Файл: Учебное пособие Белгород 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
национальной инновационной системы. Возможны случаи, когда страны в своем развитии могут миновать какие-либо стадии. Например, при наличии в историческом прошлом страны длительных периодов индустриальной активности, оставивших след в системе образования или производственном опыте, страна может избежать стадии инвестирования, перейдя сразу к инновационно-управляемой экономике. Эта траектория является наиболее привлекательной для многих стран, однако она требует создания специализированных адаптивных механизмов на системной основе.
5.3. Модели национальных инновационных систем
В научной литературе выделяют три типа моделей развития национальной инновационной системы в зависимости от характера построения инновационного процесса:
«евроатлантическую»,
«восточноазиатскую» и «альтернативную».
Евроатлантическая модель является моделью полного инновационного цикла - от возникновения инновационной идеи до массового производства готового продукта. В национальных инновационных системах такого типа представлены все элементы инновационной системы: фундаментальная и прикладная наука, исследования и разработки, создание опытных образцов и запуск их в массовое производство, различные механизмы и структуры финансирования инновационного процесса, разветвленная сеть институтов подготовки кадров и экспертизы.75 Сраны, использующие эту модель (США,
Великобритания, Германия, Франция, Канада и др.), ориентированы, прежде всего, на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла.
Именно поэтому в евроатлантической модели четко прослеживается идея концентрации НИС вблизи крупнейших университетов, таких как
Массачусетский технологический институт, Гарвардский и Стэндфордский университет в США, Оксфорд, Кембридж, Лондонский университет в
Великобритании и т.д. При этом большая роль в реализации инновационного процесса отводится развитой, разветвленной инновационной инфраструктуре, способной осуществлять быстро и эффективно создание любых инноваций и производств, потребных заказчику и рынку.
Исключительно высокую активность в инновационных системах такого типа проявляют малые инновационные компании. Преимущественно этому способствует наличие специальных государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также доступность венчурного капитала.
Многообразие таких программ дает государствам возможность финансировать наиболее перспективные научные исследования и разработки.
Совокупность перечисленных компонентов структуры инновационной системы позволяет данным странам привлекать со всего мира именитых специалистов в разных областях знаний и концентрировать у себя самые
75 Сергеев, В.М. Типология моделей инновационного развития [Текст] / В.М. Сергеев, Е.С. Алексеенкова,
В.Д. Нечаев // Полития. - 2008. -№4 (51). -с. 6-22.
71

успешные стартапы. Особенно преуспели в этом США, что обеспечивает им ведущие позиции на рынке инноваций в течение многих лет.
Восточноазиатская модель НИС - это модель, в которой в основном отсутствует компонент фундаментальная наука, в связи с чем университеты как центр фундаментальных разработок играют гораздо меньшую роль в
НИС, нежели исследовательские лаборатории при корпорациях. Такая модель организации инновационной системы характерна для стран
Восточной Азии (Япония, Корея, Сингапур и т.п.), которым в недалеком прошлом было свойственно отставание от ведущих стран в исходном уровне научно-технического развития значительной части отраслей, что заставило их ориентироваться на заимствование технологий у стран, следующих
«евроатлантической» модели, чтобы в последствии модифицировать их на внутренних рынках.
Таким образом, инновационный цикл в восточноазиатской модели короток и включает в себя лишь средние и поздние стадии инновационного процесса.
Характерной чертой экономик восточноазиатских стран является использование ими индикативного планирования. Его успех существенно определяется относительно невысоким уровнем неопределенности, связанным с имитацией: ведь работоспособность заимствуемых технологий уже проверена, пусть и в других технологических и институциональных средах. Именно благодаря этому обстоятельству ведущую роль в процессах имитации здесь играют крупные фирмы и банковское кредитование (а не финансовый рынок).
Выполнив свое предназначение, системы индикативного планирования отмирали, как только страна выходила на уровень развитых экономик. При этом ведущую роль стали играть другие, менее масштабные формы взаимодействия государства и бизнеса - форсайт и частно-государственное партнерство76.
Классический образец такой инновационной модели - инновационная система Японии.
Третья модель инновационного развития нашла применение преимущественно в сельскохозяйственных странах, не обладающих значительным потенциалом в области фундаментальной и прикладной науки, а также богатыми запасами сырья и технологиями переработки, продажа которых могла бы стать основой национальной конкурентоспособности.
Вследствие этого в инновационном цикле данных стран отсутствует блок фундаментальной и прикладной науки, а также практически отсутствует высокотехнологический цикл. Как правило, инновационная политика таких стран сосредоточена на заимствовании и распространении, а не на создании новых технологий. Альтернативный путь инновационного развития этих стран заключается в концентрации усилий на развитии образования в области экономики, менеджмента, социологии и психологии труда, обучении кадров для финансовой и банковской сфер, развитии фрагментов легкой промышленности, креативной индустрии и рекреации. Большое внимание уделяется также
«взращиванию» менеджмента для местных
76 Полтерович, В. Принципы формирования национальной инновационной системы [Текст]/ В. Полтерович
// Проблемы теории и практики управления.-2008. - № 11. - с. 8-19.
72

представительств, крупных транснациональных корпораций, международных банков, международных политических структур и т.д. К этой модели относятся национальные инновационные системы Таиланда, Чили, Турции,
Португалии и т.д. 77
Хотя успехи национальных инновационных систем, основанных на альтернативной модели инновационного развития, пока не столь впечатляющи, эта модель представляется в определенных отношениях весьма перспективной. Дело в том, что для целого ряда стран возможность обращения к евроатлантической или восточноазиатской моделям инновационного развития, несмотря на все их достоинства, закрыта, во всяком случае
- на сегодняшний день.
Усилия по созданию фундаментальной науки или полного высокотехнологического цикла не только потребовали бы от них непосильных финансовых, временных и организационных издержек, но и, скорее всего, натолкнулись бы на непреодолимые препятствия в виде особенностей национальной культуры и психологии.
Альтернативная модель, выстраиваемая в соответствии со спецификой национальной культуры, национальной психологии и традиций, позволяет этим странам приобщиться к инновационному развитию, превращая национальные особенности в конкурентные преимущества.78
Резюме
Национальная инновационная система представляет собой интеграцию разнородных по целям и задачам структур, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, научные институты, технопарки), обеспечиваемых комплексом институтов правового, финансового и социального взаимодействия, имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.
Главные методологические принципы концепции НИС:
• конкуренция на основе инноваций и научных исследований в корпорациях главный фактор экономической динамики;
• анализ институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру;
• признание особой роли знания в экономическом развитии.
Выделяют следующие признаки национальной инновационной системы:
1. формируется в пределах границ страны;
2. направлена на обеспечение инновационного процесса;
77 Коюда, А.П. Типология моделей инновационного развития экономики [Текст] / А.П. Коюда //
Бiзнесiнформ. -2011. -№ 4.-с. 23-26.; Сергеев, В.М. Типология моделей инновационного развития [Текст] /
В.М. Сергеев, Е.С. Алексеенкова, В.Д. Нечаев // Полития. - 2008. -№4 (51). -с. 6-22., с.15.
78 Козлова, Ж.М. Проблемы становления национальной инновационной системы в России [Электронный ресурс] /Ж.М. Козлова // - (http: //joumal-aael.intelbi.ru/main/wp-content/uploads/2011/05/Ж.М.-Козлова.pdf)
73


3. включает в свою структуру субъектов инновационной деятельности, элементы инновационной инфраструктуры и нормативно­
правовое поле, регулирующее инновационную деятельность;
4. требует высокого уровня взаимодействия между основными элементами.
Разница в уровнях инновационного развития стран может быть объяснена с помощью ромба Портера, включающего в свою основу факторы, формирующие конкурентную среду местных фирм: факторные условия; условия спроса; состояние отраслей; стратегия фирмы, ее структура и конкуренты. Для каждой страны сочетание этих условий будет своим.
Международная конкуренция для страны начинается с конкуренции на основе базисных факторов - неквалифицированной рабочей силы или природных ресурсов. В наукоемких отраслях решающего преимущества позволяют добиться только развитые факторы, такие как квалифицированные трудовые ресурсы и научная база. Чтобы обеспечить конкурентные преимущества страны на мировом рынке, фактор должен быть в высокой степени специализирован, приспособлен для нужд конкретной отрасли промышленности. Поэтому недостаток отдельных базисных факторов является не слабостью, а сильной стороной в конкурентной борьбе, побуждая компании осуществлять нововведения и усовершенствования.
Разные сочетания факторов ромба определяют последовательное развитие экономик стран по следующим стадиям: ресурсно-управляемая экономика, инвестиционно-управляемая экономика, инновационно­
управляемая экономика, экономика богатства. Теория ромба Портера используется для разработки рекомендаций по развитию экономики многими государствами.
Вопросы для повторения
1. Каковы основные элементы НИС?
2. Охарактеризуйте основные детерминанты развития НИС.
3. На каком этапе конкурентоспособности государству целесообразно выстраивать НИС?
4. Какие типы НИС Вам известны?
Задание для самостоятельной работы
Изучите приведенный в Приложении кейс «Многоликий Давид Ян: история успеха». На каких основных факторах конкурентоспособности
России основывается успех компании ABBYY? Выполните Анализ по ромбу
М. Портера.
74

1   2   3   4   5   6   7   8   9

ТЕМА 6. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НИС
Цель изучения темы: представление государственной инновационной политики как важной составляющей национальной инновационной системы.
Задачи:
- раскрыть содержание государственной инновационной политики;
- охарактеризовать прямые методы государственной поддержки инновационной деятельности;
- рассмотреть косвенные инструменты государственного регулирования инновационной деятельности.
6.1. Содержание и сущность инновационной политики государства
Основной приоритет развития России сегодня - инновационное обновление и модернизация экономики и общества. Уровень развития инновационной сферы определяет положение страны в мировом экономическом пространстве, конкурентоспособность национальной экономики и достижение экономической безопасности. В связи с этим большое внимание органами государственного управления на федеральном и региональном уровне отводится реализации инновационной политики.
Государственная инновационная политика в России представляет собой комбинацию политических, правовых, организационных мер по: формированию национальной инновационной системы; созданию благоприятного инновационного климата для инновационной деятельности; стимулированию спроса компаний и промышленных предприятий на результаты НИР и высокие технологии; обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности; использованию стимулов для развития малых инновационных предприятий; формированию инновационной инфраструктуры и поощрению кооперационных сетей. Таким образом, государственная инновационная политика направлена на оказание комплексной государственной поддержки инновационной деятельности.
Государственная поддержка инновационной деятельности в
Российской Федерации представляет собой совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.