ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2021
Просмотров: 1778
Скачиваний: 47
но противоправным, виновным и повлечь административную ответст-
венность. К составу административного правонарушения относятся:
объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона пра-
вонарушения.
Объективная сторона
характеризует внешнюю сторону админист-
ративного правонарушения, само деяние (действие или бездействие).
Часто определенное значение в составе правонарушения имеют при-
знаки способа, характера (неоднократность, повторность) правона-
рушения, места (общественное место, воздушное судно, погранич-
ная зона) и времени (ночное) его совершения, наступивших его вред-
ных последствий (размер вреда иногда обусловливает применение
либо административной, либо уголовной ответственности), исполь-
зуемых средств совершения правонарушения (транспортные средства,
спиртные напитки, наркотические вещества, огнестрельное оружие).
Такие признаки объективной стороны, как неоднократность и
повторность деяния, часто предусматриваются в составах админист-
ративных правонарушений.
Неоднократность
означает совершение
однородного действия или бездействия более одного раза. Отсутствие
однородности исключает возможность отнесения этого признака к
объективной стороне административного правонарушения.
Повторность
— совершение одним и тем же лицом в течение года
однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось
административному взысканию. Повторность служит обстоятельст-
вом, отягчающим ответственность за совершение административного
правонарушения. Неоднократное правонарушение в отличие от по-
вторного квалифицируется как единое, а не несколько правонару-
шений.
Субъективная сторона
- это психологическое отношение субъек
1
та к совершенному им противоправному действию или бездействию и
возможным их последствиям. Вина может быть выражена в форме
умысла или неосторожности. Умышленное действие или бездействие
означает, что лицо, совершившее деяние, сознавало его характер,
предвидело отрицательные последствия своего поведения, желало их
или сознательно допускало наступление этих последствий. Админист-
ративное правонарушение признается совершенным по неосторож-
ности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступ-
ления вредных последствий своего действия либо бездействия, но
легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предви-
дело возможности наступления таких последствий, хотя должно было
и могло их предвидеть.
4. Административная ответственность: понятие, основные при-
знаки.
Юридическая ответственность, в том числе и административ-
ная, является реакцией государства на правонарушение и состоит в
обязанности претерпевания правонарушителем известных лишений,
выражающих наступивший для него правовой урон. Не только в ад-
министративном, но и в уголовном праве используются различные
дефиниции, характеризующие реакцию государства («профилакти-
ка», «предупреждение», «предотвращение» и «пресечение»).
Административное взыскание
является мерой государственного
принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судь-
ей, органами (должностными лицами) за совершение административ-
ного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим
Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершив-
шего такое правонарушение. Административное взыскание применя-
ется в целях восстановления социальной справедливости и воспита-
ния лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требо-
ваний законодательства и уважения правопорядка, а также преду-
преждения совершения новых правонарушений как самим правона-
рушителем, так и другими лицами. Административное взыскание не
имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совер-
шившему административное правонарушение, или унижение его че-
ловеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репута-
ции юридического лица.
Совершение административных правонарушений влечет примене-
ние к виновным мер государственного принуждения в виде
административной ответственности (взысканий), налагаемых полно-
мочными органами государства.
Таким образом,
административная ответственность
— вид
юридической ответственности, которая выражается в применении
административных взысканий к правонарушителю (физическому или
юридическому лицу) за административное правонарушение уполно-
моченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном
административным законодательством.
Административная ответственность обладает следующими призна-
ками:
а) является реакцией государства на административное право-
нарушение, которая выражается в применении мер административ-
ных взысканий; б) характеризуется нанесением правового «урона»
правонарушителю и применяется в целях воспитания лица, совер-
шившего административное правонарушение, а также предупрежде-
ния совершения новых правонарушений как самим правонарушите-
6-253
81
лем, так и другими лицами; в) не имеет своей целью унижения челове-
ческого достоинства, причинения физических страданий, вреда дело-
вой репутации физического (юридического) лица.
Административной ответственности подлежат: а) физическое
лицо, достигшее ко времени совершения административного право-
нарушения шестнадцатилетнего возраста. Не подлежит администра-
тивной ответственности физическое лицо, которое во время совер-
шения противоправного деяния, предусмотренного КоАП РК, нахо-
дилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фак-
тический характер и опасность своих действий (бездействия) или ру-
ководить ими вследствие хронического психического заболевания,
временного психического расстройства, слабоумия или иного болез-
ненного состояния психики; б) юридическое лицо.
Виды административных взысканий.
За совершение администра-
тивных правонарушений к физическому лицу могут применяться сле-
дующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) адми-
нистративный штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося
орудием совершения или непосредственным объектом администра-
тивного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося ору-
дием совершения или непосредственным объектом административно-
го правонарушения, доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследст-
вие совершения административного правонарушения; 5) лишение спе-
циального права; 6) лишение лицензии, специального разрешения,
квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление
ее (его) действия на определенный вид деятельности либо соверше-
ние определенных действий; 7) приостановление или запре-
щение деятельности индивидуального предпринимателя; 8) принуди-
тельный снос самовольно возводимого или возведенного строения;
9) административный арест; 10) административное выдворение за пре-
делы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
К юридическим лицам за совершение административных правонару-
шений могут применяться административные взыскания, перечислен-
ные в подпунктах 1)-6), 8 части первой настоящей статьи, а также
приостановление или запрещение деятельности юридического лица.
При этом предупреждение, административный штраф и администра-
тивный арест могут применяться только в качестве основных адми-
нистративных взысканий.
Лишение специального права, предоставленного гражданину или
юридическому лицу, лишение или приостановление действия лицен-
зии (специального разрешения, квалификационного аттестата (сви-
82
детельства), приостановление или запрещение деятельности индиви-
дуального предпринимателя или юридического лица, а также адми-
нистративное выдворение иностранцев или лиц без гражданства мо-
гут применяться в качестве как основных, так и дополнительных
административных взысканий.
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения
или непосредственным объектом административного правонаруше-
ния, конфискация, принудительный снос возведенного строения мо-
гут применяться только в качестве дополнительного административ-
ного взыскания.
Предупреждение
состоит в официальной даче органом (должност-
ным лицом), уполномоченным налагать административное взыска-
ние, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предос-
тережении физического или юридического лица о недопустимости
противоправного поведения. Предупреждение выносится в письмен-
ной форме.
Штраф,
выраженный в процентах от суммы неисполненного или
исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, ус-
тановленного законодательными актами Республики Казахстан, а
также от суммы операции, проведенной с нарушением норм законо-
дательства Республики Казахстан, может быть установлен в разме-
рах, превышающих размеры штрафов, указанных в части третьей на-
стоящей статьи.
Штраф
взыскивается в доход государственного бюд-
жета в установленном законодательством порядке.
Административный штраф
(далее — штраф) есть денежное взыс-
кание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и
пределах, предусмотренных в статьях Особенной части Администра-
тивного кодекса, в размере, соответствующем определенному коли-
честву месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соот-
ветствии с законодательным актом, действующим на момент наложе-
ния административного взыскания. Месячный расчетный показатель
за 2005 г. установлен в размере 971тенге.
В случаях, предусмотренных в статьях Особенной части Адми-
нистративного кодекса, размер штрафа выражается в процентах от
суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом на-
логового обязательства, установленного законодательными актами
Республики Казахстан; а также от суммы операции, проведенной с
нарушением норм законодательства Республики Казахстан.
Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть
менее одной десятой месячного расчетного показателя, штрафа, на-
лагаемого на должностное лицо, — менее пяти месячных расчетных
8:5
показателей, а штрафа, налагаемого на юридическое лицо, — менее
двадцати месячных расчетных показателей.
Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может пре-
вышать двухсот месячных расчетных показателей, на должностное
лицо — четырехсот месячных расчетных показателей, на юридичес-
кое лицо — двух тысяч месячных расчетных показателей.
Возмездное изъятие предмета
бывает нескольких видов: возмездное
изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосред-
ственным объектом административного правонарушения, состоит в
его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей
вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по
реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие применяется су-
дьей; возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и
других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых
охота является основным законным источником существования; воз-
мездное изъятие может применяться только за умышленное право-
нарушение в случаях, предусмотренных соответствующей статьей
Особенной части Административного кодекса, в качестве админист-
ративного взыскания.
Конфискация предметов
осуществляется в нескольких формах:
конфискация предметов, явившихся орудиями совершения или не-
посредственными объектами административного правонарушения, а
также конфискация доходов (дивидендов), денег и ценных бумаг, по-
лученных вследствие совершения административного правонаруше-
ния, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в соб-
ственность государства в установленном законодательством поряд-
ке; конфискован может быть лишь предмет, являющийся собствен-
ностью нарушителя; конфискация охотничьего оружия, боевых при-
пасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может
применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является
основным законным источником существования.
Конфискация применяется судьей и может налагаться в случаях,
когда она предусмотрена соответствующей статьей Особенной части
Административного кодекса в качестве административного взыска-
ния.
Лишение специального права,
предоставленного конкретному лицу,
применяется за грубое или систематическое нарушение порядка
пользования этим правом. Лишение специального права применяется
судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одно-
го месяца и более двух лет.
84
Лишение права управления транспортными средствами не может
применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи
с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии
опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке ос-
видетельствования на состояние опьянения, а также оставления ука-
занными лицами, в нарушение установленных правил, места дорож-
но-транспортного происшествия, участниками которого они явля-
лись.
Лишение права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничь-
его оружия и рыболовных снастей не может применяться к лицам,
для которых охота (рыболовство) является основным законным ис-
точником существования, за исключением систематического нару-
шения порядка пользования этим правом.
Лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного ат-
тестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на оп-
ределенный вид деятельности, либо совершение определенных действий.
Применяется несколько его видов: лишение индивидуальных пред-
принимателей или юридических лиц лицензии, специального разре-
шения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определен-
ный вид деятельности либо совершение определенных действий нала-
гается судьей за административное правонарушение, совершенное при
осуществлении указанными лицами деятельности либо совершении
определенных действий, предусмотренных лицензией, специальным
разрешением, квалификационным аттестатом (свидетельством); при-
остановление действия лицензии на определенный вид деятельности
либо совершение определенных действий или временное лишение спе-
циального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства)
устанавливается на срок до шести месяцев; лишение лицензии на оп-
ределенный вид деятельности либо совершение определенных дей-
ствий применяется по основаниям, установленным законодательством
о лицензировании.
В качестве меры административного взыскания применяются
при-
остановление или запрещение деятельности индивидуального предприни-
мателя или юридического лица,
которое производится только в судеб-
ном порядке по заявлению органа (должностного лица), уполномо-
ченного рассматривать дела об административных правонарушениях.
Исковое заявление о приостановлении или запрещении деятельности
индивидуального предпринимателя или юридического лица направ-
ляется в суд в порядке и на основаниях, установленных законода-
тельными актами РК. Заявление рассматривается судом в десятиднев-
ный срок. Мера административного взыскания в виде приостановле-
ния деятельности индивидуального предпринимателя или юридичес-
кого лица применяется в случаях, когда нарушение устранимо прове-
дением необходимых действий (мероприятий) в срок, установленный
судом для их устранения.
Приостановление или запрещение деятельности индивидуального
предпринимателя или юридического лица без судебного решения до-
пускается в исключительных случаях на срок не более трех дней с
обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления
в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности
действует до вынесения судебного решения. Деятельность обществен-
ных объединений может быть приостановлена или запрещена (пре-
кращена) судом в случаях, когда их деятельность противоречит их
уставу (положению) или законодательству РК, например, Закон РК
«Об общественных объединениях от 31 мая 1996 г., Закон РК «О не-
коммерческих организациях» от 16 января 2001 г.
Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строе-
ния
налагается судьей в случаях, предусмотренных статьями Особен-
ной части Административного кодекса.
Административный арест
устанавливается на срок до пятнадцати
суток, а за совершение коррупционного административного правона-
рушения и (или) нарушение требований режима чрезвычайного по-
ложения —до тридцати суток. Административный арест применяется
судьей. Административный арест устанавливается лишь в исключи-
тельных случаях за отдельные виды административных правонаруше-
ний. Административный арест не может применяться к беременным
женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати
лет, к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, к инвали-
дам I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше пятидесяти
восьми лет и к мужчинам свыше шестидесяти трех лет. Срок адми-
нистративного задержания включается в срок административного
ареста.
А дминистративное выдворение за пределы Республики Казахстан ино-
странцев илилиц без гражданства
применяется как мера администра-
тивного взыскания в отношении иностранцев и лиц без гражданства,
совершивших административное правонарушение. Административное
вьщворение налагается судьей, например, см. Указ Президента РК,
имеющий силу Закона, «О правовом положении иностранных граж-
дан в Республике Казахстан» от 19 июня 1995 года.
Меры административно-правового воздействия.
К лицу, совершив-
шему административное правонарушение, наряду с наложением ад-
министративного взыскания в целях предупреждения совершения этим
лицом новых правонарушений, могут применяться следующие меры )
административно-правового воздействия: проверка знаний правил
дорожного движения; принудительные меры медицинского харак-
тера.
Меры административного правового воздействия могут применять-
ся как наряду с наложением административного взыскания, так и вмес-
то него при освобождении лица, совершившего административное пра-
вонарушение, от административной ответственности.
Водители транспортных средств, совершившие правонарушения,
могут направляться на сдачу экзамена для проверки знания правил
дорожного движения. Решение о направлении водителя на проверку
знания правил дорожного движения вправе принимать начальники
отделений (отделов, управлений, департаментов) дорожной полиции
органов внутренних дел и их заместители.
В случае совершения лицом, признанным больным хроническим
алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и уклоняющимся от
добровольного лечения, административного правонарушения, нару-
шающего права других граждан либо общественный порядок, суд на-
ряду с административным взысканием может назначить ему принуди-
тельное лечение в специализированном учреждении органов здраво-
охранения. Срок принудительного лечения определяется с учетом
рекомендаций специалистов-наркологов, но не может превышать двух
лет. Прекращение принудительного лечения производится лечебным
учреждением, в котором лицо находится на излечении, например, Указ
Президента РК, имеющий силу Закона, «О принудительном лечении
больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» от 7 апреля
1995 года.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем отличие Конституции Республики Казахстан от обычных зако-
нов?
2. Какие основания приобретения и утраты казахстанского гражданства
предусмотрены действующим законодательством?
3. Назовите конституционные права, свободы и обязанности человека и
гражданина РК.
4. Из каких институтов состоят конституционные основы общественного
строя РК?
5. Сформулируйте понятие административного права и определите его
место среди других отраслей права, его особенности в современных усло-
виях.
6. Определите предмет и метод административного права.
7. Дайте определение административного правонарушения и его при-
знаки.
В чем сущность административной ответственности и каковы ее признаки?
Г л а в а V ОСНОВЫ
ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
1. Общая характеристика гражданского права.
2. Гражданские правоотношения.
,3. Гражданско-правовая ответственность. 4.
Основы семейного права. Наследство.
1. Общая характеристика гражданского права.
Гражданское право —
это одна из тех отраслей права Республики
Казахстан, которая неразрывно связана с повседневной жизнью и
деятельностью граждан, юридических лиц и самого государства и его
административно-территориальных единиц. Предмет гражданского
права РК составляют товарно-денежные и иные основанные на ра-
венстве участников имущественные отношения, а также связанные с
имущественными личные неимущественные отношения. Личные не-
имущественные отношения, не связанные с имущественными, регу-
лируются гражданским законодательством, поскольку иное не пре-
дусмотрено законодательными актами, либо не вытекает из существа
личного неимущественного отношения.
Основным центральным видом общественных отношений, регу-
лируемых гражданским правом, являются имущественные отноше-
ния, которые подвергаются воздействию со стороны юридических
норм. Общественные отношения, связанные с материальными блага-
ми (имуществом, работами, услугами, деньгами, ценными бумагами и
иным имуществом), называются имущественными отношениями. Та-
кие отношения подчиняются действию гражданского закона, когда
они знаменуют собой либо обладание, либо принадлежность имущест-
ва (вещные отношения), либо перемещением или переходом имущест-
ва от одного лица к другому (обязательственные отношения), либо
определение судьбы имущества на случай смерти его собственника
(наследственные отношения). Итак,
имущественные отношения
— отно-
шения по поводу приобретения, обладания, передачи другим лицам и
использования имущества. Таким образом, в условиях рыночной эко-
номики товарно-денежные отношения представляют основное ядро
гражданского правового регулирования.
Однако гражданское право регулирует далеко не все имуществен-
ные отношения, так как они бывают самого различного характера.
Предмет гражданского права включает в себя и личные неимуществен-
ные отношения. Гражданское законодательство Республики Казах-
стан регулирует две группы личных неимущественных отношений:
а) личные неимущественные отношения, связанные с имуществен-
ными; б) личные неимущественные отношения, не связанные с иму-
щественными.
К первой группе личных неимущественных отношений
относятся лич-
ные неимущественные отношения, связанные с имущественными.
Термин «связанность» означает не подчинение личных отношений
имущественным, а соединение их в едином комплексе общественных
отношений (авторских, изобретательских и т.п.). Например, незакон-
ное использование организацией товарного знака другого юридичес-
кого лица может причинить ущерб последней.
Надо отметить, что существование личного неимущественного
отношения предполагает возможность, желательность для автора
возникновения отношений имущественных. Поэтому личные неиму-
щественные отношения, связанные с имущественными, регулируют-
ся нормами гражданского права.
Второй вид личных неимущественных отношений,
не связанных с
имущественными, возникают в силу иных фактов и между другими
субъектами, нежели имущественные отношения. Они возникают по
поводу неотделимых от человеческой личности или организации благ,
не имеющих имущественного содержания, не могущих быть предме-
том денежной оценки.
Отличительными чертами гражданско-правового метода являют-
ся юридическое равенство субъектов, диспозитивность, автономность
воли субъектов, имущественный и компенсационный характер ответ-
ственности.
Система гражданского права Республики Казахстан состоит из
Общей и Особенной части. Общая часть включает общие положе-
ния, право собственности и иные вещные права, обязательственное
право. Особенная часть включает отдельные виды обязательств, пра-
во интеллектуальной собственности, наследственное право и между-
народное частное право.
2. Гражданские правоотношения.
Категория гражданского право-
отношения имеет значение для понимания гражданского права.
Граж-
данскими правоотношениями
называются урегулированные граждан-
ским правом имущественные, а также связанные (не связанные) с
ними личные неимущественные отношения, участники которых свя-
_