Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средний уровень (от 12 до 17 баллов)-Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия между предметами, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Затрудняется самостоятельно делать выводы, умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве, но необходима помощь в ориентации на листе бумаги. Ребенок чаще любознателен, внимателен, но не наблюдателей и усидчив.
Низкий уровень (от 8 до 11 баллов)-ребенок слабо владеет логическими операциями: сравнения, обобщения, классификации, систематизации. Не видит существенных признаков между предметами. Не умеет пользоваться обобщающими понятиями, делать умозаключения. Не ориентируется в пространстве, на листе бумаги, необходима постоянная помощь взрослого. Ребенок не любознателен, не внимателен, не усидчив.
Таблица 2.1.
Протокол количественных показателей результатов изучения исходного уровня сформированности логических приемов у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.
№ п\п | И.Ф. ребенка | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | Общее количество баллов | |||||||||
1 | Даша М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 | |||||||||
2 | Стас П. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 18 | |||||||||
3 | Саша К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 23 | |||||||||
4 | Арина Ш. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 12 | |||||||||
5 | Владик Р. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | |||||||||
6 | Ярослав Н. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 16 | |||||||||
7 | София К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 | |||||||||
8 | Настя Ч. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 | |||||||||
9 | Карина С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 | |||||||||
10 | Ваня Я. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 13 | |||||||||
11 | Рукият М. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 18 | |||||||||
12 | Даша Л. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 11 | |||||||||
13 | Максим Б. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | |||||||||
14 | Илья С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | |||||||||
15 | Дима Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 | |||||||||
Общий балл | 24 | 25 | 29 | 22 | 20 | 29 | 23 | 18 | 189 | ||||||||||
Средний балл по группе: 12.6 |
Таблица 2.2.
Протокол качественных показателей результатов изучения исходного уровня сформированности логических приемов у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
И.Ф. ребенка | Общее количество баллов | Уровень сформированности |
Даша М. | 9 | низкий |
Стас П. | 18 | высокий |
Саша К. | 23 | высокий |
Арина Ш. | 12 | средний |
Владик Р. | 8 | низкий |
Ярослав Н. | 16 | средний |
София К. | 9 | низкий |
Настя Ч. | 9 | низкий |
Карина С. | 13 | средний |
Ваня Я. | 13 | средний |
Рукият М. | 18 | высокий |
Даша Л. | 11 | средний |
Максим Б. | 9 | низкий |
Илья С. | 8 | низкий |
Дима Л. | 13 | средний |
Соответствие уровней сформированности логической сферы детей:
Высокий уровень- 18-24, имеет 3 ребенок-20%;
Средний уровень-12-17, имеют 6 детей-40%;
Низкий уровень-8-11, имеют 6 детей-40%.
Анализ результатов определения исходного уровня сформированности логических приемов показал, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развиты приемы логического мышления. Не смогли сгруппировать предметы по двум предлагаемым признакам самостоятельно, объяснить свои действия, выделить существенные признаки. Дети затруднялись находить неточности в картинках и объяснять, как должно быть на самом деле. Они путались в нахождении правильной дорожки в лабиринте и распределении геометрических фигур в определенной последовательности. Допускали ошибки в составлении изображений по образцу, составлении картинок и рассказов в определенной последовательности. Хорошие результаты дети показали в определении лишнего предмета, в складывании картинок из шести частей. Они
недостаточно любознательны, наблюдательны и усидчивы. Дети показали средний уровень сформированности логических приемов.
Необходимо разработать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2.2. Экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию логической сферы
Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективного развития и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамичный характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
17.10. 2013 года вышел Приказ №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В федеральном государственном образовательном стандарте используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательное развитие дошкольников – это процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности. Ребенок задает много вопросов, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлений природы, поступкам людей, склонен к экспериментированию, обладает знаниями о себе, природном и социальном мире.
К концу пребывания детей в детском саду ребенок должен освоить начальные представления в различных областях деятельности
, научиться, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.
Организуя работу на новый учебный год по развитию логической сферы детей 6-7 лет, опирались на уже имеющиеся знания и умения воспитанников.
Исходя из результатов определения уровня сформированности логических операций у детей старшего дошкольного возраста, был составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В организованной образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений использовалось методическое пособие И.А. Помораевой, В.А. Позиной «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа». Данное методическое пособие относится к учебно-методическому комплексу основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, разработано в соответствии с ФГОС ДО.
В пособии представлена организация работы по развитию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Структура образовательной деятельности, представленная в пособии, сочетает и успешно решает задачи из разных разделов программы. Предложенная система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приёмов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные и т.д.), помогает дошкольникам овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного мировоззрения, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком логико-математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, обеспечивает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.Объем материала дает воспитанникам возможности реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей. В пособии используются логико-математические игры в основном на развитие сравнения, анализа, синтеза.
Поэтому для развития всех логических операций было дополнительно использовано методическое пособие «Игралочка- ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет» Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. В нем представлены разнообразные логико-математические игры и упражнения, арифметические задачи на основе наглядности, простейшие задания по геометрии. Пособие использовалось как тетрадь для индивидуальной работы каждого ребенка. [Петерсон, 2015]
Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольных учреждений. Именно играя, дети лучше усваивают материал, закрепляют его. Поэтому для развития логической сферы детей дошкольного возраста были подобраны логико-математические игры, которые использовала не только во время проведения образовательной деятельности (Приложение 2), но и во время повседневной самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых.
СанПиН дошкольного образования предусмотрено организованная образовательная деятельность во второй половине дня, которая была использована для организации клубной работы по использованию логико-математических игры и упражнений для формирования логической сферы детей старшего дошкольного возраста.
Были поставлены следующие задачи клубной работы:
-подобрать практический материал логико-математических игр и упражнений для развития логической сферы у детей старшего дошкольного возраста;
-обеспечить развитие всех логических приемов у детей старшего дошкольного возраста;
-проводить работу по формированию логической сферы детей старшего дошкольного возраста постоянно и систематически.
В содержание клуба «Занимательная математика» были включены логико-математические игры и упражнения по основным подразделам раздела «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, во времени. (Приложение 3)
В основном в содержание клубной работы были включены логико-математические игры: «Рассеянный художник», «Недостающий предмет», «Продолжи ряд», «Составь по образцу», «Третий лишний» и многие другие. Чтобы эти игры постоянно вызывали интерес, они периодически менялись, изменялись варианты наглядности каждой игры.
Интерес к логико-математическим играм и упражнениям становился устойчивым тогда, когда дети старшего дошкольного возраста видели свои успехи, проявляли умственное напряжение, могли увидеть проблемную ситуацию.