Файл: Введение Глава 1 трудности современной социализации подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не считая того, сложность и динамика в процессе социализации требуют наибольшей гармонизации черт личности в процессе общественного развития, предполагающей единство противоположных начал. Если таковая гармонизация невозможна, о нужна по крайней мере компенсация слабовыраженных либо чрезвычайно доминирующих свойств. Современному человеку нужно знать свои достоинства и недочеты, поскольку они являются важнейшими условиями его продуктивной жизнедеятельности.

1.3 Особенности социализации  ребенка.

молодость завершает активный период социализации. К юношам традиционно  относят подростков и юных людей  в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте происходят принципиальные физиологические  конфигурации ( одно из них – пришествие половой зрелости), которые манят за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, злость, за частую немотивированная, появляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его угрозы, подчеркнутое рвение к независимости и самостоятельности.

Психофизиологические конфигурации не могут не повлиять на ход и  содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, акцентированная автономия и независимость – с другой, порождают особенное явление, которое именуется молодежной подкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-знаками: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих черт: от практически полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если ранее, будучи детьми, они смотрели на мир очами собственных родителей, то сейчас они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично – с взорами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие – этажи. Осознанием собственного «Я» происходит как осмысления собственного места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Сразу наблюдается неизменный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Дети и юноши более восприимчивы к нехорошим оценкам окружающих, в особенности если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» лишь то, что им нравится.


Трудности социализации в  этот период соединены с тремя  главными обстоятельствами:

- несовпадением меж высоким  уровнем притязаний (рвение стать  героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан их возрастом;

- несовпадением старого  стиля родительства, нацеленного на то, что для матери отпрыск и дочь постоянно остается ребенком, и новейших возможных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением;

- противоречие меж усилившейся  ориентацией на самостоятельность  и усиливающуюся зависимость  от представления и поведения  сверстников.

Психофизиологическое повзросление фактически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальный статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в публичной и производственной жизни. Взрослые – собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.Д. А дети экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой спектр очень ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – только потребители. Хотя в правовом смысле они могут воспринимать жизненно принципиальные решения, в психологическом плане дети созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

В связи с этим социологи  молвят о ролевом бесправии подростков – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Владея меньшими возможностями, дети сталкиваются с таковым глобальными мировоззренческими и нравственными неуввязками, которые в зрелом возрасте решены. Недочет жизненного опыта вынуждает их совершать еще больше ошибок, чем это делает взрослые, дети либо старики. Но основное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие дети бросают школу, в итоге нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сходу сказывается на экономическом положении, дети на экономическом положении, дети и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы посреди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.



Социологи полагают, что  сексапильная распущенность, злоупотребление  алкоголем и лихачество – не что  другое, как попытка играться роль взрослых. 
может быть, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного фуррора, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Дети ищут признания собственной психологической взрослости за рамками школы и семьи – институтов, где их продолжают считать детьми.

Итак, мы разглядели трудности  социализации в период молодости  и установили, что главной посреди  них является ролевой конфликт, либо ролевое бесправие подростков.

1.4 Роль школы, семьи,  группы сверстников и СМИ в  социализации ребенка.

Школа

иным главным фактором социализации подростков является школа. Роль школы как канала социализации не сводится лишь к передачи знаний, умений и навыков детям, она оказывает действие самим характером воспитания, жизнедеятельности дитя в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь. Но чрезмерная заорганизованность, командно-приказной стиль, регулирование всей школьной жизни сковывает инициативу школьника, лишает его чувства причастности к делу, усредняют особенность. Классическая система образования строится на запоминании разных фактов, идей, концепций, заместо того, чтоб развивать способность к анализу, к критической оценке и выработке собственных выводов. У будущих профессионалов, воспитанных в назидательной (нравоучительной) манере, такие механизмы, как принятие самостоятельных решений, формулировка стоящих задач, а также аналитические навыки не предусмотрены. 
сейчас система образования, владея относительной стабильностью, оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры собственного развития. 
Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, довольно глубок и многозначен. И практически все его характерные черты сказываются на положении молодежи. 
Смена государственнно-политического устройства и социально-экономического строя создала принципиально новенькую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого юного человека в получении образования и профессии в согласовании с его интересами и способностями. 
Конституция СССР 1977 г. Провозгласила воплощение всеобщего бесплатного среднего образования молодежи через разные каналы 

(одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). В Конституции РФ 
1993 г. (Ст. 43) Сделан шаг назад, поскольку планка обязательного общего образования понижена и обещана бесплатность лишь основного (9 лет) образования. 
Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко различающихся от тех что были ранее. Страна оказалась отброшенной далеко назад не лишь в сфере материального производства и уровня жизни основной части населения, но и по состоянию системы образования. 
В середине 60-х страна продвигалась ко всеобщему среднему образованию. 
Официально эта мишень была провозглашена в 70-е годы, и хотя полного охвата молодежи различными видами среднего образования достичь не удалось, к середине 
80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85% молодежи. 
Представление о продвижении СССР по пути к всеобщему полному среднему образованию дает таблица.

Распределение школьников после 8(9) класса, %. 
|Всего окончили 8(9) классов и устроились|1965 г.|1975 Г.|1986 | 
| | | |г. | 
|Пошли работать |42,5% |2,3% |0,2% | 
|Продолжили дневное обучение в средней |40,0% |60,9% |55,8% | 
|школе | | | | 
|Продолжили обучение в ПТУ и техникумах |17,5% |36,8% |44,0% |

таковым образом, русский  альянс, до перестройки не отставал от более передовых западных государств, которые равномерно приближаются к  осуществлению всеобщего 12-летнего  образования. Но Россия сдает завоеванные  позиции. 
Согласно принятому в 1992 году Закону «Об образовании» обязательным считается лишь общее основное образование, которое остается бесплатным. С страны сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего образования, которые «возложены на родителей либо лиц их заменяющих». И это в условиях, когда значимая часть семей не имеют средств, чтоб обеспечить полноценное питание и летний отдых детей, когда при поступлении в школу признаются бодрствующими 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%. 
До сих пор образование в России имеет государственно-публичный характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на каждой из которых действуют образовательные учреждения разных типов. 
Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и улучшение профессионального мастерства; подготовку, переподготовку и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в 

России, параллельно гос, создается негосударственная система образовательных учреждений. Возрастающая в обществе социальная дифференциация находит выражение во все более широком распространении гимназий, колледжей, лицеев. Часть их воспринимает детей на обучение с первого класса, другая - с пятого, большая часть - после девятого. Обучение в них отчасти платное, плата колеблется в очень широком спектре. Государственные школы нового типа, а также частные учебные заведения (их до 1%) как правило, обеспечивают более высокий уровень подготовки, в особенности по профильным дисциплинам, что значительно увеличивает способности учащихся удачно продолжить образование в университетах и приобрести высокий профессиональный и социальный статус. 
общественная неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется плодами социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14 до 17 лет посреди факторов, вызывающую наибольшую неудовлетворенность учащихся, выделяются: отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей 
(указали 49,8%), отсутствие нужной материальной базы, современного оборудования, работа столовой, каждый пятый указал на свою неудовлетворенность организацией учебного процесса, свойства преподавания.