Файл: Введение Глава 1 трудности современной социализации подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нижняя граница данной социальной группой определяется шестнадцатью годами, поскольку именно в этом возрасте наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью. 16-летние учащиеся 10-х  классов стоят перед выбором  будущей профессии, в этот период осуществляется первый осознанный выбор  человека, от которого зависит будущее. Верхняя граница определяется возрастом  в 22 года - это период окончания учебы  в высших учебных заведениях и  следующий решающий шаг в жизни  молодого человека - определение с  будущим местом работы.

Суть проблемной ситуации при изучении рекламы как фактора  социализации молодёжи заключается  в том, что в современности  реклама выступает наиболее мощным рычагом стереотипизации мировосприятия молодёжи, негативно влияющего на осмысление внешней среды. Реклама моделирует не только поведение, но и ценности, нормы, установки молодёжи. С помощью социологических методик исследуется влияние рекламы на процесс социализации российской молодёжи (учащихся учебных заведений республики Бурятия).

Степень научной разработанности  проблемы. Теоретические аспекты  социализации молодежи являются предметом  ряда исследований, как в зарубежной, так и в российской социологии и смежных областях науки. Достаточно широко изучены такие аспекты  социализации, как формирование психологической  структуры личности, источники и  природа детерминации поведения  личности, проблемы социокультурной динамики и механизмы ее передачи через преемственность поколений, тенденции девиации как особенности социализации молодежи в современном российском обществе.

Методологическое исследование процесса социализации личности рассматривается  с позиции трактовки этого  социального процесса в рамках макро- и микросоциологического подходов.

Исследование процесса социализации с " позиции макросоциологического подхода берет начало от работ Ф. Гиддингса1. В рамках этого подхода социализация рассматривается как процесс развития человека и человеческого сообщества, а общей методологической установкой становится наличие общих закономерностей развития и функционирования социальных систем.

Социологическая традиция концентрировала  свое внимание на изменениях в механизмах «включения» индивидов в общество, на влияние социальных институтов на положение человека, на связях и  взаимосвязях, обеспечивающих поступательное развитие человека и общества (О. Конт2,


3 4

П.А. Сорокин , Г. Спенсер и др.)

Проблемы социализации и  самоидентификации всегда находились в центре внимания отечественных  и зарубежных исследователей. Методологическими  положениями о социализации молодежи выступают 

1 Гиддингс, Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль: [Текст]/Под ред. В.И. Добренькова-М.: МУБиУ, - 1996.-С.291-314.

2 См.: Арон, Р. Этапы развития  социологической мысли [Текст]. - М.: Универс, 1993. -С.115

3 Сорокин П. Система  социологии: В 2 т [Текст]. - М.: Наука, 1993. - Т.2. - С. 326

4 См.: История социлогии в Западной Европе и США [Текст]. - М.: Норма, 2001. - С.44

I ^ концептуальные взгляды  классиков социологии М. Вебера , Э. Дюркгейма", Т. Парсонса3, П.А. Сорокина и др.

В начале XX века социализация рассматривалась учеными как  процесс, обеспечивающий поступательное «включение» личности в общественную жизнь. Внимание исследователей в данном случае фокусируется на содержательных характеристиках процесса. Формирование личности под воздействием социальной среды — основа теоретических  взглядов сторонников микросоциологического подхода. Результатом данных исследований стало построение различных моделей социализации — бихевиоризм, символический интеракционизм.

В рамках микросоциологического подхода изучены трактовки социализации личности с позиции теории бихевиоризма (Б. Скиннер4), символического интеракционизма (Ч. Кули5, Р. Парк6, Дж.Мид7) и в о психоаналитической теории 3. Фрейда .

Социализация в рамках идеи социального конструирования  реальности (П. Бергер и Т. Лукман9) позволяет выделить основную форму реализации данного процесса - вторичную социализацию, имеющую наибольший интерес в рамках данного диссертационного исследования.

В рамках современных методологических подходов наибольший интерес вызвала  трактовка процесса социализации с  позиции синергетического подхода (В.Г. Буданов10, М.С. Каган11, И. Стенгерс и И. Пригожин1, Г.

1 Вебер, М. Основные  социологические понятия [Текст]// Вебер. М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.-С. 450

2 Дюркгейм, Э. Социология  образования [Текст]/ пер.в фр. Т.Г. Астаховой. - М.: ИНТОР, 1996. - С.80

3 Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. — М.: МУБиУ, I994.-C.450

4 Скиннер, Б. Технологии  поведения // Американская социологическая  мысль: Тексты/Под ред. В.И. Добренькова. - М.: МУБиУ, 1994. - С. 13



5 Кули, Ч. Первичные группы [Текст] // Американская социологическая  мысль: Тексты/ Под ред. В.И.  Добренькова. -М.: МУБиУ, I996.-C.5

6 См. Шестопал, Е.Б. Личность и политика: критический очерк современных западных концепций политической социализации [Текст]. - М.: Мысль, 1988. -С.45

7 См.: Рабочие тетради  по истории и теории социологии [Текст]. Вып. 11. - М.: МГУ, 1991. -С.7

8 Фрейд, 3. Психология Бессознательного [Текст]. - М.: Просвещение, 1990. - С.20

9 Бергер, П, Лукман, Т. Социальное конструирование реальности [Текст]. - М, 1995. - С.219-225

10 Буданов, В.Г., Аршннов, В.И. Когнитивные основания синергетики [Текст] // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция. 2002 - С. 61-63

11 Каган, М.С. Диалектика  общественного и особенного в  методологии познения [Текст]. // Синергетическая л

Хакен ). Теория самоорганизации рассматривает процесс социализации как нелинейный процесс, сочетание состояний «порядка и хаоса» - наличие спокойного, эволюционного развития и бифуркаций, развилок, моментов выбора. Именно теория самоорганизации дает основной критерий социализированное™, выраженный в степени свободы личности, самостоятельности и индивидуальности, человек в процессе социализации есть саморегулирующаяся система, где приобретают значение внешняя и внутренняя система регулирования. Основным же механизмом социализации (внешней системой регулирования) наряду с традиционным становится институциональный.

Институциональная трактовка  социального феномена рекламы предполагает более детальное изучение общих  теоретических разработок институционального функционирования социальных систем. В этой связи рассмотрены трактовки  позитивного метода О. Конта3, Г. Спенсера4,

5 6 7 функционального метода  М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Р. Мертона8, структурно-функциональный  анализ Т. Парсонса9.

Социальный институт как  система, выполняющая обшественно-значимые цели и задачи рассмотрен в работах представителей институционализма. Более детально изучена его экономическая ветвь (Т. Веблен10) с той точки зрения, что социальные институты представляют собой различные правила и стереотипы в идее правовых норм и общественных учреждений. парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 34-41


1 Пригожин, И, Стенгерс, И. Порядок из хаоса [Текст]. - М., 1986. - С. 38-50

2 Там же. С. 63-66

3 Конт, О. Курс положительной  философии [Текст]. - СПб, 1899. - С.44

4 См.: Гавра, Д.П. Социальные  институты [Текст]. // Социально-политический  журнал, 1998. №2. - С. 123

5 Вебер, М. Протестантская  этика и дух капитализма [Текст]. //Вебер. М. Избранные произведения. - М., 1995.-С. 130-267.

6 См. Громов, И.А., Веренцов, А.В, Мацкевич, А.Ю. Социология 19-20 в.в. [Текст].-СПб, 1997. -С.34

7 Маркс, К, Энгельс, Ф. Соч. 2 изд. Т. 16 - С. 294, Т.18. - С. 130

8 См.: Осипов, Г.В. Кравченко,  А.И. Институциональная социология [Текст]. //Современная западная социология. - М, 1999,- С. 118-120.

9 Там же. С. 120-122.

10 Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст]. - М., 1984. - С. 202.

В рамках отечественной социологической  литературы рассмотрены теоретические  воззрения основных последователей экономического институционализма Д. Гавра1, М. Комаров2, Л. Седов3, Я. Щепаньский4,

Анализ теоретико-методологических предпосылок исследования социального  института позволил наметить основную траекторию исследования феномена рекламы  с позиции его институционаизации посредством изучения эволюционного этапа становления данного феномена, выявления основных социальных функций, выполняемых этим институтом в обществе, а так же статусно-ролевой структуры данного института.

Библиография работ постсоветского периода, где в той или иной трактовке рассматривается институционализация  изучаемого феномена, содержит всего  несколько наименований. К числу  авторов, затрагивающих те или иные стороны функционирования рекламы  как социального института относятся  Е.В. Ромат5, О. А. Феофанов6 (в работах рассматривается функциональный аспект), В.Л. Музыкант7, Д.К. Шигапова8 (в работах рассматриваются элементы института рекламы, интерпретация их в рамках экономической традиции).

Следуя западному опыту  исследований, а так же учитывая специфику трансформационных процессов  России, современная отечественная  социология сконцентрировала внимание на изучении частных проблем, таких  как анализ рекламной аудитории, проведение маркетинговых исследований, разработка и оптимизация методического  аппарата для проведения подобных исследований. Но мало внимания уделено российскими исследователями влияниям процессов институционализации такого социального явления как

1 Гавра, Д.П. Поняие социального института в социологии [Текст]// Регион: экономика, политика, социология. 1999, №1-2.-С. 79-83


2 Комаров, М.С. О понятии  социального социального института [Текст] // Введение в социологию. - М., 1994.-С. 194-203.

3 Седов, Л. А. Институт  социальный [Текст]// Современная западная  социология. - М., 1990.- С. 117

4 Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии [Текст]. - М., 1969. - С. 96-97

5 Ромат, Е.В. Реклама [Текст]. - М., 2002. - С. 147-165

6 Феофанов, О.А. Реклама.  Новые технологии в России. [Текст]. - СПб, 2000. - С. 19-25

7 Музыкант, В.Л. Реклама  как социальный институт (возникновение  и основные этапы развития) [Текст]. Автореферат дис. .канд.социол. наук.-М., 1998.-С.З-16

8 Шигапова, Д.К. Реклама как социальный институт [Текст]. Автореф. Дис. .канд.социол.наук. - М., 1998. -С. 5-14 реклама на социальные процессы в современном российском обществе. В частности, не достаточно изучено влияние рекламы на процессы социализации молодежи, на формирование ценностных ориентаций молодежи и воспитание общества потребления как результата воздействия рекламы на процессы социализации.

Отдельным аспектам изучения воздействия рекламы на молодежь посвящены работы следующих авторов: А. Тарасов1 исследует социальную стратификацию молодежи под воздействием рекламных брендов. Е.В. Кочетов2 рассматривает социализацию и социальную самоидентификацию российской молодежи во взаимосвязи социальных ценностей и норм поколения родителей и детей.

Региональный аспект социализации молодежи охватывают работы З.А. • Даниловой3, И.И. Осинского4, Л.Г. Сандаковой5. Изучению социальных процессов с позиции синергетического подхода посвящены работы В.А. Балханова6 и Д.Ш. Цырендоржиевой7. Влияние общества потребления на формирование социальной среды изучено в работе В.В. Мантатова8.

Несмотря на обширную исследовательскую  базу, посвященную изучению процессов  социализации молодежи и институционализации  рекламы, практически неизученными остаются факторы воздействия института  рекламы на молодежь и формирование ценностных ориентаций.

1 Тарасов, А. Молодежь  как объект классового эксперимента [Текст]. Статья 3 // Свободная мысль  - XXI., 2004.№12-С. 8-12

2 Кочетов, Е.В. Социализация  и самоидентификация российской  молодежи [Текст]. Дисс. Канд социолог. Наук, - Новочеркасск, 2005. - С.59-62.

3 Данилова, З.А. Социальные  перемены: аспекты адаптации [Текст]. - Улан-Удэ, 1999.

4 Осинский, И.И. Молодежь и некоторые проблемы ее социализации в современном обществе. [Текст] // Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2000. - 4.2. - С. 21 -27.