ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 422
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Взаимодействие может происходить в сфере развития технологий, производства, распространения маркетинга или сервиса.
Достичь успеха в той или иной отрасли тем легче, чем больше в стране конкурентоспособных родственных отраслей. Самые значительные из них - это те, которые играют важную роль в инновационных процессах, и те, что дают возможность расширения сферы деятельности.
Однако успех местных отраслей-поставщиков и родственных отраслей зависит от остальных граней «ромба». Без наличия передовых факторов, таких как условия внутреннего спроса, сигнализирующих о направлении изменений в производстве товаров, или активной конкуренции, само по себе наличие поставщиков мирового уровня не может принести ощутимой пользы71.
Четвертым важным детерминантом, играющим большую роль в процессе внедрения новшеств и в обеспечении перспектив международного успеха компаний, является характер конкуренции между компаниями.
Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. Наиболее важными из них являются: отношение к авторитету власти, нормы взаимодействия между людьми, отношения работников к управленческому звену и наоборот, социальные нормы индивидуального или группового поведения, профессиональные стандарты. Они, в свою очередь, вытекают из систем образования, социального и религиозного прошлого, семейных традиций и из многих других, часто неуловимых, но неповторимых национальных особенностей.
Конкуренция на внутреннем рынке принуждает фирмы совершенствовать производственные процессы и внедрять новшества.
Местные конкуренты заставляют друг друга понижать цены, улучшать качество и обслуживание, создавать новые товары и технологические процессы. Хотя фирмы не всегда могут сохранить преимущество на долгий период, активное давление со стороны соперников стимулирует инновации как из страха отстать, так и из желания вырваться вперед.
Само по себе большое число конкурентов на внутреннем рынке - недостаточное условие для того, чтобы обеспечить успех. Если между ними не происходит острой борьбы, то преимущества такой конкуренции сводятся на нет. Более того, нация должна иметь и другие преимущества в «ромбе», иначе достижение успеха маловероятно.
Детерминанты, определяющие национальные преимущества, создают в отдельных отраслях особую внутреннюю среду. Однако в истории большинства успешно конкурирующих отраслей сыграл свою роль и случай, то есть такие события, которые имеют мало общего с условиями развития в стране, и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни даже национальные правительства. К числу событий, имеющих особо важное значение для развития конкурентоспособности можно отнести: изобретательство; крупные
71 Корчагина, Н.А. Основы кластерной концепции [Текст] / Н.А. Корчагина, И.Н. Ахунджанова. -
Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет»,
2010. -с. 96., с.48-49.
65
технологические сдвиги (например, биотехнология, микроэлектроника); резкие изменения цен на ресурсы, такие как нефтяной шок; значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах; всплеск мирового или местного спроса; политические решения зарубежных правительств; войны.
Случайные события важны потому, что они изменяют позиции соперничающих компаний. В стране с наиболее благоприятным «ромбом», скорее всего, случай послужит укреплению конкурентоспособности. Это означает, что если экономическая среда восприимчива к новым источникам преимуществ, то фирмам придется активно действовать в направлении их использования.
В описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкурентоспособности, последней переменной, является роль правительства.
Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все четыре детерминанта.
Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как позитивному, так и негативному - всех четырех детерминантов. Например, на параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т.д. Роль правительства в формировании параметров местного спроса часто бывает менее заметна.
Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Правительство также часто является главным покупателем различной продукции: товары для армии,
телекоммуникационное оборудование, самолеты для национальных авиалиний и т.д. Роль, которую оно играет как покупатель, может, как помочь, так и навредить развитию национальной промышленности.
Правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она является единственным источником национальных преимуществ.
Политика действует успешно в тех областях, где имеются основные детерминанты, определяющие национальные преимущества, а правительство может только усилить их действие.
Национальный «ромб» М. Портера - это система, компоненты которой взаимодействуют, взаимно дополняются и взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Конкурентное преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, нужно иметь преимущество во всех детерминантах «ромба»72.
Взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам очень трудно уничтожить или скопировать.
72 Данейко, П.В. Национальная конкурентоспособность: новая парадигма [Электронный ресурс] /П.В.
Данейко. - (http://www.utrans.ru) с. 7.
66
Случайные события важны потому, что они изменяют позиции соперничающих компаний. В стране с наиболее благоприятным «ромбом», скорее всего, случай послужит укреплению конкурентоспособности. Это означает, что если экономическая среда восприимчива к новым источникам преимуществ, то фирмам придется активно действовать в направлении их использования.
В описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкурентоспособности, последней переменной, является роль правительства.
Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все четыре детерминанта.
Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как позитивному, так и негативному - всех четырех детерминантов. Например, на параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т.д. Роль правительства в формировании параметров местного спроса часто бывает менее заметна.
Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Правительство также часто является главным покупателем различной продукции: товары для армии,
телекоммуникационное оборудование, самолеты для национальных авиалиний и т.д. Роль, которую оно играет как покупатель, может, как помочь, так и навредить развитию национальной промышленности.
Правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она является единственным источником национальных преимуществ.
Политика действует успешно в тех областях, где имеются основные детерминанты, определяющие национальные преимущества, а правительство может только усилить их действие.
Национальный «ромб» М. Портера - это система, компоненты которой взаимодействуют, взаимно дополняются и взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Конкурентное преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, нужно иметь преимущество во всех детерминантах «ромба»72.
Взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам очень трудно уничтожить или скопировать.
72 Данейко, П.В. Национальная конкурентоспособность: новая парадигма [Электронный ресурс] /П.В.
Данейко. - (http://www.utrans.ru) с. 7.
66
В зависимости от преобладания тех или иных детерминант, определяющих развитие страны в определенный период времени, выделяют четыре последовательных стадий развития экономики: ресурсно-управляемая экономика, инвестиционно-управляемая экономика, инновационно
управляемая экономика, экономика богатства (рис. 5.2).
В «ромбе» стран с ресурсно-управляемой экономикой выделяются лишь факторные условия, остальные его составляющие развиты слабо.
Поэтому практически все обладающие конкурентоспособностью национальные отрасли достигают своих преимуществ в конкурентной борьбе исключительно за счет основных факторов производства: природных ресурсов, климата, дешевой рабочей силы низкой квалификации. В результате протекционистской защиты ассортимент местной промышленности может расшириться за счет импортозамещения, но конкурентного преимущества на мировом рынке это не даст, так как уровень конкурентоспособности отечественных фирм, производящих товары- заменители недостаточно высок.
Рисунок 5.2. Развитие экономики
Местные фирмы конкурируют исключительно на базе цены в отраслях, требующих недорогостоящей и широкодоступной технологии производства продукта. При этом технологию получают, в основном, от других стран путем покупки иностранного капитального оборудования.
Создание собственных технологий ограничивается имитацией полученных иностранных технологий.
На внешние рынки продукция поступает в основном через иностранных посредников. На этой стадии очень небольшое число национальных фирм имеет контакты с конечными потребителями.
Внутренний спрос на экспортируемые товары может быть небольшим или вовсе отсутствовать. Экономика на этой стадии чувствительна к колебаниям мирового цикла и курсов валют, воздействующих на спрос и относительные цены. Она также уязвима к потере факторного преимущества перед другими странами. Хотя обладание в изобилии природными ресурсами может
67
обеспечивать высокий национальный доход на душу населения в течение продолжительного периода времени, факторная экономика имеет слабую базу для непрерывного роста производства73.
Основной работой правительства в ресурсно-управляемой экономике является обеспечение общей политической и макроэкономической стабильности и достаточно свободных рынков, чтобы позволить эффективную торговлю сырьевыми товарами.
Факторную стадию прошли почти все страны. На ней находятся практически все развивающиеся государства, а также страны с переходной экономикой. Некоторые процветающие страны с богатыми природными ресурсами (Канада и Австралия) тоже находятся на этой стадии. Следовало бы отметить, что дальше факторной стадии идут вообще немногие страны.
Конкурентное преимущество
инвестиционно-управляемой
экономики базируется на готовности и способности национальных фирм к агрессивному инвестированию. Фирмы вкладывают средства в современное, эффективное оборудование и лучшую технологию, которые можно приобрести на мировом рынке. Типично, что такая технология, как правило, на поколение отстает от мировых лидеров. Однако на этой стадии иностранная технология и методы не только применяются, в них вносятся улучшения. Способность страны впитывать и улучшать иностранную технологию — необходимое условие выхода на стадию, движимую инвестициями, и представляет собой главное отличие от факторной стадии.
Рост объема инвестиций приводит к созданию новых передовых факторов
(новых наукоемких технологий, материалов с заранее заданными свойствами и т.д.) и развитию современной инфраструктуры. Существенным условиям достижения этой стадии является то, что национальные фирмы легко предпринимают действия, связанные с риском, а также то, что рост числа аутсайдеров вызывает усиление внутренней конкуренции во многих отраслях.
Повышение конкурентоспособности на основе инвестиций возможно только в отраслях определенного класса, для которых обычно характерны: высокая капиталоемкость, значительная экономия за счет масштабов производства, стандартизированная продукция.
Государство на этой стадии играет ведущую роль в: регулировании потоков капитала в отраслях; организации поддержки фирм, деятельность которых связана с риском; осуществлении временного протекционизма в целях поощрения становления национальных фирм и строительства предприятий необходимого эффективного масштаба; стимулировании приобретения иностранной технологии, а также содействии экспорту.
Очень немногие страны выходят на инвестиционную стадию. В послевоенный период в полной мере это получилось только у Южной Кореи и Японии. Тайвань, Сингапур, Гонконг, Испания и Бразилия подают
73 Стадии конкурентного развития стран [Электронный ресурс] // -
(http://www.strategplann.ru/konkurentosposobnost/stadii-konkurentnogo-razvitija-stran.html).
68
Основной работой правительства в ресурсно-управляемой экономике является обеспечение общей политической и макроэкономической стабильности и достаточно свободных рынков, чтобы позволить эффективную торговлю сырьевыми товарами.
Факторную стадию прошли почти все страны. На ней находятся практически все развивающиеся государства, а также страны с переходной экономикой. Некоторые процветающие страны с богатыми природными ресурсами (Канада и Австралия) тоже находятся на этой стадии. Следовало бы отметить, что дальше факторной стадии идут вообще немногие страны.
Конкурентное преимущество
инвестиционно-управляемой
экономики базируется на готовности и способности национальных фирм к агрессивному инвестированию. Фирмы вкладывают средства в современное, эффективное оборудование и лучшую технологию, которые можно приобрести на мировом рынке. Типично, что такая технология, как правило, на поколение отстает от мировых лидеров. Однако на этой стадии иностранная технология и методы не только применяются, в них вносятся улучшения. Способность страны впитывать и улучшать иностранную технологию — необходимое условие выхода на стадию, движимую инвестициями, и представляет собой главное отличие от факторной стадии.
Рост объема инвестиций приводит к созданию новых передовых факторов
(новых наукоемких технологий, материалов с заранее заданными свойствами и т.д.) и развитию современной инфраструктуры. Существенным условиям достижения этой стадии является то, что национальные фирмы легко предпринимают действия, связанные с риском, а также то, что рост числа аутсайдеров вызывает усиление внутренней конкуренции во многих отраслях.
Повышение конкурентоспособности на основе инвестиций возможно только в отраслях определенного класса, для которых обычно характерны: высокая капиталоемкость, значительная экономия за счет масштабов производства, стандартизированная продукция.
Государство на этой стадии играет ведущую роль в: регулировании потоков капитала в отраслях; организации поддержки фирм, деятельность которых связана с риском; осуществлении временного протекционизма в целях поощрения становления национальных фирм и строительства предприятий необходимого эффективного масштаба; стимулировании приобретения иностранной технологии, а также содействии экспорту.
Очень немногие страны выходят на инвестиционную стадию. В послевоенный период в полной мере это получилось только у Южной Кореи и Японии. Тайвань, Сингапур, Гонконг, Испания и Бразилия подают
73 Стадии конкурентного развития стран [Электронный ресурс] // -
(http://www.strategplann.ru/konkurentosposobnost/stadii-konkurentnogo-razvitija-stran.html).
68
признаки достижения этой стадии, но у них не хватает некоторых существенных ее элементов
— достаточно развитых факторов, конкурентоспособных фирм, внутрифирменных возможностей улучшать технологию, контролируемых национальными фирмами международных каналов сбыта, присутствия действенной внутренней конкуренции и т.д.74
В инновационно-управляемой экономике полный «ромб» имеется в целом ряде отраслей. Работают все детерминанты, и их взаимодействие максимально. Обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики за счет факторных издержек становится все более и более редким явлением. Инновационное развитие все больше опирается на сильные институты и высококачественный человеческий капитал. К тому же не обладание факторами, а, напротив, нехватка их способствует возрастанию конкурентоспособности, стимулируя введение новых технологий.
Эта стадия называется «движимой инновациями», потому что фирмы не только получают методы и технологии других наций, но и создают свои оригинальные технологии. Создание «принципиально нового» оказывается выгоднее, чем имитация, возникает массовый спрос на новшества. Для его обеспечения требуется достаточно мощная фундаментальная и прикладная науки, а также инфраструктура, позволяющая быстро внедрять результаты исследований. Поэтому на инновационной стадии наблюдается рост числа и усложнение структуры университетов, научных учреждений и организаций.
В структуре НИС все большую роль начинают играть венчурные фонды и инкубаторы.
Возникают новые механизмы формирования и совершенствования факторов производства, все в большей степени ориентированных на потребности конкретных отраслей.
На данной стадии фирмы конкурируют на мировых рынках в более дифференцированных сегментах промышленности.
Они продолжают конкурировать по цене, но на базе высокой производительности труда.
Чувствительные по цене, менее сложные сегменты они постепенно уступают другим странам. Фирмы конкурируют на базе собственных глобальных стратегий и обладают собственными сбытовыми и обслуживающими международными сетями наряду с растущей репутацией марки за границей.
В тех отраслях, где структура благоприятствует разрыву стоимостной цепочки, создается зарубежное производство — либо для сокращения издержек, либо для восполнения отдельных недостатков внутреннего
«ромба». Таким образом, инновационная стадия является одним из этапов значительного прямого зарубежного инвестирования.
Обычно некоторые отрасли промышленности страны опережают другие в переходе к инновационной стадии, получив конкурентные преимущества более высокого класса. Совершенствование распространяется на другие отрасли. На инновационной стадии экономика обладает наибольшей сопротивляемостью по отношению к внешним событиям и макроэкономическим колебаниям, особенно когда страна обретает
74 Стадии конкурентного развития стран [Электронный ресурс] // -
(http://www.strategplann.ru/konkurentosposobnost/stadii-konkurentnogo-razvitija-stran.html).
69
— достаточно развитых факторов, конкурентоспособных фирм, внутрифирменных возможностей улучшать технологию, контролируемых национальными фирмами международных каналов сбыта, присутствия действенной внутренней конкуренции и т.д.74
В инновационно-управляемой экономике полный «ромб» имеется в целом ряде отраслей. Работают все детерминанты, и их взаимодействие максимально. Обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики за счет факторных издержек становится все более и более редким явлением. Инновационное развитие все больше опирается на сильные институты и высококачественный человеческий капитал. К тому же не обладание факторами, а, напротив, нехватка их способствует возрастанию конкурентоспособности, стимулируя введение новых технологий.
Эта стадия называется «движимой инновациями», потому что фирмы не только получают методы и технологии других наций, но и создают свои оригинальные технологии. Создание «принципиально нового» оказывается выгоднее, чем имитация, возникает массовый спрос на новшества. Для его обеспечения требуется достаточно мощная фундаментальная и прикладная науки, а также инфраструктура, позволяющая быстро внедрять результаты исследований. Поэтому на инновационной стадии наблюдается рост числа и усложнение структуры университетов, научных учреждений и организаций.
В структуре НИС все большую роль начинают играть венчурные фонды и инкубаторы.
Возникают новые механизмы формирования и совершенствования факторов производства, все в большей степени ориентированных на потребности конкретных отраслей.
На данной стадии фирмы конкурируют на мировых рынках в более дифференцированных сегментах промышленности.
Они продолжают конкурировать по цене, но на базе высокой производительности труда.
Чувствительные по цене, менее сложные сегменты они постепенно уступают другим странам. Фирмы конкурируют на базе собственных глобальных стратегий и обладают собственными сбытовыми и обслуживающими международными сетями наряду с растущей репутацией марки за границей.
В тех отраслях, где структура благоприятствует разрыву стоимостной цепочки, создается зарубежное производство — либо для сокращения издержек, либо для восполнения отдельных недостатков внутреннего
«ромба». Таким образом, инновационная стадия является одним из этапов значительного прямого зарубежного инвестирования.
Обычно некоторые отрасли промышленности страны опережают другие в переходе к инновационной стадии, получив конкурентные преимущества более высокого класса. Совершенствование распространяется на другие отрасли. На инновационной стадии экономика обладает наибольшей сопротивляемостью по отношению к внешним событиям и макроэкономическим колебаниям, особенно когда страна обретает
74 Стадии конкурентного развития стран [Электронный ресурс] // -
(http://www.strategplann.ru/konkurentosposobnost/stadii-konkurentnogo-razvitija-stran.html).
69
способность расширять «кластеры». Промышленность менее уязвима к ценовым шокам и движению курсов валют, поскольку она конкурирует на основе технологии и дифференциации продукции. Глобализация стратегии фирм создает дополнительный буфер против таких колебаний. Умножение числа процветающих фирм уменьшает зависимость от одного конкретного сектора.
Роль государства на этой стадии заметно отличается от предыдущих.
Побудительные толчки к инновациям и сигналы, в каком направлении идти, должны в основном исходить от частного сектора. Экономика расширяется, и государство не может уследить за каждой уже существующей и вновь создаваемой отраслью, как и за связями между ними. Усилия государства должны направляться на косвенное стимулирование. В создании факторов лидирующую роль должны играть фирмы.
Из развитых стран Великобритания достигла стадии нововведений в первой половине XIX века, США, Германия и Швеция - в пределах нескольких десятилетий на рубеже XIX-XX столетий, Италия и Япония достигли этой стадии только в 70-е годы XX столетия.
В экономике, конкурирующей на основе богатства в отличие от трех первых, в конечном счете, наблюдается спад производства. Движущей силой экономики является уже достигнутое изобилие. Главная проблема состоит в том, что экономика, приводимая в движение богатством, созданным на более ранних стадиях, начинает утрачивать способность к упрочнению завоеванных позиций и преимуществ.
На данной стадии фирмы начинают уступать свои позиции в международной конкуренции. Это происходит главным образом потому, что они больше внимания уделяют сохранению своих прежних позиций, нежели их усилению, уменьшается заинтересованность компаний в наращивании инвестиций.
Сфера экономики сужается за счет потери конкурентных преимуществ сначала в базисных отраслях и производстве конечных продуктов, затем в отраслях, выпускающих комплектующие изделия, и, наконец, в машиностроении. В то время как стадия нововведений создает условия для устойчивого роста конкурентоспособности в относительно большом числе отраслей, стадия богатства, напротив, сужает круг отраслей, которые могут поддерживать свои конкурентные преимущества на высоком уровне.
Примером страны, вышедшей на стадию, движимую богатством, в конце 1980-х гг. была Великобритания.
Таким образом, теория международной конкурентоспособности стран на основе «ромба» позволяет понять, почему одни страны достигают успеха в создании национальной инновационной системы, а другие нет.
Формирование инновационной системы становится возможным и необходимым на третьей - инновационной - стадии развития экономики, когда в стране накоплены все детерминанты «ромба», в то время как многие страны по целому ряду причин не могут сдвинуться с первой или второй стадии. Такие страны не смогут добиться эффективного функционирования
70
Роль государства на этой стадии заметно отличается от предыдущих.
Побудительные толчки к инновациям и сигналы, в каком направлении идти, должны в основном исходить от частного сектора. Экономика расширяется, и государство не может уследить за каждой уже существующей и вновь создаваемой отраслью, как и за связями между ними. Усилия государства должны направляться на косвенное стимулирование. В создании факторов лидирующую роль должны играть фирмы.
Из развитых стран Великобритания достигла стадии нововведений в первой половине XIX века, США, Германия и Швеция - в пределах нескольких десятилетий на рубеже XIX-XX столетий, Италия и Япония достигли этой стадии только в 70-е годы XX столетия.
В экономике, конкурирующей на основе богатства в отличие от трех первых, в конечном счете, наблюдается спад производства. Движущей силой экономики является уже достигнутое изобилие. Главная проблема состоит в том, что экономика, приводимая в движение богатством, созданным на более ранних стадиях, начинает утрачивать способность к упрочнению завоеванных позиций и преимуществ.
На данной стадии фирмы начинают уступать свои позиции в международной конкуренции. Это происходит главным образом потому, что они больше внимания уделяют сохранению своих прежних позиций, нежели их усилению, уменьшается заинтересованность компаний в наращивании инвестиций.
Сфера экономики сужается за счет потери конкурентных преимуществ сначала в базисных отраслях и производстве конечных продуктов, затем в отраслях, выпускающих комплектующие изделия, и, наконец, в машиностроении. В то время как стадия нововведений создает условия для устойчивого роста конкурентоспособности в относительно большом числе отраслей, стадия богатства, напротив, сужает круг отраслей, которые могут поддерживать свои конкурентные преимущества на высоком уровне.
Примером страны, вышедшей на стадию, движимую богатством, в конце 1980-х гг. была Великобритания.
Таким образом, теория международной конкурентоспособности стран на основе «ромба» позволяет понять, почему одни страны достигают успеха в создании национальной инновационной системы, а другие нет.
Формирование инновационной системы становится возможным и необходимым на третьей - инновационной - стадии развития экономики, когда в стране накоплены все детерминанты «ромба», в то время как многие страны по целому ряду причин не могут сдвинуться с первой или второй стадии. Такие страны не смогут добиться эффективного функционирования
70