Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 575

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)








«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ДСЭИ

_________________ В.И.Дударов

«27» _августа___________2009г.











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

080502.65- «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Форма подготовки - заочная

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утв. Приказом Минобразования РФ 17 марта 2000 года, номер гос. регистрации 238 эк / сп)

УМКД обсужден на заседании Совета института «27» августа 2009 г.

Составитель (ли): __С.З.Симоненко________________________________________________

Содержание

Аннотация

3

Рабочая программа учебной дисциплины

4

Конспект лекций

43

Материал практических занятий

64

Материал для организации самостоятельной работы студентов

82

Контрольно-измерительные материалы

120

Список литературы

139

Глоссарий

144

Аннотация

Настоящий УМКД предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» заочной формы обучения.

Курс «Русский язык и культура речи» направлен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях.


Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование уже имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

080502.65- «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Форма подготовки - заочная


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утв. Приказом Минобразования РФ 17 марта 2000 года, номер гос. регистрации 238 эк / сп)

Рабочая программа обсуждена на заседании Совета института «27» августа 2009 г.

Составитель (ли): _С.З. Симоненко____________________________________
Оборотная сторона титульного листа
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании Учебно-методической комиссии:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Зам.директора по УВР _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании Учебно-методической комиссии:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Зам.директора по УВР _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка.

Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.



Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершения речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Введение
Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование уже имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.


  1. Цели и задачи дисциплины


Цель курса: повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка.

Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности, и для успешной коммуникации в различных сферах - бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:


- изложение теоретических основ стилистики и учения о функциональных стилях и основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств;

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому, лексическому, грамматическому. Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление при продуцировании речи и интерпретацию - при понимании речи.


  1. Начальные требования к освоению дисциплины


Базой для изучения курса «Русский язык и культура речи» является программа по русскому языку средней школы, состоящая из следующих разделов:

1. Фонетика и графика

2. Состав слова и словообразование

3. Орфография

4. Морфология

5. Синтаксис

6. Текст и его строение

7. Стили русской речи

В связи с этим, обучаемые должны уметь:

- работать с готовым текстом (владеть различными видами пересказа; уметь комментировать отдельные сцены и эпизоды; уметь производить сопоставительный речеведческий и стилистический анализ текста);

- строить устное высказывание и письменное сочинение на разные темы;

- выступать с докладом, используя приемы ораторского искусства;

- выявлять некоторые стилевые признаки (лексические, композиционные, синтаксические)
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать: основы стилистики (признаки функциональных стилей речи, особенности построения текстов разных жанров и типов); основы культуры речи (понятие о культуре речи, виды и типы норм, основные причины нарушения норм). Студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но научиться практически применять их для построения текстов,
продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.

В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:

- использовать языковые средства в соответствии с целями и особенностями ситуации;

- систематизировать языковые средства в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи они используются;

- обучение студентов способам трансформации несловесного материала, в частности изображении и цифровых данных (схем, графиков, таблиц) - в словесный;

- продуцировать связные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего.

Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» одновременно формирует у студентов три вида компетенции: языковую, коммуникативную, общекультурную - с акцентом на коммуникативной компетенции.


4.Объем дисциплины и виды учебной работы

4.1. Заочнаяформа обучения


Вид учебной работы

Всего часов

2 курс

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

Лекции

8

8

Практические занятия

4

4

Контрольные работы

+

+

Всего самостоятельная работа

68

68

Вид итогового контроля




зачет



5. Содержание дисциплины

5.1. Распределение учебного материала по видам занятий




пп

Наименование раздела дисциплины

Распределение по видам (час)

Лекции

ПЗ

СРС

1.

Предмет и задачи курса

1

-

-

2.

Типы речевых ситуаций и функциональные разновидности современного русского языка


2


1


24

3.

Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка


2


1


24

4.

Культура речи

3

2

20




Всего

8

4

68