Файл: Введение Глава 1 трудности современной социализации подростков.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | |конвенциальных норм.» |общение): |возвратных |
| | |«Человеческое общество |усвоение |реакций |
| | |лучше всего |индивидумом | |
| | |разглядывать как |социальных| |
| | |коммуникативный |норм в | |
| | |процесс; это система |процессе | |
| | |возвратных реакций.» |интеракций| |
| | |«Люди развивают… |. | |
| | |способность исполнять | | |
| | |разные социальные | | |
| | |роли… в процессе | | |
| | |общественного | | |
| | |взаимодействия.» | | |
| | |(Шибутани Т.) | | |
| | | | | |
|Психоаналитиче|И.С. Кон |«…социализация наряду |Самосознан|спектр |
|ский | |с воспитанием включает |ие: |социальных |
| | |в себя и ненамеренные, |усвоение |ролей; |
| | |спонтанные действия,|некой |непланируемы|
| | |благодаря которым |системы |е причины; |
| | |индивидум приобщается к |жизненно |ненамеренные|
| | |культуре и становится |необходимы|(спонтанные)|
| | |полноправным членом |х |действия;|
| | |общества» «Переход от |социальных| |
| | |детства к взрослости |ролей | |
| | |характеризуется |до этого | |
| | |увеличением числа и |всего | |
| | |расширением спектра |благодаря | |
| | |практически доступных |активности| |
| | |либо нормативно |личности. | |
| | |обязательных для | | |
| | |индивидума данного | | |
| | |возраста социальных | | |
| | |ролей»; (И.С. Кон) | | |
| | | | | |
|Культурологиче|А.В.Мудри|Социализация – |Трансляция|Развитие |
|ская |к |«развитие и |культуры, |Самоизменени|
| | |самоизменение человека |творчество|е |
| | |в процессе усвоения и |: развитие|Творчество |
| | |воспроизводства |и |Культура |
| | |культуры, что |самоизмене|Трансляция |
| | |происходит во |ние |(воспроизвод|
| | |содействии человека|человека в|ство) |
| | |со стихийными, |процессе |культуры |
| | |относительно |усвоения и| |
| | |направляемыми и |воспроизво| |
| | |целенаправленно |дства | |
| | |создаваемыми условиями |культуры. | |
| | |жизни на всех | | |
| | |возрастных этапах» | | |
| | |(А.В.Мудрик) | | |
Рассмотрим процесс социализации как педагогический парадокс.
В педагогике исследуется таковая принципиальная неувязка, как соотношение
«воспитания» и «социализация». В данной связи можно выделить две главные точки зрения:
1) содержание и размер понятия социализации уже, чем содержание и размер понятия воспитания;
2) содержание и размер понятия социализации шире, чем содержание и размер понятия воспитания.
Согласно первой точке зрения, социализация выступает как одна из важных целей воспитания, нацеленного на полное вхождение дитя в мир социальных отношений.
но более распространенной, преобладающей в настоящее время в педагогике, изучающей взаимосвязь социализации и воспитания, является вторая, ориентирующаяся на социологические подходы, точка зрения, предполагающая, что понятие социализации является более широким.
Так, Л.П. Буева и др. Разглядывают социализацию как самое обширное понятие, отражающее процесс становления личности, поглощающее понятие воспитание, и воспитание выступает у них как агент социализации.
Современные исследователи высказывают суждение о том, что важными параметрами взаимосвязи действий социализации и воспитания
(Н.Ф.Голованова, С.Ю. Буренина и др.) Являются:
1) параметр целеполагания,
2) параметр поиска результативных способов присвоения ребенком общественного опыта.
В педагогическом отношении раскрытие личного плана социализации просит определения её средств. Мишень воспитания – особая организация педагогического процесса.
При этом нужно учесть тот факт, что из двух выделяемых видов социализации – первичной (связанной со сферой межличностных отношений) и вторичной (связанной со сферой социальных отношений) – для формирования личности определяющее значение, т.Е. Стоящее на первом месте по степени значимости имеет первая, т.Е. Таковая, в которой в качестве агентов социализации выступает непосредственное либо наиблежайшее свита человека
(дитя). Поэтому теоретические исследования, связанные с функционированием конкретно малой группы, являются более актуальными в плане поиска эффективных средств социализации личности дитя, тем более на современном этапе развития социума.
В частности, одной из не достаточно исследованных в этом плане форм самореализации малой группы является домашний клуб, поскольку в нем создаются предпосылки для возникновения субъект-субъектных отношений: ребенок вступает в разные виды взаимодействия (интеракции), осваивает разнообразные социальные роли, интериоризируя публичный опыт, включается в деятельность, в том числе творческого характера, активно реализуя и преобразуя себя. Указанные черты СК разрешают разглядывать его как принципиальное средство социализации дитя.
1.2 Особенности современной социализации.
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с чертами социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).
1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до погибели человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер - с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество остальных.
Поэтому заблаговременно нереально приготовить человека к деятельности во всех важных группах; в итоге он поначалу попадает в какую-или группу, а потом начинает к ней приспособиться (социализироваться).
2) Вторая изюминка социализации в современном обществе, по сравнению с обычным, - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в различных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.
трудности социализации в современном русском обществе соединены с тремя обстоятельствами:
1) конфигурацией (разрушением) системы ценностей, в итоге чего старшее поколение не постоянно может приготовить молодежь к жизни в новейших условиях;
2) коренным и совсем быстрым конфигурацией социальной структуры общества; неспособностью многих новейших социальных групп обеспечить воспроизводство собственных рядов.
3) ослаблением системы формального и неформального общественного контроля, как фактора социализации.
К одной из более явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами. Юношество, как период социализации существенно возросло по сравнению с предшествующими эрами. Вообще статус его поменялся. Если ранее оно рассматривалось только как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особому периоду жизнедеятельности, который владеет не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение и более высокий статус юношества по сравнению с предшествующими временами.
возникают особенные законы, охраняющие права подростков и действующие на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к нему, поскольку оно описывает будущее.
История знает много примеров довольно ожесточенного обращения с детьми, когда родители тихо бросали их либо отдавали в распоряжение чужим людям на подсобные работы, и это происходило в масштабах всего общества.
Для обычного развития и социализации такие социальные организации, как школа либо семья, не лишь обязаны, но и обязаны заботится об этом периоде жизни человека.
Если отметить гуманизацию неких публичных действий в развитых странах, то на одном из первых мест будет отношение к детям, характеризующиеся огромным вниманием, вложением средств в образовательные процессы, разработку и принятие законов, защищающих их права. Ребенок – это не малеханький взрослый. Это человек определённой стадии развития и определённой культуры.
Для того чтоб выступить в качестве полноправного члена общества, способного нормально работать посреди остальных людей, человеку требуется всё больше времени. Если ранее социализация обхватывала лишь период детства, то современному человеку нужно социализироваться всё жизнь. Общество лишено стабильности и усвоенный социальный опыт устаревает совсем скоро. Но изменяются не лишь технологии, другими стают ценности, нормы, идеалы. Этот процесс конфигурации ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека получил заглавие ресоциализации. В то же время есть ценности, которые являются абсолютными и постоянными.
Во-первых, они выработаны человечеством и сохранились в веках, оставаясь понятными и принятыми фактически всеми нормальными людьми, во-вторых, их нельзя свести к чему-то более высокому, они выступают как абсолютные. Это справедливость, совесть, истина, краса, любовь, простота, совершенство.
Такие ценности служат уникальным источником взаимопонимания людей, выросших в совсем различных культурных, экономических и общественно политических системах. Фактически все религии мира, все самые выдающиеся философские учения несут в себе информацию об этих ценностях.
Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Образование является нужным условием социализации практически во всех ужас мира. Поскольку темпы смены новейших поколений техники опережают темпы смены новейших поколений работников, человеку приходится обучаться фактически всю жизнь. Успехи современного образования определяются не лишь тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новейшие знания и употреблять их в новейших условиях. Тут принципиально, как субъект самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как скоро он выбирает то, что ему вправду подходит, и в чём он сумеет достигнуть уровня высокого профессионализма. Высокий уровень профессионализма уже не является чем-то исключительным, поскольку сложнейшие создание просит и соответствующих профессионалов.
Профессиональные ошибки при современных разработках всё дороже обходятся обществу, что и происходит при технических авариях и катастрофах.
Творчество так же становится необходимы условием социализации и уже не рассматривается современной педагогикой как нечто редкостное и необыкновенное.
Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек – творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.
Мы видим, что образование как обязательное условие и изюминка современной социализации связано с многообразием до этого всего социальных заморочек. Но не менее значимы и личностные трудности. Во-первых, всё более количество юных людей стремится получить высшее образование, связывая с ним надежды на успешную карьеру, обеспечивающую лучший уровень свойства жизни и социально адаптации. Во-вторых, качественное образование является очень дорогостоящей процедурой не лишь для общества, но и для конкретного индивидума, и можно заметить явную тенденцию повышения его стоимости. Не считая того, юные люди испытывают известные трудности при выборе будущей профессии и не постоянно могут определиться с направлением собственного образования. Чем большее количество возможностей дает личности общество, тем огромные трудности может она испытывать в профессиональном выборе. Более того, профессиональная работа уже не рассматривается людьми только лишь как средство поддержания определённого жизненного уровня.
Современный человек стремиться воплотить себя в профессиональной деятельностью, развивая свои способности и проявляя способности.
Деятельность становится своеобразным источником наслаждения – таковым же, как досуг. Эти относительно новейшие тенденции современной социализации обхватывают всё огромную часть населения, в то время как в предшествующие эры таковой взор на образование и профессиональную деятельность характеризовал только немногих субъектов – представителей культурной элиты общества.
Особенности современной социализации человека определяются также и темы новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые обязаны быть сформированы для рационального функционирования в качестве полноправного члена общества. Эти черты сами по себе не очень сильно различаются от черт личности, нужных ранее, но их сочетание предполагает огромную выраженность.