ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 417
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• набор отдельных учреждений, которые совместно и индивидуально способствуют разработке и распространению новых технологий и которые определяют рамки, в которых правительство осуществляет стимулирующую инновации политику. Таким образом, это система взаимосвязанных учреждений для создания, хранения и передачи знаний, навыков и артефактов, которые определяют новые технологии65.
На основе вышеизложенных определений можно выделить основные характеризующие признаки «национальной инновационной системы»66:
а) формируется, прежде всего, в рамках страны;
б) направлена на обеспечение инновационного процесса;
в) содержит элементы, отличающие ее от других систем;
г) требует высокого уровня взаимодействия между элементами.
Рассмотрим выделенные признаки последовательно.
Признак А. НИС формируется, прежде всего, в рамках страны.
В определениях НИС подчеркивается национальный характер инновационной системы, который во многом определяется именно действующим в стране национальным законодательным полем (причем не только формальным, но и неформальным), государственной политикой, направленной на стимулирование инноваций, которая реализуется на национальном уровне.
Признак Б. НИС направлена на обеспечение инновационного
процесса.
В определениях НИС подчеркивается динамизм взаимодействия субъектов НИС, достигаемый посредством использования комплекса сопряженных экономических механизмов и выполнения видов деятельности, обеспечивающих организацию сетевой модели инновационного процесса.
Признак В. НИС содержит элементы, отличающие ее от других
систем.
Основную роль в идентификации национальной инновационной системы играет описание ее элементов.
Основными элементами инновационной системы являются67:
- субъекты инновационной деятельности;
- инновационная инфраструктура;
- нормативно-правовая база инновационной деятельности и система неформальных отношений.
К субъектам инновационной деятельности относятся акторы, непосредственно участвующие в инновационном процессе и осуществляющие передачу инновации по стадиям инновационного цикла, создающие
64 Patel P. The Nature and Economic Importance of National Innovation Systems [Text] / P. Patel, K. Pavitt // STI
Review. - Paris: OECD, 1994. - № 14.
65 Metcalfe, S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives [Text]
/ S. Metcalfe // Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change. - Oxford (UK); Cambridge
(US): Blackwell Publishers, 1995.
66 Корзников, А.М. Принципы анализа и формирования национальной инновационной системы [Текст] /
А.М. Корзников // Инновационный менеджмент. - 2011. - №1.
67 Локтев, А.П. Неоинституциональные аспекты национальной инновационной системы: автореф. дис. канд. эконом. Наук [Текст] / А.П. Локтев. -М ., 2010.
58
добавочную стоимость инновационного продукта. Это исследовательские институты (академические и отраслевые); высшие учебные заведения, проводящие научные исследования; государственные научные центры (ГНЦ); инновационно-активные предприятия
(крупные, средние и малые); предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке и др.
Под инновационной инфраструктурой понимают совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые способствуют преобразованию новых знаний и новаций в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка.
Ключевыми элементами инновационной инфраструктуры являются специализированные организации, обеспечивающие материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности (табл. 5.1).
Освоение технологий, инновационных продуктов и развитие инновационного бизнеса обеспечивается производственно-технологической инфраструктурой, представленной технопарковыми структурами
(технопарки, технополисы, инновационные бизнес-инкубаторы, технико
внедренческие зоны и т.д.).
Продвижение новой научно-технологической продукции на рынок, включая маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно
лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности, осуществляется сбытовой инфраструктурой.
Кадровая инфраструктура, состоящая из
Вузов, центров дополнительного образования, различных коучинг-центров и т.д., осуществляет подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обучение целевых
«менеджерских команд» для управления инновационными проектами.
Целью финансовой инфраструктуры является обеспечение финансирования инновационной деятельности за счет различных источников средств, включая бюджетные и внебюджетные фонды.
Инновационная инфраструктура включает также и инфраструктуру, обеспечивающую сертификацию наукоемкой продукции и предоставление осваивающим и производящим ее малым предприятиям услуг в области метрологии, стандартизации и контроля качества, экспертизы инновационных программ, проектов, предложений и заявок, высокопрофессионального и качественного проведения различных видов независимой оценки (научной, финансово-экономической, экологической и др.).
Ну и наконец, информационное обеспечение инновационной деятельности на всех этапах создания научно-технологического продукта осуществляется информационной инфраструктурой (инновационный аудит, аналитические, статистические центры, базы данных, информационно
аналитические сети, электронные биржи высоких технологий, структуры поддержки малого бизнеса, конкурсы инновационных проектов, выставки, ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов).
59
(крупные, средние и малые); предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке и др.
Под инновационной инфраструктурой понимают совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые способствуют преобразованию новых знаний и новаций в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка.
Ключевыми элементами инновационной инфраструктуры являются специализированные организации, обеспечивающие материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности (табл. 5.1).
Освоение технологий, инновационных продуктов и развитие инновационного бизнеса обеспечивается производственно-технологической инфраструктурой, представленной технопарковыми структурами
(технопарки, технополисы, инновационные бизнес-инкубаторы, технико
внедренческие зоны и т.д.).
Продвижение новой научно-технологической продукции на рынок, включая маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно
лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности, осуществляется сбытовой инфраструктурой.
Кадровая инфраструктура, состоящая из
Вузов, центров дополнительного образования, различных коучинг-центров и т.д., осуществляет подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обучение целевых
«менеджерских команд» для управления инновационными проектами.
Целью финансовой инфраструктуры является обеспечение финансирования инновационной деятельности за счет различных источников средств, включая бюджетные и внебюджетные фонды.
Инновационная инфраструктура включает также и инфраструктуру, обеспечивающую сертификацию наукоемкой продукции и предоставление осваивающим и производящим ее малым предприятиям услуг в области метрологии, стандартизации и контроля качества, экспертизы инновационных программ, проектов, предложений и заявок, высокопрофессионального и качественного проведения различных видов независимой оценки (научной, финансово-экономической, экологической и др.).
Ну и наконец, информационное обеспечение инновационной деятельности на всех этапах создания научно-технологического продукта осуществляется информационной инфраструктурой (инновационный аудит, аналитические, статистические центры, базы данных, информационно
аналитические сети, электронные биржи высоких технологий, структуры поддержки малого бизнеса, конкурсы инновационных проектов, выставки, ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов).
59
Таблица 5.1
Содержание инновационной инс эраструктуры
Тип
инфраструктуры
Назначение
Структурные элементы
Производственно
технологическая
инфраструктура
Стимулирует освоение технологий, наладку производства инновационных продуктов и развитие инновационного бизнеса
Инновационные бизнес- инкубаторы, технопарки, технополисы, центры коллективного пользования
Сбытовая
инфраструктура
Обеспечивает продвижение на рынок новой научно
технологической продукции, маркетинг, рекламную и выставочную деятельность
Центры трансфера технологий, внешнеторговые объединения, торговые дома, специализированные посреднические фирмы, консалтинговые фирмы, информационно-аналитические центры, рекламные агентства
Экспертно
консалтинговая
инфраструктура
Обеспечивает специфичные для инновационного рынка виды деятельности связанные с патентованием, сертификацией, стандартизацией, контролем качества наукоемкой продукции, экспертизой инновационных программ, проектов, предложений и заявок
Патентные бюро, сертификационные центры, аккредитационные организации; центры стандартизации, контроля, экспертизы
Кадровая
инфраструктура
Отвечает за подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обучение целевых
«менеджерских команд» для управления инновационными проектами
ВУЗы, центры дополнительного образования, коучинг-центры
Финансовая
инфраструктура
Обеспечивает финансирование инновационной деятельности за счет различных источников средств, включая бюджетные и внебюджетные фонды
Банки, бюджетные, внебюджетные фонды, страховые организации, посевные и стартовые фонды (в том числе венчурные), гарантийные структуры и фонды, торгово
промышленные палаты, частные инвесторы - бизнес-ангелы
Информационная
инфраструктура
Осуществляет информационное обеспечение на всех этапах создания научно
технологического продукта
Инновационный аудит, аналитические, статистические центры, базы данных, информационно-аналитические сети, электронные биржи высоких технологий, структуры поддержки малого бизнеса, выставочные комплексы, СМИ
60
Таким образом, все элементы инновационной инфраструктуры НИС взаимосвязаны и взаимозависимы, обеспечивают максимально эффективное продвижение инновационного товара до конечного потребителя.
Третьим элементом НИС является нормативно-правовая база, представляющая собой общие формальные нормы, определяющие правила поведения и взаимодействия участников инновационного процесса, и не имеющие в контексте НИС реализации в виде организаций. Порядок взаимодействия основных элементов НИС устанавливается также в рамках общепринятых норм поведения, этики, обычаев хозяйственно-делового оборота и других не всегда формализованных в документальном виде норм взаимоотношений.
Признак Г. НИС требует высокого уровня взаимодействия между
основными элементами.
Качество отношений между агентами и организациями влияет на функционирование всей инновационной системы. Недостаточно просто развивать отдельные элементы системы, необходимо развивать механизмы взаимодействия ее элементов. Только в тесной сетевой взаимосвязи отдельные элементы НИС могут обеспечить эффективное систематическое создание инноваций.
В настоящее время многие страны (прежде всего развивающиеся) озабочены вопросом формирования эффективной национальной системы. И это не случайно. По мере углубления глобализационных процессов положение стран на мировой арене все больше начинает определяться их общей конкурентоспособностью, которая, в свою очередь, напрямую зависит от структуры и эффективности национальной инновационной системы.
Именно инновационная система позволяет странам занять определенную нишу в системе международного разделения труда, приобрести вес и статус в системе международных отношений.
Исходя из представленной выше структуры НИС, можно определить, что задача ее создания включает:
а) создание и развитие акторов,
б) создание элементов инновационной инфраструктуры,
в) формирование благоприятных формальных и неформальных условий развития инновационной деятельности.
Следуя этой логике, многие страны, занимающиеся вопросом построения НИС, изучают опыт передовых в инновационном развитии стран, разрабатывают аналогичную им нормативно-правовую базу, интенсивно финансируют науку, строят технопарки и другие элементы инновационной инфраструктуры, предоставляют льготы инновационным компаниям. Однако не все достигают успеха в инновационном развитии. Причина в том, что для успешной реализации НИС необходимо наличие целого ряда факторов.
5.2. Детерминанты развития национальных инновационных систем
Разная инновационная активность географических областей в современном мире объясняется историческими особенностями национальной
61
инновационной культуры стран, степенью развития в них определенных параметров - детерминант, описываемых моделью конкурентоспособности
М. Портера.
Основу концепции М. Портера составляет так называемая «модель ромба», раскрывающая четыре свойства-фактора (факторные условия; условия спроса; родственные и поддерживающие отрасли; стратегия фирмы, ее структура и конкуренты), формирующих среду, в которой действуют инновационные фирмы стран (рис. 5.1).
Влияние правительства
У с то й ч и в а я стр а те ги и ф и р м ы , с т р у к т у р а и с о п е р н и ч е с т в о
г
У с л о в и я д л я ч
ч ч
ч
+
1
/
/
/
/
/
/
/
/
/
Состояние ф а к то р о в ч
<— ч ----------------- ч
--------------------- ^
спроса п р о и з в о д с т в а
1
/ / / /
;
/
А
/
ч ч
ч/
\
Рисунок 5.1. Ромб конкурентоспособности
Каждая страна наделена факторами производства - ресурсами, необходимыми для деятельности компаний, которые могут быть разбиты на несколько больших групп:
1. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы (включая менеджмент). Учитываются также нормальное рабочее время и трудовая этика;
2. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий и других природных условий. Климатические условия страны могут рассматриваться как часть физических ресурсов, равно как ее размер и географическое положение;
3. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары и услуги. Запас знаний сосредоточен в университетах, государственных
НИИ, частных исследовательских учреждениях, государственной статистической службе, деловой и научной
62
М. Портера.
Основу концепции М. Портера составляет так называемая «модель ромба», раскрывающая четыре свойства-фактора (факторные условия; условия спроса; родственные и поддерживающие отрасли; стратегия фирмы, ее структура и конкуренты), формирующих среду, в которой действуют инновационные фирмы стран (рис. 5.1).
Влияние правительства
У с то й ч и в а я стр а те ги и ф и р м ы , с т р у к т у р а и с о п е р н и ч е с т в о
г
У с л о в и я д л я ч
ч ч
ч
+
1
/
/
/
/
/
/
/
/
/
Состояние ф а к то р о в ч
<— ч ----------------- ч
--------------------- ^
спроса п р о и з в о д с т в а
1
/ / / /
;
/
А
/
ч ч
ч/
\
Рисунок 5.1. Ромб конкурентоспособности
Каждая страна наделена факторами производства - ресурсами, необходимыми для деятельности компаний, которые могут быть разбиты на несколько больших групп:
1. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы (включая менеджмент). Учитываются также нормальное рабочее время и трудовая этика;
2. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий и других природных условий. Климатические условия страны могут рассматриваться как часть физических ресурсов, равно как ее размер и географическое положение;
3. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары и услуги. Запас знаний сосредоточен в университетах, государственных
НИИ, частных исследовательских учреждениях, государственной статистической службе, деловой и научной
62
литературе, банках данных об исследовании рынка, торговых ассоциациях и других источниках;
4. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть пущен на финансирование производства. Капитал неоднороден, он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, спекулятивные ценные бумаги с высокой степенью риска и высоким доходом, акции, венчурный капитал и т.д. У каждой формы - свои условия функционирования. На общие размеры капитала в стране и на формы его размещения влияют уровень сбережений и структура национального рынка капитала. И то, и другое в разных странах существенно различается. Из-за глобализации рынков капитала и крупных перемещений капитала из страны в страну условия в разных странах постепенно выравниваются, но все равно имеются значительные различия;
5. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции.
Инфраструктура включает транспортную систему страны, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей или средств из банка в банк в пределах страны или за рубеж, систему здравоохранения и т.д. К инфраструктуре относятся также жилой фонд и учреждения культуры, определяющие уровень жизни и соответственно привлекательность страны как места проживания и работы.
Нужно отметить, что наличие факторов недостаточно, чтобы объяснить успех инновационного развития стран. Почти у каждой страны есть весьма богатые запасы некоторых факторов, которые никогда не находили должного применения или применялись не в полную силу. Фирмы достигают больших успехов в инновационном развитии, если не только эффективно используют, но и развивают факторы производства.
В высокотехнологичных отраслях, образующих «становой хребет» любой инновационной экономики, наиболее важные факторы производства, например квалифицированные трудовые ресурсы и научная база, не достаются стране по наследству, а создаются ею. Это так называемые развитые факторы
68
. Именно они нужны, чтобы получить конкурентные преимущества более высокого порядка, такие как дифференциация продукции или патентованная технология. Более того, количество факторов, имеющееся в стране в данный конкретный момент времени, имеет меньшее значение, чем скорость и эффективность создания этих факторов, их
69
модернизации и распределения между отдельными отраслями экономики
69
Отсутствие в стране развитых факторов или неблагоприятные для ведения бизнеса особенности стран вынуждают компании осуществлять новации, чтобы с помощью такого маневра обойти препятствие. Решение
68 К развитым факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры (инженеры с высшим образованием, специалисты по компьютерам и т.п.) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными дисциплинами.
69 Портер, М. Конкурентные преимущества стран [Текст] / М. Портер //Вехи экономической мысли: Т. 6.
Международная экономика / под общ. ред. А. П. Киреева ; Гос. ун-т— Высшая школа экономики, Институт
«Экономическая школа». — М.: ТЕИС, 2006. — 720 с., с. 556.
63
4. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть пущен на финансирование производства. Капитал неоднороден, он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, спекулятивные ценные бумаги с высокой степенью риска и высоким доходом, акции, венчурный капитал и т.д. У каждой формы - свои условия функционирования. На общие размеры капитала в стране и на формы его размещения влияют уровень сбережений и структура национального рынка капитала. И то, и другое в разных странах существенно различается. Из-за глобализации рынков капитала и крупных перемещений капитала из страны в страну условия в разных странах постепенно выравниваются, но все равно имеются значительные различия;
5. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции.
Инфраструктура включает транспортную систему страны, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей или средств из банка в банк в пределах страны или за рубеж, систему здравоохранения и т.д. К инфраструктуре относятся также жилой фонд и учреждения культуры, определяющие уровень жизни и соответственно привлекательность страны как места проживания и работы.
Нужно отметить, что наличие факторов недостаточно, чтобы объяснить успех инновационного развития стран. Почти у каждой страны есть весьма богатые запасы некоторых факторов, которые никогда не находили должного применения или применялись не в полную силу. Фирмы достигают больших успехов в инновационном развитии, если не только эффективно используют, но и развивают факторы производства.
В высокотехнологичных отраслях, образующих «становой хребет» любой инновационной экономики, наиболее важные факторы производства, например квалифицированные трудовые ресурсы и научная база, не достаются стране по наследству, а создаются ею. Это так называемые развитые факторы
68
. Именно они нужны, чтобы получить конкурентные преимущества более высокого порядка, такие как дифференциация продукции или патентованная технология. Более того, количество факторов, имеющееся в стране в данный конкретный момент времени, имеет меньшее значение, чем скорость и эффективность создания этих факторов, их
69
модернизации и распределения между отдельными отраслями экономики
69
Отсутствие в стране развитых факторов или неблагоприятные для ведения бизнеса особенности стран вынуждают компании осуществлять новации, чтобы с помощью такого маневра обойти препятствие. Решение
68 К развитым факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры (инженеры с высшим образованием, специалисты по компьютерам и т.п.) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными дисциплинами.
69 Портер, М. Конкурентные преимущества стран [Текст] / М. Портер //Вехи экономической мысли: Т. 6.
Международная экономика / под общ. ред. А. П. Киреева ; Гос. ун-т— Высшая школа экономики, Институт
«Экономическая школа». — М.: ТЕИС, 2006. — 720 с., с. 556.
63
компаний будут ли они вводить новации, чтобы обойти невыгодное положение по отдельным факторам, или пойдут по пути наименьшего сопротивления и изыщут эти факторы за рубежом, определяют остальные части «ромба».
Второй детерминант - спрос на внутреннем рынке на товары или
услуги, предлагаемые отраслью. Он характеризуется тремя важными чертами: структурой внутреннего спроса
(природа покупательских потребностей), объемом и характером роста внутреннего спроса и механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки.
Состояние спроса отражает внутренние потребности, уровни сложности, покупательскую способность и даже требования к конкретной продукции в стране. Опытные и требовательные покупатели заставляют производителей искать способы удовлетворения их повышенных стандартов, создания простора для непрерывно возрастающих запросов этих потребителей. В конечном итоге они заставляют организации заниматься инновациями и переходить на наиболее развитые сегменты. Внутренние потребители представляют особую ценность, если их потребности предвосхищают или формируют потребности других наций. В этом случае они выполняют, как бы, функцию индикатора раннего предупреждения тенденций всего рынка. Местный спрос создает преимущества, выявляя те сегменты отрасли, которые игнорируются в других местах70.
Третий
детерминант
- присутствие на внутреннем рынке
конкурентоспособных поставщиков и родственных отраслей имеет большое значение в обеспечении эффективности инновационных процессов в экономике. Поставщики помогают фирмам овладевать новыми методами и возможностями применения современных технологий. Фирмы получают быстрый доступ к информации, новым идеям и воззрениям, к инновациям поставщиков. У них появляется возможность влиять на технические усилия поставщиков. Кроме того, они могут служить в качестве полигона для испытательных работ. Обмен между отделами НИОКР и совместное разрешение проблем ведут к более быстрым и действенным решениям.
Поставщики также стараются выступать в роли проводников информации и инноваций от фирмы к фирме. Этот процесс помогает увеличить темп внедрения инноваций во всей национальной промышленности. Если поставщики расположены рядом с фирмами, то это упрощает связь между ними, что, в свою очередь, ведет к увеличению положительного эффекта.
Наличие в стране конкурентоспособных родственных отраслей часто ведет к возникновению новых высокоразвитых видов производства.
Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценности, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, такими как компьютеры и программное обеспечение.
70 Сазонов, П.А. Экономическая стратегия фирмы [Текст] / П.А. Сазонов. - Новокузнецк, 2005.
64
Второй детерминант - спрос на внутреннем рынке на товары или
услуги, предлагаемые отраслью. Он характеризуется тремя важными чертами: структурой внутреннего спроса
(природа покупательских потребностей), объемом и характером роста внутреннего спроса и механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки.
Состояние спроса отражает внутренние потребности, уровни сложности, покупательскую способность и даже требования к конкретной продукции в стране. Опытные и требовательные покупатели заставляют производителей искать способы удовлетворения их повышенных стандартов, создания простора для непрерывно возрастающих запросов этих потребителей. В конечном итоге они заставляют организации заниматься инновациями и переходить на наиболее развитые сегменты. Внутренние потребители представляют особую ценность, если их потребности предвосхищают или формируют потребности других наций. В этом случае они выполняют, как бы, функцию индикатора раннего предупреждения тенденций всего рынка. Местный спрос создает преимущества, выявляя те сегменты отрасли, которые игнорируются в других местах70.
Третий
детерминант
- присутствие на внутреннем рынке
конкурентоспособных поставщиков и родственных отраслей имеет большое значение в обеспечении эффективности инновационных процессов в экономике. Поставщики помогают фирмам овладевать новыми методами и возможностями применения современных технологий. Фирмы получают быстрый доступ к информации, новым идеям и воззрениям, к инновациям поставщиков. У них появляется возможность влиять на технические усилия поставщиков. Кроме того, они могут служить в качестве полигона для испытательных работ. Обмен между отделами НИОКР и совместное разрешение проблем ведут к более быстрым и действенным решениям.
Поставщики также стараются выступать в роли проводников информации и инноваций от фирмы к фирме. Этот процесс помогает увеличить темп внедрения инноваций во всей национальной промышленности. Если поставщики расположены рядом с фирмами, то это упрощает связь между ними, что, в свою очередь, ведет к увеличению положительного эффекта.
Наличие в стране конкурентоспособных родственных отраслей часто ведет к возникновению новых высокоразвитых видов производства.
Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценности, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, такими как компьютеры и программное обеспечение.
70 Сазонов, П.А. Экономическая стратегия фирмы [Текст] / П.А. Сазонов. - Новокузнецк, 2005.
64