-
ном процессе.
Существуют государственный и местный бюджет.
Государствен-
ный бюджет —
сводный бюджет, объединяющий республиканский и
местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними,
используемый в качестве аналитической информации и не подлежа-
щий утверждению. Бюджет государства состоит из бюджетных
средств, т.е. это деньги и иные активы государства, поступление в
государственную собственность и расходование которых отражают-
ся в бюджете в денежной форме.
Местный бюджет —
областной бюд-
126
жет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет
района (города областного значения).
В зависимости от процедуры поправки бюджет бывает скорректи-
рованный, утвержденный и уточненный.
Скорректированный бюд-
жет
утвержденный или уточненный бюджет с учетом изменений и
дополнений, внесенных Правительством РК или местными исполни-
тельными органами, без уточнения соответственно в Парламенте РК
или маслихате.
Утвержденный бюджет -
бюджет на соответствующий финансо-
вый год, утвержденный Парламентом РК или соответствующим мас-
лихатом;
Уточненный бюджет
- утвержденный бюджет на соответствую-
щий финансовый год с учетом изменений и дополнений, принятых
Парламентом РК или соответствующим маслихатом в ходе его испол-
нения.
В Республике Казахстан существуют следующие уровни бюдже-
та: 1) республиканский бюджет; 2) областной бюджет, бюджет горо-
да республиканского значения, столицы; 3) бюджет района (города
областного значения) и 4) в случаях, установленных БК РК, может
разрабатываться, утверждаться и исполняться
чрезвычайный государст-
венный бюджет.
Республиканским бюджетом
является централизованный денежный
фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, опреде-
ленных БК РК, и предназначенный для финансового обеспечения за-
дач и функций центральных государственных органов, подведомствен-
ных им государственных учреждений и реализации общереспубликан-
ских направлений государственной политики. Республиканский бюд-
жет на соответствующий финансовый год утверждается Законом РК.
Областным бюджетом,
бюджетом города республиканского зна-
чения, столицы является централизованный денежный фонд, форми-
руемый за счет налоговых и других поступлений, определенных БК
РК, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функ-
ций местных государственных органов областного уровня, города рес-
публиканского значения, столицы, подведомственных им государст-
венных учреждений и реализации государственной политики в соот-
ветствующей административно-территориальной единице. Областной
бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на со-
ответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата
области, города республиканского значения, столицы.
Бюджетом района
(города областного значения) является цент-
рализованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и
127
других поступлений, определенных БК РК, и предназначенный для
финансового обеспечения задач и функций местных государственных
органов района (города областного значения), подведомственных им
государственных учреждений и реализации государственной полити-
ки в соответствующем районе (городе областного значения). Бюджет
района (города областного значения) на соответствующий финансо-
вый год утверждается решением маслихата района (города областно-
го значения).
Чрезвычайный государственный бюджет
формируется на основе
республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвы-
чайного или военного положения в РК. Чрезвычайный государствен-
ный бюджет разрабатывается центральным уполномоченным орга-
ном по бюджетному планированию и утверждается в порядке, уста-
новленном законодательством РК, Указом Президента РК. Основа-
нием для введения и прекращения действия чрезвычайного государст-
венного бюджета является Указ Президента РК о введении и отмене
на всей территории РК чрезвычайного или военного положения. На
время действия чрезвычайного государственного бюджета действие
закона о республиканском бюджете на соответствующий финансо-
вый год и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного
бюджета на соответствующий финансовый год приостанавливается.
Чрезвычайный государственный бюджет действует в течение срока,
на который введено чрезвычайное или военное положение.
Национальный фонд РК
представляет собой активы государства в
виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правитель-
ства РК в Национальном Банке РК, а также в виде иного имущества,
за исключением нематериальных активов. Национальный фонд РК
предназначен для обеспечения стабильного социально-экономичес-
кого развития государства, накопления финансовых активов и иного
имущества, за исключением нематериальных активов, снижения за-
висимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблаго-
приятных внешних факторов. Национальный фонд РК осуществляет
сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функ-
ция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущест-
ва, за исключением нематериальных активов. Стабилизационная функ-
ция предназначена для снижения зависимости республиканского
бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы.
Формирование и использование Национального фонда РК опре-
деляются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и
финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за ру-
бежом, приоритетов социально-экономического развития республи-
128
ки с сохранением при этом макроэкономической и фискальной ста-
бильности и соблюдением основных целей и задач Национального
фонда РК. Поступление и расходование Национального фонда РК
производятся в национальной и иностранной валюте. Учет и отчет-
ность по операциям Национального фонда РК осуществляются в на-
циональной валюте. Доверительное управление Национальным фон-
дом РК осуществляет Национальный Банк РК на основании договора
о доверительном управлении, заключаемого между Национальным
Банком.
Источниками формирования Национального фонда РК являются:
1) официальные трансферты из республиканского бюджета, опреде-
ляемые как превышение фактических поступлений в республикан-
ский бюджет от организаций сырьевого сектора над их годовыми объе-
мами, утвержденными законом о республиканском бюджете на соот-
ветствующий финансовый год; 2) официальные трансферты из рес-
публиканского бюджета, определяемые за счет поступлений от при-
ватизации государственного имущества, находящегося в республи-
канской собственности и относящегося к горнодобывающей и обра-
батывающей отраслям; 3) официальные трансферты из республикан-
ского бюджета, рассчитываемые в размере десяти процентов от пла-
нируемых в республиканском бюджете сумм поступлений в респуб-
ликанский бюджет от организаций сырьевого сектора; 4) официаль-
ные трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступ-
лений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назна-
чения; 5) инвестиционные доходы от управления Национальным фон-
дом РК; 6) иные поступления и доходы, не запрещенные законода-
тельством РК.
Поступления от организаций сырьевого сектора - совокупность
поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора по следую-
щим видам налогов: корпоративный подоходный налог; налог на до-
бавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля
РК по разделу продукции по заключенным контрактам.
Бюджет состоит из поступления и расходов. Поступлениями бюд-
жета являются доходы, погашение бюджетных кредитов, поступле-
ния от продажи финансовых активов государства, а также государ-
ственные займы. Расходами бюджета являются затраты, бюджетные
кредиты, приобретение финансовых активов, погашение основного
долга по займам.
Структура бюджета состоит из следующих разделов:
1) доходы:
налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от
продажи основного капитала; поступления официальных трансфер-
9-253
129