Файл: Учебное пособие Белгород 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целями государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации являются: модернизация российской экономики, обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшение качества жизни населения79.
79Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»» [Текст] // Российская
Газета - Федеральный выпуск. №5537. 26.07.2011.
75

В целом роль любого государства в области поддержки инноваций и регулирования инновационной деятельности сводится, прежде всего, к
80
следующим моментам
80
:
V государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
V в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
V государственные заказы преимущественно в форме контрактов на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
V фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
V государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области
НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Осуществляя регулирование инновационной деятельности,
государство использует прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности.
6.2. Прямые методы государственной поддержки инновационной
деятельности
Говоря о методах государственного регулирования инновационной деятельности, следует отметить, что деление их на прямые и косвенные весьма условно.
К прямым методам следует относить способы прямого государственного воздействия на субъекты инновационной деятельности. К таким инструментам относятся: целевое финансирование НИОКР за счет бюджетных средств в виде грантов, субсидий, кредитов; создание системы государственных контрактов финансирования НИОКР; создание институтов развития. Преимуществом прямого финансирования является адресность предоставления и возможность государственного контроля за использованием средств. Однако, вместе с тем, прямая государственная поддержка создает условия для лоббирования, коррупции, а также повышает уровень административных расходов на сопровождение государственных инициатив
81
Целевое финансирование НИОКР за счет бюджетных средств
К прямому государственному финансированию в виде грантов, субсидий и кредитов при поддержке исследований и разработок прибегают
80
Полтавский, П.А. Государственное регулирование инновационной деятельности [Текст] // Вестник
Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208).Экономика. Вып. 29. С. 52-56., с.53.
81Мельникова, И.Н. Стимулирование научно-инновационной деятельности: мировой опыт [Текст] / И.Н.
Мельникова // Журнал международного права и международных отношений. 2010. №3.
76

все страны. Однако соотношение прямой и косвенной поддержки может определяться экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования экономики. Как правило, в период экономических спадов, государство чрезвычайно активно вмешивается в экономическую жизнь общества, предпочитая прямые методы регулирования. В период подъёма экономики верх берёт философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
Целевое финансирование, как правило, осуществляется путем разработки и реализации специальных программ. Например, программа
Инновационных исследований малого бизнеса (The Small Business Innovation
Research SBIR) в США помогает малому высокотехнологичному бизнесу находить заказы федеральных агентств и оказывает поддержку в формировании начального капитала. В данной программе государство выступает в виде «бизнес-ангела», вкладывая через свои федеральные агентства (Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли,
Министерство обороны и др.) средства в самую начальную стадию высокорисковых проектов. Каждое из этих агентств может субсидировать свыше $100 млн. для выполнения НИОКР силами малых предприятий82.
Отдельным финансовым инструментом стимулирования НИОКР в странах ЕС является крупнейшая научно-исследовательская и инновационная программа «Горизонт 2020» с бюджетом почти 80 миллиардов евро, рассчитанным на семь лет (с 2014 по 2020 год). «Горизонт 2020» нацелена на развитие инноваций через совместную деятельность исследователей, новаторов и промышленности, как в Европейском Союзе, так и за его пределами.
Для обеспечения максимальной результативности финансирование в программе «Горизонт 2020» сосредоточено в рамках трех основных разделов: передовая наука, индустриальное лидерство и социальные вызовы83.
Низкопроцентные займы получили более широкое распространение в
Западной Европе, чем в США. Так, например, в Финляндии Национальное технологическое агентство (TEKES) выделяет средства, покрывающие 35—60
% необходимых расходов на научно-инновационный проект. В Эстонии такой вид финансирования направлен на поддержку прикладных исследований и может покрывать от 60 до 75 % всех расходов финансируемого проекта. Займы призваны содействовать интенсификации НИОКР, в первую очередь, малых и средних фирм, а также фирм, работающих над коммерциализацией результатов своих исследований. В случае, если финансируемая фирма не достигла требуемого уровня развития, а проект не получил коммерческого успеха, займы могут полностью или частично не погашаться. Целенаправленный отбор и анализ перспективности проектов для кредитования исключает нецелевое использование средств фондов.
82 Задумкин, К.А. Инновационная деятельность в регионе: концептуальные подходы и практика [Текст]: учебное пособие/ К.А. Задумкин, Л.Г. Иогман, СВ. Теребова. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. — 144 с.
83 Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям [Электронный ресурс]: практическое руководство для исследователей из России / -М., 2014. - ( http://www.osu.ru/docs/official/nauka/nts/gorizont-
2020_Practical_guide_RU.pdf).
77


В России наиболее распространенной формой целевого бюджетного финансирования являются гранты, выделяемые специализированными отраслевыми и межотраслевыми научными и научно-техническими фондами
(например, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд,
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,
Федеральный фонд производственных инноваций) ученым, исследовательским коллективам и компаниям, как на безвозмездной, так и на контрактной основе.
Г осударственные контракты на выполнение НИОКР
Большое значение для создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение
НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений — договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР (например, в аэрокосмической области), а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции84. В США государственные заказы (переходящий портфель) достигают 1,5-1,7 трлн. долл. ежегодно или 20% совокупного портфеля заказов промышленности.
Только для создания новых технологий гражданского и военного назначения, осуществления программ НИОКР и строительства, ежегодно размещается 1,5
- 2 млн. государственных контрактов стоимостью от 5 тыс. до 2 млрд. долл. каждый85. Примером практической реализации механизма государственной закупки наукоемкой продукции может служить реализуемый в США проект
«Биологический щит»
(BioShield), в рамках которого государство гарантировало спрос на вакцины и медикаменты нового поколения, способные защитить американцев от угрозы биотерроризма. В рамках проекта Министерство внутренней безопасности потратило с 2004 г. 5,6 млрд. долл. на закупку средств борьбы с сибирской язвой, оспой и другими биологическими и химическими ядами86.Таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.
Заключение государственных контрактов (в том числе и в рамках выполнения различных государственных целевых программ) в России регулируется нормами ГК РФ и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок отбора
84 Полтавский, П.А. Государственное регулирование инновационной деятельности
[Текст]
// Вестник
Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208).Экономика. Вып. 29. С. 52-56., с.55.
85 Смотрицкая, И.И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы [Текст]: научный доклад. - М.,2007.
86 Рубвальтер, Д.А. Опыт ведущих зарубежных стран в области регулирования сферы исследования и разработок [Текст] / Д.А. Рубвальтер, С. С. Шувалов // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. -
2007. -№ 1.
78

исполнителей на выполнение НИОКР для государственных нужд, процедуры заключения государственных контрактов на выполнение НИОКР по результатам конкурса, а также сопровождения контрактов и приёмки отдельных этапов работ устанавливаются непосредственными государственными заказчиками в соответствии с законодательными нормами.
Создание Институтов Развития
Выступая в поддержку инноваций, государства многих стран создают национальные научные фонды и институты развития для реализации государственных программ, призванных осуществлять финансирование и консультационную поддержку инновационных проектов.
Ярким примером может послужить
Финляндия, правомерно считающаяся одним из лидеров в области разработки и использования информационно-коммуникационных технологий. Государством создана целая сеть инфраструктурных элементов, оказывающих поддержку инновационным предприятиям на разных стадиях инновационного процесса87:
V
Технический исследовательский центр VTT (Valtion teknillinen tutkimuskeskus), поддерживающий прикладные исследования по широкому спектру направлений с целью доведения новых знаний до уровня новых продуктов;
V
Государственный фонд
«SITRA», оказывающий поддержку технологическим start-up компаниям за счет доходов от собственного уставного капитала и объектов венчурных капиталовложений;
V
Национальное агентство по финансированию технологий и инноваций (TEKES), занимающееся стимулированием совместной работы исследовательских подразделений компаний с научными коллективами университетов и институтов;
V
Государственный фонд венчурного финансирования «Финнвера», обеспечивающий рисковое финансирование (главным образом, займы и гарантии) предприятий малого и среднего бизнеса, развития их международной и экспортной деятельности, покрытия рисков от потерь при экспортных операциях и инвестиционной деятельности за рубежом;
V
Государственная инвестиционная компания «Инвестиции финской промышленности» (для улучшения условий деятельности компаний малого и среднего бизнеса на рынках рискового капитала).
В России также большое внимание уделяется инфраструктурной поддержке инновационной деятельности. Государством уже создан ряд важных институтов законодательного и организационного характера для обеспечения инновационного развития: организованы государственные корпорации (табл. 6.1) (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,
Российский фонд фундаментальных исследований,
Российский фонд технологического развития и
Инвестиционный фонд Российской Федерации, способные заказывать и
87 Рубвальтер, Д.А. Финляндия: наука, технологии, инновации [Текст] / Д.А. Рубвальтер, О.В. Руденский //
Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. -2007. -№ 4. -50с.
79

реализовывать масштабные НИОКР и т.п.); создано более 250 центров коллективного пользования, более 170 инновационно-технологических центров и технопарков, 100 центров трансфера технологий, сформированы особые технико-внедренческие и технопарковые зоны.
Таблица 6.1
Институты развития, ориентированные на стимулирование инновационной деятельности в
России
Название
Федеральные законы, определяющие их правовой статус
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий
(Фонд «Сколково») http://sk.ru/news/
Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»
(2010)
Г осударственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» http://www.veb.ru/
Федеральный закон «О банке развития»
(2007)
Группа «РОСНАНО» (реорганизованная в марте 2011 года Г осударственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий») http://www.rusnano.com/
Федеральный закон «О Российской корпорации нанотехнологий» (2007)
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» http://www.rostechnologii.ru/
Федеральный закон «О государственной корпорации «Ростехнологии» (2007)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» http://www.rosatom.ru/
Федеральный закон «О
Г осударственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (2007)
ОАО «Российская венчурная компания»
(ОАО «РВК) http://www.rusventure.ru/
Распоряжение Правительства
Российской Федерации (2006)
6.3. Методы косвенной государственной поддержки инновационной
деятельности
Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. К ним можно отнести: выбор приоритетов инновационного развития; принятие законодательных актов, обеспечивающих правовое регулирование инновационной деятельности и предусматривающих систему ее стимулирования.
Выбор приоритетов инновационного развития
Государственное регулирование базируется на выборе стратегических направлений социально-экономического, научно-технического и инновационного развития. В условиях ограниченности ресурсов основной задачей является выбор направлений их использования, которые способны дать в будущем наибольший эффект (экономический, социальный, политический). Этот выбор осуществляется в виде системы приоритетов, отражающих перспективные направления развития экономики. В каждом из
80