ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1773

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

право на свободу совести, т. е. право исповедовать любую религию,

переходить от одной религии в другую или не исповедовать никакой

религии.

Верховенство права.

Республика Казахстан утверждает себя пра-

вовым государством. Это значит, что государство стремится к такому

состоянию или качеству, которое называется правовым государством,

и в свою очередь характеризуется следующими чертами: права и сво-

боды человека являются высшей ценностью; верховенство закона;

принцип разделения властей; независимость судебной власти; взаим-

ная ответственность государства и гражданина.

Социальный характер государства.

Республика Казахстан утверж-

дает себя социальным государством. Это значит, что государство слу-

жит человеку, а не наоборот; государство служит обществу в целом,

а не отдельным его слоям; государство стремится равномерно рас-

пределять тяготы и блага для всех граждан; государство поддержива-

ет социальную сферу (образование, здравоохранение, науку, куль-

туру, социальную занятость, охрану труда, социальное обеспечение

и поддержку групп населения с низкими доходами; государство при-

знает право граждан требовать от него обеспечения прожиточного

минимума и достойных условий существования, включая экологи-

ческую безопасность здоровья и жизни; государство обязуется со-

здать условия для экономической свободы в обществе.

Унитарность.

Республика Казахстан является унитарным госу-

дарством. Унитарное государство — форма устройства государства,

которая не имеет в своем составе автономий, т. е. других каких-либо

государственных образований; с единой Конституцией, единой сис-

темой права, единым гражданством, Парламентом, Правительством,

системой исполнительных органов и суда, подразделяет свою терри-

торию на административно-территориальные единицы.

Единство государственной власти в Республике Казахстан обес-

печивается Президентом, являющимся главой государства и его выс-

шим должностным лицом. Президент обеспечивает согласованное

функционирование всех ветвей государственной власти и ответствен-

ность органов власти перед народом. Тем самым, Президент Респуб-

лики Казахстан находится над всеми ветвями власти, выступает ар-

битром, хотя и тяготеет по своим полномочиям к исполнительной

власти.

Политический и идеологический плюрализм.

В Республике Казах-

стан признается идеологическое и политическое многообразие

(п. 1 ст. 5 Конституции). Политическое многообразие (плюрализм) —

это свобода политических мнений и политических действий, что

предполагает создание равных возможностей участия в политичес-

ком процессе всем политическим партиям и другим общественным

объединениям, действующим в рамках Конституции, существования

многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии

или не состоять ни в какой.

Политический плюрализм

— это не только возможность состоять в

любой, действующей в рамках Конституции партии, но и не состоять

ни в какой партии, быть беспартийным. Он несовместим с идеологи-

ческим единообразием и может реализоваться лишь в условиях идео-

логического многообразия.

Идеологическое многообразие

(плюрализм) — это свобода выбора

идеологических и духовных ценностей и запрет установления госу-

дарственной или обязательной идеологии в обществе, что является

условием реализации политического плюрализма.

Экономический плюрализм.

Это значит, что в Республике Казах-

стан признаются и равным образом защищаются государственная и

частная собственность (п. 1 ст. 6 Конституции)

Права и свободы человека и гражданина

высшая ценность.

Консти-

туция РК рассматривает человека, его жизнь, права и свободы в каче-

стве высшей ценности (ст. 1 Конституции). Тем самым она деклари-

рует свое понимание взаимоотношений государства и личности, вы-

двигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее

защита являются неотъемлемым атрибутом государства, его обязан-

ностью.

Приоритет норм международного договора над нормами закона.

Пункт 3 ст. 4 Конституции гласит: «Международные договоры, рати-
фицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и
применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международ-
ного договора следует, что для его применения требуется издание за-
кона».

3. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты. Граж-

данство

- это устойчивая политико-правовая связь человека с госу-

дарством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязаннос-
тей.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то

или иное лицо признается гражданином государства, основания при-
обретения и прекращения гражданства, порядок решения этих воп-
росов.

Основания приобретения гражданстваРК.

Гражданство РК приоб-

ретается: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство; 3) по

основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственны-

ми договорами Республики Казахстан; 4) по иным основаниям, пре-

61


background image

дусмотренным законом. Прием иностранцев в гражданство РК осу-

ществляется путем подачи ходатайства на имя Президента РК.

Условия приема в гражданство РК.

В гражданство Республики Ка-

захстан могут быть приняты:

1. Лица, постоянно проживающие на территории Республики Ка-

захстан на законных основаниях не менее пяти лет либо состоящие в

браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет. Нали-

чие этих условий не требуется при приеме в гражданство Республики

Казахстан несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые име-

ют особые заслуги перед Республикой Казахстан, либо имеют про-

фессии и отвечают требованиям по перечню, устанавливаемому Пре-

зидентом Республики Казахстан, и членов их семей; а также лиц, по-

кинувших территорию Казахстана, и их потомков, если они возвра-

тились для постоянного проживания в Республику Казахстан как на

историческую родину;

2. Граждане бывших союзных республик, прибывшие с целью по-

стоянного проживания в Республику Казахстан, имеющие одного из

близких родственников - граждан Республики Казахстан: ребенка (в

том числе усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей

(усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку, независимо от сро-

ка их проживания в Республике Казахстан.

Вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на действи-

тельной военной службе и дислоцированных на территории Респуб-

лики Казахстан, определяются межгосударственными договорами

Республики Казахстан.

Основания для отказа в приеме в гражданство РК.

Ходатайство в

приеме в гражданство РК отклоняется, если лицо, ходатайствующее

об этом: совершило преступление против человечества, сознательно

выступает против суверенитета и независимости РК; призывают к

нарушению единства и целостности территории РК; осуществляет

противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной

безопасности, здоровью населения; разжигает межгосударственную,

межнациональную и религиозную вражду, противодействуют функ-

ционированию государственного языка РК; осуждено за террорис-

тическую деятельность; признано судом особо опасным рецидивис-

том; состоит в гражданстве других государств.

Законодательство РК предусматривает

восстановление (реинтег-

рацию) в гражданстве

—способ приобретения гражданства лицами,

ранее утратившими его по различным причинам, в силу чего процедура

восстановления может быть либо автоматической (т.е. путем при

знания факта восстановления), либо упрощенной (т.е. в порядке ре-

62

гистрации), либо по ходатайству на имя Президента РК. Права вер-

нуть гражданство РК действует в течение 5 лет с момента выхода.

Упрощенный порядок приобретения гражданства РК в форме ре-

гистрации установлен для лиц, исторически или кровно связанных с

РК и являющихся гражданами бывших советских республик - лиц,

близкие родственники которых являются гражданами РК (дети,

супруги, сестры, братья, деды и бабушки).

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотрен-

ным действующим Законом РК, относятся усыновление, опекунство,

соглашение родителей о гражданстве ребенка.

Основания прекращения гражданства.

Гражданство РК прекраща-

ется вследствие: выхода из гражданства РК; утраты гражданства РК.

Выход из гражданства -

это добровольное прекращение граждан-

ства, осуществляемое по ходатайству на имя Президента РК. В выхо-

де из гражданства РК может быть отказано, если: лицо имеет неис-

полненные обязательства перед РК; или имущественные обязаннос-

ти перед гражданами, предприятиями, учреждениями, организация-

ми, общественными объединениями расположены на территории РК.

Выход из гражданства РК не допускается, если: лицо привлечено

к уголовной ответственности в качестве обвиняемого; либо отбывает

наказание по вступившему в законную силу приговору суда; или если

выход лица из гражданства противоречит интересам государственной

безопасности РК.

Утрата гражданства РК.

Гражданство РК утрачивается (ст. 21):

1) вследствие поступления на службу в органы государственной

власти и управления другого государства; 2) если гражданство приоб-

ретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или

фальшивых документов; 3) если лицо, постоянно проживающее за

границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в

течение трех лет; 4) по основаниям, предусмотренным межгосударст-

венными договорами РК; 5) если лицо приобрело гражданство друго-

го государства.

Гражданство ребенка в возрасте до 14 лет следует гражданству

родителей. Гражданство ребенка в возрасте от 14 до 18 лет изменяет-

ся при наличии их согласия.

Г Конституционные (основные) права и свободы человека и граждани-

на

- это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от

рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и со-

ставляющие ядро правового статуса личности. Понятия «права чело-

века» и «права гражданина» не тождественны.

А

63


background image

Права человека

— это совокупность естественных и неотчуждае-

мых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную

неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и

которые не зависят от его принадлежности к государству.

Права гражданина

— это права и свободы, закрепляемые за лицом

только в силу его принадлежности к государству. В данном случае

действует принцип — каждый гражданин является человеком, но не

каждый человек является гражданином.

Личные (гражданские) права и свободы.

К личным (гражданским)

правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции); 2. Право наличную сво-

боду (ст. 16 Конституции); 3. Неприкосновенность достоинства чело-

века (ст. 17 Конституции); 4. Право на неприкосновенность частной,

личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции); 5. Право определять и

указывать или не указывать национальную, партийную и религиоз-

ную принадлежность (ст. 19 Конституции); 6. Свобода слова и твор-

чества (ст. 20 Конституции); 7. Право на свободу передвижения и вы-

бора места жительства (ст. 21 Конституции); 8. Свобода совести (ст.

22 Конституции); 9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25

Конституции).

Политические права и свободы

— одна из групп конституционных

прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и

дают им возможность участвовать в общественной и политической

жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких

моментов:

а)

право на свободу объединений

(ст. 23 Конституции) - возмож

ность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления

создавать формирования в соответствии со своими интересами для

достижения общих целей.

б)

право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях ипике

тированиях

(ст. 32 Конституции) — возможность выбора формы воле

изъявления граждан. Свобода собраний - возможность собираться в

закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен

устроителями по различным основаниям (членство в общественных

объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в

уведомительном и явочном порядке. Митинги представляют собой

разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым

небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием

резолюций. Демонстрации проводятся преимущественно в виде дви

жения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспа

рантами, выражающими позицию участников по социальным — эко-

64

номическим и политическим проблемам. Пикетирование представля-

ет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, сто-

ящих или движущихся вблизи государственных или общественных

объектов, правительственных учреждений и т.п. Пользование этими

правами может ограничиваться законом в интересах государственной

безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав

и свобод других лиц;

в)

право на участие в управлении делами государства

(ст. 33 Консти-

туции) - возможность гражданина непосредственно и через своих

представителей осуществлять действия по формированию и функци-

онированию представительных, исполнительных и судебных органов

государства. Формами такого участия являются: право петиций —

возможность обращаться лично, а также направлять индивидуаль-

ные и коллективные обращения в государственные органы и органы

местного самоуправления; право избирать и быть избранным в орга-

ны государственной власти и местного самоуправления; право участ-

вовать в референдуме; право на равный доступ к государственной

службе.

Экономические права и свободы

— это совокупность конституцион-

ных прав, определяющих юридические возможности человека в эко-

номической сфере. К их числу относятся:

а) право на частную собственность

(ст. 26 Конституции) — возмож

ность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно при

обретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего иму

щества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение иму

щества для государственных нужд может быть произведено только

при условии равноценного возмещения.

б) право наследования

(ст. 26 Конституции) — возможность перехо

да к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследода

теля).

в) свобода  предпринимательской  деятельности

(ст. 26 Конститу

ции) - возможность самостоятельной инициативной деятельности

граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность

ради получения прибыли.

Социальные права —

возможность претендовать на получение от

государства определенных материальных и нематериальных благ. Они

включают в себя:

право на отдых

(ст. 24 Конституции) — возмож-

ность предоставления лицу времени, свободного от исполнения тру-

довых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение про-

должительности рабочего времени, установление выходных и празд-нич-

ных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск;

право на защиту

материнства, отцовства и детства

(ст. 27 Конституции);

право на

социальное обеспечение

(ст. 28 Конституции), что означает возмож-

* 253

65


background image

ность получения системы материальной поддержки и обслуживания

граждан государством в случае достижения определенного законом

возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным

законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий;

право на охрану здоровья и медицинскую помощь

(ст. 29 Конституции) —

возможность гражданина обращаться и получать необходимую

помощь  по  сохранению  и  укреплению  его  физического  здоровья;

право  на  образование

(ст. 30 Конституции) означает  возможность

получения  бесплатного  среднего  образования  в  государственных

учебных  заведениях, а  также  на  конкурсной  основе  бесплатного

высшего  образования  в  государственном  высшем  учебном  заве-

дении.

Культурные права

человека—признаваемые гарантированные Кон-

ституцией или законом возможности реализации человека в сфере

культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользо-

вание родным языком и культурой, на свободный выбор языка обще-

ния, воспитания, обучения и творчества.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина

это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответствен-

ностью виды и мера общественно-необходимого поведения лиц, нахо-

дящихся на территории государства, либо только собственных граж-

дан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их

участия в обеспечении интересов общества, государства, других граж-

дан^

< Конституция Республики Казахстан возлагает на каждого граж-

данина следующие обязанности: 1. Обязанность соблюдать Консти-

туцию РК и законодательство Республики Казахстан (ст. 34); 2. Обя-

занность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц

(ст. 34); 3. Обязанность уважать государственные символы Республи-

ки (ст. 34); 4. Обязанность и долг платить законно установленные

налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст. 35); 5. Обязанность

и долг защищать Республику Казахстан (ст. 36); 6. Обязанность забо-

титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь

памятники истории и культуры (ст. 37); 7. Обязанность сохранять

природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38)о

4. Избирательная система Республики Казахстан: понятие, прин-

ципы, избирательные органы.

Под избирательной системой понима-

ют порядок формирования выборных органов государства и местного

самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в

формировании избираемых органов, а также организацию и порядок

выборов.

66

Под избирательной системой Республики Казахстан понимается

порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Ма-

жилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов

маслихатов, акимов сельской (поселковых) местности, предусмот-

ренный Конституцией Республики Казахстан и Конституционным

законом РК «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как

непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан.

Существуют два вида избирательных систем—пропорциональная

и мажоритарная.

Пропорциональная избирательная система

строится

на принципе пропорциональности между полученными голосами и

завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной

системы необходимо создать ряд больших территориальных округов

и иметь не менее двух сложившихся политических партий.

Мажоритарная избирательная система

имеет два подвида: абсолют-

ного большинства и относительного большинства. При мажори-

тарной системе абсолютного большинства выборы считаются состо-

явшимися, если в них приняло участие как в первом, так и во втором

туре более 50 % граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат

считается избранным, если число голосов, поданных за него, состав-

ляет более 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосо-

вании.

При мажоритарной системе относительного большинства выбо-

ры считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирате-

лей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кан-

дидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число

голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более

чем 25 % от числа граждан, внесенных в списки избирателей.

В Конституции Республики Казахстан, а также в Конституцион-

ном законе «О выборах в Республике Казахстан» закреплены следу-

ющие

принципы избирательного права:

а)

принцип всеобщности

означает, что все граждане Республики

Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от пола,

национальности, расы, вероисповедания, социального происхожде-

ния и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный

орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делит-

ся на активное и на пассивное избирательное право.

Активное избирательное право—

это право граждан Республики

участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего воз-

раста.

Пассивное избирательное право —

это право граждан Республики

быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и

67


background image

маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. Прин-

цип всеобщности знает исключения.

Во-первых, для избрания на пост Президента предъявляются тре-

бования, относящиеся к возрасту, языку, сроку проживания на тер-

ритории РК. Ряд требований предъявляется к гражданам, выдвигае-

мым кандидатами в депутаты Парламента, маслихатов.

Во-вторых, Конституция Республики Казахстан устанавливает,

что не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в рес-

публиканском референдуме граждане, признанные судом недееспо-

собными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приго-

вору суда.

Не подлежат регистрации в качестве кандидата в Президенты РК,

в депутаты Парламента РК, маслихатов, а также кандидатом в члены

органов местного самоуправления лицо: привлекавшееся в течение

года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совер-

шение коррупционного правонарушения; на которое в течение года

перед регистрацией налагалось в судебном порядке административ-

ное взыскание за умышленное правонарушение; имеющее судимость,

которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установ-

ленном законом порядке;

б)

принцип равенства

означает, что избиратели участвуют в выбо

рах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Рес

публики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает

одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один

список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов

Парламента и т. д.) только один раз.

Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяю-

щему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют

равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных

основаниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не

имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями.

в)

принцип прямого избирательного права

означает, что Президент,

депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов мест

ного  самоуправления  Республики  избираются  гражданами  не

посредственно.

В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвен-

ные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается

в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выбор-

щики — граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов.

Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных осно-

68

ваниях и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выбо-

рах депутата Сената;

г)

принцип тайного голосования

проявляется в том, что голосование

на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента,

депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления Рес

публики осуществляется в условиях, исключающих возможность

контроля над волеизъявлением избирателя, а также давление на волю

избирателя;

д)

принцип добровольности

участия граждан Республики Казахстан

в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воз

действие на избирателя с целью принудить его к участию или неучас

тию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечи

вается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное

неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.

Избирательные органы.

Государственными органами, обеспечива-

ющими подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан,

являются образующие единую систему избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия Республики; территориальные

избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участ-

ковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных

комиссий составляет пять лет.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую

систему избирательных комиссий Республики и является постоянно

действующим органом. ЦИК состоит из Председателя, заместителя

Председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобож-

даемых от должности Мажилисом Парламента по представлению

Президента Республики. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь

высшее юридическое образование. Как постоянно действующий

государственный орган ЦИК имеет свой аппарат.

Г л а в а  IV ОСНОВЫ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

/.

Сущность, предмет, метод, норма, субъекты административного

права.

2. Государственное управление: понятие, принципы, органы управ-

ления.

3. Административное правонарушение: понятие, состав.

4. Административная ответственность: понятие, основные приз-

наки.

69