Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Русский язык и культура речи 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 575
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)
Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)
| | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ДСЭИ _________________ В.И.Дударов «27» _августа___________2009г. |
| | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
080502.65- «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Форма подготовки - заочная
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утв. Приказом Минобразования РФ 17 марта 2000 года, номер гос. регистрации 238 эк / сп)
УМКД обсужден на заседании Совета института «27» августа 2009 г.
Составитель (ли): __С.З.Симоненко________________________________________________
Содержание
Аннотация | 3 |
Рабочая программа учебной дисциплины | 4 |
Конспект лекций | 43 |
Материал практических занятий | 64 |
Материал для организации самостоятельной работы студентов | 82 |
Контрольно-измерительные материалы | 120 |
Список литературы | 139 |
Глоссарий | 144 |
Аннотация
Настоящий УМКД предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» заочной формы обучения.
Курс «Русский язык и культура речи» направлен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях.
Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование уже имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)
Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
080502.65- «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Форма подготовки - заочная
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утв. Приказом Минобразования РФ 17 марта 2000 года, номер гос. регистрации 238 эк / сп)
Рабочая программа обсуждена на заседании Совета института «27» августа 2009 г.
Составитель (ли): _С.З. Симоненко____________________________________
Оборотная сторона титульного листа
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании Учебно-методической комиссии:
Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______
Зам.директора по УВР _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании Учебно-методической комиссии:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Зам.директора по УВР _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
Русский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка.
Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершения речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Введение
Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование уже имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
-
Цели и задачи дисциплины
Цель курса: повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка.
Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности, и для успешной коммуникации в различных сферах - бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:
- изложение теоретических основ стилистики и учения о функциональных стилях и основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств;
- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому, лексическому, грамматическому. Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление при продуцировании речи и интерпретацию - при понимании речи.
-
Начальные требования к освоению дисциплины
Базой для изучения курса «Русский язык и культура речи» является программа по русскому языку средней школы, состоящая из следующих разделов:
1. Фонетика и графика
2. Состав слова и словообразование
3. Орфография
4. Морфология
5. Синтаксис
6. Текст и его строение
7. Стили русской речи
В связи с этим, обучаемые должны уметь:
- работать с готовым текстом (владеть различными видами пересказа; уметь комментировать отдельные сцены и эпизоды; уметь производить сопоставительный речеведческий и стилистический анализ текста);
- строить устное высказывание и письменное сочинение на разные темы;
- выступать с докладом, используя приемы ораторского искусства;
- выявлять некоторые стилевые признаки (лексические, композиционные, синтаксические)
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать: основы стилистики (признаки функциональных стилей речи, особенности построения текстов разных жанров и типов); основы культуры речи (понятие о культуре речи, виды и типы норм, основные причины нарушения норм). Студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но научиться практически применять их для построения текстов,
продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.
В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:
- использовать языковые средства в соответствии с целями и особенностями ситуации;
- систематизировать языковые средства в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи они используются;
- обучение студентов способам трансформации несловесного материала, в частности изображении и цифровых данных (схем, графиков, таблиц) - в словесный;
- продуцировать связные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего.
Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» одновременно формирует у студентов три вида компетенции: языковую, коммуникативную, общекультурную - с акцентом на коммуникативной компетенции.
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Заочнаяформа обучения
Вид учебной работы | Всего часов | 2 курс |
Общая трудоемкость дисциплины | 80 | 80 |
Лекции | 8 | 8 |
Практические занятия | 4 | 4 |
Контрольные работы | + | + |
Всего самостоятельная работа | 68 | 68 |
Вид итогового контроля | | зачет |
5. Содержание дисциплины
5.1. Распределение учебного материала по видам занятий
№ пп | Наименование раздела дисциплины | Распределение по видам (час) | ||
Лекции | ПЗ | СРС | ||
1. | Предмет и задачи курса | 1 | - | - |
2. | Типы речевых ситуаций и функциональные разновидности современного русского языка | 2 | 1 | 24 |
3. | Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка | 2 | 1 | 24 |
4. | Культура речи | 3 | 2 | 20 |
| Всего | 8 | 4 | 68 |