Файл: Введение Глава 1 трудности современной социализации подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реклама в современном  мире оказывает огромное влияние  на конкретных людей, социальные группы, общество в целом. Это связано  с тем, что она формирует новые  стереотипы, ценностные ориентации, влияет на поведение как отдельных людей, так и сообщества в целом. Рекламе принадлежит также и роль средства социального управления. Реклама - одно из наиболее мощных средств, с помощью которого человек включается в жизнь общества, находится в состоянии непрерывных изменений в экономической, технологической, политической, культурных областях. Именно она популяризирует материальные, социальные и культурные возможности, предоставляемые человеку обществом. Сегодня налицо факт постепенного удаления молодежи от форм досуга, связанных с познавательными и интеллектуальными затратами и усиления интереса к формам, которые можно отнести к «массовой культуре»

Хотя масштабное воздействие  рекламой в России и в частности  в Республике Бурятия началось относительно недавно, в целом молодежь оказалась  к этому воздействию, агрессии не готова и в частности не готова воспринимать в истинных масштабах  ее размах, осознавать последствия - и  уж тем более противостоять ей.

Подобное видение научной  проблемы социализации учащейся молодежи позволило сосредоточить внимание на специфике и механизмах «включения»  личности в общественную жизнь и  взаимосвязях, благодаря которым  происходит видоизменение процесса. Результаты данного исследования могут  быть зафиксированы в следующих  выводах:

1. Современная молодежь  проходит процесс социализации  в достаточно сложных социальных  условиях. Более трети представителей  социальной группы проходят процесс  социализации в условиях неполной  семьи, когда отсутствует один  из родителей. Причем именно  в этих семьях наиболее высока  доля резко негативного отношения  к рекламе. 

2. Основными агентами  социализации выступают матери, братья и бабушки. 

Налицо преемственность  поколений - существенного разрыва  между представителями разных поколений  не существует.

3. Индивидуальное потребление  преобладает в структуре расходования  денежных средств молодежью. Причем  потребление связано с рекреативно  деятельностью молодежи - сферой  отдыха и развлечений. И именно  потребление у трети респондентов  становится мотивом к началу  трудовой деятельности.


4. Среди всех исследуемых  групп учащейся молодежи наиболее  подвержены воздействию рекламы  студенты ВУЗов, наименее - школьники.  Возможно, это связано со степенью  экономической социализацией молодежи.

5. Среди основных качеств,  которые современная молодежь  приписывает сама себе — самостоятельность  принятия решений, независимость  суждений и образованность. Но  скорее данные качества применимы  лишь к сфере потребления. 

Существуя как социальный институт и оказывая воздействие  на социализации молодежи как агент  социализации реклама как социальное явление стратифицирует социальную группу учащейся молодежи, формирует три основных социальных типа молодых людей.

Социальный тип «адвертофилы» объединяет учащихся, достаточно часто обращающих внимание на любого рода рекламу и считающих, что реклама по большей части полезна для общества, поскольку помогает им приспособиться к современной жизни.

Социальный тип «скептики» - учащиеся, нейтрально относящиеся  к рекламе, изредка замечающие рекламное  присутствие и считающие, что  реклама как социальное явление  вряд ли оказывает воздействие на молодежь.

Социальный тип «адвертофобы» - учащиеся, крайне негативно относящиеся к любым проявлениям рекламы, старающиеся избегать контактов с рекламной информацией и считающих, что реклама пагубно влияет на молодежь, формируя потребительское поведение.

Первый социальный тип  «адвертофилы» преобладает в структуре социальной группы современной учащейся молодежи. Этот социальный тип является наиболее приспособленных к современным социальных условиям и четко ориентирован на достижение личной независимости. В основном данный тип распространен среди студентов ВУЗов. Эта категория учащейся ^молодежи отличается наиболее высоким уровнем конформизма, и практически не знакома рефлексия, они очень зависимы от мнения как окружающей среды (референтной группы), так и от правительственной и коммерческой пропаганды. Они же отличаются высоким уровнем индивидуализма, эгоцентричны и ориентированы на достижение материального успеха. «Адвертофилы» проходят социализацию в основном в условиях полной семьи, зачастую семья представлена в трех поколениях, родители наиболее успешны и образованы. Экономическая социализация данного типа наиболее успешна

, причем мотивом в трудовой деятельности является финансовая независимость. Ценностные ориентации таких молодых людей более ориентированы на достижение личного благополучия. Именно преобладание данного социального типа является индикатором становления общества потребления.

Развитие индивидуального  потребления в современном обществе связано с увеличением числа  проблем социального, экологического и техногенного характера. Массовая агрессия рекламы в условиях города ведет к дальнейшему разрыву  социальных связей, одиночеству и  дезориентации личности. Молодежи предстоит  пережить крах иллюзий относительно того, что рыночные отношения откроют  для них «новые социальные возможности», «возможности самореализации». В обществе потребления коллективистские и трансцендентные мотивы человеческой природы искусственно подавляются и искажаются, человеческое существование становится одномерным и неполноценным. Неизбежная плата — пустота, фрустрация и депрессия, которую человек пытается заглушить острыми ощущениями, наркотиками, антидепрессантами.

Лишь очень незначительная часть исследуемой учащейся молодежи оказалась относительно готовой  в рекламной агрессии и оказалась  способной трезво оценить последствия  и противостоять этой агрессии.

В этих условиях критически важной становится способность общества к обеспечению самосохранения, саморазвития и системной ценности. Уникальным потенциалом для решения данной задачи обладает такой многоплановый, комплексный и неоднозначный  феномен как социальная реклама, в значительной степени формирующая  мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и  транслирующая идеи, социальные настроения, стереотипы поведения.

Наиболее восприимчивым  к влиянию социальной рекламы  по результатам исследования является тип «адвертофилы». Социальное управление молодежным процессами при участии социальной рекламы для данной категории учащейся молодежи должно базироваться на трансцендентных ценностях: четкая гражданская позиция, ценности культуры, но самое главное, этот способ воздействия на молодежь должен выработать индивидуальное сопротивление массовой коммерциализации и консюмеризму. Ожидаемым результатом работы с молодежью в этом направлении станет постепенная социальная мобильность — перетекание из социального типа «адвертофилы» в другие социальные типы, и, соответственно, уменьшение доли вышеуказанного социального типа в структуре учащейся молодежи.


Так, в качестве одного из путей оптимизации процессов  социализации учащейся молодежи под  воздействием рекламы должно стать  установление баланса между количеством  коммерческой и социальной рекламы, своего рода обязательной нормы. К примеру, в эфире телевизионного канала в  стандартном рекламном блоке  в среднем из 8-10 коммерческих рекламных  роликов один должен содержать рекламу  социального характера. Для реализации данной задачи необходимо привлечение  органов законодательной и исполнительной власти. * *

В процессе завершения работы над данным диссертационным исследованием  произошли глобальные изменения, затронувшие  практически все сферы общественной жизни. Новые социально-экономические  условия глобального масштаба, связанные  с развитием мирового финансового  кризиса, несомненно, будут объектом исследования ряда работ различных  областей науки, но уже сегодня одной  из причин этого явления автор  видит в проблеме, затронутой данным диссертационным исследованием: развитие общества потребления. Но налицо тот  факт, что общество потребления поглотило  само себя. Критическая закономерность, выраженная в том, что чем больше мы потребляем, тем больше мы зарабатываем, тем больше опять же потребляем, дала сбой в системе. В условиях кризиса  идея потребления исчерпала себя, его масштабы резко сократились, в связи с чем проявилась масса социальных проблем: массовые увольнения, безработица, сокращение уровня оплаты труда. Но по сравнению с сокращением потребительских расходов, количество коммерческой рекламы сократилось в меньшей степени. Реклама до сих пор призывает потреблять, не взирая ни на что. Но не может быть незамечен тот факт, что практически исчезла социальная реклама. К сожалению, сегодня социальной рекламе уделяется недостаточно внимания, по большей части этот факт вызван недостаточным финансированием, выделяемым бюджетами различного уровня. Проблема баланса наиболее остро выглядит сегодня в условиях мирового финансового кризиса. Наряду с засильем коммерческой рекламы, до сих пор призывающей потреблять как можно больше, резкое снижение объемов социальной рекламы, а иногда и вовсе ее отсутствие.


Возможно на смену обществу, где базовыми являются ценности потребления, на смену консюмеризму, грядет новое  социальное устройство. И именно на этом этапе развития созданы все  необходимые условия для формирования качественно новой социальной системы, где базовыми могут стать ценности высокой морали, взаимопомощи и сострадания, ценности труда и производства, а  не потребления и досуга.

Именно в сложившихся  социально-экономических условиях особую роль приобретает социальная реклама. Выполненная с надлежащим качеством и детально проработанного содержания, реклама социальных ценностей  здорового общества способна переориентировать  современную молодежь с ценностей  потребления и развлечений к  ценностям труда и производства. Правильно выбранная рекламная  стратегия способна задать позитивное направление вектору процесса социализации современной учащейся молодежи.

Список литературы: 

1. Абрамишвили, Г.Г. Реклама Текст.- В книге: Экономическая энциклопедия. -М.: Экономика, 1978. 488 с.

2. Айзенштейн, А. Как рекламировать с успехом Текст. — СПб.: Фортуна для всех, 1912. — 114 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная  психология Текст. М., 1994. - 120 с. 

4. Арон, Р. Этапы развития  социологической мысли Текст.  — М.: Универс, 1993.-572 с

5. Бергер, П, Лукман, Т. Социальное конструирование реальности Текст. Трактат по социологии знания. М.: М едиум, 1995 - 323 с.

6. Бовет, К., Арене, У. Современная реклама Текст. Тольятти, 1995. -495 с.

7. Бодрийар, Ж. Система Вещей Текст. М.: РУДОМИНО, 1999. - 235с.

8. Боряз, В.Н. Молодежь: методологические проблемы исследования Текст. Л.: Политиздат. 1973.- 158 с.

9. Бочарова, О. Контуры взрослости: планы и опыт московских выпускников (опрос московских школ) Текст. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997, №5

10. Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети США и СССР Текст. -М., 1976.

11. Буданов, В.Г., Аршинов,  В.И. Когнитивные основания синергетики  Текст. // Синергетическая парадигма.  Нелинейное мышление в науке  и искусстве. — М.: Прогресс-Традиция. 2002 С. 36-39

12. Бурдье, П. Структуры, habitus, практики Текст. Современная социальная теория: Бурдье, Гидценс, Хабермас. Новосибирск: Принт, 1995.- С. 254-256

13. Валери, П. Об искусстве Текст. М., 1976.

14. Вебер, М. Основные  социологические понятия Текст. // Вебер. М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. -450 с.