ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1695

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

тов; 2) затраты; 3) операционное сальдо; 4) чистое бюджетное креди-

тование: бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов;

5) сальдо по операциям с финансовыми активами: приобретение фи-

нансовых активов; поступления от продажи финансовых активов го-

сударства; 6) дефицит (профицит) бюджета; 7) финансирование де-

фицита (использование профицита) бюджета: поступление займов;

погашение займов; движение остатков бюджетных средств.

Доходами бюджета

являются налоговые и другие обязательные

платежи, официальные трансферты, деньги, передаваемые государ-

ству на безвозмездной основе, не носящие характера возвратности и

не связанные с продажей финансовых активов государства, подлежа-

щие в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодатель-

ными актами РК зачислению в бюджет.

Трансферты

— это безвозмездные и невозвратные платежи в бюд-

жет и Национальный фонд РК, а также из бюджета, в том числе физи-

ческим и юридическим лицам, из Национального фонда РК в бюджет.

Определенный интерес представляет вопрос о соотношении по-

нятий «бюджет» и «казна». В соответствии со ст. 192 ГК РК государст-

венную казну РК составляют средства республиканского бюджета,

золотовалютный запас и алмазный фонд, природные ресурсы, нахо-

дящиеся в государственной собственности (земля, ее недра, воды,

растительный и животный мир и т. п.), и иное государственное иму-

щество, не закрепленное за государственными юридическими лица-

ми. Местную казну составляют средства местного бюджета и иное

коммунальное  имущество, не  закрепленное  за государственными

юридическими лицами. Таким образом, бюджет является частью каз-

ны (республиканский бюджет - частью государственной казны РК,

местный — частью местной казны) и в основном выражает ее денеж-

ную составляющую. Следовательно, применительно к финансовому

устройству Казахстана понятие «казна» шире понятия «бюджет».

Профицит бюджета —

это превышение общей суммы поступле-

ний в бюджет над объемом расходов и выделяемых на возвратной

основе кредитов.

Дефицит бюджета

- это превышение объема расходов и выделен-

ных из бюджета на возвратной основе кредитов над общей суммой

поступлений в бюджет. Дефицит бюджета является отрицательным

фактором, профицит рассматривается как положительное явление,

поскольку оно свидетельствует о финансовом благополучии государ-

ства и нормальной организации бюджетного планирования.

Бюджетная деятельность представляет собой одно из основных

направлений финансовой деятельности государства.

Бюджетная дея-

130

тельность —

это деятельность государства в лице уполномоченных

органов по организации бюджетного устройства, а также по форми-

рованию, распределению и организации использования центрально-

го и местных бюджетов.

3. Система и виды налогов в РК."Налог—

обязательный платеж,

взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги —

один из главных источников дохода государственного бюджета. Ос-

новная функция налогов фискальная, т.к. с их помощью создаются

материальные условия действия государства. Регулирующая функ-

ция: натоги стимулируют или сдерживают темпы развития экономи-

ки. Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса РК налоги - это законо-

дательно установленные государством в одностороннем порядке обя-

зательные денежные платежи в бюджет, производимые в определен-

ных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Налоги поступают в бюджет государства. Поэтому за их поступ-

лением и использованием государство устанавливает контроль.

Ме-

тодами налогового контроля

являются: 1) государственная регистра-

ция и ведение учета налогоплательщиков; 2) ведение учета объектов

налогообложения; 3) ведение учета поступления в бюджет; 4)

проведение  налоговых  проверок; 5) проведение  камерального  конт-

роля; 6) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности нало-

гоплательщика; 7) маркировка отдельных видов подакцизных това-

ров; 8) осуществление контроля над уполномоченными органами.

Виды налогов.

Налоги можно классифицировать по различным

основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги

могут быть прямыми и косвенными.^ямой

налог

—это налог, где его

субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т. е.

уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества.

Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате

уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода.

• Косвенный налог

— это налог, где его субъект перекладывает его

бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком

(носителем налога). Примером такого налога выступают налог на до-

бавленную стоимость (НДС) и акцизы. Хотя юридическим платель-

щиком этих налогов выступает продавец товара, в конечном итоге

они оплачиваются покупателем товара, поскольку суммы налога

включаются в цену этого товара, оплачиваемого покупателем. Иначе

говоря сумма налога переносится налогоплательщиком на другое лицо.

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.'/'аиь-

ные налоги

[от англ. геа1 — имущество] — это налоги на имущество (на-

пример, налог на имущество, налог на транспортные средства)

.'Личные

налоги

— это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика.

131


background image

В зависимости от формы налога они подразделяются на

натураль-

ные и денежные.

При

натуральном налоге

предметом налогового плате-

жа выступают вещи, определяемые родовыми признаками (обычно —

часть собранного урожая, добытой продукции).

Денежные налоги

(не-

зависимо от объекта и предмета налога) выплачиваются деньгами.

В настоящее время это преимущественная форма налогообложения.

В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с

юридических лиц (по западной терминологии —

корпоративные нало-

ги)

и налоги с физических лиц (по западной терминологии -

индивиду-

альные налоги).

В зависимости от территориального уровня налоги подразделя-

ются на

общегосударственные и местные.

Первые являются доходом

общегосударственных денежных фондов (например, в Казахстане —

республиканского бюджета), вторые -доходом местных бюджетов.

В зависимости от использования в качестве метода бюджетного

регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирую-

щие:

Закрепленные налоги

— это те, которые в соответствии с законода-

тельством закреплены как доходный источник за определенным ви-

дом бюджета.'

Регулирующие налоги —

это те, которые будучи закреп-

ленными за определенными бюджетами, в процессе ежегодного

утверждения бюджетов передаются в нижестоящие бюджеты в целях

сбалансирования последних.

В зависимости от характера использования налоги могут быть об-

щего назначения и целевыми.

Налоги общего назначения

(абстрактные

налоги), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе

других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета

без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые (специальные) на-

логи

используются для финансирования конкретных мероприятий.

Примером целевого налога выступает социальный налог.

По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные

и неокладные. При

окладных налогах

его сумма (так называемый

«оклад налога») устанавливается для каждого отдельного налогопла-

тельщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возника-

ет только после получения плательщиком отданного органа соответст-

вующего  распоряжения (налогового  уведомления) с  указанием

исчисленной суммы налога.

Неокладные налоги

исчисляются и вы-

плачиваются (разумеется, в установленные налоговым законодатель-

ством сроки) налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые орга-

ны осуществляют лишь контроль за полнотой исчисления налога и

своевременностью его уплаты.

132

В соответствии с НК РК налоги, действующие на территории Ка-

захстана, подразделяются на прямые и косвенные. К

косвенным нало-

гам

относятся НДС и акцизы. Другие относятся

к прямым.

Согласно ст. 60 НК РК установлены следующие виды налогов:

1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный

налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) налоги и

специальные платежи недропользователей; 6) социальный налог;

7) земельный налог; 8) налог на транспортные средства; 9) налог на

имущество.

Кроме того, в ст. 61 НК РК установлены следующие виды сборов:

1) сбор за государственную регистрацию юридических лиц; 2) сбор за

государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;

3) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое иму-

щество и сделок с ним, и др.

Налоги и сборы исчисляются и уплачиваются в тенге, за исклю-

чением случаев, когда законодательными актами РК и положениями

контрактов на недропользование, заключенных компетентным орга-

ном, уполномоченным Правительством РК предусмотрена натураль-

ная форма уплаты, а также когда уплата налогов осуществляется в

иностранной валюте, в соответствии с законодательными актами Ка-

захстана.

Корпоративный подоходный налог.

В соответствии со ст. 77 НК РК

к плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юри-

дические лица-резиденты РК, за исключением Национального Банка

РК и государственных учреждений, а также юридические лица-нере-

зиденты, осуществляющие  деятельность  в  РК  через  постоянное

учреждение или получающие доходы из источников в РК. Объектами

обложения корпоративным подоходным налогом, согласно ст. 78 На-

логового кодекса, являются налогооблагаемый доход; доход, обла-

гаемый у источника выплаты, и чистый доход юридического лица не-

резидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное

учреждение. Корпоративный подоходный налог исчисляется за на-

логовый период (календарный год) путем применения ставки 30 про-

центов к налогооблагаемому доходу.

Налогоплательщики уплачивают корпоративный подоходный на-

лог путем внесения авансовых платежей равными долями в течение

налогового периода не позднее 20 числа текущего месяца. Деклара-

ция по корпоративному подоходному налогу представляется налого-

вым органам не позднее 31 марта года, следующего за отчетным нало-

говым периодом (за исключением юридических лиц, применяющих

специальный налоговый режим). Окончательный расчет по корпора-


background image

тивному подоходному налогу по итогам налогового периода нало-

гоплательщик осуществляет не позднее десяти рабочих дней после

31 марта.

Индивидуальный подоходный налог.

В соответствии со ст. 141 Нало-

гового кодекса плательщиками индивидуального подоходного налога

являются физические лица, имеющие объекты налогообложения.

Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом яв-

ляются доходы, облагаемые у источника выплаты (доход работника,

доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов и другие доходы,

определенные ст. 146 Налогового кодекса и доходы, необлагаемые у

источника выплаты (имущественный доход, налогооблагаемый доход

индивидуального предпринимателя и другие доходы, определенные

ст. 163 Налогового кодекса). При этом ст. 144 Налогового кодекса

определен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налого-

обложению, в частности, адресная социальная помощь, алименты,

полученные на детей, выплаты военнослужащим, доходы от опера-

ций с государственными ценными бумагами и некоторые другие до-

ходы.

Сумма индивидуального подоходного налога исчисляется путем

применения ставок от 5 до 30 процентов (в зависимости от суммы

дохода) к доходу, уменьшенному на сумму обязательных пенсионных

взносов в накопительные пенсионные фонды. Налогооблагаемый до-

ход индивидуального предпринимателя будет определяться, а подо-

ходный налог исчисляться и удерживаться как для юридического лица.

Декларацию по индивиду подоходному налогу представляют не позд-

нее 31 марта года, следующего за налоговым годом, лишь определен-

ные категории налогоплательщиков-резидентов, в том числе лица,

имеющие доходы, не облагаемые у источника выплаты, физические

лица, имеющие деньги на счетах в иностранных банках и иные катего-

рии лиц, определенные ст. 171 НКРК.

Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость

представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости,

добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ,

услуг, а также отчисления при импорте товаров на территории РК.

НДС, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, опре-

деляется как разница между суммами НДС, начисленными за реали-

зованные товары (работы, услуги) и суммами НДС, подлежащими

уплате в бюджет за ранее приобретенные товары, работы, услуги (они

относятся в зачет). Для того, чтобы отнести суммы НДС, подлежа-

щие уплате в зачет, необходимы подтверждающие документы, счета-

фактуры на товары, работы, услуги.

Плательщиками НДС становится юридические и физические лица,

а также нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоян-

ное учреждение, которые занимаются хозяйственной деятельностью

долее 12-месячного периода и/или у которых облагаемый оборот пре-

высил 10000-кратную  величину  МРП. Плательщиками  НДС при

импорте товаров являются лица, импортирующие эти товары на тер-

риторию Казахстана в соответствии с таможенным законодательством

РК. Объектами обложения НДС, в соответствии со ст. 206 НК РК,

являются облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым обо-

ротом является оборот по реализации товаров (работ, услуг) в РК,

совершаемый плательщиком НДС, за исключением оборота, осво-

божденного от НДС. Облагаемым импортом являются товары, вво-

зимые или ввезенные на территорию РК (за исключением освобож-

денных от НДС), подлежащие декларированию в соответствии с та-

моженным законодательством РК.

В соответствии со ст. 245 Налогового кодекса ставка НДС по обла-

гаемому обороту и по облагаемому импорту равняется 15 процентам.

Оборот по реализации товаров на экспорт (за исключением экспорта

лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, оказание ус-

луг в связи с международными перевозками облагаются НДС по ну-

левой ставке.

Освобождаются от НДС обороты по реализации товаров (работ,

услуг), предусмотренные статьями 225-233 Налогового кодекса и

включающие, в частности, взносы в уставный капитал, финансовые

услуги, передачу имущества в финансовый лизинг, геологоразведоч-

ные работы. Согласно ст. 234 НК РК, освобождается от НДС импорт

некоторых товаров, в том числе импорт товаров физическими лицами

по нормам беспошлинного ввоза товаров, импорт иностранной валю-

ты, лекарственных средств и иных товаров, предусмотренных данной

статьей. В соответствии со ст. 248 Налогового кодекса плательщик

НДС обязан уплатить его в бюджет за каждый налоговый период до

или в день установленного срока для представления декларации по

нему. Декларация по НДС за каждый налоговый период подается не

позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость явля-

ется календарный месяц, однако если среднемесячная сумма НДС,

подлежащего уплате в бюджет за предыдущий квартал, составляет

менее 1000 МРП, то налоговым периодом является квартал. Для пла-

тельщиков налога на добавленную стоимость, применяющих специ-

альный налоговый режим, для юридических лиц-производителей сель-

хозпродукции, налоговым периодом по НДС, подлежащему уплате в


background image

бюджет от осуществления деятельности, на которую распространя-

ется действие указанного специального налогового режима, являет-

ся налоговый год.

Социальный налог.

В соответствии со ст. 315 НК РК плательщиками

социального налога являются юридические лица-резиденты Респуб-

лики Казахстан, а также нерезиденты, осущестшшющие деятельность

в Казахстане через постоянное учреждение, индивидуальные пред-

приниматели, частные нотариусы и адвокаты. Объектом налого-

обложения для юридических лиц, согласно ст. 316 Налогового кодек-

са, являются расходы работодателя, выплачиваемые в виде доходов

работников, за исключением некоторых предусмотренных указан-

ной статьей выплат. Для индивидуальных предпринимателей, част-

ных нотариусов и адвокатов объектом обложения социальным нало-

гом является численность работников, включая самих плательщи-

ков/

Юридические лица-резиденты РК (за исключением юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специаль-

ные налоговые режимы), а также нерезиденты, осуществляющие де-

ятельность в РК через постоянное учреждение, уплачивают соци-

альный налог по регрессивной шкале, за исключением уплаты со-

циального налога за иностранных специалистов административно-

управленческого, инженерно-технического персонала, ставка кото-

рого составляет 11 процентов.

Индивидуальные предприниматели (кроме применяющих специ-

альные налоговые режимы), частные нотариусы и адвокаты уплачи-

вают социальный налог в размере трех месячных расчетных показа-

телей за себя и двух месячных расчетных показателей за каждого

работника.

Декларация по социальному налогу представляется плательщи-

ками ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за от-

четным кварталом. Уплата налога производится плательщиками (кро-

ме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применя-

ющих специальные налоговые режимы) не позднее 15 числа месяца,

следующего за отчетным месяцем.

Земельный налог.

Плательщиками земельного налога являются

физические и юридические лица, имеющие объекты обложения:

1) на праве собственности; 2) на праве постоянного землепользова-

ния; 3) на праве первичного безвозмездного временногсуземлеполь-

зования(ст.324НКРК).

В целях налогообложения все земли рассматриваются в зависи-

мости от их целевого назначения и принадлежности к следующим

136

категориям: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли

населенных пунктов; 3) земли промышленности, транспорта, связи,

обороны, и иного несельскохозяйственного назначения (далее — зем-

ли промышленности); 4) земли особо охраняемых природных терри-

торий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-куль-

турного назначения (далее - земли особо охраняемых природных тер-

риторий); 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли

запаса.

Принадлежность земель к той или иной категории устанавливает-

ся законодательным актом РК о земле. Земли населенных пунктов

для целей налогообложения разделены на две группы: 1) земли насе-

ленных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фон-

дом, в том числе строениями и сооружениями при нем; 2) земли, за-

нятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями

при нем.

Налогообложению не подлежат следующие категории земель:

1) земли особо охраняемых природных территорий; 2) земли лесного

фонда; 3) земли водного фонда; 4) земли запаса (ст. 323 НК РК).

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения является

земельный участок (при общей долевой собственности на земельный

участок — земельная доля). Не являются объектом налогообложения:

1) земельные участки общего пользования населенных пунктов. К

землям общего пользования населенных пунктов относятся земли,

занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, про-

ездами, дорогами, набережными, парками, скверами, бульварами,

водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназна-

ченными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопи-

тельные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы

общего пользования); 2) земельные участки, занятые сетью государст-

венных автомобильных дорог общего пользования. К землям, заня-

тым сетью государственных автомобильных дорог общего пользова-

ния в полосе отвода, относятся земли, занимаемые земляным полот-

ном, транспортными развязками, путепроводами, искусственными

сооружениями, притрассовыми резервами и иными сооружениями

по обслуживанию дорог, служебными и жилыми помещениями до-

рожной службы, снегозащитными и декоративными насаждениями;

3) земельные участки, занятые под объекты, находящиеся на консер-

вации по решению Правительства РК; 4) земельные участки, приоб-

ретенные и используемые для реализации инвестиционного проекта,

в порядке, установленном статьями 138-140 НК РК (ст. 326 НК РК).

137


background image

Не являются плательщиками земельного налога: 1) плательщики

единого земельного налога по земельным участкам, используемым в

деятельности, на которую распространяется специальный налоговый

режим для крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) государственные

учреждения; 3) недропользователи, налогообложение которых  осу-

ществляется по второй модели налогового режима, определенного в

ст. 283 НК РК; 4) государственные предприятия исправительных

учреждений уполномоченного органа в сфере исполнения уголовных

наказаний; 5) участники Великой Отечественной войны и приравнен-

ные к ним лица, инвалиды, а также один из родителей инвалида с

детства по: а) земельным участкам, занятым жилищным фондом, в

том числе строениями и сооружениями при нем; б) придомовым зе-

мельным участкам; в) земельным участкам, предоставленным для ве-

дения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дач-

ного строительства, включая земли, занятые под постройки; г) зе-

мельным участкам, занятым под гаражи; 6) многодетные матери,

удостоенные  звания «Мать-героиня», награжденные  подвеской

«Алтын ална», - по земельным участкам, занятым жилищным фон-

дом, в том числе строениями и сооружениями при нем, и придомовым

земельным участкам; 7) религиозные объединения. Государственные

предприятия исправительных учреждений уполномоченного органа

в сфере исполнения уголовных наказаний и религиозные объедине-

ния не освобождаются от уплаты налога по земельным участкам, пе-

реданным в пользование или аренду (ст. 324 НК РК).

Определенные категории налогоплательщиков, установленные

ст. 324 НК РК, не являются плательщиками земельного налога (пла-

тельщики единого земельного налога, религиозные объединения и пр.).

Объектом налогообложения, согласно ст. 326 НК, является земель-

ный участок, за исключением земельных участков общего пользова-

ния населенных пунктов, земельных участков, занятых сетью госу-

дарственных автомобильных дорог общего пользования, и земельных

участков, занятых под объекты, находящиеся на консервации по ре-

шению Правительства РК. Налоговой базой для определения земель-

ного налога является площадь земельного участка.

Юридические лица обязаны исчислять и уплачивать в течение

налогового периода текущие платежи по земельному налогу. Суммы

текущих платежей подлежат уплате равными долями в сроки не позд-

нее 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября текущего года. Оконча-

тельный расчет и уплата земельного налога производится в срок не

позднее десяти дней после наступления срока представления декла-

рации за налоговый период (календарный год). Декларация по земель-

138

ному налогу представляется (за исключением юридических лиц, осу-
ществляющих расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме
для производителей сельхозпродукции) в налоговый орган по место-
нахождению объектов обложения не позднее 31 марта года, следую-
щего за отчетным.

Исчисление земельного налога, подлежащего уплате физически-

ми лицами, производится налоговыми органами исходя из соответст-
вующих ставок налога и налоговой базы в срок не позднее 1 августа.
Физические лица уплачивают в бюджет земельный налог не позднее
1 октября текущего года.

Налог на транспортные средства.

Плательщиками налога на транс-

портные средства являются физические лица, имеющие объекты об-
ложения на праве собственности, и юридические лица, их структур-
ные подразделения, имеющие объекты обложения на праве собствен-
ности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Опре-
деленные категории налогоплательщиков, установленные ст. 345 НК
РК, не уплачивают налог на транспортные средства. К ним, в частнос-
ти, относятся плательщики единого земельного налога в пределах
нормативов потребности в транспортных средствах, организации,
содержащиеся только за счет государственного бюджета, и некото-
рые другие категории.

В соответствии со ст. 346 НК РК объектами обложения являются

транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие го-
сударственной регистрации и (или) состоящие на учете в уполномо-
ченном органе.

Исчисление налога производится но ставкам, установленным в

месячных расчетных показателях (МРП). Размеры ставок установле-
ны ст. 347 НКРК.

Уплата налога производится в бюджет по месту регистрации объек-

тов обложения не позднее 1 июля налогового периода (календарный
год). Налогоплательщики - юридические лица - производят оконча-
тельный расчет по налогу на транспортные средства в срок не позднее
десяти дней после наступления срока представления декларации по
налогу на транспортные средства за налоговый период. При этом дек-
ларация представляется в срок не позднее 31 марта года, следующего
за отчетным.

Налог на имущество.

Плательщиками налога на имущество явля-

ются юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управле-
ния на территории РК, а также индивидуальные предприниматели,