ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1778

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

но противоправным, виновным и повлечь административную ответст-
венность. К составу административного правонарушения относятся:
объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона пра-
вонарушения.

Объективная сторона

характеризует внешнюю сторону админист-

ративного правонарушения, само деяние (действие или бездействие).
Часто определенное значение в составе правонарушения имеют при-
знаки способа, характера (неоднократность, повторность) правона-
рушения, места (общественное место, воздушное судно, погранич-
ная зона) и времени (ночное) его совершения, наступивших его вред-
ных последствий (размер вреда иногда обусловливает применение
либо административной, либо уголовной ответственности), исполь-
зуемых средств совершения правонарушения (транспортные средства,
спиртные напитки, наркотические вещества, огнестрельное оружие).

Такие признаки объективной стороны, как неоднократность и

повторность деяния, часто предусматриваются в составах админист-
ративных правонарушений.

Неоднократность

означает совершение

однородного действия или бездействия более одного раза. Отсутствие
однородности исключает возможность отнесения этого признака к
объективной стороне административного правонарушения.

Повторность

— совершение одним и тем же лицом в течение года

однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось
административному взысканию. Повторность служит обстоятельст-
вом, отягчающим ответственность за совершение административного
правонарушения. Неоднократное правонарушение в отличие от по-
вторного квалифицируется как единое, а не несколько правонару-
шений.

Субъективная сторона

- это психологическое отношение субъек

1

та к совершенному им противоправному действию или бездействию и
возможным их последствиям. Вина может быть выражена в форме
умысла или неосторожности. Умышленное действие или бездействие
означает, что лицо, совершившее деяние, сознавало его характер,
предвидело отрицательные последствия своего поведения, желало их
или сознательно допускало наступление этих последствий. Админист-
ративное правонарушение признается совершенным по неосторож-
ности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступ-
ления вредных последствий своего действия либо бездействия, но
легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предви-
дело возможности наступления таких последствий, хотя должно было
и могло их предвидеть.

4. Административная ответственность: понятие, основные при-

знаки.

Юридическая ответственность, в том числе и административ-

ная, является реакцией государства на правонарушение и состоит в
обязанности претерпевания правонарушителем известных лишений,
выражающих наступивший для него правовой урон. Не только в ад-
министративном, но и в уголовном праве используются различные
дефиниции, характеризующие реакцию государства («профилакти-
ка», «предупреждение», «предотвращение» и «пресечение»).

Административное взыскание

является мерой государственного

принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судь-
ей, органами (должностными лицами) за совершение административ-
ного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим
Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершив-
шего такое правонарушение. Административное взыскание применя-
ется в целях восстановления социальной справедливости и воспита-
ния лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требо-
ваний законодательства и уважения правопорядка, а также преду-
преждения совершения новых правонарушений как самим правона-
рушителем, так и другими лицами. Административное взыскание не
имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совер-
шившему административное правонарушение, или унижение его че-
ловеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репута-
ции юридического лица.

Совершение административных правонарушений влечет примене-

ние  к  виновным  мер  государственного  принуждения  в  виде
административной ответственности (взысканий), налагаемых полно-
мочными органами государства.

Таким образом,

административная ответственность

— вид

юридической ответственности, которая выражается в применении
административных взысканий к правонарушителю (физическому или
юридическому лицу) за административное правонарушение уполно-
моченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном
административным законодательством.

Административная ответственность обладает следующими призна-

ками:

а) является реакцией государства на административное право-

нарушение, которая выражается в применении мер административ-
ных взысканий; б) характеризуется нанесением правового «урона»
правонарушителю и применяется в целях воспитания лица, совер-
шившего административное правонарушение, а также предупрежде-
ния совершения новых правонарушений как самим правонарушите-

6-253

81


background image

лем, так и другими лицами; в) не имеет своей целью унижения челове-
ческого достоинства, причинения физических страданий, вреда дело-
вой репутации физического (юридического) лица.

Административной  ответственности  подлежат: а) физическое

лицо, достигшее ко времени совершения административного право-
нарушения шестнадцатилетнего возраста. Не подлежит администра-
тивной ответственности физическое лицо, которое во время совер-
шения противоправного деяния, предусмотренного КоАП РК, нахо-
дилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фак-
тический характер и опасность своих действий (бездействия) или ру-
ководить ими вследствие хронического психического заболевания,
временного психического расстройства, слабоумия или иного болез-
ненного состояния психики; б) юридическое лицо.

Виды административных взысканий.

За совершение администра-

тивных правонарушений к физическому лицу могут применяться сле-
дующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) адми-
нистративный штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося
орудием совершения или непосредственным объектом администра-
тивного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося ору-
дием совершения или непосредственным объектом административно-
го правонарушения, доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследст-
вие совершения административного правонарушения; 5) лишение спе-
циального права; 6) лишение лицензии, специального разрешения,
квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление
ее (его) действия на определенный вид деятельности либо соверше-
ние  определенных  действий; 7) приостановление  или  запре-
щение деятельности индивидуального предпринимателя; 8) принуди-
тельный снос самовольно возводимого или возведенного строения;
9) административный арест; 10) административное выдворение за пре-
делы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
К юридическим лицам за совершение административных правонару-
шений могут применяться административные взыскания, перечислен-
ные в подпунктах 1)-6), 8 части первой настоящей статьи, а также
приостановление или запрещение деятельности юридического лица.
При этом предупреждение, административный штраф и администра-
тивный арест могут применяться только в качестве основных адми-
нистративных взысканий.

Лишение специального права, предоставленного гражданину или

юридическому лицу, лишение или приостановление действия лицен-

зии (специального разрешения, квалификационного аттестата (сви-

82

детельства), приостановление или запрещение деятельности индиви-

дуального предпринимателя или юридического лица, а также адми-

нистративное выдворение иностранцев или лиц без гражданства мо-

гут применяться в качестве как основных, так и дополнительных

административных взысканий.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения

или непосредственным объектом административного правонаруше-

ния, конфискация, принудительный снос возведенного строения мо-

гут применяться только в качестве дополнительного административ-

ного взыскания.

Предупреждение

состоит в официальной даче органом (должност-

ным лицом), уполномоченным налагать административное взыска-

ние, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предос-

тережении физического или юридического лица о недопустимости

противоправного поведения. Предупреждение выносится в письмен-

ной форме.

Штраф,

выраженный в процентах от суммы неисполненного или

исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, ус-

тановленного законодательными актами Республики Казахстан, а

также от суммы операции, проведенной с нарушением норм законо-

дательства Республики Казахстан, может быть установлен в разме-

рах, превышающих размеры штрафов, указанных в части третьей на-

стоящей статьи.

Штраф

взыскивается в доход государственного бюд-

жета в установленном законодательством порядке.

Административный штраф

(далее — штраф) есть денежное взыс-

кание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и

пределах, предусмотренных в статьях Особенной части Администра-

тивного кодекса, в размере, соответствующем определенному коли-

честву месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соот-

ветствии с законодательным актом, действующим на момент наложе-

ния административного взыскания. Месячный расчетный показатель

за 2005 г. установлен в размере 971тенге.

В случаях, предусмотренных в статьях Особенной части Адми-

нистративного кодекса, размер штрафа выражается в процентах от

суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом на-

логового обязательства, установленного законодательными актами

Республики Казахстан; а также от суммы операции, проведенной с

нарушением норм законодательства Республики Казахстан.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть

менее одной десятой месячного расчетного показателя, штрафа, на-

лагаемого на должностное лицо, — менее пяти месячных расчетных

8:5


background image

показателей, а штрафа, налагаемого на юридическое лицо, — менее
двадцати месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может пре-

вышать двухсот месячных расчетных показателей, на должностное
лицо — четырехсот месячных расчетных показателей, на юридичес-
кое лицо — двух тысяч месячных расчетных показателей.

Возмездное изъятие предмета

бывает нескольких видов: возмездное

изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосред-
ственным объектом административного правонарушения, состоит в
его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей
вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по
реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие применяется су-
дьей; возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и
других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых
охота является основным законным источником существования; воз-
мездное изъятие может применяться только за умышленное право-
нарушение в случаях, предусмотренных соответствующей статьей
Особенной части Административного кодекса, в качестве админист-
ративного взыскания.

Конфискация предметов

осуществляется в нескольких формах:

конфискация предметов, явившихся орудиями совершения или не-
посредственными объектами административного правонарушения, а
также конфискация доходов (дивидендов), денег и ценных бумаг, по-
лученных вследствие совершения административного правонаруше-
ния, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в соб-
ственность государства в установленном законодательством поряд-
ке; конфискован может быть лишь предмет, являющийся собствен-
ностью нарушителя; конфискация охотничьего оружия, боевых при-
пасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может
применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является
основным законным источником существования.

Конфискация применяется судьей и может налагаться в случаях,

когда она предусмотрена соответствующей статьей Особенной части
Административного кодекса в качестве административного взыска-
ния.

Лишение специального права,

предоставленного конкретному лицу,

применяется за  грубое  или  систематическое  нарушение  порядка
пользования этим правом. Лишение специального права применяется
судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одно-
го месяца и более двух лет.

84

Лишение права управления транспортными средствами не может

применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи
с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии
опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке ос-
видетельствования на состояние опьянения, а также оставления ука-
занными лицами, в нарушение установленных правил, места дорож-
но-транспортного происшествия, участниками которого они явля-
лись.

Лишение права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничь-

его оружия и рыболовных снастей не может применяться к лицам,
для которых охота (рыболовство) является основным законным ис-
точником существования, за исключением систематического нару-
шения порядка пользования этим правом.

Лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного ат-

тестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на оп-
ределенный вид деятельности, либо совершение определенных действий.

Применяется несколько его видов: лишение индивидуальных пред-
принимателей или юридических лиц лицензии, специального разре-
шения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определен-
ный вид деятельности либо совершение определенных действий нала-
гается судьей за административное правонарушение, совершенное при
осуществлении указанными лицами деятельности либо совершении
определенных действий, предусмотренных лицензией, специальным
разрешением, квалификационным аттестатом (свидетельством); при-
остановление действия лицензии на определенный вид деятельности
либо совершение определенных действий или временное лишение спе-
циального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства)
устанавливается на срок до шести месяцев; лишение лицензии на оп-
ределенный вид деятельности либо совершение определенных дей-
ствий применяется по основаниям, установленным законодательством
о лицензировании.

В качестве меры административного взыскания применяются

при-

остановление или запрещение деятельности индивидуального предприни-
мателя или юридического лица,

которое производится только в судеб-

ном порядке по заявлению органа (должностного лица), уполномо-
ченного рассматривать дела об административных правонарушениях.
Исковое заявление о приостановлении или запрещении деятельности
индивидуального предпринимателя или юридического лица направ-
ляется в суд в порядке и на основаниях, установленных законода-
тельными актами РК. Заявление рассматривается судом в десятиднев-


background image

ный срок. Мера административного взыскания в виде приостановле-
ния деятельности индивидуального предпринимателя или юридичес-
кого лица применяется в случаях, когда нарушение устранимо прове-
дением необходимых действий (мероприятий) в срок, установленный
судом для их устранения.

Приостановление или запрещение деятельности индивидуального

предпринимателя или юридического лица без судебного решения до-
пускается в исключительных случаях на срок не более трех дней с
обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления
в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности
действует до вынесения судебного решения. Деятельность обществен-
ных объединений может быть приостановлена или запрещена (пре-
кращена) судом в случаях, когда их деятельность противоречит их
уставу (положению) или законодательству РК, например, Закон РК
«Об общественных объединениях от 31 мая 1996 г., Закон РК «О не-
коммерческих организациях» от 16 января 2001 г.

Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строе-

ния

налагается судьей в случаях, предусмотренных статьями Особен-

ной части Административного кодекса.

Административный арест

устанавливается на срок до пятнадцати

суток, а за совершение коррупционного административного правона-
рушения и (или) нарушение требований режима чрезвычайного по-
ложения —до тридцати суток. Административный арест применяется
судьей. Административный арест устанавливается лишь в исключи-
тельных случаях за отдельные виды административных правонаруше-
ний. Административный арест не может применяться к беременным
женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати
лет, к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, к инвали-
дам I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше пятидесяти
восьми лет и к мужчинам свыше шестидесяти трех лет. Срок адми-
нистративного задержания включается в срок административного
ареста.

А дминистративное выдворение за пределы Республики Казахстан ино-

странцев илилиц без гражданства

применяется как мера администра-

тивного взыскания в отношении иностранцев и лиц без гражданства,
совершивших административное правонарушение. Административное
вьщворение налагается судьей, например, см. Указ Президента РК,
имеющий силу Закона, «О правовом положении иностранных граж-
дан в Республике Казахстан» от 19 июня 1995 года.

Меры  административно-правового  воздействия.

К  лицу, совершив-

шему  административное  правонарушение, наряду  с  наложением  ад-
министративного  взыскания  в  целях  предупреждения  совершения  этим
лицом новых правонарушений, могут применяться следующие  меры )
административно-правового  воздействия: проверка  знаний  правил
дорожного  движения; принудительные  меры  медицинского  харак-
тера.

Меры административного правового воздействия могут применять-

ся как наряду с наложением административного взыскания, так и вмес-

то него при освобождении лица, совершившего административное пра-

вонарушение, от административной ответственности.

Водители транспортных средств, совершившие правонарушения,

могут направляться на сдачу экзамена для проверки знания правил

дорожного движения. Решение о направлении водителя на проверку

знания правил дорожного движения вправе принимать начальники

отделений (отделов, управлений, департаментов) дорожной полиции

органов внутренних дел и их заместители.

В случае совершения лицом, признанным больным хроническим

алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и уклоняющимся от

добровольного лечения, административного правонарушения, нару-

шающего права других граждан либо общественный порядок, суд на-

ряду с административным взысканием может назначить ему принуди-

тельное лечение в специализированном учреждении органов здраво-

охранения. Срок принудительного лечения определяется с учетом

рекомендаций специалистов-наркологов, но не может превышать двух

лет. Прекращение принудительного лечения производится лечебным

учреждением, в котором лицо находится на излечении, например, Указ

Президента РК, имеющий силу Закона, «О принудительном лечении

больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» от 7 апреля

1995 года.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В  чем  отличие  Конституции  Республики  Казахстан  от  обычных  зако-

нов?

2. Какие  основания  приобретения  и  утраты  казахстанского  гражданства

предусмотрены действующим законодательством?

3. Назовите  конституционные  права, свободы  и  обязанности  человека  и

гражданина РК.

4. Из  каких  институтов  состоят  конституционные  основы  общественного

строя РК?

5. Сформулируйте  понятие  административного  права  и  определите  его

место  среди  других  отраслей  права, его  особенности  в  современных  усло-
виях.


background image

6.  Определите предмет и метод административного права.
7. Дайте  определение  административного  правонарушения  и  его  при-

знаки.

В чем сущность административной ответственности и каковы ее признаки?

Г л а в а  V ОСНОВЫ

ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

1. Общая характеристика гражданского права.

2. Гражданские правоотношения.
,3. Гражданско-правовая ответственность. 4.

Основы семейного права. Наследство.

1. Общая характеристика гражданского права.

Гражданское право —

это одна из тех отраслей права Республики

Казахстан, которая неразрывно связана с повседневной жизнью и

деятельностью граждан, юридических лиц и самого государства и его

административно-территориальных единиц. Предмет гражданского

права РК составляют товарно-денежные и иные основанные на ра-

венстве участников имущественные отношения, а также связанные с

имущественными личные неимущественные отношения. Личные не-

имущественные отношения, не связанные с имущественными, регу-

лируются гражданским законодательством, поскольку иное не пре-

дусмотрено законодательными актами, либо не вытекает из существа

личного неимущественного отношения.

Основным центральным видом общественных отношений, регу-

лируемых гражданским правом, являются имущественные отноше-

ния, которые подвергаются воздействию со стороны юридических

норм. Общественные отношения, связанные с материальными блага-

ми (имуществом, работами, услугами, деньгами, ценными бумагами и

иным имуществом), называются имущественными отношениями. Та-

кие отношения подчиняются действию гражданского закона, когда

они знаменуют собой либо обладание, либо принадлежность имущест-

ва (вещные отношения), либо перемещением или переходом имущест-

ва от одного лица к другому (обязательственные отношения), либо

определение судьбы имущества на случай смерти его собственника

(наследственные отношения). Итак,

имущественные отношения

— отно-

шения по поводу приобретения, обладания, передачи другим лицам и

использования имущества. Таким образом, в условиях рыночной эко-

номики товарно-денежные отношения представляют основное ядро

гражданского правового регулирования.

Однако гражданское право регулирует далеко не все имуществен-

ные отношения, так как они бывают самого различного характера.

Предмет гражданского права включает в себя и личные неимуществен-

ные отношения. Гражданское законодательство Республики Казах-

стан регулирует две группы личных неимущественных отношений:

а) личные неимущественные отношения, связанные с имуществен-

ными; б) личные неимущественные отношения, не связанные с иму-

щественными.

К первой группе личных неимущественных отношений

относятся лич-

ные неимущественные отношения, связанные с имущественными.

Термин «связанность» означает не подчинение личных отношений

имущественным, а соединение их в едином комплексе общественных

отношений (авторских, изобретательских и т.п.). Например, незакон-

ное использование организацией товарного знака другого юридичес-

кого лица может причинить ущерб последней.

Надо отметить, что существование личного неимущественного

отношения предполагает возможность, желательность для автора

возникновения отношений имущественных. Поэтому личные неиму-

щественные отношения, связанные с имущественными, регулируют-

ся нормами гражданского права.

Второй вид личных неимущественных отношений,

не связанных с

имущественными, возникают в силу иных фактов и между другими

субъектами, нежели имущественные отношения. Они возникают по

поводу неотделимых от человеческой личности или организации благ,

не имеющих имущественного содержания, не могущих быть предме-

том денежной оценки.

Отличительными чертами гражданско-правового метода являют-

ся юридическое равенство субъектов, диспозитивность, автономность

воли субъектов, имущественный и компенсационный характер ответ-

ственности.

Система гражданского права Республики Казахстан состоит из

Общей и Особенной части. Общая часть включает общие положе-

ния, право собственности и иные вещные права, обязательственное

право. Особенная часть включает отдельные виды обязательств, пра-

во интеллектуальной собственности, наследственное право и между-

народное частное право.

2. Гражданские правоотношения.

Категория гражданского право-

отношения имеет значение для понимания гражданского права.

Граж-

данскими правоотношениями

называются урегулированные граждан-

ским правом имущественные, а также связанные (не связанные) с

ними личные неимущественные отношения, участники которых свя-

_