Файл: Учебнометодическое пособие по подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
67
Каково назначение полиции? В чем заключаются права
и обязанности полиции? Каковы основания и порядок задержания
полицией? Каков порядок применения физической силы, специ-
альных средств и огнестрельного оружия полицией?
Может ли Клюев обжаловать действия сотрудников поли-
ции?
Может ли Клюев привлечь к ответственности охранника
ресторана?
68
Тема 12. ФСБ России и иные органы государственной
безопасности
Вопросы:
1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации: назначение, основные принципы и направления деятельности.
2. Система органов ФСБ России.
3. Структура центрального аппарата ФСБ России. Директор
ФСБ России.
4. Сотрудники ФСБ России.
Цель семинарского занятия: определить назначение, основ- ные принципы и направления деятельности ФСБ России; изучить систему органов ФСБ России, структуру центрального аппарата
ФСБ России; уяснить особенности прохождения службы в ФСБ
России.
Задачи
Задача 1. После получения информации о признаках разве- дывательной деятельности, осуществляемой гражданином ино- странного государства, который находится на территории Рос- сийской Федерации, Управление Федеральной службы безопасно- сти по Омской области провело мероприятия по ее пресечению.
Также было возбуждено уголовное дело и начато расследование по данному факту.
Каковы цели, принципы и основные направления деятельно-
сти органов Федеральной службы безопасности Российской Фе-
дерации? О каких направлениях деятельности Федеральной
службы безопасности Российской Федерации идет речь в за-
даче? Раскройте систему органов Федеральной службы безопас-
ности Российской Федерации.
Задача 2. Начальник отдела Федеральной службы безопас- ности Российской Федерации по гарнизону представил командиру гарнизона информацию о нарушении установленных требований
69 к обеспечению защиты государственной тайны некоторыми офи- церами данного гарнизона. Однако командир гарнизона никак не отреагировал на полученную информацию.
Оцените правомерность действий начальника отдела Фе-
деральной службы безопасности по гарнизону и командира гар-
низона. Какие цели и задачи стоят перед органами Федеральной
службы безопасности Российской Федерации в области обеспе-
чения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федера-
ции, других войсках и воинских формированиях, а также в их ор-
ганах управления (органы безопасности в войсках)? Опишите си-
стему этих органов.
Задача 3. Для разрешения вопросов соблюдения режима
Государственной границы, урегулирования пограничных инци- дентов на один из участков Государственной границы Директор
Федеральной службы безопасности Российской Федерации по со- гласованию с Министерством иностранных дел Российской Феде- рации назначил пограничного представителя Российской Федера- ции. Кроме того, Директор Федеральной службы безопасности под- писал приказ, регулирующий порядок выдачи пропусков для въезда
(прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону.
Имел ли право Директор Федеральной службы безопасно-
сти Российской Федерации совершать эти действия? Какие
права имеет ФСБ России в сфере защиты Государственной гра-
ницы Российской Федерации? Каковы задачи управлений (отде-
лов, отрядов) ФСБ России в области обеспечения безопасности
по пограничной службе (пограничных органов)?
70
Тема 13. Министерство юстиции Российской Федерации
и его органы
Вопросы:
1. Задачи и функции Министерства юстиции Российской Фе- дерации.
2. Система органов и учреждений юстиции в Российской Фе- дерации.
3. Структура центрального аппарата Министерства юстиции
Российской Федерации. Министр юстиции Российской Федерации.
4. Федеральная служба судебных приставов Российской Фе- дерации: система и компетенция. Виды судебных приставов и поря- док их назначения.
5. Федеральная служба исполнения наказаний Российской
Федерации, ее органы и учреждения.
Цель семинарского занятия:определить функции и место
Министерства юстиции Российской Федерации в системе право- охранительных органов; изучить структуру и задачи Министер- ства юстиции Российской Федерации, федеральные службы в си- стеме Министерства юстиции Российской Федерации, их задачи и компетенцию.
Задачи
Задача 1. Отдел по вопросам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра Де- партамента конституционного законодательства, развития феде- ративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации по результатам юридической экс- пертизы Конституции Республики Бурятия пришло к выводу о ее несоответствии Конституции Российской Федерации. В связи с этим начальник управления подготовил проект указа Прези- дента Российской Федерации о приостановлении действия Кон- ституции Республики Бурятия.
Какие основные задачи и функции возложены на Мини-
стерство юстиции Российской Федерации? Какова структура
центрального аппарата Министерства юстиции Российской
71
Федерации? Оцените ситуацию. Правильно ли поступил началь-
ник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъек-
тов Российской Федерации и федерального регистра Министер-
ства юстиции Российской Федерации?
Задача 2. При проведении проверки деятельности управле- ния юстиции по одному из субъектов Российской Федерации со- трудники Министерства юстиции Российской Федерации выяс- нили, что состав коллегии данного управления юстиции утвер- жден главой администрации субъекта, на что было указано начальнику управления юстиции субъекта Российской Федерации как на нарушение закона. Однако начальник управления отметил, что подчиняется главе администрации, поскольку управление юстиции по субъекту Российской Федерации является государ- ственным органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации.
Опишите систему органов и учреждений юстиции Россий-
ской Федерации. Кому они подчиняются? Имело ли право Мини-
стерство юстиции Российской Федерации проводить проверку
в управлении юстиции по субъекту Российской Федерации? Что
такое коллегия управления юстиции в субъекте Российской Фе-
дерации? В каком порядке она формируется? Каковы функции
управления юстиции в субъекте Российской Федерации?
Задача 3. Главный судебный пристав Российской Федерации издал распоряжение о созыве Консультативного совета главных судебных приставов субъектов Российской Федерации. На по- вестку дня был поставлен вопрос о повышении эффективности организации деятельности служб судебных приставов.
Опишите систему службы судебных приставов. Каковы ее
задачи и правовые основы деятельности? Кто возглавляет дан-
ную систему? Каковы полномочия органов юстиции Российской
Федерации по отношению к службе судебных приставов?
Задача 4. В кабинет судьи районного суда ворвался неизвест- ный и потребовал под угрозой применения огнестрельного оружия покинуть кабинет всем, кроме присутствующего здесь замести- теля районного прокурора, который являлся братом судьи и зашел
72 к нему в кабинет по частному делу. Требование было исполнено.
Судья немедленно обратился к одному из судебных приставов с просьбой пресечь незаконное поведение неизвестного. Однако судебный пристав на это заявил, что он обязан обеспечивать без- опасность только работников суда и участников судебного про- цесса. Заместитель же прокурора в данном случае не относится ни к тем, ни к другим. Кроме того, у пристава нет огнестрельного оружия для пресечения действий нападающего. Поэтому судье следует вызвать полицию.
Каковы задачи судебных приставов? Какие виды судебных
приставов предусмотрены в Российской Федерации? Опишите их
права и обязанности. Оцените ситуацию. Имеет ли право судеб-
ный пристав применять физическую силу и огнестрельное ору-
жие? Если у судебного пристава такое право имеется, то в каких
пределах он может его реализовывать?
Задача 5. Главный судебный пристав Тамбовской области вынес следующие распоряжения:
1) о назначении на должность старшего судебного пристава гражданина Рябова (23 года, высшее образование) и на долж- ность секретаря судебного заседания областного суда гражданки
Скосыревой (19 лет, среднее полное образование);
2) о наложении дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины на судебного пристава-исполнителя Чер- ненко;
3) об освобождении от должности сотрудника одной из ис- правительных колоний строгого режима Ивашкина.
Оцените законность действий главного судебного пристава
субъекта Российской Федерации. Опишите полномочия главного
судебного пристава субъекта Российской Федерации. Какие тре-
бования предъявляются к кандидатам на должность судебного
пристава? В каком порядке назначаются на должность:
главный судебный пристав Российской Федерации;
заместитель главного судебного пристава Российской
Федерации;
главный судебный пристав субъекта Российской Федерации;
старший судебный пристав;
судебный пристав.
73
Задача 6. Министр юстиции Российской Федерации издал приказ, в котором отмечалась необходимость улучшения управ- лениями Министерства юстиции Российской Федерации по субъ- ектам Российской Федерации координации деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того,
Федеральной службе исполнения наказаний предписывалось ужесточить контроль за организацией исполнения уголовных наказаний, содержанием подозреваемых, обвиняемых, подсуди- мых и осужденных, находящихся под стражей.
Опишите уголовно-исполнительную систему Российской
Федерации. Какие цели и задачи перед ней стоят? Имеет ли
право управление Министерства юстиции Российской Федерации
по субъектам Российской Федерации контролировать деятель-
ность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказа-
ния?
74
1 2 3 4 5 6 7 8
Тема 14. Адвокатура
Вопросы:
1. Адвокатская деятельность в Российской Федерации: поня- тие и признаки.
2. Принципы деятельности адвокатуры в Российской Федера- ции.
3. Статус адвоката. Приостановление статуса адвоката. Пре- кращение статуса адвоката.
4. Помощник адвоката. Стажер адвоката.
5. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации: об- щая характеристика и органы адвокатской палаты. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.
6. Формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, кол- легия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация. Их основные черты, порядок создания, отличия друг от друга.
Цель семинарского занятия: определить, что такое адво- катская деятельность; установить лиц, ее осуществляющих; изу- чить органы адвокатуры и формы адвокатских образований.
Задачи
Задача 1.
Выпускник негосударственного образователь- ного учреждения решил по окончании вуза стать адвокатом.
Какие требования к кандидатам на получение статуса ад-
воката предусматривает действующее законодательство?
Задача 2.
Несовершеннолетний Жаров обвинялся в совер- шении разбойного нападения на женщину. Он просил допустить в качестве защитника его двоюродного брата – юриста. Следова- тель в ходатайстве Жарову отказал, мотивировав тем, что род- ственники не могут защищать обвиняемых и самостоятельно назначил ему адвоката.
Оцените законность решений следователя.
О действии какого принципа идет речь в данной задаче?
75
Задача 3.
Илюшенко и Зайцев были задержаны по подозре- нию в совершении преступления. После доставления их в дежур- ную часть отдела полиции оба заявили, что требуют предоста- вить им адвокатов, иначе они отказываются что-либо пояснять по делу. Дознаватель Лавров отказал в просьбе обоим по следу- ющей причине: Илюшенко и Зайцев являются задержанными, а не подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу, в связи с этим адвокат им не полагается.
Оцените сложившуюся ситуацию.
Задача 4.
Пенсионер, ветеран Великой Отечественной войны, инвалид II группы, обратился в коллегию адвокатов «Юри- дический центр» с просьбой помочь ему составить исковое заявле- ние в суд. В коллегии дежурный адвокат Зуров сказал, что может это сделать за полчаса, но услуга будет стоить 1000 руб. Пенсио- нер сказал, что у него нет таких денег, и попросил оказать ему услугу бесплатно. Зуров отказал в просьбе, пояснив, что адвокат- ские услуги всегда стоят денег, а бесплатно пусть его консульти- руют студенты юридических вузов.
Оцените ситуацию. Правомерна ли была просьба пенсио-
нера?
Задача 5.
Самойлова обратилась в коллегию адвокатов с жалобой на действия состоявшего в коллегии адвоката Севрю- гова. В жалобе указывалось, что Севрюгов согласился оказать Са- мойловой юридическую помощь по представлению ее интересов в районном суде. Самойлова фигурировала ответчиком в граж- данском деле. Адвокат оценил свои услуги в 10 тыс. руб. и пообе- щал все урегулировать. Самойлова согласилась и передала ему лично в руки все деньги.
По делу состоялось всего 2 судебных заседания, и судья в итоге вынесла решение не в пользу ответчика. Самойлова жало- валась на безучастность адвоката и просила вернуть ей деньги.
Кто правомочен рассматривать подобного рода жалобы?
Какое решение надлежит принять по жалобе?
Какие меры взыскания адвокатов предусмотрены действу-
ющим законодательством?