Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этот этап зародился в недрах предыдущего в процессе многочисленных исследований путей математического развития детей-воспитанников дошкольных образовательных учреждений, которое стало определяющим в период, характеризуемый в России как период гуманизации общественного устройства, то есть в 90-е годы XX века

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ №-1155 от 17.10.2013г.) в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, подразумевает развитие у дошкольников в процессе разнообразных видов детской деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности: умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и умозаключения, то есть развитие логической сферы дошкольников.

Современные концепции математического образования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста ориентированы на раннее формирование элементарных математических представлений, введение детей в мир математической логики, развитие самостоятельности мышления, освоение новых способов познания мира, создание предпосылок для формирования теоретического мышления, необходимого для обучения в начальных классах школы, сочетание практической и игровой деятельности и т. п.

В комплексной образовательной программе дошкольного образования «Радуга», (авторы: Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова) нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы — о творческом характере развития. Авто­ры рассматривают ребенка как субъект индивидуального развития, активно осваивающий культуру. С этих позиций определены на­правления и границы педагогического воздействия взрослого.

Большое внимание уделяется освоению ребенком знаковых символов (математические представления, знакомство с буквами, симво­лами и т.п.), развитию начал логического мышления, речевому развитию, формированию элементарного осознания языковых явлений.

Задачи по формированию математических представлений изложены в содержательном разделе программы «Радуга», в образовательной области «Познавательное развитие», в самостоятельном подразделе «Математические представления».

Математический блок программы «Радуга» разработан Е.В. Соловьевой. Задачи в программе представлены в обоб­щенном виде, что затрудняет их восприятие и требует дополнительного изучения соответствующей методической литературы. Вместе с тем, прослеживается система в работе, взаимосвязь разных видов детской деятельности при решении поставленных задач, направленность программы на психическое развитие ребенка.


В программе достаточно большое внимание уделяется формированию логической сферы дошкольников, начиная с младшего дошкольного возраста, формированию логических приемов: анализа, синтеза, классификации.

В качестве методической литературы рекомендуются разработки Е.В. Соловьевой «Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей», а также несколько посо­бий по формированию представлений о числе в разных возрастных группах.[Соловьева, 2015]

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» создавалась как программа обобщенного и многогранного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности. Развитие логической сферы воспитанников дошкольных образовательных учреждений представлено в разделе «Первые шаги в математику».

В системе работы по данному разделу свойственна развивающая направленность: заданное в программе содержание способствует развитию внимания, мышления, памяти. Уделяется внимание также введению детей в мир логики математики, освоению ими отношений эквивалентности, порядка, алгоритмов.

Как положительное нужно отметить и то, что в содержании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми воплощена идея личностно-ориентированной модели поведения и воспитания детей. Особое внимание авторы программы уделяют развитию познавательных способностей детей.

Основные инновационные моменты программы "Детство" видятся в обновлении получаемых детьми знаний и представлений об окружающем. Содержание этих знаний центрировано на человеке, (человек как творец предметного мира, человек как неотъемлемая часть и в то же время хранитель природного мира). Внесение знаний об окружающем соединено с собственной трудовой деятельностью детей.

Программа "Детство" по математическому развитию дошкольников предусматривает развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие). Содержание классическое: доматематические виды деятельности (сравнение, уравнивание, комплектование), математические виды деятельности (счет, измерение, вычисление) и плюс элементы логики и математики.

Содержание раздела «Первые шаги в математику» логически выдержано. Кроме объема знаний (представлений) в программе «Детство» определены основные способы действий — познавательные и речевые умения. Среди них выделяются сенсорные умения, обследовательские действия, практическое, а затем и мыслительное сравнение, которое, по мнению автора программы 3. А. Михайловой, помогает вычленять отношения предметов по количеству. [Михайлова, 2015].



Элементарные математические виды деятельности (счет, измерение, вычисление) дают возможность оперировать числами, использовать их для оценки количества и величины. Предпосылки интеллектуальной творческой деятельности способствуют переносу математических знаний и умений в новые условия. Способы действий, которыми овладевают дети, являются своеобразным механизмом освоения математического содержания.

Дается подробное описание использования уникального по своим возможностям дидактического материала — логических блоков Дьенеша и палочек Кюинзенера, а также предлагается система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр и упражнений с этими материалами.

В рекомендациях предлагается методика освоения классификации детьми старшего дошкольного возраста на математическом материале. Для этого используются «Абстрактный материал» (логические блоки Дьенеша) и «Жизненный материал» (набор предметов, отличающихся/сходных по ряду свойств: цвету, форме, размеру и т. д.). Для освоения умений действовать последовательно в процессе математической подготовки в рамках программы «Детство» используются логико-математические игры.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» развивающая программа, определяющая условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей 9законных представителей); базирующаяся на общих законах организации и развития деятельности человека; предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума.

«Мир открытий» – программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на протяжении всей жизни человека. Научный руководитель Программы – доктор педагогических наук, профессор, Людмила Георгиевна Петерсон.

В авторский коллектив Программы вошли ведущие специалисты в области дошкольного образования: Бережнова О.В., Богуславская Т.Н., Буренина, А.И., Верховкина М.Е., Кочемасова Е.Е., Лыкова И.А., Некрасова А.А., Обухов А.С., Петерсон Л.Г., Попова М.Н., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Савенков А.И., Тимофеева Л.Л., Ушакова О.С., Файзуллаева Е.Д. и др.

Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие. Программа обеспечена полным комплектом методической литературы.


Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей (законных представителей).

Многие разделы программы «Мир открытий» разработаны на основе парциальных и авторских программ, прошедших многолетнюю апробацию в детских садах разных регионов России.

Математический блок программы разработан Л.Г. Петерсон и представлен в дидактическом посо­бии «Игралочка», предназначенном для развития математических представлений детей 3—4, 4—5 и 6-7 лет.

В основу курса «Игралочка» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход, представленная в непрерывной образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»). Данный курс по формированию элементарных математических представлений и называется «Игралочка». Он строится на системе дидактических игр и оптимальных для детей дошкольного возраста форм работы с детьми (беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игры с правилами, опыты, моделирование, экспериментирование и др.).

Основной целью является не столько формирование у детей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни. [Петерсон, 2015].

Задачи математического развития в курсе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка.

Приоритетными задачами в курсе «Игралочка» являются развитие:

-логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);

-мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);

-сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);

-любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);


-находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

-вариативного мышления, воображения, творческих способностей;

-мелкой моторики;

ознакомление:

-с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);

-с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);

формирование опыта:

-аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;

-работы по правилу и образцу;

-фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;

-выбора способов преодоления затруднения;

-постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих действий;

-проверки результатов своих действий, исправления ошибок;

воспитание:

-нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);

-положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

В курсе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций:

-образовательные ситуации «открытия» нового знания;

-образовательные ситуации тренировочного типа;

-образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).

Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.

Большое внимание в курсе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.

Дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности.