Файл: Введение Глава 1 трудности современной социализации подростков.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть респондентов плохо оценивают характер отношений с преподавателями
(18%). только 10,3% учащихся считают, что обучаются в полную меру собственных сил и возможностей. Большая часть опрошенных, указало, что свои способности в учебе реализует не в полной мере. На вопрос «Действует ли в Вашем учебном заведении принцип «от каждого по способностям» (по отношению к учащимся)?» лишь 23% респондентов ответили утвердительно.
Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество учащихся и педагогов. 60% Участников опроса считают, что взаимопонимания недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и грубость со стороны учащихся.
Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи.
рвение выпускников средней школы получить высшее образование снижается с каждым годом, такие настроения попадают и в младшие классы, что уменьшает энтузиазм к учебе и создает негативное отношение к школе.
Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного среднего образования - на поступление в университет, равномерно станет достоянием меньшей части выпускников 9-х, а потом 11-х классов. Выбор жизненных условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов корректируется, а может быть полностью изменяется их социальная ориентация.
Первый этап выбора, после девятого класса, дети делают традиционно под влиянием родителей, но в месте с тем может быть влияние уже сложившейся у ребенка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности при решении вопроса о последующих формах образования или непосредственном трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного среднего образования утратит смысл.
делему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути целесообразно разглядывать для подростков в возрасте 15 лет, когда они завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов), выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников.
до этого всего отметим, что у девятиклассников довольно велика при определении дальнейших образовательных планов роль фактора успеваемости.
Если фактически все дети, обучающиеся на «4» и «5», намереваются продолжить обучение в десятом классе, а посреди тех, кто успевает в основном на «4» таких - 3/4 контингента, то посреди успевающих на «3» и «4» либо в основном на «3» таких соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему обучению в школе.
Столь же велика зависимость от успеваемости и удовлетворенность от обучения в старших классах: посреди троечников до 60% тех, кто полностью либо частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе, тогда как посреди успевающих без троек, таких фактически нет. Аналогичные закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.
главные причины, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на их выбор.
|Пойдет ли |причины |
|ученик в | |
|10-й класс | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |
|Доволен | | | | | | | | | | |
|балл |2,03|2,41|1,79|1,66|1,61 |1,48 |2,42|2,16 |2,45 |1,96|
|ранг |5 |3 |7 |8 |9 |10 |2 |4 |1 |6 |
|Не доволен | | | | | | | | | | |
|балл |2,58|2,74|1,89|1,79|1,63 |1,63 |1,65|1,00 |1,84 |1,95|
|ранг |2 |1 |4 |6 |8-9 |8-9 |7 |10 |5 |3 |
1. совет отца
2. совет матери
3. совет родственников
4. совет одноклассника
5. совет учителя
6. рекомендации кл. Управляющего
7. энтузиазм к какому-или предмету
8. консультация по профориентации
9. собственное увлечение, хобби
10. пример либо совет знакомых
Обратившись к главным факторам, повлиявшим на выбор подростков и удовлетворенность таковым выбором (см табл.), Можно констатировать довольно близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также родителей, в целом удовлетворенных либо не удовлетворенных выбором собственных детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих вариантах ведущими факторами, как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь матери, и энтузиазм ребенка к какой-или учебной дисциплине либо его хобби.
другое положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения в школе 10 - 11-тиклассников. Расхождение позиций школьников удовлетворенных своим выбором и неудовлетворенных довольно велико. При этом ведущими факторами у недовольных выступают советы родителей либо примеры знакомых. У тех же, кто, в первую очередь ориентировался на собственные увлечения и интересы, удовлетворенность более высока.
Во всех вариантах следует отметить малую роль влияния школы на выбор жизненного пути (советы учителей и рекомендации потрясающего управляющего занимают 8 - 10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)
Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает четвертое ранговое место.
нужно отметить также, что советы одноклассников относительно выбора продолжения обучения конкретно в школе занимают более высокое ранговое место у тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно собственного выбора.
таковым образом можно сделать вывод, что большая часть подростков и их родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в десятом классе; родители в большей степени, чем дети, нацелены на продолжение образования в других формах (техникум, курсы, лицей и т. Д.) -
22,1% против 6,8%; посреди учащихся 10-11-х классов фактически 4/5 подростков довольны принятым решением продолжить обучение в общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3% подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в следующие периоды жизни; совсем резко упал престиж статуса рабочего: фактически ни кто из подростков и их родителей не нацелены на получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, в особенности посреди подростков: на этот вид деятельности нацелены только 4% подростков и 8% их родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие компании нацелено в 7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных учреждениях. Фактически половина респондентов отмечает, что положение в обществе и место в жизни сейчас никак не соединены с уровнем образования.
принципиальной частью мировосприятия школьников становится понижение авторитета знания и науки в целом, поскольку они знают что труд «интеллигенции» оплачивается ниже, чем труд остальных слоев общества. Это вышло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованности знаний, низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических отношений.
понижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд служит главным фактором, способствующим обесцениванию и разрушению мотивов получения образования и совместно с тем все снижающегося его свойства. Сейчас
Россия - пока еще одна из самых образованных государств мира, что подтверждает данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников, имеющих высшее и среднее особое образование и другими показателями
(доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет, никто не знает.
Немаловажную роль в понижении ценности общего среднего образования в очах родителей школьников и, в особенности, самих подростков сыграли средства массовой информации и, в частности, молодежная пресса.
Сказались и понижения уровня государственного финансирования системы образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ, колледжей, лицеев и т. Д.
Семья
В жизни каждого человека семья занимает особенное место. В семье растет ребенок, и с первых лет собственной жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в собственной семье все то, что было в семье его родителей.
В семье регулируются дела дитя к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние страны. В семье родители и дети соединены духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.
Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния страны. От того, как ребенок приучен к труду и как ребенок выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от её вклада в трудовую «копилку» общества много зависит экономическое состояние общества.
Осуществляя социальную функцию, семья сформировывает в зависимости от её культурного, общественного и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной политики страны.
Социализация в семье зависит от состава семьи. Сейчас нет огромных семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.
Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.
На современное состояние семьи влияют все конфигурации, происходящие в обществе: скопление знаний, технологий и обмена информацией и самых больших конфигураций, таковых, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.
Классическая формула – семья как социальный институт – описывает семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений меж мужчиной и дамой. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их замужние, родственные права и обязанности с целью сотворения семьи, рождения и воспитания детей.
Семья – это не лишь брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не лишь супругов, но и детей, а также родственников.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
- вступление в брак;
- рождение первого дитя;
- окончание деторождения (последний ребенок);
- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего дитя;
- прекращение семьи со гибелью одного из супругов.
Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи соединены кровным родством (либо близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и погибших, близких и дальних, узнаваемых и неизвестных.
Семья – это единица общества, которая просит неизменного внимания, если мы хотим обычного развития общества.
Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье.
Как появляются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех её членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.
Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и общественного состояния общества, зависимости семьи от общества, роли супругов в ведении хозяйства, в публичном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных свойств, характера родственников.
Развитие семьи проходит несколько стадий.
Первая стадия – первоначальное образование семьи, почаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.
Вторая стадия – рождение дитя, семья состоит из двух поколений.
Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они либо остаются с родителями, либо уезжают. Родители вступают в дела с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками либо друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На данной стадии семья либо расширяется
(18%). только 10,3% учащихся считают, что обучаются в полную меру собственных сил и возможностей. Большая часть опрошенных, указало, что свои способности в учебе реализует не в полной мере. На вопрос «Действует ли в Вашем учебном заведении принцип «от каждого по способностям» (по отношению к учащимся)?» лишь 23% респондентов ответили утвердительно.
Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество учащихся и педагогов. 60% Участников опроса считают, что взаимопонимания недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и грубость со стороны учащихся.
Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи.
рвение выпускников средней школы получить высшее образование снижается с каждым годом, такие настроения попадают и в младшие классы, что уменьшает энтузиазм к учебе и создает негативное отношение к школе.
Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного среднего образования - на поступление в университет, равномерно станет достоянием меньшей части выпускников 9-х, а потом 11-х классов. Выбор жизненных условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов корректируется, а может быть полностью изменяется их социальная ориентация.
Первый этап выбора, после девятого класса, дети делают традиционно под влиянием родителей, но в месте с тем может быть влияние уже сложившейся у ребенка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности при решении вопроса о последующих формах образования или непосредственном трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного среднего образования утратит смысл.
делему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути целесообразно разглядывать для подростков в возрасте 15 лет, когда они завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов), выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников.
до этого всего отметим, что у девятиклассников довольно велика при определении дальнейших образовательных планов роль фактора успеваемости.
Если фактически все дети, обучающиеся на «4» и «5», намереваются продолжить обучение в десятом классе, а посреди тех, кто успевает в основном на «4» таких - 3/4 контингента, то посреди успевающих на «3» и «4» либо в основном на «3» таких соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему обучению в школе.
Столь же велика зависимость от успеваемости и удовлетворенность от обучения в старших классах: посреди троечников до 60% тех, кто полностью либо частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе, тогда как посреди успевающих без троек, таких фактически нет. Аналогичные закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.
главные причины, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на их выбор.
|Пойдет ли |причины |
|ученик в | |
|10-й класс | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |
|Доволен | | | | | | | | | | |
|балл |2,03|2,41|1,79|1,66|1,61 |1,48 |2,42|2,16 |2,45 |1,96|
|ранг |5 |3 |7 |8 |9 |10 |2 |4 |1 |6 |
|Не доволен | | | | | | | | | | |
|балл |2,58|2,74|1,89|1,79|1,63 |1,63 |1,65|1,00 |1,84 |1,95|
|ранг |2 |1 |4 |6 |8-9 |8-9 |7 |10 |5 |3 |
1. совет отца
2. совет матери
3. совет родственников
4. совет одноклассника
5. совет учителя
6. рекомендации кл. Управляющего
7. энтузиазм к какому-или предмету
8. консультация по профориентации
9. собственное увлечение, хобби
10. пример либо совет знакомых
Обратившись к главным факторам, повлиявшим на выбор подростков и удовлетворенность таковым выбором (см табл.), Можно констатировать довольно близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также родителей, в целом удовлетворенных либо не удовлетворенных выбором собственных детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих вариантах ведущими факторами, как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь матери, и энтузиазм ребенка к какой-или учебной дисциплине либо его хобби.
другое положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения в школе 10 - 11-тиклассников. Расхождение позиций школьников удовлетворенных своим выбором и неудовлетворенных довольно велико. При этом ведущими факторами у недовольных выступают советы родителей либо примеры знакомых. У тех же, кто, в первую очередь ориентировался на собственные увлечения и интересы, удовлетворенность более высока.
Во всех вариантах следует отметить малую роль влияния школы на выбор жизненного пути (советы учителей и рекомендации потрясающего управляющего занимают 8 - 10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)
Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает четвертое ранговое место.
нужно отметить также, что советы одноклассников относительно выбора продолжения обучения конкретно в школе занимают более высокое ранговое место у тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно собственного выбора.
таковым образом можно сделать вывод, что большая часть подростков и их родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в десятом классе; родители в большей степени, чем дети, нацелены на продолжение образования в других формах (техникум, курсы, лицей и т. Д.) -
22,1% против 6,8%; посреди учащихся 10-11-х классов фактически 4/5 подростков довольны принятым решением продолжить обучение в общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3% подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в следующие периоды жизни; совсем резко упал престиж статуса рабочего: фактически ни кто из подростков и их родителей не нацелены на получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, в особенности посреди подростков: на этот вид деятельности нацелены только 4% подростков и 8% их родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие компании нацелено в 7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных учреждениях. Фактически половина респондентов отмечает, что положение в обществе и место в жизни сейчас никак не соединены с уровнем образования.
принципиальной частью мировосприятия школьников становится понижение авторитета знания и науки в целом, поскольку они знают что труд «интеллигенции» оплачивается ниже, чем труд остальных слоев общества. Это вышло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованности знаний, низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических отношений.
понижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд служит главным фактором, способствующим обесцениванию и разрушению мотивов получения образования и совместно с тем все снижающегося его свойства. Сейчас
Россия - пока еще одна из самых образованных государств мира, что подтверждает данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников, имеющих высшее и среднее особое образование и другими показателями
(доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет, никто не знает.
Немаловажную роль в понижении ценности общего среднего образования в очах родителей школьников и, в особенности, самих подростков сыграли средства массовой информации и, в частности, молодежная пресса.
Сказались и понижения уровня государственного финансирования системы образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ, колледжей, лицеев и т. Д.
Семья
В жизни каждого человека семья занимает особенное место. В семье растет ребенок, и с первых лет собственной жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в собственной семье все то, что было в семье его родителей.
В семье регулируются дела дитя к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние страны. В семье родители и дети соединены духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.
Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния страны. От того, как ребенок приучен к труду и как ребенок выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от её вклада в трудовую «копилку» общества много зависит экономическое состояние общества.
Осуществляя социальную функцию, семья сформировывает в зависимости от её культурного, общественного и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной политики страны.
Социализация в семье зависит от состава семьи. Сейчас нет огромных семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.
Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.
На современное состояние семьи влияют все конфигурации, происходящие в обществе: скопление знаний, технологий и обмена информацией и самых больших конфигураций, таковых, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.
Классическая формула – семья как социальный институт – описывает семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений меж мужчиной и дамой. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их замужние, родственные права и обязанности с целью сотворения семьи, рождения и воспитания детей.
Семья – это не лишь брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не лишь супругов, но и детей, а также родственников.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
- вступление в брак;
- рождение первого дитя;
- окончание деторождения (последний ребенок);
- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего дитя;
- прекращение семьи со гибелью одного из супругов.
Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи соединены кровным родством (либо близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и погибших, близких и дальних, узнаваемых и неизвестных.
Семья – это единица общества, которая просит неизменного внимания, если мы хотим обычного развития общества.
Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье.
Как появляются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех её членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.
Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и общественного состояния общества, зависимости семьи от общества, роли супругов в ведении хозяйства, в публичном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных свойств, характера родственников.
Развитие семьи проходит несколько стадий.
Первая стадия – первоначальное образование семьи, почаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.
Вторая стадия – рождение дитя, семья состоит из двух поколений.
Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они либо остаются с родителями, либо уезжают. Родители вступают в дела с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками либо друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На данной стадии семья либо расширяется