ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1675

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

правомерного или противоправного поведения. Возможная поведен-

ческая реакция индивида зависит от направленности его правовой

ориентации, то есть совокупности правовых установок, которые не-

посредственно определяют его поведение в конкретных ситуациях.

Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию

как одной из важнейших форм общественного сознания и даже миро-

воззрения, теория права выделяет и изучает структуру правосозна-

ния. Структура правосознания состоит из двух элементов: правовой

психологии и правой идеологии.

Правовая психология

— это совокупность чувств, эмоций, пере-

живаний, настроений, стереотипов, привычек, на основе которых

складывается отношение общества или конкретного коллектива к

праву. Они формируются в результате повседневного общения и вза-

имодействия людей. Содержание правовой психологии проявляется в

психологических качествах человека на право, принятые законода-

тельные акты, действия государства. Эти психологические реакции

могут представлять собой чувство удовлетворения или переживания,

а также недовольства или равнодушия к тем или иным запретам, свя-

зываниям, дозволениям.

Несмотря на случайное, фрагментарное, стихийно складывающе-

еся эмоциональное отношение к правовым явлениям, которое обус-

ловливается правовой психологией, она играет очень важную роль в

формировании и реализации права. Нельзя игнорировать устойчивые

стереотипы, привычки, обычаи при выработке и принятии норматив-

ного правового акта, если его содержание противоречит устоявшим-

ся представлениям, традициям. В этом случае закон вряд ли будет

эффективно действовать. Следовательно, осуществление социально

полезных целей, которые закрепляются в законах, указах, постанов-

лениях, не должно противоречить или не учитывать содержание пра-

вовой психологии населения.

Правовая идеология

— это система правовых идей, теорий, прин-

ципов, выражающих осознанное отношение к праву общества, соци-

альных групп, личностей. По сравнению с правовой психологией пра-

вовая идеология характеризуется целенаправленным и целостным

осознанием права, которое реализуют профессиональные правове-

ды. Если в правовой психологии проявляется эмоционально-чувствен-

ный аспект правовой жизни, который основывается на повседневный

опыт индивида, то правовая идеология стремится к выявлению сущ-

ности и смысла права. Такое концептуальное осмысление природы

права, правовой действительности проявлено в доктринах, теориях,

подобно теории естественного права, государственно-правовой докт-

рине позитивизма и т. д.

Правовая идеология выражает интересы больших групп людей:

общества, классов, коллектива, политических партий, мирового со-

общества. Она служит для таких больших социальных групп той ба-

зой, на основе которой происходит участие в осуществлении власт-

ных отношений. При этом «правила игры» этих больших групп опре-

деляются правовой идеологией. Примером правовой идеологии яв-

ляется концепция правового государства. В ней зафиксированы об-

щечеловеческие представления о демократии, верховенстве прав че-

ловека и гражданина, справедливом и гуманном правопорядке.

В качестве третьего элемента правосознания можно выделить эле-

менты поведенческих компонентов: привычек, установок, ценностей,

ориентации. Поведенческие элементы раскрывают готовность лич-

ности к восприятию и оценке правовых явлений и характеризуют

желание сознательно совершить правомерное либо неправомерное

действие. Поведенческий компонент правосознания - совокупность

правовых установок, которые непосредственно создают устойчивые

модели поведения в определенных стандартных ситуациях.

Виды правосознания.

Усвоение правовых идей, принципов, тео-

рий различными группами и индивидами осуществляется не одно-

мерно. Да и правовая ориентация участников правоотношений, то

есть их предрасположенность к определенным образцам поведения

часто не совпадает. Это выражается в готовности к правомерному

поведению одних и неправомерному поведению других. Следователь-

но, правосознание проявляется в различных видах. Выделение разно-

видностей правосознания может происходить на основе различных

критериев.

В зависимости от того, кто является носителем правовых идей,

взглядов, переживаний, выделяют индивидуальное, групповое и об-

щественное правосознание.

Индивидуагьное  правосознание

свойственно  отдельным  людям,

личностям, которые представляют собой совокупность их правовых

знаний и оценок правовых явлений. Отношение индивида к праву фор-

мируется, когда он вовлечен в группу, общественное движение, по-

литическую партию, поэтому индивидуальное правосознание тесно

связано с правосознанием коллектива или определенной социальной

группы. Через индивидуальное правосознание проявляется степень

правовой активности, способность личности отстаивать свои права и

свободы.

Формами проявления индивидуального правосознания являются:

приспособление индивида к действующей правовой системе, законо-

40

41


background image

послушность, протест против существующей правовой системы, без-

различие к действующему праву.

Групповое правосознание обычно

отражает интересы классов, этно-

сов, профессиональных групп, объединенных в партии, движения,

общественные организации.

Общественное правосознание

включает в себя правовые идеи, прин-

ципы, теории, признанные большинством общества. Наиболее отчет-

ливо общественное правосознание проявляется на выборах, рефе-

рендумах, плебисцитах.

Кроме того, правосознание различается по глубине отражения

правовой реальности. В этой связи вьщеляют обыденное, научное и

профессиональное правосознание.

Обыденное правосознание

представляет собой отношение к праву и

законности, складывающееся на основе стереотипов, слухов, настро-

ений, переживаний. Оно формируется под воздействием реальных

условий жизни различных групп населения.

Профессиональное правосознание

составляют убеждения, традиции,

стереотипы, которые формируются у юристов-практиков. Это пра-

восознание играет важную роль в развитии права и его примене-

нии, поскольку многие юристы в качестве законодателей создают

нормативные правовые акты, а в качестве судей, следователей, про-

куроров, нотариусов применяют его. Во многом профессиональное

правосознание является отражением качества юридического обра-

зования в стране, а также тех традиций, которые сложились в юриди-

ческой практике.

Научное правосознание

представляет собой систему доктрин, кон-

цепций, взглядов, отражающих закономерности развития правовой

сферы. По этой причине научное правосознание должно определять

развитие законодательства, правовых институтов и права в целом.

Типы правосознания.

Содержание правовых установок и ценност-

ных ориентации, доминирующих в обществе, позволяет вьщелить два

типа отношения к праву, следовательно, два типа правосознания:

юридическое мировоззрение и правовой нигилизм.

Они являются крайни-

ми вариантами правовых ценностных установок, соответственно при-

знающих ценность права и отрицающих необходимость в нем, между

которыми может располагаться ряд промежуточных правовых ори-

ентации.

Например, правовой инфантилизм можно рассматривать как тип

правосознания, характеризующийся несформированностью правовой

установки, обусловленной недостаточностью правовых знаний при

завышенной самооценке собственного правосознания.

42

Крайне отрицатльное отношение к праву выражено в криминаль-

ном («перерожденном») правосознании, которое не отрицает ценнос-

ти права, однако использует знания о праве в преступных целях.

Поведенческая реакция может быть основана на вольном обраще-

нии с законами, которое обусловлено небрежностью, неорганизо-

ванностью субъекта права. В данном случае тип правосознания при-

обретает форму правового дилетантизма.

Уважение к праву, вера в его способность разрешать все соци-

альные конфликты, готовность соблюдать и исполнять законы со-

ставляют содержание правосознания, именуемого

юридическим миро-

воззрением.

Наиболее отчетливо оно прослеживается в доктрине естест-

венного права, утверждающей идею равенства и неотчуждаемости прав

человека по факту рождения.

Возникновение этого типа правосознания связано с развитием

гражданского общества, отрицавшего сословное деление людей и ут-

верждавшего принципы формального равенства, субъективных прав

и их судебных гарантий. Юридическое мировоззрение оказало боль-

шое влияние на формирование правового государства в западных стра-

нах, правовой культуры, законопослушности их граждан.

Чрезмерная абсолютизация преобразовательной роли права, за-

вышенные ожидания, оторванные от реальных экономических, поли-

тических, организационных условий, способны породить правовой

идеализм, правовой романтизм. Этот тип правосознания характери-

зуется чрезмерными, заведомо несбыточными надеждами на право,

закон в качестве главных средств избавления общества от негативных

явлений, таких как преступность, коррупция, войны и т. д.

Прямо противоположное отношение к праву у нигилистов

(в пер. с

лат. — ничто). Правовой нигилизм

— это тип правосознания, основан-

ный на негативном, отрицательном отношении к праву и закону. По-

добное неуважительное отношение к праву имеет место в тех общест-

вах, где идеи прав и индивидуальных свобод оказываются невостребо-

ванными и не представляют главной ценности для людей.

Одной из причин распространения правового нигилизма является

правовое невежество, отсутствие элементарных знаний о праве. Зна-

чительно более серьезны психологические корни данного явления.

Они кроются в недоверии в преобразующую, конструктивную роль

права, его способности оказывать влияние на судьбы миллионов про-

стых обывателей. По этой причине простые граждане стремятся дей-

ствовать в обход существующих норм права.

Правовая культура.

Понятие «культура» достаточно давно и проч-

но вошло в наш обиход. Однако за ним не сохранилось какого-то чет-


background image

кого содержания, поэтому существуют его различные толкования.

Термин «культура» происходит от

лат. Ыеге— возделывать, культи-

вировать землю.

Однако лишь в XVIII в. термин «культура» стал упот-

ребляться для характеристики человека, его манер, начитанности.

Обычно культурными считались аристократы. Позже аристократи-

ческий оттенок понятия исчезает. Культура уже представляется как

убеждения, ценности и формы их выражения, которые являются об-

щими для какой-либо группы. С помощью этих средств культура упо-

рядочивает опыт, регулирует поведение людей. Кроме этого, культу-

ра отбирает общественно полезные стандарты поведения и запреща-

ет общественно вредные.

Культуру не следует ограничивать лишь материальными и духов-

ными достижениями, которые созданы трудом человека. Культура

отражает уровень, качество развития общественной жизни, прояв-

ляющиеся в деятельности человека. Совместное цивилизованное су-

ществование людей требует, чтобы они взаимодействовали на основе

общепризнанных правил, были привержены определенным идеалам и

ценностям, которые в своей совокупности и формируют культуру.

Одной из форм существования таких общеобязательных правил

является право. Следовательно, правовая культура представляет со-

бой разновидность культуры общества в целом. Она характеризует

уровень развития правовой деятельности и выражается в правосоз-

нании, образе мышления, системе ценностей, признанных в обществе

стандартах поведения. Формирование относительно высокого уров-

ня правовой культуры населения, профессиональной культуры госу-

дарственных служащих, должностных лиц оказывает непосредствен-

ное влияние на укрепление не только правового, но и социального,

демократического, светского государства.

В отечественной юриспруденции существует понимание правовой

культуры в широком и узком смыслах. В широком смысле правовая

культура включает в себя все правовые явления и институты: зако-

нодательство, юридические учреждения, деятельность органов госу-

дарства (юридическую практику), правовое поведение граждан, пра-

вовое сознание. Тем самым правовая культура отождествляется с пра-

вовой системой.

Понимание правовой культуры в узком смысле связано с характе-

ристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и

способов, что и обусловливает качество правовой жизни. Именно в

узком смысле, как качественную характеристику юридической прак-

тики официальных органов власти и правового поведения индивидов

следует употреблять термин «правовая культура». Следовательно,

правовая культура общества

— это качественное состояние правовой

жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельнос-

ти, качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и

свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что после-

днее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий,

ориентации, выражающих отношение общества и индивида к праву, а

правовая культура представляет собой положительный тип отноше-

ния к правовым явлениям, который выражается в деятельности инди-

вида, юридических учреждений.

Поэтому правовая культура - понятие более широкое, нежели

правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в

себя степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе

деятельности исполнительной власти, должностных лиц.

Высшим уровнем проявления правовой культуры является пра-

вовая активность индивида. Она выражается не только в законопос-

лушном поведении индивида, но и в способности личности к актив-

ным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфе-

ре правового регулирования.

Структура правовой культуры

представляет собой взаимодействие

различных компонентов позитивного правового поведения (деятель-

ности). Ее можно условно сгруппировать в три блока: познаватель-

ный (гносеологический); ценностно-ориентационный; деятельност-

ный (поведенческий).

Познавательный «блок» охватывает правовую информированность

людей, юридическую образованность, знание ими законов. Юриди-

ческая подготовка индивида основывается также и на эмоциях, чув-

ствах, стереотипах, которые формируют его уважительное отноше-

ние к праву.

Ценностно-ориентационный «блок» составляют правовые уста-

новки, правовые ценностные ориентации, переходящие в личност-

ную структуру поведения, определяющие направленность правовой

активности, готовность позитивно воспринимать правовую инфор-

мацию, оценивать ее и действовать на основе сформулированного от-

ношения. Проявлениями правовой культуры на этом уровне являют-

ся: готовность соблюдать и исполнять законы, уважение к правосу-

дию, потребность обращения в суд за защитой своих прав.

Деятельностный «блок» содержит устойчивые формы правомер-

ного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, исполь-

зование субъективных прав и юридических обязанностей. Наивыс-

45


background image

шим проявлением поведенческого аспекта правовой культуры явля-

ется правовая активность как осознанная поведенческая реакция в

форме правомерного поведения, исключающего использование про-

тивозаконных силовых средств при разрешении споров.

В целом, именно зрелость правовой культуры выступает интегри-

рованным показателем, определяющим место и роль права в жизни

общества.

В связи с этим, если правовая культура не представляет собой

целостного образования, внутри которого в разной мере развиты ее

отдельные компоненты (например, правовая информированность без

предрасположенности к правомерному поведению), то она не в со-

стоянии оказывать сколько-нибудь серьезного влияния на юриди-

ческую действительность.

Правовая культура выполняет в обществе ряд функций.

Познава-

тельная функция

правовой культуры выражается в формировании у

населения представлений о государстве, праве, гражданском общест-

ве, на основе которых они вступают в правоотношения.

Регулятивная функция

правовой культуры направлена на обеспе-

чение устойчивого функционирования общества путем предписания

индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного

поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и

идеалов различных групп общепризнанным в обществе.

Функция правовой социализации

выражается в способности право-

вой культуры обеспечивать передачу новым поколения накопленно-

го опыта и культуры для эффективного использования своих субъек-

тивных прав и соблюдения юридических обязанностей.

Оценочная функция

состоит в выработке отношения индивида к

правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеа-

лов, принципов. Это отношение выражается в поступках, поведении,

в его оценке права, законности, правопорядка, законодательства в

сравнении с имеющимися представлениями об этом.

Прогностическая функция

правовой культуры выражается в спо-

собности предвидеть возможные направления развития правовой си-

стемы, законодательства, юридической практики, определить сред-

ства для достижения актуальных правовых целей. В связи с этим важ-

но обоснование вероятных изменений в системе правовых ориента-

ции граждан, выработке средств, либо блокирующих, либо стимули-

рующих их появление.

Виды правовой культуры.

Правовая культура общества не пред-

ставляет собой единого целого. Она распадается на виды, которые

вычленяются на основе следующих критериев. С точки зрения но-

46

сителей правовой культуры она подразделяется на правовую культу-
ру общества, группы и личности.

Индивидуальная правовая культура

проявляется в глубоком зна-

нии и понимании ценности права, юридической подготовленности

личности к восприятию позитивных изменений в законодательстве, в

развитых навыках и внутренней потребности использовать право.

Будучи представителем социальной группы, слоя (рабочих, ин-

теллигенции, юристов, студентов и т. д.), личность испытывает на

себе влияние ценностных правовых ориентации группы, составляю-

щих правовую субкультуру. Интеграция субкультур групп в единую

правовую культуру общества осуществляется на основе общеприз-

нанных ценностей большинством населения.

Правовая культура общества

выражается в гарантиях субъектив-

ных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к право-

судию, их готовности соблюдать и исполнять законы, в уровне совер-

шенства законодательства, уровне правосознания должностных лиц,

их убежденности следовать предписаниям норм права, в эффективнос-

ти работы правоохранительных органов, наконец в уровне законнос-

ти и правопорядка.

По степени познания правовых явлений и использования их в

практической правовой деятельности выделяют: обыденный уровень

правовой культуры, профессиональный и теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры

характеризуется включен-

ностью личности в правоотношения на уровне здравого смысла, эмо-

циональных переживаний и выражается в использовании субъектив-

ных прав и соблюдении юридических обязанностей.

В отличие от обыденного

профессиональный уровень правовой

культуры

выражается в творчестве лиц, специально занимающихся

правовой деятельностью. Свою работу они строят на основе системы

знаний, понимания закономерностей развития правовой сферы.

Однако осознание обществом правового регулирования происхо-

дит на

теоретическом уровне правовой культуры.

Именно здесь про-

исходит целостное осмысление основных направлений развития пра-

ва, его природы и сущности, структуры правовых институтов. На этом

же уровне формируются основные юридические понятия, которые

отражают содержание правовой сферы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.

Какие теории существуют по поводу понятия государства?

2.

Назовите подходы объяснения сущности государства?

3.

Перечислите признаки государства.

47


background image

4.

Что такое социальное, правовое государство?

5.

Каковы формы государства?

6.

Что понимается под правом?

7.

Назовите признаки, источники права.

8.

Перечислите виды нормативных правовых актов.

9.

Что  понимается  под  категориями: а) реализация  права; б) п  менение; в)

правоотношение; г) законность; д) правопорядок; е) рушение; ж) правосознание; з)
правовая культура?

Г л а в а  III ОСНОВЫ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

1. Понятие и предмет конституционного права. Конституция РК.

2. Конституционные основы общественного строя Республики Ка-

захстан.

3. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты.

4. Избирательная система Республики Казахстан: понятие, прин-

ципы, избирательные органы.

1. Понятие и предмет конституционного права как науки и отрасли

права. Конституция РК.

Конституционное право — ведущая отрасль

права РК. Такая его роль обусловлена значением общественных от-

ношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой от-

расли. Ведущая роль конституционного права в системе права РК вы-

ражается в следующем: во-первых, конституционное право устанав-

ливает в правовой форме основополагающие принципы устройства

общества и государства; во-вторых, конституционное право опреде-

ляет общие основы управления всеми общественными процессами;

в-третьих, нормами конституционного права регулируется сам про-

цесс создания права, так как нормы конституционного права опреде-

ляют виды других нормативных правовых актов, органы, их издаю-

щие, соотношение их юридической силы.

Наука конституционного права является составной частью юри-

дической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общест-

венных наук. Для конституционного права как науки присущи свой

предмет, источники, специфический подход к его изучению. Наука

конституционного права относится к числу отраслевых юридических

наук. Наука конституционного права - система научных знаний о

закономерностях развития: государственно-правовых отношений,

представленных  в институтах  конституционного  строя; волевых

общественных отношений, с которыми связано осуществление го-

сударственной власти.

Наука конституционного права представляет собой систему зна-

ний. В систему науки конституционного права входят: знание о кон-

ституционном праве как отрасли права; знания о сущности Консти-

туции РК - ее структуре и содержании; знания об основах конститу-

ционного строя РК и их отношении с господствующими в обществе

отношениями; знания о правах и свободах человека и гражданина РК;

знания о национально-государственном и административно-террито-

риальном устройстве РК; знания о системе органов власти РК, мест-

ном государственном управлении и самоуправлении. Указанные

объекты выступают предметом научного исследования и изучаются

исходя из научных методологических принципов с использованием

различных методов: исторического, логического, сравнительно-пра-

вового, системного, статистического, конкретно-социологического

и др.

Формулируя  теоретические выводы, наука  конституционного

права опирается на широкую систему источников, под которыми под-

разумеваются факторы, составляющие основы научного познания.

К таким источникам в первую очередь относится Конституция. В

то же время источниками науки являются и другие нормативные пра-

вовые акты, которые в совокупности составляют конституционное

законодательство: конституционные и обычные законы, норматив-

ные правовые акты Президента, Правительства, местных представи-

тельных органов. Наука выявляет и теоретически обосновывает за-

ложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимо-

связи.

Другим источником науки конституционного права является прак-

тическая деятельность государственных органов и всех субъектов

правовых отношений по реализации конституционно-правовых норм.

Ее изучение позволяет понять не только формальную природу, но и

фактическую сущность, реальность действия норм права.

Источником науки конституционного права являются также тру-

ды ученых, как отечественных, так и зарубежных, посвященных фило-

софским, социологическим и другим проблемам конституционного

строительства, прямо или косвенно относящихся кданной отрасли.

Конституционное право РКкак отрасль права

— это совокупность

правовых норм, регулирующих правовое положение личности и го-

сударственное устройство РК. В основу разделения права на отрасли

положено два критерия: предмет регулирования и метод регулирова-

ния.

Конституционное право призвано регулировать общественные

отношения, возникающие в процессе осуществления государствен-

48

4-253

49