Файл: Введение Глава 1 трудности современной социализации подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



5 Сандакова, Л.Г. Становление личности в информационно-технологической образовательной парадигме // Философские исследования. -Улан-Удэ, 2002. - С. 109-124.

6 Балханов, В.А. Синергетика и целостное мировоззрение [Текст]//Вестник БГУ. Серия 5. Философия, социология, политология, культурология. Под ред. К.М. Баторова. - Улан-Удэ: изд-во Бурятского госуниверситета, 1999.-С. 21-36

7 Цырендоржиева, Д.Ш. Системный метод и синергетика[Текст]/ Д.Ш. Цырендоржиева. - Улан-Удэ: изд-во Бурятского госуниверситета, 2004.

8 Мантатов, В.В., Мантатова, Л.В. От общества потребления к нравственному обществу: роль интеллигенции [Текст].//Интеллигенция проблемы национальных отношений: материалы VII междунар.науч. конф. (Байкальская встреча)/ Отв. Ред. И.И. Осинский. - М.; Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2008 -Т.1.-С. 131-136

В данном исследовании автор  предполагает восполнить эти знания, уделив внимание не только основным факторам рекламы как инструмента социализации и выявлению тенденций ее развития, как позитивного, так и негативного  характера, но и исследованиям на региональном уровне особенностей социализации учащейся молодежью республики Бурятия  под воздействием рекламы.

Объект исследования - процесс  социализации учащейся молодежи республики Бурятия в возрасте от 16 до 22 лет (10-11 классы общеобразовательных школ республики, учащиеся начальных профессиональных и средних специальных образовательных  учреждений, а так же студенты ВУЗов).

Предмет исследования - воздействие  рекламы на процесс социализации учащейся молодежи, факторы и тенденции  этого влияния.

Цель исследования - определить факторы воздействия института  рекламы на процесс социализации учащейся молодежи, а так же выявить  тенденции развития данного процесса.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

1. определить методологические  подходы к изучению процесса  социализации молодежи под влиянием  рекламы; 

2. обосновать методологические  подходы к изучению рекламы  как социального института, включая  предпосылки его эволюционного  становления, социальные функции  и статусно-ролевую структуру;

3. выявить факторы воздействия  института рекламы на процесс  социализации учащейся молодежи  с позиции синергетического подхода; 

4. исследовать состояние  процесса социализации современной  учащейся молодежи на примере  Республики Бурятия и определить  степень воздействия рекламы  на этот процесс; 



5. выявить социальные  типы учащейся молодежи, формируемые  под влиянием рекламы, тенденции  и пути оптимизации процесса  их социализации в связи с  развитием института рекламы. 

Гипотезы исследования:

- Основной детерминантой вектора социализационного процесса являются социально-экономические условия внешней социальной среды и основные институты общества. Одним из таких институтов социализации сегодня стала реклама.

- Реклама как социальный  институт участвует в формировании  социального опыта, создает определенные  поведенческие траектории, используя  ведущий мотив социализации молодежи - стремление к приобретению наиболее  высокого социального статуса.  Реклама способна оказывать как  позитивное, так и негативное  воздействие на социализацию  молодежи. Коммерческая реклама  воспитывает признаки консюмеризма  в поведении молодежи, социальная  же реклама, напортив, способна  способствовать усвоению молодежью  базовых социальных ценностей  и моральных норм. В связи с  этим необходимо обязательное  соблюдение баланса социальной  и коммерческой рекламы. 

- Отношение к рекламе  зависит от социального типа  личности молодого человека.

Научная новизна диссертационной  работы заключается в том, что  впервые изучена взаимосвязь  процессов социализации учащейся молодежи Республики Бурятия и институционализации  рекламы с точки зрения современного методологического подхода —  теории самоорганизации:

Доказано, что реклама  является одним из важных агентов, оказывающих  непосредственное воздействие на вектор процесса социализации;

Выявлены факторы воздействия  рекламы на процесс социализации молодежи; х определены критерии степени социализации учащейся молодежи Республики Бурятия;

Выявлены социально-психологические  типы молодых людей, сложившиеся  под влияниемрекламы, присущие региону;

Установлено действие тенденции  к усилению воздействия рекламы  на процесс социализации учащейся молодежи.

На защиту выносятся следующие  положения:

1. Реклама как социальный  институт оказывает влияние на  социализацию учащейся молодежи  Республики Бурятия. Степень воздействия  рекламы напрямую зависит от  характеристик процесса социализации  молодого человека.

2. Под воздействием рекламы формируется три социальных типа молодых людей, определяемых степенью воздействия рекламы: адвертофилы (учащиеся, достаточно часто обращающие внимание на рекламу и считающие, что реклама помогает приспособиться к современной жизни), скептики (нейтрально
относящиеся к рекламе и считающие, что реклама не способна оказывать влияние на адаптацию молодежи) и адвертофобы (крайне негативно относящиеся к рекламе, старающиеся избегать контактов с рекламой и считающих, что реклама негативно воздействует на молодежь).

3. Развитие основных признаков  общества потребления зависит  от преобладания первого социального  типа в социальной структуре  учащейся молодежи.

4. Социальная реклама  является необходимым противовесом  негативных последствий развития  общества потребления. 

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что  предложены методологические подходы  к изучению процесса социализации молодежи под влиянием рекламы и методы социологического анализа этого  процесса. В рамках институционального подхода изучен феномен рекламы, выявлены и. проанализированы основные критерии институционализации рекламы. Обосновано непосредственное воздействие института рекламы на процесс социализации учащейся молодежи, сформулированы факторы этого воздействия и описаны тенденции его развития. Охарактеризованы особенности воздействия института рекламы на формирование ценностных ориентаций молодежи, выделены и охарактеризованы определенные социальные типы молодых людей, формируемые под воздействием рекламы.

Совокупность перечисленных  научно-новых положений может, по мнению автора, расширить научные  представления о процессах социализации молодежи в современном обществе, дать основание для теоретического осмысления роли и места рекламы  как социального института в  этом процессе.

Практическая значимость. Положения и выводы работы могут  представлять интерес для социологов в части разработки и проведения эмпирических исследований. Практические результаты могут быть использованы органами исполнительной власти и местного самоуправления при разработке концепции  молодежной политики Республики Бурятия, программ и других документов. Теоретические  разработки исследования процесса социализации молодежи и институционализации  рекламы могут использоваться для  подготовки учебных курсов гуманитарных специальностей.

Апробация полученных результатов. Основные положения и результаты исследования изложены при обсуждении диссертации на заседании отдела истории, этнологии и социологии ИМБТ СО РАН, а так же нашли отражение  в публикациях автора. Выводы и  результаты диссертации были изложены автором в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях. По теме диссертационной работы опубликовано пять статей, одна из них в реферируемом издании.


Структура работы. Диссертация  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение: 

Заключение 

В данном диссертационном  исследовании была исследована проблема воздействия рекламы на процесс  социализации учащейся молодежи в Республике Бурятия.

Исследование особенностей процесса социализации учащейся молодежи в современном, быстроменяющемся мире позволяет сделать вывод о  видоизменении данного процесса. Основная тенденция - изменение в  содержании процесса социализации: в  настоящее время социализация не исчерпывается лишь только формированием  у молодежи социальной установки, а  включает в себя формирование новых  моделей, ролей поведения (инновационного действия). Социализируемый сегодня выступает не пассивным зрителем социального действия, а активно включается в конструирование новой реальности.

Общая теория социализации, которая существует на данный момент и продолжает развиваться, нуждается  в обогащении в двух существенных направлениях:

1. в направлении учета  действия разнородных общественных  сил и процессов, которые пытаются  проектировать и создавать, гарантировать  или изменять формы социализации;

2. в направлении учета  обратных взаимодействий объекта  социализации, который может являться  все-таки и субъектом, на общество - традиционно рассматриваемого  в качестве субъекта, воздействующего  на процесс социализации молодежи.

Эти воздействия могут  проявляться часто не как реагирование на предыдущее воздействие, а как  спонтанное действие. Так, в процессе спонтанного влияния различного рода факторов на социальную адаптацию  молодежи реклама является тем социальным феноменом, точкой бифуркации, которая  способна спровоцировать отклонении траектории социализационного процесса. Обращаясь к повседневным сферам человеческого общения, реклама создаёт определённые стереотипизированные формы, выраженные в имиджах, которые являются её специфическим механизмом социализации.

Реклама как социальный институт воздействует с нескольких позиций: с одной стороны как мощный агент социализации молодежи, с другой стороны как ретранслятор массовой культуры и социальных ценностей  современного общества потребления. В  качестве основных функций рекламы  были определены следующие: 1) функция  определения, закрепления и воспроизводства  связей и отношений, 2) регулятивная функция, 3) транслирующая функция, 4) коммуникативная функция и 5) интегративная  функция.